Урок литературного чтения во 2 классе по теме: Нанайская сказка «Айога», Ненецкая сказка «Кукушка»
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Долгополова Юлия Владимировна

Урок литературного чтения во 2 классе

по теме: Нанайская сказка «Айога», Ненецкая сказка «Кукушка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект81.21 КБ
PDF icon презентация796.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

по теме: Нанайская сказка «Айога», Ненецкая сказка «Кукушка»

               1. Цель урока: познакомить учащихся с содержанием нанайской сказки «Айога», и ненецкой сказки «Кукушка»; проанализировать тексты сказок; отрабатывать навыки литературного чтении.

             2.  Задачи:

                - образовательные:

               формировать навык осознанного чтения, умения самостоятельно и коллективно работать с текстом;

 закрепить и развить представление о жанровых признаках волшебной сказки;

              - развивающие:

               развивать умение осмысливать поступки персонажей и давать им оценку;

развивать умение  сравнивать сказки; работать со словарём;

развивать умение находить в сказке отражение быта и традиций народа;

развивать речь, наблюдательность, память;

             - воспитательные:

способствовать осознанию особой значимости матери, как самого дорого и близкого человека;

воспитывать  чувство сопереживания;

формировать осознание нравственного долга перед родителями.

3. Тип урока: «открытие» нового знания.

4. Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, самоконтроль, взаимоконтроль.

5. Необходимое техническое оборудование: мультимедийные средства: компьютер, проектор, экран.

Тема: Нанайская сказка «Айога», Ненецкая сказка «Кукушка»

Цель: познакомить учащихся с содержанием нанайской сказки «Айога», и ненецкой сказки «Кукушка»; проанализировать тексты сказок; отрабатывать навыки литературного чтении

Тип урока: «открытие» нового знания.

Задачи:

формировать навык осознанного чтения, умения самостоятельно и коллективно работать с текстом;

закрепить и развить представление о жанровых признаках волшебной сказки.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • читать выразительно, осознанно, без ошибок;
  • описывать героев, их действия, поступки;
  • работать с толковым словарём.

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
  • планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
  • адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении задания.

Личностные:

проявлять:

  • интерес к народной сказке и её героям;
  • позитивное отношение к чтению;
  • интерес к созданию творческой работы по теме.

Метапредметные связи: окружающий мир.

УМК: «Перспектива»

Ресурсы урока:

1. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградова. Литературное чтение в 2-х частях. 2 класс  М.: Просвещение- 2014.

2. Мультимедийные средства: компьютер, проектор, экран.

3. Раздаточный материал: речевая разминка, для работы в паре, для работы в группе.

4. Толковый словарь. Под ред. Д. Н. Ушакова. Москва. Просвещение. 2000.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, самоконтроль, взаимоконтроль.

7. Технологическая карта урока

Этапы урока (мин.)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Организаци-онный момент

(1 мин.)

Учитель:

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работу начинаем.

Мотивация на настрой урока

Слушают, настраиваются на  работу.

Регулятивные: формировать целеустремлённость и настойчивость в достижении целей.

II. Проверка домашнего задания (4 мин.)

Выразительное чтение хантыйской сказки «Идэ»

Организует проверку домашнего задания.

Представляют домаш-нее задание, дополняют отвечающих.

Коммуникативные:

Включаются в диа-лог со сверстниками. Оценивают качество подготовки д/з

III.Актуализация знаний (4 мин.)

1. Беседа:

- Кто автор сказки «Идэ»?

- Что вы узнали о хантах?

- Какова главная мысль сказки?

Организует деятельность обучающихся.

1.Отвечают на вопросы:

- Автор сказки- ханты. Это северный народ.

Познавательные:

Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Речевая разминка (раздаточный материал):

Она всегда тебя поддержит.
Повеселит или утешит.
Тебя заботой окружит.
На помощь быстро поспешит.
Подарит светлый луч надежды,
И будет милой, доброй, нежной.
Красивой будет самой-самой…
Её зовут все дети мамой.

-Прочитайте медленно, потом  ускоряя темп.

-Прочитайте скороговоркой.

-Прочитайте выразительно.

Как вы понимаете пословицу «Ближе матери друга нет».

-Как связаны пословица и стихотворение?

Организует деятельность обучающихся- работу над выразительным чтением.

Создаёт проблемную ситуацию:

Отрабатывают выразительное чтение в группах и индивидуально (чтение соло, в парах, по рядам).

Отвечают на вопросы.

Личностные:

Морально-этическая ориентация; формирование нравственной позиции.

Коммуникативные:

Включаются в диа-лог со сверстниками.

4. Индивидуальная работа

Используя знаки под буквами, расшифруйте слово. (Айога)

Работа с загадкой.

Что за птица?
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка.)

-Отгадайте загадку.

-Расскажите, что вы знаете об этой птице.

-Почему птицу так назвали?

Отгадывают загадку. Рассказывают, что знают о кукушке.

Слайд № 3.

Познавательные:

Высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы.

IV. Постановка целей урока

(2 мин.)

Самоопределение к деятельности.

Беседа:

- Догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

-Какие   слова у вас получились?

-А кто-нибудь может эти слова связать с темой нашего урока?

-Сегодня на уроке мы познакомимся со сказками «Айога» и «Кукушка».

-Попробуйте определить цели урока.

- Прочитайте название сказок, с которыми мы сегодня познакомимся.

- Сделайте предположение по названию и иллюстрации, о чём эти сказки?

- Кто автор?

- Что вы знаете об этих народах?

Предлагает озвучить тему и цель урока.

Создаёт проблемную ситуацию.

Определяют тему и цели урока: познакомиться со сказками «Айога» и «Кукушка». Цели: узнать о северных народах, проанализировать сказки, определить – чему учат эти сказки. Читают название сказки, рассматриваю иллюстрации, делают предположение о содержании.

Регулятивные:

Планирование, целеполагание. Познавательные:

Высказывают предположения, сопоставляют иллюстрацию и название сказки, обсуждают проблемные вопросы.

V. Организация познавательной деятельности

(12 мин.)

 

1. Сообщение о нанайцах делает, заранее подготовленный ученик. Сообщение сопровождается работой с картой России и аудиозаписью «Море. Крики чаек».

Вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры.. Климат там суровый, лето очень короткое и прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные ветры. Растут там мхи, травы и карликовые деревья. Здесь живут чукчи, ханты, манси, якуты, нанайцы, ненцы и другие народности, которые занимаются оленеводством, рыболовством, охотой. Зима в тундре долгая и очень суровая. В середине зимы почти 2 месяца длится полярная ночь. На небе можно увидеть северные сияния. Нана́йцы — коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура Слово «нанай» растолковывается как «на» — земля, «най» — человек, человек земли.

Общая численность нанайцев — 12,2 тыс. человек. В прошлом нанайцы имели только имена; отчеств и фамилий не было и т.д.

- Что вы узнали о нанайском народе?

-Каковы условия жизни нанайского народа?

-Почему рассказ сопровождался звуками моря и криками чаек?

Воспринимают информацию, обсуждают увиденное.

Слайды № 5, 6.

Познавательные:

Выявляют особенности объектов в процессе рассматривания.

Личностные:

Выдвигают гипотезы и их обоснование.

Воспринимать речь одноклассников. Выражают положительное отношение к процессу познания.

2. Зарядка для глаз «Птичка». Слайд № 7.

Организует деятельность обучающихся.

Следят за двигающимися фигурками на экране.

Личностные:

Формирование личного, эмоционального отношения к себе своему здоровью

3. Знакомство со сказкой «Айога». (Чтение текста хорошо читающими учениками)

Подготовка к восприятию текста. Словарная работа.

В тексте нам встретятся новые слова, значение которых нам неизвестно. Кто знает значение этих слов?

Очаг – устройство для разведения и поддержания огня.

Покоробятся – искривятся, станут неровными.

Мялкой разомну – мялка – приспособление, чтобы мять кожу.

Знакомство со сказкой «Кукушка»

Словарная работа.

Чум, малица, наперсток.

5. Первичное закрепление.

Анализ содержания сказки.

- Определите тему сказки (о чём говорится в тексте).

- Определите вид сказки (о животных, бытовая или волшебная).

- Назовите персонажей сказки.

- Что для детей оказалось важнее: свои дела или просьбы матери?

-Охарактеризуйте детей.

-Почему сказка так называется?

- Какие чувства испытала больная мать?

- Какова главная мысль этой сказки?

- Чему учит сказка?

-Какие чувства вы испытали во время чтения?

-Что вас особенно тронуло в сказке?

-Все ли слова вам понятны?

Предлагает вступить в диалог, обсудить проблемные вопросы сказки, оценить эмоциональный настрой сказки

Отвечают на вопросы, пытаясь передать словами испытанные во время чтения чувства.

Читают в словаре толкование незнакомых слов.

Отвечают на вопросы, находят ответы на вопросы в тексте сказки, приводят примеры из собственного опыта, оценивают действия персонажей сказки.

Личностные:

Эмоциональное осознание окружающего мира.

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации. Анализируют, обобщают.

Регулятивные:

Учатся находить и объяснять непонятные слова.

Коммуникативные:

Сотрудничают в процессе поиска информации. Делятся мнениями, учатся учитывать позицию собеседника.

6. Работа над выразительным чтением.

Предлагает составить из слогов слова.

- С какой интонацией надо читать слова матери? А слова детей?

-Как распределить роли в сказке?

Составляют из слогов слова, читают их хором. Слайд № 10

Объясняют, с какой интонацией и почему надо читать по ролям. Оценивают чтение по ролям.

Коммуникативные:

Стремятся к сотрудничеству, учатся учитывать разные мнения.

Личностные:

Проявляют позитивное отношение.

Предметные:

Формирование умения читать по ролям.

VI. Физминутка (2 мин.)

Выполняем зарядку

Организует деятельность обучающихся.

Выполняют упражнения, танцуют в парах.

Личностные:

формирование эмоционального отношения к себе и своему здоровью.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторений

(14 мин.)

1. Разноуровневый тест «Сравнение сказок «Айога» и «Кукушка»

2. Проверка выполнения теста.

-Посмотрим, внимательно ли вы читали сказки «Айога» и «Кукушка». Выполните задания теста в трёх вариантах.

Выполняют тест, проверяют по образцу. Слайды.

.

Коммуникативные:

Стремятся к сотрудничеству, учатся учитывать разные мнения. Строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные:

Проявлять эмоционально- ценностное отношение к маме и уважение к ценностям других народов.

Познавательные:

Анализировать содержание сказки, сравнивать сказки по плану. Обосновывать свои суждения.

Регулятивные:

Осуществлять самопроверку.

Оценивать результаты своей и чужой деятельности.

VIII. Подведение итогов

(2 мин.)

- Что вас удивило сегодня больше всего?

- Что понравилось на уроке?

- Что нового узнали?

- О чём пришлось задуматься?

-Возвратимся к началу урока, добились ли мы поставленных целей?

Отвечают на вопросы, анализируют прошедший урок, дополняют друг друга.

Регулятивные:

Анализируют работу на уроке, соотносят запланированное и выполненное.

IX. Рефлексия «Букет для мамы»

(2 мин.)

- Оцените работу класса.

Вспомните пословицу, значение которой мы объясняли вначале урока «Ближе матери друга нет». Согласны ли вы, что мама для каждого человека самый близкий и важный человек?

- Как вы считаете, справедливо ли окончилась сказка «Айога»? Можно ли гордиться красотой?

Вывод: В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)?

Благодарит обучающихся за хорошую работу на уроке

Осуществляют оценку своей собственной учебной деятельности на уроке.

Личностные:

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

X. Домашнее задание (2 мин.)

- Каким может быть домашнее задание?

Задание на выбор: придумать сказку по аналогии (или стихотворение о маме ), или подобрать несколько пословиц к сказке и уметь их объяснять.

Предлагает домашнее задание выбрать по желанию.

Слушают учителя, задают вопросы для уточнения.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания.

Приложение № 2

Тесты

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Сравни сказки «Айога» и «Кукушка» и результаты запиши в таблицу.

Напиши, из каких сказок эти предложения.

1. «Не один, не два раза просила мать».

    _________________

2. «Вот однажды говорит ей мать».

    _________________

3. «И рыбу мать сама на реке ловила».

    _________________

4. «Я в воду упаду».

    _________________

5. «И вдруг малица перьями покрылась».

    _________________

6. «Зашипела, замахала руками, пальцы растопырила»,

     ________________

Обведи правильный ответ.

1. Нанайцы и ненцы живут-

    а) на юге,

    б) на востоке,

    в) на севере.

2. В сказках говорится -

    а) о мамах и их детях,

    б) о животных,

    в) о животных и детях.

3. Окончание сказок «Айога» и «Кукушка»

    а) весёлое,

    б) грустное

    в) не знаю.

План сравнения

«Айога»

«Кукушка»

Жанр

Название народа

Тема сказки

Герои

Поступки героев

                                


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"

УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....

Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе.Тема урока " Былины и богатырские сказки".

laquo;Былины название свое получили от слов «быль», «было». В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о побе...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Е.Благинина Кукушка, Котенок"(УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Е.А. Благинина «Кукушка» , «Котёнок» . Цели деятельности учителя:  формирование представлений о жизни и творчестве Е.А. Благи...