Урок литературного чтения во 2 классе по теме: Нанайская сказка «Айога», Ненецкая сказка «Кукушка»
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему
Урок литературного чтения во 2 классе
по теме: Нанайская сказка «Айога», Ненецкая сказка «Кукушка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 81.21 КБ |
презентация | 796.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе
по теме: Нанайская сказка «Айога», Ненецкая сказка «Кукушка»
1. Цель урока: познакомить учащихся с содержанием нанайской сказки «Айога», и ненецкой сказки «Кукушка»; проанализировать тексты сказок; отрабатывать навыки литературного чтении.
2. Задачи:
- образовательные:
формировать навык осознанного чтения, умения самостоятельно и коллективно работать с текстом;
закрепить и развить представление о жанровых признаках волшебной сказки;
- развивающие:
развивать умение осмысливать поступки персонажей и давать им оценку;
развивать умение сравнивать сказки; работать со словарём;
развивать умение находить в сказке отражение быта и традиций народа;
развивать речь, наблюдательность, память;
- воспитательные:
способствовать осознанию особой значимости матери, как самого дорого и близкого человека;
воспитывать чувство сопереживания;
формировать осознание нравственного долга перед родителями.
3. Тип урока: «открытие» нового знания.
4. Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, самоконтроль, взаимоконтроль.
5. Необходимое техническое оборудование: мультимедийные средства: компьютер, проектор, экран.
Тема: Нанайская сказка «Айога», Ненецкая сказка «Кукушка» Цель: познакомить учащихся с содержанием нанайской сказки «Айога», и ненецкой сказки «Кукушка»; проанализировать тексты сказок; отрабатывать навыки литературного чтении | Тип урока: «открытие» нового знания. | |||
Задачи: формировать навык осознанного чтения, умения самостоятельно и коллективно работать с текстом; закрепить и развить представление о жанровых признаках волшебной сказки. | ||||
Планируемые результаты: | ||||
Предметные:
| Метапредметные:
| Личностные: проявлять:
| ||
Метапредметные связи: окружающий мир. | УМК: «Перспектива» | |||
Ресурсы урока: 1. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградова. Литературное чтение в 2-х частях. 2 класс М.: Просвещение- 2014. 2. Мультимедийные средства: компьютер, проектор, экран. 3. Раздаточный материал: речевая разминка, для работы в паре, для работы в группе. 4. Толковый словарь. Под ред. Д. Н. Ушакова. Москва. Просвещение. 2000. | ||||
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, самоконтроль, взаимоконтроль. |
7. Технологическая карта урока
Этапы урока (мин.) | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. Организаци-онный момент (1 мин.) | Учитель: Вот звонок нам дал сигнал: | Мотивация на настрой урока | Слушают, настраиваются на работу. | Регулятивные: формировать целеустремлённость и настойчивость в достижении целей. |
II. Проверка домашнего задания (4 мин.) | Выразительное чтение хантыйской сказки «Идэ» | Организует проверку домашнего задания. | Представляют домаш-нее задание, дополняют отвечающих. | Коммуникативные: Включаются в диа-лог со сверстниками. Оценивают качество подготовки д/з |
III.Актуализация знаний (4 мин.) | 1. Беседа: - Кто автор сказки «Идэ»? - Что вы узнали о хантах? - Какова главная мысль сказки? | Организует деятельность обучающихся. | 1.Отвечают на вопросы: - Автор сказки- ханты. Это северный народ. | Познавательные: Логический анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Речевая разминка (раздаточный материал): Она всегда тебя поддержит. -Прочитайте медленно, потом ускоряя темп. -Прочитайте скороговоркой. -Прочитайте выразительно. Как вы понимаете пословицу «Ближе матери друга нет». -Как связаны пословица и стихотворение? | Организует деятельность обучающихся- работу над выразительным чтением. Создаёт проблемную ситуацию: | Отрабатывают выразительное чтение в группах и индивидуально (чтение соло, в парах, по рядам). Отвечают на вопросы. | Личностные: Морально-этическая ориентация; формирование нравственной позиции. Коммуникативные: Включаются в диа-лог со сверстниками. | |
4. Индивидуальная работа Используя знаки под буквами, расшифруйте слово. (Айога) Работа с загадкой. Что за птица? | -Отгадайте загадку. -Расскажите, что вы знаете об этой птице. -Почему птицу так назвали? | Отгадывают загадку. Рассказывают, что знают о кукушке. Слайд № 3. | Познавательные: Высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы. | |
IV. Постановка целей урока (2 мин.) | Самоопределение к деятельности. Беседа: - Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? -Какие слова у вас получились? -А кто-нибудь может эти слова связать с темой нашего урока? -Сегодня на уроке мы познакомимся со сказками «Айога» и «Кукушка». -Попробуйте определить цели урока. - Прочитайте название сказок, с которыми мы сегодня познакомимся. - Сделайте предположение по названию и иллюстрации, о чём эти сказки? - Кто автор? - Что вы знаете об этих народах? | Предлагает озвучить тему и цель урока. Создаёт проблемную ситуацию. | Определяют тему и цели урока: познакомиться со сказками «Айога» и «Кукушка». Цели: узнать о северных народах, проанализировать сказки, определить – чему учат эти сказки. Читают название сказки, рассматриваю иллюстрации, делают предположение о содержании. | Регулятивные: Планирование, целеполагание. Познавательные: Высказывают предположения, сопоставляют иллюстрацию и название сказки, обсуждают проблемные вопросы. |
V. Организация познавательной деятельности (12 мин.)
| 1. Сообщение о нанайцах делает, заранее подготовленный ученик. Сообщение сопровождается работой с картой России и аудиозаписью «Море. Крики чаек». Вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры.. Климат там суровый, лето очень короткое и прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные ветры. Растут там мхи, травы и карликовые деревья. Здесь живут чукчи, ханты, манси, якуты, нанайцы, ненцы и другие народности, которые занимаются оленеводством, рыболовством, охотой. Зима в тундре долгая и очень суровая. В середине зимы почти 2 месяца длится полярная ночь. На небе можно увидеть северные сияния. Нана́йцы — коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура Слово «нанай» растолковывается как «на» — земля, «най» — человек, человек земли. Общая численность нанайцев — 12,2 тыс. человек. В прошлом нанайцы имели только имена; отчеств и фамилий не было и т.д. - Что вы узнали о нанайском народе? | -Каковы условия жизни нанайского народа? -Почему рассказ сопровождался звуками моря и криками чаек? | Воспринимают информацию, обсуждают увиденное. Слайды № 5, 6. | Познавательные: Выявляют особенности объектов в процессе рассматривания. Личностные: Выдвигают гипотезы и их обоснование. Воспринимать речь одноклассников. Выражают положительное отношение к процессу познания. |
2. Зарядка для глаз «Птичка». Слайд № 7. | Организует деятельность обучающихся. | Следят за двигающимися фигурками на экране. | Личностные: Формирование личного, эмоционального отношения к себе своему здоровью | |
3. Знакомство со сказкой «Айога». (Чтение текста хорошо читающими учениками) Подготовка к восприятию текста. Словарная работа. В тексте нам встретятся новые слова, значение которых нам неизвестно. Кто знает значение этих слов? Очаг – устройство для разведения и поддержания огня. Покоробятся – искривятся, станут неровными. Мялкой разомну – мялка – приспособление, чтобы мять кожу. Знакомство со сказкой «Кукушка» Словарная работа. Чум, малица, наперсток. 5. Первичное закрепление. Анализ содержания сказки. - Определите тему сказки (о чём говорится в тексте). - Определите вид сказки (о животных, бытовая или волшебная). - Назовите персонажей сказки. - Что для детей оказалось важнее: свои дела или просьбы матери? -Охарактеризуйте детей. -Почему сказка так называется? - Какие чувства испытала больная мать? - Какова главная мысль этой сказки? - Чему учит сказка? | -Какие чувства вы испытали во время чтения? -Что вас особенно тронуло в сказке? -Все ли слова вам понятны? Предлагает вступить в диалог, обсудить проблемные вопросы сказки, оценить эмоциональный настрой сказки | Отвечают на вопросы, пытаясь передать словами испытанные во время чтения чувства. Читают в словаре толкование незнакомых слов. Отвечают на вопросы, находят ответы на вопросы в тексте сказки, приводят примеры из собственного опыта, оценивают действия персонажей сказки. | Личностные: Эмоциональное осознание окружающего мира. Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Анализируют, обобщают. Регулятивные: Учатся находить и объяснять непонятные слова. Коммуникативные: Сотрудничают в процессе поиска информации. Делятся мнениями, учатся учитывать позицию собеседника. | |
6. Работа над выразительным чтением. | Предлагает составить из слогов слова. - С какой интонацией надо читать слова матери? А слова детей? -Как распределить роли в сказке? | Составляют из слогов слова, читают их хором. Слайд № 10 Объясняют, с какой интонацией и почему надо читать по ролям. Оценивают чтение по ролям. | Коммуникативные: Стремятся к сотрудничеству, учатся учитывать разные мнения. Личностные: Проявляют позитивное отношение. Предметные: Формирование умения читать по ролям. | |
VI. Физминутка (2 мин.) | Выполняем зарядку | Организует деятельность обучающихся. | Выполняют упражнения, танцуют в парах. | Личностные: формирование эмоционального отношения к себе и своему здоровью. |
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторений (14 мин.) | 1. Разноуровневый тест «Сравнение сказок «Айога» и «Кукушка» 2. Проверка выполнения теста. | -Посмотрим, внимательно ли вы читали сказки «Айога» и «Кукушка». Выполните задания теста в трёх вариантах. | Выполняют тест, проверяют по образцу. Слайды. . | Коммуникативные: Стремятся к сотрудничеству, учатся учитывать разные мнения. Строить понятные для партнёра высказывания. Личностные: Проявлять эмоционально- ценностное отношение к маме и уважение к ценностям других народов. Познавательные: Анализировать содержание сказки, сравнивать сказки по плану. Обосновывать свои суждения. Регулятивные: Осуществлять самопроверку. Оценивать результаты своей и чужой деятельности. |
VIII. Подведение итогов (2 мин.) | - Что вас удивило сегодня больше всего? - Что понравилось на уроке? - Что нового узнали? - О чём пришлось задуматься? | -Возвратимся к началу урока, добились ли мы поставленных целей? | Отвечают на вопросы, анализируют прошедший урок, дополняют друг друга. | Регулятивные: Анализируют работу на уроке, соотносят запланированное и выполненное. |
IX. Рефлексия «Букет для мамы» (2 мин.) | - Оцените работу класса. Вспомните пословицу, значение которой мы объясняли вначале урока «Ближе матери друга нет». Согласны ли вы, что мама для каждого человека самый близкий и важный человек? - Как вы считаете, справедливо ли окончилась сказка «Айога»? Можно ли гордиться красотой? Вывод: В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)? | Благодарит обучающихся за хорошую работу на уроке | Осуществляют оценку своей собственной учебной деятельности на уроке. | Личностные: Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. |
X. Домашнее задание (2 мин.) | - Каким может быть домашнее задание? Задание на выбор: придумать сказку по аналогии (или стихотворение о маме ), или подобрать несколько пословиц к сказке и уметь их объяснять. | Предлагает домашнее задание выбрать по желанию. | Слушают учителя, задают вопросы для уточнения. | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания. |
Приложение № 2
Тесты
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | ||
Сравни сказки «Айога» и «Кукушка» и результаты запиши в таблицу. | Напиши, из каких сказок эти предложения. 1. «Не один, не два раза просила мать». _________________ 2. «Вот однажды говорит ей мать». _________________ 3. «И рыбу мать сама на реке ловила». _________________ 4. «Я в воду упаду». _________________ 5. «И вдруг малица перьями покрылась». _________________ 6. «Зашипела, замахала руками, пальцы растопырила», ________________ | Обведи правильный ответ. 1. Нанайцы и ненцы живут- а) на юге, б) на востоке, в) на севере. 2. В сказках говорится - а) о мамах и их детях, б) о животных, в) о животных и детях. 3. Окончание сказок «Айога» и «Кукушка» а) весёлое, б) грустное в) не знаю. | ||
План сравнения | «Айога» | «Кукушка» | ||
Жанр | ||||
Название народа | ||||
Тема сказки | ||||
Герои | ||||
Поступки героев |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"
УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....
Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"
Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...
Литературное чтение. 2 класс. Школа2100 Тема раздела: «Сказка мудростью богата». Тема урока: Где правда, там и счастье (корейская сказка «Честный мальчик»).
Литературное чтение. 2 класс. Школа2100Тема раздела: «Сказка мудростью богата»....
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе.Тема урока " Былины и богатырские сказки".
laquo;Былины название свое получили от слов «быль», «было». В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о побе...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Е.Благинина Кукушка, Котенок"(УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Е.А. Благинина «Кукушка» , «Котёнок» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве Е.А. Благи...