Урок литературного чтения.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Те Тема урока: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант».
Цель: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки;
учить их читать выразительно, без ошибок;
развивать внимание, мышление;
прививать любовь к природе.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, пересказывать кратко по опорным словам.
Оборудование: портрет и книги Бианки, тесты для проверки первичного восприятия текста, раздаточный материал для работы в парах, презентация ко всем этапам урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bianki_muzykant.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Конспект урока
по литературному чтению
во 2 классе
по произведению
Виталия Валентиновича Бианки
«Музыкант»
Подготовила: учитель начальных классов
Малянова Наталья Васильевна
2015 год
Тема урока: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант».
Цель: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки;
учить их читать выразительно, без ошибок;
развивать внимание, мышление;
прививать любовь к природе.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, пересказывать кратко по опорным словам.
Оборудование: портрет и книги Бианки, тесты для проверки первичного восприятия текста, раздаточный материал для работы в парах, презентация ко всем этапам урока.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Речевая разминка
На уроке мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
На доске:
Мишка и мушка. |
- Что показалось в этом стихотворении вам странным?
- Какое это стихотворение по характеру? Шуточное.
Чтение стихотворения вместе с учителем.
Чтение стихотворения самостоятельно.
Чтение вслух отдельными учениками стихотворения.
3. Определение темы и цели урока
На доске запись: Заходер
Крылов
Пушкин
Носов
Чуковский
Токмакова
- Установим фамилию писателя с произведениями и творчеством, которого познакомимся на уроке. Для этого нужно назвать имена писателей, фамилии которых вы видите на доске. Ответом будут первые буквы в именах.
На доске появляется запись:
Тема: Виталий Валентинович Бианки
Произведение: «Музыкант»
- Зная тему, поставьте цель урока.
- Цель урока: познакомимся с творчеством В.В. Бианки;
познакомимся с его произведением «Музыкант»;
будем учиться правильно, выразительно его читать и
анализировать.
4. Подготовительная работа
- Работа с биографией автора.
- Я расскажу вам о Бианки. Вы прослушаете биографию очень внимательно. Затем я раздам вам тексты о писателе с пропущенными словами, а вы восстановите их по памяти.
Виталий Бианки родился в Петербурге 30 января 1894 года в семье известного учёного биолога (биолог – человек, изучающий растения и животных).
Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира хранителя коллекций находилась прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей.
Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.
Разными были интересы, таким же — образование. Вначале — гимназия, затем — факультет естественных наук в университете, позднее — занятия в институте истории искусств.
Бианки никогда не привлекали наблюдения из окна уютного кабинета. Всю жизнь он много путешествовал (правда, не всегда по своей воле). Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее.
А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.
В книге «Чей нос лучше» мы найдём ответ на вопрос, нос какой птицы лучше: клеста, мухолова или пеликана. В книге «Лесные домишки» мы узнаем, где строят свои домики разные птицы и почему.
Отгадайте загадку: «Без рук, без топорёнка построена избёнка». В книжке «Мастер без топора» вы узнаете, как птицы строят гнёзда и какой птице все же пригодился топор.
В книге «Птичьи разговоры» дед Птицевед переводит ребятишкам разговоры птиц. Вы узнаете, о чём говорят домашние и дикие птицы.
Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».
Виталий Бианки родился … году в городе … . Отец его был учёным - … . В семье Бианки было … детей. Летом семья Бианки уезжала в деревню … . Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное … . Тогда ему было … лет. Он очень полюбил … . Бианки много путешествовал. Особенно запомнились походы по … . А самой знаменитой книгой стала книга « … » .
- Если вам будет трудно, то воспользуйтесь словами для справок.
Алтай, Петербург, биолог, трое детей, Лебяжье, 1894 год, путешествие, природу, «Лесная газета», 5 лет.
2.Словарная работа.
- В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.
Вначале дети сами пытаются определить значение слов. Затем предлагается их лексическое значение.
Медвежатник – охотник на медведей
Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы
Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством;
Опушка – край леса
Щепка - тонкая пластинка, отколотая от дерева.
- Предопределение учащимися содержания нового произведения.
- Зная название произведения, слово-отгадку из речевой разминки попытайтесь определить, о чём в нём пойдёт речь. (Учащиеся высказывают свои предположения).
4.Сведения о медведе из энциклопедии.
- А теперь дадим слово самому «медведю». (Один заранее подготовленный ученик в маске медведя.)
- Я самый сильный зверь в наших лесах. Я не привередлив к еде, всё ем: и корешки, и улиток, и разных мелких зверьков и птиц.
Но такого сластёны как я, в лесу больше нет. Люблю я разорить гнездо диких пчёл и полакомиться мёдом. Не зря меня назвали медведем, т.е. медоед. А ещё я люблю разворошить муравейник, положить туда лапу в самую середину. Муравьи облепят мою лапу, а я их слизываю и жмурюсь от удовольствия. Люблю и рыбку.
Осенью, нагуляв жир, я подыскиваю себе берлогу. Долго, как заяц, я петляю и путаю следы, чтобы никто не знал, где я устроился на зиму.
5.Чтение нового произведения учителем
После прочтения каждой части, задаётся вопрос-предположение о дальнейшем развитии событий.
6. Проверка первичного восприятия
- Чьё предположение оказалось более точным? (Учащиеся высказывают своё мнение).
- Понравился ли вам рассказ?
- Какой момент рассказа показался вам самым интересным? (Когда медведь играл на щепе.)
- Какую картину вы наиболее ярко представили, слушая рассказ?
- Ответьте на вопросы теста по прослушанному произведению, так, чтобы получился связный рассказ.
Тест (Работа в парах)
1) Что делал старик, когда встретил колхозника?
а) ловил рыбу;
б) играл на скрипке;
в) играл на баяне;
2) Что сообщил колхозник старику?
а) что он видел в лесу медведя;
б) что он собрал много грибов;
в) что в лесу много ягод;
- Как поступил старик?
а) остался сидеть на завалинке;
б) пошёл поговорить с соседом;
в) пошёл в лес;
- Какой звук услышал старик?
а) красивый тонкий звук;
б) как рубят деревья;
в) пронзительный комариный писк;
- Кого он увидел в лесу?
а) зайца;
б) лису;
в) медведя;
- Как поступил старик?
а) … …;
б) … …;
в) … … .
7.Физкультминутка
- Если я произнесу название музыкального инструмента, вы встанете на носочки и хлопните 3 раза в ладоши над головой вытянутыми вверх руками.
- Если я назову дерево, то вы сделаете полуприсяд и помашете прямыми руками 3 раза над головой крестообразно, как бы ни соглашаясь со мной.
Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина.
8. Повторное чтение рассказа по частям и анализ содержания.
1 часть.
- Какое увлечение было у старого охотника? ( Самостоятельно учился играть на скрипке.)
- Хорошо ли у него получалось?
- Как об этом сказано в рассказе? ( Скрипка трудный инструмент, он только научился, как пишет автор, «пиликать».)
- Как относился старый охотник к музыке? ( Он её любил.)
- Что посоветовал охотнику старый знакомый? Прочитай.
- Озаглавьте 1 часть.
Старый медвежатник любил музыку.
Медвежатник играет на скрипке.
2 часть.
- Как называют охотников на медведей? (Медвежатники.)
- Какую музыку услышал герой рассказа в лесу во время охоты? ( Он услышал красивые звуки, как будто играли на струне.)
-Почему эта музыка его заинтересовала? (Странно было слышать в лесу такой необычный звук.)
- Озаглавьте 2 часть.
Старик пошёл охотиться на медведя.
Звук в лесу.
3 часть.
- Как старик шёл на звук? (Осторожно.)
- Почему автор употребляет слово «подкрался»? Изменится ли смысл, если употребить слово «шёл».
- Как выглядел «музыкальный пенёк»? Прочитай.
- Как медведь играл на музыкальном пеньке?
- Сравни, как старик и медведь слушали пение щепы?
Озаглавьте 3 часть.
Медведь – музыкант.
4 часть.
- Почему же старый медвежатник не стрелял в медведя? ( Это был необычный медведь, медведь-музыкант.)
Озаглавьте 4 часть.
Охотник пожалел медведя.
Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я.
9. Работа над пересказом произведения.
1. Чтение рассказа учащимися по частям. (Работа в парах.)
2. Пересказ по опорным словам коллективно.
1 часть: старый медвежатник, завалинка, скрипка, плохо выходило, знакомый колхозник.
2 часть: пошёл в лес, долго искал, присел отдохнуть, тихо-тихо в лесу, красивый звук «Дзенн!», как струна, удивился, пошёл осторожно.
3 часть: подкрался, разбитое дерево, торчат щепки, схватил лапой, потянул, задрожала, слушает.
4 часть: вечером, проходил мимо, струна пела, не убил, он музыкант, рассказал.
- Восстановление текста. (Работа в парах.)
- Перед вами листочки с заданием. Вы должны в краткий пересказ рассказа «Музыкант» вставить подходящие предлоги.
Старый медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше … лес охотиться … медведя.
Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл … лес. Долго ходил он … лесу, устал и сел отдохнуть … пенёк. Вдруг слышит - … глубины леса доносится красивый звук.
Старик пошёл туда и видит: … опушке … разбитого грозой дерева сидит медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки. Щепка дрожит, и … воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже заслушался, как поёт щепка, как будто струна.
Послушал, послушал старик и пошёл … леса домой. Разве можно … такого музыканта стрелять!
10. Работа с иллюстрацией на стр. 144.
- Какому эпизоду рассказа соответствует данная иллюстрация?
- Можно ли сказать, что медведь с увлечением играет на «музыкальном пеньке»?
- К какому эпизоду рассказа вам хотелось сделать рисунок?
11. Обобщение по рассказу «Музыкант».
- Определите жанр произведения. (Это рассказ - небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика.)
- Кого автор называет музыкантом? (Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте.)
- Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов? (Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа.)
- В чём состоит главная мысль рассказа?
(Слушаются ответы учащихся).
- Старый охотник понял, что медведь, хоть и животное, но способно, как и человек оценить красоту звуков. Он увидел в медведе родственную душу, друга. А в друга стрелять никак нельзя.
12. Демонстрация рассказа В.В.Бианки «Кто чем поёт»
с использованием компьютера и звукового сопровождения.
- Задумывались ли вы, с помощью чего поют птицы?
- Знаете ли вы ответ на этот вопрос? (С помощью голоса.)
- Как издают звуки безголосые птицы, насекомые и другие животные?
- Я для вас приготовила сюрприз. Посмотрите и послушайте, как всё
интересно в мире природы.
Дети обмениваются впечатлениями.
13. Подведение итогов урока
- Скажите, о творчестве, какого автора мы говорили на сегодняшнем уроке.
- С каким его произведением познакомились?
- Чему учат произведения этого писателя? (Быть добрыми, бережливыми и внимательными к природе. Не забывать о том, что животные, как и люди, могут чувствовать: Им может нравиться музыка, они могут испытывать страх и отчаяние. В природе много интересного, Только нужно приглядеться и увидеть это интересное.
- Какие произведения В.Бианки вам захотелось прочитать?
- Хочется закончить урок словами В.В.Бианки «… в природе всё чудесно, не чудесного в ней нет».
14.Домашнее задание
- Подготовить выразительное чтение и краткий пересказ рассказа.
- По желанию, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
уроклитературного чтения "Сказка о царе Салтане"
Интегрированный урок с применением ИКТ....
«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».
Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....
Краевой конкурс общеобразовательных организаций по пропаганде чтения среди обучающихся в 2017 году Номинация «Русский язык, культура чтения» Мероприятие: Праздник книги и чтения «Читать – это престижно!» (посвященный продвижению книги и чтения в поддержку
Цель:-формирование и развитие культуры чтения в начальных классах; -познакомить детей с историей создания книги, расширить знания о художественной литературе;- привлечь учеников в би...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".
Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...
уроклитературного чтения на тему "Храбрый утенок" 2 класс
План-конспект урока по литературному чтению по теме "Храбрый утенок" во 2 классе...