Урок литературного чтения.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Малянова Наталья Васильевна

Те   Тема урока: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант».

  Цель: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки;

учить их читать выразительно, без ошибок;

развивать внимание, мышление;

прививать любовь к природе.

  Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, пересказывать кратко по опорным словам.

   Оборудование: портрет и книги Бианки, тесты для проверки первичного восприятия текста, раздаточный материал для работы в парах, презентация ко всем этапам урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bianki_muzykant.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                      «Средняя общеобразовательная школа № 9»

   

 

             

Конспект урока

            по литературному чтению

во 2 классе

                   по произведению    

  Виталия Валентиновича Бианки

                    «Музыкант»

                                                  Подготовила: учитель начальных классов

                                            Малянова Наталья Васильевна

                                                  2015 год

Тема урока: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант».

Цель: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки;

           учить их читать выразительно, без ошибок;

           развивать внимание, мышление;

           прививать любовь к природе.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, пересказывать кратко по опорным словам.

Оборудование: портрет и книги Бианки, тесты для проверки первичного восприятия текста, раздаточный материал для работы в парах, презентация ко всем этапам урока.

                                               Ход урока

1. Организационный момент

2. Речевая разминка

    На уроке мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку.

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз, 
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. 
(Медведь)

На доске:

       Мишка и мушка.
Мишка брёл лесной опушкой.
Повстречался мишка с мушкой.
Закричала мушка грозно:
- Уходи, пока не поздно! – 
Гром тут грянул, как из пушки.
Убежал медведь с опушки.

- Что показалось в этом стихотворении вам странным?

 - Какое это стихотворение по характеру? Шуточное.

Чтение стихотворения вместе с учителем.
Чтение стихотворения самостоятельно.
Чтение вслух отдельными учениками стихотворения.

3. Определение темы и цели урока

На доске запись: Заходер

                             Крылов

                             Пушкин

                             Носов

                             Чуковский

                             Токмакова

- Установим фамилию писателя с произведениями и творчеством, которого познакомимся на уроке. Для этого нужно назвать имена писателей, фамилии которых вы видите на доске. Ответом будут первые буквы в именах.

       На доске появляется запись:

Тема: Виталий Валентинович Бианки

Произведение: «Музыкант»

- Зная тему, поставьте цель урока.

- Цель урока: познакомимся  с творчеством В.В. Бианки;

                          познакомимся  с его произведением «Музыкант»;

                          будем учиться правильно, выразительно его читать и            

                          анализировать.

4. Подготовительная работа

  1. Работа с биографией автора.

  - Я расскажу вам о Бианки. Вы прослушаете биографию очень внимательно. Затем я раздам вам тексты о писателе с пропущенными словами, а вы восстановите их по памяти.

        Виталий Бианки родился в Петербурге  30 января 1894 года в семье известного учёного биолога (биолог – человек, изучающий растения и животных). 

       Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира хранителя коллекций находилась прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей.

        Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.

               Разными были интересы, таким же — образование. Вначале — гимназия, затем — факультет естественных наук в университете, позднее — занятия в институте истории искусств.

         Бианки никогда не привлекали наблюдения из окна уютного кабинета. Всю жизнь он много путешествовал (правда, не всегда по своей воле). Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее.

       А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.

       В книге «Чей нос лучше» мы найдём ответ на вопрос, нос какой птицы лучше: клеста, мухолова или пеликана. В книге «Лесные домишки» мы узнаем, где строят свои домики разные птицы и почему.

        Отгадайте загадку: «Без рук, без топорёнка построена избёнка». В книжке  «Мастер без топора» вы узнаете, как птицы строят гнёзда и какой птице все же пригодился топор.

       В книге «Птичьи разговоры» дед Птицевед переводит ребятишкам разговоры птиц. Вы узнаете, о чём говорят домашние и дикие птицы.

           Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».

      Виталий Бианки родился  …  году в городе    …   . Отец его был учёным -  …   . В семье Бианки было … детей. Летом семья Бианки уезжала в деревню   …   . Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное   …    . Тогда ему было  …  лет. Он очень полюбил …  . Бианки много путешествовал. Особенно запомнились походы по     …   . А самой знаменитой книгой стала книга  «     …       » .

   - Если вам будет трудно, то воспользуйтесь словами для справок.

Алтай, Петербург,  биолог, трое детей, Лебяжье, 1894 год, путешествие, природу,  «Лесная газета», 5 лет.

2.Словарная работа.

- В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.

      Вначале дети сами пытаются определить значение слов. Затем предлагается их лексическое значение.

Медвежатник – охотник на медведей

Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы

Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством;

Опушка – край леса

         Щепка  -  тонкая пластинка, отколотая от дерева.

  1. Предопределение учащимися содержания нового произведения.

- Зная название произведения, слово-отгадку из речевой разминки попытайтесь определить, о чём в нём пойдёт речь. (Учащиеся высказывают свои предположения).

4.Сведения о медведе из энциклопедии.

 - А теперь дадим слово самому «медведю». (Один заранее подготовленный  ученик в маске медведя.)

 - Я самый сильный зверь в наших лесах. Я не привередлив к еде, всё ем: и корешки, и улиток, и разных мелких зверьков и птиц.

   Но такого сластёны как я, в лесу больше нет. Люблю я разорить гнездо диких пчёл и полакомиться мёдом. Не зря меня назвали медведем, т.е. медоед. А ещё я люблю разворошить муравейник, положить туда лапу в самую середину. Муравьи облепят мою лапу, а я их слизываю и жмурюсь от удовольствия. Люблю и рыбку.

  Осенью, нагуляв жир,  я подыскиваю себе берлогу. Долго, как заяц, я петляю и путаю следы, чтобы никто не знал, где я устроился на зиму.

        5.Чтение нового произведения учителем

       После прочтения каждой части, задаётся вопрос-предположение о дальнейшем развитии событий.

6. Проверка первичного восприятия

    - Чьё предположение оказалось более точным? (Учащиеся высказывают своё мнение).

- Понравился ли вам рассказ?

- Какой момент рассказа показался вам самым интересным? (Когда медведь играл на щепе.)

- Какую картину вы наиболее ярко представили, слушая рассказ?

    - Ответьте на вопросы  теста по прослушанному произведению, так, чтобы получился связный рассказ.

      Тест (Работа в парах)

1) Что делал старик, когда встретил колхозника?

     а) ловил рыбу;

     б) играл на скрипке;

     в) играл на баяне;

2) Что сообщил колхозник старику?

     а) что он видел в лесу медведя;

     б) что он собрал много грибов;

     в) что в лесу много ягод;

  1. Как поступил старик?

а) остался сидеть на завалинке;

б) пошёл поговорить с соседом;

в) пошёл в лес;

  1. Какой звук услышал старик?

а) красивый тонкий звук;

б) как рубят деревья;

в) пронзительный комариный писк;

  1. Кого он увидел в лесу?

а) зайца;

б) лису;

в) медведя;

  1. Как поступил старик?

а) … …;

б) … …;

в) … … .

        7.Физкультминутка

 

    - Если я произнесу название музыкального инструмента, вы встанете на носочки  и хлопните 3 раза в ладоши над головой вытянутыми вверх руками.

    - Если я назову дерево, то вы сделаете полуприсяд  и помашете прямыми руками 3 раза  над головой крестообразно, как бы ни соглашаясь со мной.

   

Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина.

8. Повторное чтение рассказа по частям и анализ содержания.

     1 часть.

 - Какое увлечение было у старого охотника? ( Самостоятельно учился играть на скрипке.)

 - Хорошо ли у него получалось?

 - Как об этом сказано в рассказе? ( Скрипка трудный инструмент, он только научился, как пишет автор, «пиликать».)

 - Как относился старый охотник к музыке? ( Он её любил.)

 - Что посоветовал охотнику старый знакомый? Прочитай.

 - Озаглавьте 1 часть.

Старый медвежатник любил музыку.

Медвежатник играет на скрипке.

     

     2 часть.

 - Как называют охотников на медведей? (Медвежатники.)

 - Какую музыку услышал герой рассказа в лесу во время охоты? ( Он услышал красивые звуки, как  будто играли на струне.)

 -Почему эта музыка его заинтересовала? (Странно было слышать в лесу такой необычный звук.)

  - Озаглавьте 2 часть.

Старик пошёл охотиться на медведя.

Звук в лесу.

             3 часть.

  - Как старик шёл на звук? (Осторожно.)

 - Почему автор употребляет слово «подкрался»?  Изменится ли смысл, если употребить слово «шёл».

 - Как выглядел «музыкальный пенёк»? Прочитай.

 - Как медведь играл на музыкальном пеньке?

  -  Сравни, как старик и медведь слушали пение щепы?

     Озаглавьте 3 часть.

            Медведь – музыкант.

             4 часть.

 - Почему же старый медвежатник не стрелял в медведя? ( Это был необычный медведь, медведь-музыкант.)

           Озаглавьте 4 часть.

     Охотник пожалел медведя.

Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я.

 9.  Работа над пересказом произведения.

      1. Чтение рассказа учащимися по частям. (Работа в парах.) 

      2. Пересказ по опорным словам коллективно.

1 часть:  старый медвежатник, завалинка, скрипка, плохо выходило, знакомый колхозник.

2 часть:  пошёл в лес,  долго искал, присел отдохнуть, тихо-тихо в лесу, красивый звук «Дзенн!», как струна, удивился, пошёл осторожно.

3 часть:  подкрался, разбитое дерево, торчат щепки, схватил лапой, потянул, задрожала, слушает.

4 часть:  вечером, проходил мимо, струна пела, не убил, он музыкант, рассказал.

  1. Восстановление текста. (Работа в парах.)

    - Перед вами листочки с заданием. Вы должны в краткий пересказ рассказа «Музыкант» вставить подходящие предлоги.

     Старый медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше … лес охотиться … медведя.

     Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл … лес. Долго ходил он … лесу, устал и сел отдохнуть … пенёк. Вдруг слышит  -  … глубины леса доносится красивый звук.  

      Старик пошёл туда и видит:  … опушке  …   разбитого грозой дерева сидит медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки. Щепка дрожит, и … воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже заслушался, как поёт щепка, как будто струна.

     Послушал, послушал старик и пошёл … леса домой.  Разве можно … такого музыканта стрелять!

10. Работа с иллюстрацией на стр. 144.

 - Какому эпизоду рассказа соответствует данная иллюстрация?

 - Можно ли сказать, что медведь с увлечением играет на «музыкальном пеньке»?

 - К какому эпизоду рассказа вам хотелось сделать рисунок?

11. Обобщение по рассказу «Музыкант».

   - Определите жанр произведения. (Это рассказ -  небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика.)

   - Кого автор называет музыкантом? (Автор называет музыкантом старика и медведя.  Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте.)

   - Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов? (Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа.)

   -  В чём состоит главная мысль рассказа?

     (Слушаются ответы учащихся).

- Старый охотник понял, что медведь, хоть и животное, но способно, как и человек оценить красоту звуков. Он увидел в медведе родственную душу, друга. А в друга стрелять никак нельзя.

12.  Демонстрация рассказа В.В.Бианки «Кто чем поёт»

       с использованием компьютера и звукового сопровождения.

  - Задумывались ли вы, с помощью чего поют птицы?  

  - Знаете ли вы ответ на этот вопрос? (С помощью голоса.)

  - Как издают звуки безголосые птицы, насекомые и другие животные?

          - Я для вас приготовила сюрприз. Посмотрите и послушайте, как всё

           интересно в мире природы.

            Дети обмениваются впечатлениями.

13. Подведение итогов урока

     - Скажите,  о творчестве, какого автора мы говорили на сегодняшнем уроке.

     - С каким его произведением познакомились?

     - Чему учат произведения этого писателя? (Быть добрыми, бережливыми и внимательными к природе. Не забывать о том, что животные, как и люди, могут чувствовать: Им может нравиться музыка, они могут испытывать страх и отчаяние. В природе много интересного, Только нужно приглядеться и увидеть это интересное.

   - Какие произведения В.Бианки вам захотелось прочитать?

  - Хочется закончить урок словами В.В.Бианки «… в природе всё чудесно, не чудесного в ней нет».

14.Домашнее задание

  1. Подготовить выразительное чтение и краткий пересказ рассказа.
  2. По желанию, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку рассказа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

уроклитературного чтения "Сказка о царе Салтане"

Интегрированный урок с применением ИКТ....

«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».

Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....

Краевой конкурс общеобразовательных организаций по пропаганде чтения среди обучающихся в 2017 году Номинация «Русский язык, культура чтения» Мероприятие: Праздник книги и чтения «Читать – это престижно!» (посвященный продвижению книги и чтения в поддержку

 Цель:-формирование и развитие культуры чтения в начальных классах; -познакомить детей с историей создания книги, расширить знания о художественной литературе;- привлечь учеников в би...

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

уроклитературного чтения на тему "Храбрый утенок" 2 класс

План-конспект урока по литературному чтению по теме "Храбрый утенок" во 2 классе...