«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».
статья по логопедии (1, 2 класс) на тему
Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alennikova_s._simptomatika_narusheniy_chteniya.docx | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».
В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины, вызывающие эти трудности, многозначны. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 100 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость наиболее сильное. Этот фактор – овладение навыком чтения.
Будущие первоклассники, переступая порог школы, приобретают новый социальный статус. В этот переходный период происходит формирование нового вида деятельности – учебной. А качество этого процесса будет зависеть от того, насколько хорошо были сформированы необходимые предпосылки в дошкольном периоде. К ним можно отнести: общее физическое развитие, состояние зрительной и слуховой функций; развитие мелких движений рук и пальцев; овладение достаточным объёмом знаний, представлениями о пространстве и времени; владение чёткой речью, умение осуществлять звукобуквенный анализ и синтез; развитие произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти и многие другие компоненты базовых знаний.
Именно в начальный период обучения происходят изменения и появляются новообразования в развитии внимания и памяти – переход к опосредованному запоминанию и овладению приёмами запоминания и воспроизведения. Идёт развитие словесно-логической формы мышления.
Анализ проблемы несформированности и нарушения процесса чтения основывается на понимании их причин. Существует такая точка зрения: нарушение возникает в результате общего недоразвития речевых навыков: фонетико-фонематических и лексико-грамматических. Но А. Н. Корнев для понимания механизмов нарушения использовал клинические, энцефалографические, нейропсихологические и психологические исследования. Мы остановимся на педагогической точке зрения. Ежегодно, проводя диагностическое обследование первоклассников, отмечаю у большинства из них наиболее часто встречающиеся нарушения:
- Несформированность правильного звукопроизношения.
- Бедность словарного запаса.
- Нарушение в формировании фонематических процессов.
- Нарушения в грамматическом оформлении речи.
- Низкий уровень зрительного восприятия, гнозиса и мнезиса.
- Затруднения в обобщении и способности выделять существенные признаки предметов.
- Нарушения в формировании сукцессивных и симультанных процессов.
С этими трудностями и начинают обучение в школе наши дети. И именно в данный период им необходима логопедическая помощь, которая должна строиться поэтапно, от простого к сложному.
Итак, чтение- это сложный психо-физический процесс, в котором принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Путь чтения начинается с гностических процессов: различения и узнавания образов букв, далее происходит соотнесение звука и буквы. В чтении выделяют техническую и смысловую нагрузки. Воспроизведение слова происходит в момент фиксации глаз на строке.
Существуют 4 ступени формирования чтения:
- Овладение звукобуквенными обозначениями;
- Послоговое чтение;
- Становление целостных приёмов восприятия слов;
- Синтетическое чтение.
Для успешного овладения чтением ребёнок должен преодолеть все ступени по порядку. Рассмотрим то, как это должно происходить.
1 ступень – овладение звукобуквенными обозначениями.
Данный процесс начинает осуществляться уже в добукварный период (в детском саду) и в букварный период (в школе). Сначала ребёнком воспринимается графическое изображение и дифференциация букв, соотнесение их со звуковым значением. При этом ребёнок должен хорошо различать звуки, а уж потом и буквы.
Буквенный образ и название будут усвоены, если:
- Ребёнок различает изолированно звуки речи;
- У ребёнка должно быть представление о звуковой системе изолированных звуков в потоке речи;
- Должно быть достаточно сформировано фонематическое восприятие, анализ и синтез, зрительный анализ и синтез, пространственные представления и хорошо развита функция зрительного мнезиса (запоминания).
2 ступень – слоговое чтение.
Это узнавание букв и слияние их в слог без труда. На этой ступени темп чтения должен быть медленный, но может появляться смысловая догадка в конце слов.
3 ступень – целостные приёмы чтения.
Простые слова из 2-4-6 прямых слогов должны читаться легко. Сложные со стечением согласных – труднее.
4 ступень – синтетическое чтение.
Это уже целостные приёмы чтения словами, целыми группами слов. Техническая сторона уже не затруднена, а важным становится осмысление прочитанного. При этом высок темп чтения, могут присутствовать выразительность и беглость.
Что является нарушением чтения?
Нарушения чтения могут проявляться в следующих трудностях:
в овладении оптическим образом буквы;
в синтезе букв в слог, слово;
в неспособности разделять слова на оптические и акустические компоненты, т.е. несоответствие записи и произношения;
в нарушении ударения в словах;
в воспроизведении мелодики слова (его слоговая структура).
Нарушения чтения сопровождаются :
Нарушениями пространственно-временных связей;
Нарушениями моторной функции рук, ног;
Затруднениями процесса мнезиса;
Неспособностью составлять слова из букв в беспорядке;
Неумением прочитать слово хотя бы с отсутствием 1 буквы; затруднение в развитии гностико-практических функций.
Дислексия- это совокупность нарушений чтения, имеющих повторяющийся и стойкий характер ошибок. Если характер ошибок не таков, значит это лишь затруднения в формировании чтения. Дислексия обусловлена и несформированностью психических функций, участвующих в процессе чтения. В присутствии или отсутствии дислексии значение имеют наследственные факторы, анатомические отклонения в строении артикуляционного аппарата, нарушения в стволе головного мозга (у 70-80% мальчиков).
Каковы же группы ошибок при чтении?
- Замена и смешение букв при чтении (оптические и фонетические);
- Побуквенное чтение, нарушение слияния в слог;
- Искажения звуко-слоговой структуры слова (пропуск, добавления, перестановки букв);
- Нарушение понимания прочитанного;
- Медленный темп чтения;
- Аграмматизмы в чтении (нарушения согласования слов, неправильное употребление падежных окончаний на 3-4 ступенях чтения);
- Нарушение глазодвигательной функции, вследствие этого сдвиг читаемого на строку ниже или выше.
У детей с нарушениями чтения могут быть трудности в пространственных ориентировках, в формировании величины предметов, в моторных координациях (плохо рисующие дети плохо усваивают буквы). Дислексия бывает связанна с нарушениями устной речи, может быть смешанной или ложной (у учеников 1 классов).
Принципы коррекции нарушений чтения.
- Комплексность (взаимосвязь с письмом);
- Опора на сохранные звенья всех анализаторных систем;
- Максимальный учёт зоны ближайшего развития ( что может ребёнок);
- Системность и систематичность помощи;
- Учёт симптоматики:
При фонематической дислексии – развитие фонематических процессов.
При оптической – развитие буквенного гнозиса и мнезиса.
При семантической – развитие функции понимания прочитанного.
При аграмматической – коррекция лексико-грамматического строя.
При мнестической – развитие памяти, внимания и мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.
Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...
Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.
Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...
Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.
Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...
Конспект урока по обучению грамоте (чтению) " Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении".
Учебный материал предполагает работу по формированию у первоклассников осмысленного чтения предложений....
«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Диагностика дислексий».
Описываются некоторые приёмы диагностики возможных нарушений чтения на ранних этапах его формирования. Предлагаются известные упражнения и материалы из личного опыта работы педагога....
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий с учащимися 2-3 классов по преодолению нарушений письма и чтения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...
дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера".
Дислексия"Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в по...