Урок по литературному чтению на тему «Н.Г. Гарин – Михайловский «Старый колодезь»»
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Здебская Маргарита Владимировна
Цель: • Ввести в круг детского чтения произведения русских писателей; • Учить понимать главную мысль и содержание произведения, понимать позицию автора и выражать свою точку зрения, отрабатывать навык чтения молча и вслух. Задачи: • Формировать основы анализа художественного текста, исходя из принципа единства формы и содержания; • Раскрыть роль важнейших эпизодов произведения в раскрытии мотивов поступков героев и главной мысли; • Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению на тему

«Н.Г. Гарин – Михайловский «Старый колодезь»», («Детство Темы»),

4 класс

Цель:

        Ввести в круг детского чтения произведения русских писателей;

        Учить понимать главную мысль и содержание произведения, понимать позицию автора и выражать свою точку зрения, отрабатывать навык чтения молча и вслух.

Задачи:

        Формировать основы анализа художественного текста, исходя из принципа единства формы и содержания;

        Раскрыть роль важнейших эпизодов произведения в раскрытии мотивов поступков героев и главной мысли;

        Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение.

Оборудование: учебник литературного чтения рабочая часть №1, толковый словарь, картинки с изображением разных типов колодцев.

 

Ход урока:

1.      Организационный момент.

2.      Речевая разминка:

Прочитайте скороговорку 3 раза: медленно, быстрее совсем быстро, но без ошибок, четко выговаривая все звуки:

У осы – не усы, не  усищи, а усики.

Прочитайте скороговорку грустно, радостно, торжественно.

3.      Вступительная беседа

Учитель: с каким произведением мы с вами познакомились на прошлом уроке?( Ответы детей Н.Г.Гарин – Михайловский «Детство Темы», глава 4 «Старый колодезь»)

Учитель: одно из домашних заданий – было приготовить сообщение об авторе. Я прошу Никиту рассказать нам о жизни Н.Г.Гарина – Михайловского. (биография автора)

Учитель: ребята, что мы узнали о Н.Г.Гарине – Михайловском? (2-3 ответа)

ПРОБЛЕМА: Ребята, а вы не задумывались, почему же авторы нашего учебника поместили для вашего чтения именно главу «Старый колодезь», что же главное, важное хотели нам сказать с помощью этой главы авторы учебника? (ответы детей). Именно над этим вопросом мы сегодня будем с вами работать на протяжении всего нашего урока.

Учитель: почему эта глава называется «Старый колодезь»? (ответы детей). Что такое «колодезь»? Как вы понимаете? (ответы детей)

Учитель: Лена нам приготовила толкование слова «колодезь». Давайте ее послушаем.

По толковому словарю Даля:

Колодезь – это узкая и глубокая яма: спуск в землю; ямное заводское устройство разного рода.

Колодезь – это яма, вырытая до водяной жилы для воды и одетая срубом либо камнем.

Учитель: ребята, обратите внимание на рисунки колодцев , представленные на доске.

        Коромысловый тип колодца (так называемый «журавль») – это колодец, из которого вода добывается рычаговой системой «журавля». 

                                     

        Русский колодец – крытая бревенчатая шахта с воротом, к которому цепью привязывается ведро. Барабан вращается рукояткой.

                           

Учитель: А каким вы себе представляете колодец в данном произведении (старый, грязный, много мусора, плохо пахнет и т.д.)

4.      Анализ художественного произведения.

Учитель: как называется самое главное в любом произведении , то о чем нам хочет сказать автор? (главная мысль)

Учитель: итак, давайте с вами попробуем определить главную мысль изучаемого произведения, но для начала назовите главных героев. (Тема)

Учитель: с какого вопроса Темы начинаются все события? Найдите в тексте и зачитайте.

«Няня, где Жучка?»

Учитель: давайте разговор няни и Темы зачитаем по ролям (чтение отрывка по ролям).

Учитель: как  вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец? Каким слово няня называет его? (Ирод)

Учитель: Рамиль для нас приготовил толкование слова «ирод». Давайте его послушаем.

Ирод – царь, живший в древности. В христианских мифах говорится, что когда он узнал о рождении Христа, стал избивать всех младенцев. Поэтому Ирод прославился, как мучитель и злодей.

Учитель: таким образом, имя собственное стало нарицательным, в тексте оно пишется с маленькой буквы.

 

Учитель: каких людей называют  «иродами»? (злых, жестоких, бессердечных людей).

Учитель: итак, в этой части, с чем Тема встречается?

Дети: со злом (слово зло вывешиваю на доску).

Учитель: что решил сделать Тема? (Спасти Жучку).

Учитель: какое необычное состояние Темы подчеркивает автор в первой части? (Болезнь)

Учитель: найдите в первом абзаце строки, подтверждающие, что Тема заболевает. Зачитайте . («Сон то легкий, то тяжелый, кошмарный…, жаждет воспаленное от начинающей горячки тело Темы…»)

Учитель: итак, значит Тема  болен. (Вывешиваю на доску слово «болезнь»).

Учитель: прошла ли болезнь, когда Тема уже встал и пошел спасать Жучку? (Нет)

Учитель: почему же больной мальчик не возвращается в постель, а спешит к колодцу . (ответы детей)

Учитель: значит, Тема отправился к  колодцу.

Учитель: на ваших столах находятся листы с описанием колодца. Давайте зачитаем.

Учитель: а теперь поработаем в парах. Подчеркните, пожалуйста, слова, которые усиливают мрачность этого места. (Работа в парах, выборочное чтение 2 -3 человека).

Текст:

«… Тема, наклонившись, стал вглядываться. Фонарь тускло освещал потемневший сруб колодца, теряясь все глубже и глубже в охватившем его мраке, и наконец, на трехсаженной глубине осветил дно.

Тонкой глубокой щелью какой – то далекой панорамы мягко сверкнула перед Темой в бесконечной глубине мрака неподвижная, прозрачная, точно зеркальная гладь вонючей поверхности, тесно обросшая со всех сторон слизистыми стенками полусгнившего сруба.

Каким – то ужасом смерти пахнула на него со дна этой далекой, нежно светившейся, страшной глади. Он точно почувствовал на себе ее прикосновение и содрогнулся за свою Жучку….»

Учитель: какие вы бы испытывали чувства, если бы оказались на месте Темы? (Страх). Вывешиваю слов «страх».

Учитель: какие же чувства пришлось испытать нашему герою в момент нахождения в колодце? Чтобы ответить на этот вопрос, поработаем в группах.

Для каждой группы представлены списки чувств человека. Подчеркните те чувства, которые испытывал Тема, когда находился внутри этого жуткого места.

Страх

Одиночество

Радость

Бессилие

Сознание гибели

Счастье

Спокойствие

Гордость 

Зачитывают выбранные ответы.

Учитель: если не взять себя в руки, данные чувства к чему могут привести? (к смерти). Вывешиваю слово «смерть». 

Учитель: Что же происходит дальше, Тема остался в колодце? (нет, стал подниматься.)

Учитель: какие трудности испытывал Тема при подъеме на поверхность? Зачитайте. («…не хватает воздуха и сил, а это главное, что нужно для подъема…») 

  (вывешиваю слово «Трудность»)

Учитель: ребята, давайте с вами представим: Тема находится на глубине 6 метров (3 сажени), он на грани срыва на дно колодца. Какая же сила приходит на помощь Теме? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте снова поработаем в группах. Для каждой группы представлены списки слов, выберите из них, что помогло преодолеть жуткие, страшные чувства. Подчеркните их. Зачитайте.

Преодоление страха

Жадность

Трусость

Сила духа

Слабость

Сила воли

Любовь

Учитель: сумел ли Тема одолеть зло, болезнь, страх, смерть, трудности?

Как вы думаете, что ему помогло преодолеть все эти трудности?  Какое главное чувство движет человеком? (любовь) 

ИТОГ УРОКА: посмотрите на схему, расположенную на доске и попробуйте сформулировать главную мысль произведения! ( Любовь побеждает все: и зло, и смерть, и трудности, и страх, и болезнь.)

Тема – благородный мальчик с любящей душой. Он на деле доказывает любовь своему четвероногому другу. Добрые дела оказываются сильнее зла, а горячее, любящее сердечко способно преодолеть страх и подарить жизнь другому существу. Добрые дела требуют от человека напряжения всех его душевных сил – только добро будет сильнее зла. Хочется закончить урок словами русского писателя Федора Михайловича Достоевского: «Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих».

Рефлексия:

Учитель: если вам понравился урок поднимите, пожалуйста, карточку зеленого цвета.

Если вам понравилось все, но были затруднения, поднимите карточку желтого цвета . 

Если вам не понравился урок, было скучно и неинтересно, то поднимите карточку красного цвета.

Домашнее задание: 

1. Рисунок «Жучка – собака Темы»

2. Пересказ понравившего вам эпизода.

 

                                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Н.Г. Гарин-Михайловский "Старый колодезь" ("Детство Тёмы")

Урок по литературному чтению на тему "Н.Г. Гарин-Михайловский "Старый колодезь" ("Детство Тёмы"), 4-й класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс. ПНШ...

Технологическая карта урока - Гарин-Михайловский - Старый колодезь

Технологическая карта урока - Гарин-Михайловский - Старый колодезь...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»...

Разработка урока по литературному чтению «Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь»

Предмет Литературное чтениеКласс 4аБазовый учебник  Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2019Тема урока Н. Гарин-Михайло...

Разработка урока по литературному чтению «Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь»

Предмет Литературное чтениеКласс 4аБазовый учебник  Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2019Тема урока Н. Гарин-М...