Урок по литературному чтению на тему «Н.Г. Гарин – Михайловский «Старый колодезь»»
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по литературному чтению на тему «Н.Г. Гарин – Михайловский «Старый колодезь»» | 168.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению на тему
«Н.Г. Гарин – Михайловский «Старый колодезь»», («Детство Темы»),
4 класс
Цель:
∙ Ввести в круг детского чтения произведения русских писателей;
∙ Учить понимать главную мысль и содержание произведения, понимать позицию автора и выражать свою точку зрения, отрабатывать навык чтения молча и вслух.
Задачи:
∙ Формировать основы анализа художественного текста, исходя из принципа единства формы и содержания;
∙ Раскрыть роль важнейших эпизодов произведения в раскрытии мотивов поступков героев и главной мысли;
∙ Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение.
Оборудование: учебник литературного чтения рабочая часть №1, толковый словарь, картинки с изображением разных типов колодцев.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Речевая разминка:
Прочитайте скороговорку 3 раза: медленно, быстрее совсем быстро, но без ошибок, четко выговаривая все звуки:
У осы – не усы, не усищи, а усики.
Прочитайте скороговорку грустно, радостно, торжественно.
3. Вступительная беседа
Учитель: с каким произведением мы с вами познакомились на прошлом уроке?( Ответы детей Н.Г.Гарин – Михайловский «Детство Темы», глава 4 «Старый колодезь»)
Учитель: одно из домашних заданий – было приготовить сообщение об авторе. Я прошу Никиту рассказать нам о жизни Н.Г.Гарина – Михайловского. (биография автора)
Учитель: ребята, что мы узнали о Н.Г.Гарине – Михайловском? (2-3 ответа)
ПРОБЛЕМА: Ребята, а вы не задумывались, почему же авторы нашего учебника поместили для вашего чтения именно главу «Старый колодезь», что же главное, важное хотели нам сказать с помощью этой главы авторы учебника? (ответы детей). Именно над этим вопросом мы сегодня будем с вами работать на протяжении всего нашего урока.
Учитель: почему эта глава называется «Старый колодезь»? (ответы детей). Что такое «колодезь»? Как вы понимаете? (ответы детей)
Учитель: Лена нам приготовила толкование слова «колодезь». Давайте ее послушаем.
По толковому словарю Даля:
Колодезь – это узкая и глубокая яма: спуск в землю; ямное заводское устройство разного рода.
Колодезь – это яма, вырытая до водяной жилы для воды и одетая срубом либо камнем.
Учитель: ребята, обратите внимание на рисунки колодцев , представленные на доске.
∙ Коромысловый тип колодца (так называемый «журавль») – это колодец, из которого вода добывается рычаговой системой «журавля».
∙ Русский колодец – крытая бревенчатая шахта с воротом, к которому цепью привязывается ведро. Барабан вращается рукояткой.
Учитель: А каким вы себе представляете колодец в данном произведении (старый, грязный, много мусора, плохо пахнет и т.д.)
4. Анализ художественного произведения.
Учитель: как называется самое главное в любом произведении , то о чем нам хочет сказать автор? (главная мысль)
Учитель: итак, давайте с вами попробуем определить главную мысль изучаемого произведения, но для начала назовите главных героев. (Тема)
Учитель: с какого вопроса Темы начинаются все события? Найдите в тексте и зачитайте.
«Няня, где Жучка?»
Учитель: давайте разговор няни и Темы зачитаем по ролям (чтение отрывка по ролям).
Учитель: как вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец? Каким слово няня называет его? (Ирод)
Учитель: Рамиль для нас приготовил толкование слова «ирод». Давайте его послушаем.
Ирод – царь, живший в древности. В христианских мифах говорится, что когда он узнал о рождении Христа, стал избивать всех младенцев. Поэтому Ирод прославился, как мучитель и злодей.
Учитель: таким образом, имя собственное стало нарицательным, в тексте оно пишется с маленькой буквы.
Учитель: каких людей называют «иродами»? (злых, жестоких, бессердечных людей).
Учитель: итак, в этой части, с чем Тема встречается?
Дети: со злом (слово зло вывешиваю на доску).
Учитель: что решил сделать Тема? (Спасти Жучку).
Учитель: какое необычное состояние Темы подчеркивает автор в первой части? (Болезнь)
Учитель: найдите в первом абзаце строки, подтверждающие, что Тема заболевает. Зачитайте . («Сон то легкий, то тяжелый, кошмарный…, жаждет воспаленное от начинающей горячки тело Темы…»)
Учитель: итак, значит Тема болен. (Вывешиваю на доску слово «болезнь»).
Учитель: прошла ли болезнь, когда Тема уже встал и пошел спасать Жучку? (Нет)
Учитель: почему же больной мальчик не возвращается в постель, а спешит к колодцу . (ответы детей)
Учитель: значит, Тема отправился к колодцу.
Учитель: на ваших столах находятся листы с описанием колодца. Давайте зачитаем.
Учитель: а теперь поработаем в парах. Подчеркните, пожалуйста, слова, которые усиливают мрачность этого места. (Работа в парах, выборочное чтение 2 -3 человека).
Текст:
«… Тема, наклонившись, стал вглядываться. Фонарь тускло освещал потемневший сруб колодца, теряясь все глубже и глубже в охватившем его мраке, и наконец, на трехсаженной глубине осветил дно.
Тонкой глубокой щелью какой – то далекой панорамы мягко сверкнула перед Темой в бесконечной глубине мрака неподвижная, прозрачная, точно зеркальная гладь вонючей поверхности, тесно обросшая со всех сторон слизистыми стенками полусгнившего сруба.
Каким – то ужасом смерти пахнула на него со дна этой далекой, нежно светившейся, страшной глади. Он точно почувствовал на себе ее прикосновение и содрогнулся за свою Жучку….»
Учитель: какие вы бы испытывали чувства, если бы оказались на месте Темы? (Страх). Вывешиваю слов «страх».
Учитель: какие же чувства пришлось испытать нашему герою в момент нахождения в колодце? Чтобы ответить на этот вопрос, поработаем в группах.
Для каждой группы представлены списки чувств человека. Подчеркните те чувства, которые испытывал Тема, когда находился внутри этого жуткого места.
Страх Одиночество Радость Бессилие Сознание гибели Счастье Спокойствие Гордость |
Зачитывают выбранные ответы.
Учитель: если не взять себя в руки, данные чувства к чему могут привести? (к смерти). Вывешиваю слово «смерть».
Учитель: Что же происходит дальше, Тема остался в колодце? (нет, стал подниматься.)
Учитель: какие трудности испытывал Тема при подъеме на поверхность? Зачитайте. («…не хватает воздуха и сил, а это главное, что нужно для подъема…»)
(вывешиваю слово «Трудность»)
Учитель: ребята, давайте с вами представим: Тема находится на глубине 6 метров (3 сажени), он на грани срыва на дно колодца. Какая же сила приходит на помощь Теме? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте снова поработаем в группах. Для каждой группы представлены списки слов, выберите из них, что помогло преодолеть жуткие, страшные чувства. Подчеркните их. Зачитайте.
Преодоление страха Жадность Трусость Сила духа Слабость Сила воли Любовь |
Учитель: сумел ли Тема одолеть зло, болезнь, страх, смерть, трудности?
Как вы думаете, что ему помогло преодолеть все эти трудности? Какое главное чувство движет человеком? (любовь)
ИТОГ УРОКА: посмотрите на схему, расположенную на доске и попробуйте сформулировать главную мысль произведения! ( Любовь побеждает все: и зло, и смерть, и трудности, и страх, и болезнь.)
Тема – благородный мальчик с любящей душой. Он на деле доказывает любовь своему четвероногому другу. Добрые дела оказываются сильнее зла, а горячее, любящее сердечко способно преодолеть страх и подарить жизнь другому существу. Добрые дела требуют от человека напряжения всех его душевных сил – только добро будет сильнее зла. Хочется закончить урок словами русского писателя Федора Михайловича Достоевского: «Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих».
Рефлексия:
Учитель: если вам понравился урок поднимите, пожалуйста, карточку зеленого цвета.
Если вам понравилось все, но были затруднения, поднимите карточку желтого цвета .
Если вам не понравился урок, было скучно и неинтересно, то поднимите карточку красного цвета.
Домашнее задание:
1. Рисунок «Жучка – собака Темы»
2. Пересказ понравившего вам эпизода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Н.Г. Гарин-Михайловский "Старый колодезь" ("Детство Тёмы")
Урок по литературному чтению на тему "Н.Г. Гарин-Михайловский "Старый колодезь" ("Детство Тёмы"), 4-й класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс. ПНШ...
Технологическая карта урока - Гарин-Михайловский - Старый колодезь
Технологическая карта урока - Гарин-Михайловский - Старый колодезь...
Конспект урока по литературному чтению на тему: «Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»
Конспект урока по литературному чтению на тему: «Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»...
Разработка урока по литературному чтению «Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь»
Предмет Литературное чтениеКласс 4аБазовый учебник Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2019Тема урока Н. Гарин-Михайло...
Разработка урока по литературному чтению «Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь»
Предмет Литературное чтениеКласс 4аБазовый учебник Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2019Тема урока Н. Гарин-М...