Разработка урока по литературному чтению «Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Салихова Гульсина Динафовна

 

Предмет Литературное чтение

Класс

Базовый учебник  Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2019

Тема урока Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»)

Цели урока: Ввести в круг детского чтения произведения русских писателей.

Учить понимать главную мысль и содержание произведения, понимать позицию автора и выражать свою точку зрения, отрабатывать навык чтения молча и вслух.

Задачи:

  • Формировать основы анализа художественного текста, исходя из принципа единства формы и содержания;
  • Раскрыть роль важнейших эпизодов произведения в раскрытии мотивов поступков героев и главной мысли;
  • Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение.

Учебная: обобщить полученные знания по разделу; обогащать и развивать устную речь обучающихся.

Общедидактическая: развивать творческие способности, умение эмоционально реагировать на чтение; развивать навыки выразительного чтения; учить планировать своё действие с поставленной задачей и условиями её реализации.

Воспитательная: воспитывать любовь к животным, прививать любовь к чтению.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Совершенствовать умение анализировать произведение, совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения, обогащать словарный запас.

Личностные:

– признавать важность учёбы и познания нового,  понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

– проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Метапредметные:

Регулятивные:

– сверять свои действия с целью и при  необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

– вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Познавательные:

– делать вывод на основе обобщения;

– определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

– слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;

– участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Тип урока  Урок обобщения и систематизации знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

Разработка урока по литературному чтению

«Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь»

                                                       Выполнила: учитель начальных классов

                                                       Салихова Гульсина Динафовна

Панаевск

2020г.                          

Технологическая карта урока

Предмет Литературное чтение

Класс

Базовый учебник  Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2019

Тема урока Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»)

Цели урока: Ввести в круг детского чтения произведения русских писателей.

Учить понимать главную мысль и содержание произведения, понимать позицию автора и выражать свою точку зрения, отрабатывать навык чтения молча и вслух.

Задачи:

  • Формировать основы анализа художественного текста, исходя из принципа единства формы и содержания;
  • Раскрыть роль важнейших эпизодов произведения в раскрытии мотивов поступков героев и главной мысли;
  • Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение.

Учебная: обобщить полученные знания по разделу; обогащать и развивать устную речь обучающихся.

Общедидактическая: развивать творческие способности, умение эмоционально реагировать на чтение; развивать навыки выразительного чтения; учить планировать своё действие с поставленной задачей и условиями её реализации.

Воспитательная: воспитывать любовь к животным, прививать любовь к чтению.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Совершенствовать умение анализировать произведение, совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения, обогащать словарный запас.

Личностные:

– признавать важность учёбы и познания нового,  понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

– проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Метапредметные:

Регулятивные:

– сверять свои действия с целью и при  необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

– вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Познавательные:

– делать вывод на основе обобщения;

– определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

– слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;

– участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Тип урока  Урок обобщения и систематизации знаний

Необходимое оборудование карточки для парной и групповой работы, нетбуки, «Лесенка успеха»

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

Организационное начало урока

1 мин

-Положите правую руку себе на сердце… Почувствуйте его биение… Я хочу, чтобы ваши сердца сегодня на уроке работали вместе.

-Сегодня мы с вами должны очень плодотворно поработать. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.  Прочитайте на доске пословицу, как вы ее понимаете?

-Это половица будет девизом нашего урока.

Проверяют готовность к уроку.

Объясняют смысл пословицы.

Регулятивные: настрой на работу, самоанализ к готовности к уроку.

Речевая разминка

2 мин

- Приготовьтесь к дыхательным упражнениям и речевой разминке. Сядьте правильно. Расслабьтесь.

- вдох носом, выдох через рот; дуйте свечу.

- Прочитайте стихотворение шёпотом и медленно.

- А теперь прочтите громко и весело.

Если хмурится с утра,

Нам поможет доброта.

Ну-ка, друзья, соберитесь

И друг другу улыбнитесь.

-К чему призывает стихотворение?

Делают дыхательные упражнения, читают стихотворение с разной интонацией.

Познавательные: применение предметных знаний.

Личностные:

проявление интереса к уроку.

Регулятивные: умение правильно читать.

Постановка учебной задачи

4 мин

-Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с музыкального фрагмента из произведения Людвига Ван Бетховена «Лунная соната».  Вы его послушайте и скажите мне, каким настроением пронизана эта музыка?

-Прежде чем послушать музыку и ответить на этот вопрос, вспомните, пожалуйста, что мы узнали о композиторе, когда изучали по окружающему миру тему «Слух»?

-Почему он не перестал писать музыку, работать с учениками?

-А  теперь слушаем фрагмент и определяем характер музыки.

 (Грустью, переживаниями, тоской, печалью)

- При чтении какого произведения мы испытали с вами такие же чувства?

- Верно – «Старый колодезь».

- Как зовут автора этого произведения? Н.Г Михайловский

(Слайд с портретом)

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Чему мы с вами сегодня должны научиться?

-Для чего нам нужны эти знания?

Слушают музыку и определяют характер музыки.

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Регулятивные:

определение, формулировка учебной задачи на уроке в диалоге с учителем.

Коммуникативные:

оформление своей мысли в устной речи, умение договариваться, уступать, находить общее решение при работе в группе,

находить необходимую информацию.

Обобщение и систематизация знаний

5 мин

-На прошлом уроке я рассказала вам о Николае Георгиевиче Гарине -Михайловском, но наши ребята нашли интересные факты из его биографии и сейчас вам о них расскажут.

(1-й ученик) По образованию Гарин-Михайловский был инженером путей сообщения, строил железные дороги и мосты. Можно сказать, что это он соединил Челябинск с Европой и Азией, ведь именно он строил тяжелейший участок железной дороги от Уфы до Челябинска через хребты Уральских гор и дальше – в Сибирь. 120 лет назад – в 1892 году в Челябинск пришел первый поезд – в этом тоже немалая заслуга Н.Г. Гарина-Михайловского!

Много путешествовал: исколесил всю Россию, побывал в Японии, Америке, Европе, прошел с экспедицией пешком и верхом на лошади 1600 км. по Северной Корее и Маньчжурии, вел дневники и путевые записи, собрал и издал корейские сказки.

Профессия позволяла ему многое увидеть. Благодаря своему характеру, лишенному даже намёка на лень, он терпеливо фиксировал путёвые впечатления, записывая поразившие его факты на чём придётся, а благодаря природному литературному дару, смог впоследствии поразить читателей достоверностью и красочностью своих рассказав.

(2-й ученик) Гарин-Михайловский очень хотел, чтобы  дети были счастливы. И засевал в своем имении целые поля алыми маками – для красоты, а как-то раз устроил прямо в лесу новогоднюю ёлку с раздачей подарков для детей железнодорожников и крестьян из близлежащих деревень. Он вообще очень любил делать подарки людям – знакомым, малознакомым и вовсе незнакомым. Был невероятно щедр. Строил школы для крестьян, устраивал спектакли для народа, преобразовывал отсталые крестьянские хозяйства. Он очень хотел изменить, улучшить жизнь.

- Спасибо, ребята, вот такая интересная и насыщенная жизнь была у писателя.

Николай Георгиевич хорошо знал нелёгкую жизнь простого народа, его нужды, заботы,  все время стремился помочь людям.  

Регулятивные: умение преподнести информацию.

- И сегодня на уроке мы перенесёмся с вами в далёкое прошлое и проживём один день с главным героем произведения «Старый колодезь»

-К какому жанру относится это произведение ? - Это повесть.

Что означает термин “повесть”?

-Повесть - это произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.

Как зовут главного героя?

Всё ли произведение представлено в учебнике? (Нет).

 – Правильно, в трилогии Гарина-Михайловского более 20 глав.

ПРОБЛЕМА: Ребята, а вы не задумывались, почему же авторы нашего учебника поместили для вашего чтения именно главу «Старый колодезь», что же главное, важное хотели нам сказать с помощью этой главы авторы учебника? (ответы детей).

-Давайте ответим на этот вопрос в конце урока

Отвечают на вопросы.

Работают над проблемой урока.

Регулятивные:

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

5.

Физкультминутка

2мин

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).

Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

Выполняют движения.

Личностные:

ориентировка на здоровый образ жизни.

6.

Применение знаний и умений в новой ситуации

15 мин

-Сегодня мы с вами поработаем в группах.

-Давайте вспомним правила работы в группе:

  • Работать дружно.
  • Быть внимательными друг к другу, вежливыми.
  • Прислушиваться к мнению товарища.

-Как называется самое главное в любом произведении , то о чем нам хочет сказать автор? (главная мысль)

-Итак, давайте мы с вами попробуем определить главную мысль изучаемого произведения.

- С какого вопроса Темы начинаются все события? Найдите в тексте и зачитайте.

«Няня, где Жучка?»

-  Зачитайте разговор няни и Темы.

-Как  вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец? Каким словом няня называет его? (Ирод)

-Давайте найдем в толковом словаре толкование слова «ирод».

Ирод – царь, живший в древности. В христианских мифах говорится, что когда он узнал о рождении Христа, стал избивать всех младенцев. Поэтому Ирод прославился, как мучитель и злодей.

-Таким образом,  Ирод  - это имя царя, значит какое имя существительное?  собственное

-А почему слово  ирод в тексте написали с маленькой буквы?

 -Каких людей называют  «иродами»? (злых, жестоких, бессердечных людей).

- Итак, в этой части, с чем Тема встречается?

-Со злом (слово зло вывешиваю на доску).

 Что решил сделать Тема? (Спасти Жучку).

-Какое необычное состояние Темы подчеркивает автор в первой части? (Болезнь)

Найдите в первом абзаце строки, подтверждающие, что Тема заболевает. Зачитайте . («Сон то легкий, то тяжелый, кошмарный…, жаждет воспаленное от начинающей горячки тело Темы…»)

-Итак, значит Тема  болен. (Вывешиваю на доску слово «болезнь»).

-Прошла ли болезнь, когда Тема уже встал и пошел спасать Жучку? (Нет)

очему же больной мальчик не возвращается в постель, а спешит к колодцу (ответы детей)

Значит, Тема отправился к  колодцу. А каким вы себе представляете колодец в данном произведении (старый, грязный, много мусора, плохо пахнет и т.д.)

 На ваших столах находятся листы с описанием колодца. Давайте зачитаем текст вполголоса

 Текст:

«… Тема, наклонившись, стал вглядываться. Фонарь тускло освещал потемневший сруб колодца, теряясь все глубже и глубже в охватившем его мраке, и наконец, на трехсаженной глубине осветил дно.

Тонкой глубокой щелью какой – то далекой панорамы мягко сверкнула перед Темой в бесконечной глубине мрака неподвижная, прозрачная, точно зеркальная гладь вонючей поверхности, тесно обросшая со всех сторон слизистыми стенками полусгнившего сруба.

Каким – то ужасом смерти пахнула на него со дна этой далекой, нежно светившейся, страшной глади. Он точно почувствовал на себе ее прикосновение и содрогнулся за свою Жучку….»

-А теперь поработаем в группах:

Задание для первой группы: перед вами рисунки колодцев, найдите и подчеркните в тексте слова, которые показывают, о каком из этих колодцев говорится в тексте.

Задание для второй группы: подчеркните, слова, которые усиливают мрачность этого места.  

Задание для третьей  группы:  найдите предложение, которое показывает на какой глубине был колодец. Вычислите глубину колодца, если 1 сажень –это 2 м 13 см.

-Какие вы бы испытывали чувства, если бы оказались на месте Темы? (Страх). Вывешиваю слов «страх».

Какие же чувства пришлось испытать нашему герою в момент нахождения в колодце? Чтобы ответить на этот вопрос, поработаем в парах.

Для каждой пары представлены списки чувств человека. Подчеркните те чувства, которые испытывал Тема, когда находился внутри этого жуткого места.

Страх

Одиночество

Радость

Бессилие

Сознание гибели

Счастье

Спокойствие

Гордость 

Зачитывают выбранные ответы.

-Если не взять себя в руки, данные чувства к чему могут привести? (к смерти). Вывешиваю слово «смерть». 

-Что же происходит дальше, Тема остался в колодце? (нет, стал подниматься.)

-Какие трудности испытывал Тема при подъеме на поверхность? Зачитайте. («…не хватает воздуха и сил, а это главное, что нужно для подъема…») 

  (вывешиваю слово «Трудность»)

-Что, какие чувства помогли мальчику бороться с трудностями, давайте ответим на эти вопросы, поработав в группах:

Задание для 1 группы:  найдите отрывок, где описывается картина,   природы, которая дает  Теме силы на дне колодца:

(Чтение отрывка: «Тёма поднимает голову, смотрит вверх, в далёкое ясное небо, видит где-то высоко над собою маленькую весёлую птичку, беззаботно скачущую на краю колодца…»)

- Вся эта безоблачная картина очень высоко и далеко.

 Задание для 2 группы:  какими словами мальчик подбадривает себя, когда он на грани срыва на дно колодца, найдите этот отрывок.

 «Не надо бояться, не надо бояться!…Стыдно бояться! Трусы только боятся!…»

Дети находят слова Тёмы: «Кто делает дурное  -  боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю…» 

Задание для 3 группы: выберите на карточке слова, которые показывают то, что помогло Тёме преодолеть жуткие, страшные чувства, подчеркните их.

Преодоление страха

Жадность

Трусость

Сила духа

Слабость

Сила воли

Любовь

-Сумел ли Тема одолеть зло, болезнь, страх, смерть, трудности?

-Как вы думаете, что ему помогло преодолеть все эти трудности?  Какое главное чувство движет человеком? (любовь) 

Работа с учебни ком

Работа с толковым словарем.

Работают с учебником, выборочное чтение.

Чтение текста вполголоса

Работают в группах

Работают в парах

Работают в группах

Коммуникативные:

воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,                 находить в тексте информацию, необходимую для ее решения        описывать объект: передавать его внешние характеристики,      используя выразительные средства языка.

Познавательные:

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Регулятивные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные:

воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,                 находить в тексте информацию,   необходимую для ее решения .            

Познавательные:

уметь делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные:

умение  участвовать в диалоге, умение отстаивать свою точку зрения.

Коммуникативные: умение слушать, обра-щаться с вопросом к учителю и однокласс-никам.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, доносить свою позицию до других.

Коммуникативные:

учиться выполнять различные роли в группе.

Познавательные:

умение отбирать из своего опыта нужную информацию.

Регулятивные: умение высказывать свое мнение, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

7.

Итог урока

3 мин

-Посмотрите на схему, расположенную на доске и попробуйте сформулировать главную мысль произведения! ( Любовь побеждает все: и зло, и смерть, и трудности, и страх, и болезнь.)

-В начале урока мы поставили перед собой несколько вопросов.

-Ребята, а теперь попробуйте ответить на вопрос, почему же Людвиг Ван Бетховен не перестал сочинять, работать с детьми, какое же чувство помогло композитору?

-Что же  главное хотели сказать авторы учебника?

 -Значит, чему учит нас это произведение? (быть добрыми, преодолеть трудности, любить, помогать)

Обобщают и делают вывод.

Познавательные:

уметь делать выводы в результате совместной работы.

Личностные:

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

8.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

4 мин

-А теперь проверим ваши знания, хорошо ли вы усвоили  тему, выполним тест.

Работа с электронным приложением

Тест

Вопрос № 1
Как ты думаешь, в какой сборник можно включить это произведение?

 "Рассказы о животных"
 "Рассказы о детях"
 Авторские сказки.

Вопрос № 2
Дополни ответ.
После знакомства с главой "Старый колодезь" стало понятно, что Тёма спасая Жучку...

 знал, что его похвалят родители.
 очень боялся, что у него не получится спасти его.
 кричал и звал на помощь взрослых.

Вопрос № 3
Жучку в колодец бросил какой-то ИРОД. Каким словом можно заменить слово ИРОД?

 враг
 родственник
 мучитель

Вопрос № 4
Какая из пословиц наиболее точно отражает главную мысль текста?

 С хорошим другом горы свернёшь, а с плохим горе хлебнёшь.
 Друг познаётся в беде.
 Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Вопрос № 5
Дополни предложение.
В главе "Старый колодезь" говорится о том...

 как жучка попала в колодец.
 как Тёма спасал Жучку из колодца.
 какие взаимоотношения у Тёмы с Жучкой

Оценивание теста:

8 баллов – «5»

7, 6 баллов – «4»

5 и ниже баллов – «3»

Выполняют задания на нетбуках.

Регулятивные: умение контролировать и кор-ректировать запись

9.

Рефлексия

«Лесенка успеха»

2 мин

-Что нового узнали на уроке?

-Кто испытал затруднения? Почему?

- Ребята,  а теперь оцените себя, на какой ступеньке вы оказались  в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

Дети оценивают свои достигнутые результаты.

Регулятивные:

самооценка работы на уроке.

10.

Домашнее задание

(по выбору)

1 мин

1. Нарисовать понравившийся эпизод.

2. Подготовить пересказ той части рассказа, который затронул Вашу душу.

3. Написать письмо Тёме, в котором выразить восхищение его поступком.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

Личностные:

способность выбирать, резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

11.

Организационное завершение урока

1 мин

Всем спасибо за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».2 класс.УМК "Школа России".

КОНСПЕКТ УРОКА по литературному чтениюТема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»Цели деятельности учителя: знакомство обучающихся с произведением Л.Н Толстого "Старый дед и внучек"...

Разработка урока по литературному чтению «Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь»

Предмет Литературное чтениеКласс 4аБазовый учебник  Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2019Тема урока Н. Гарин-Михайло...