Н.Г. Гарин-Михайловский "Старый колодезь" ("Детство Тёмы")
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Урок по литературному чтению на тему "Н.Г. Гарин-Михайловский "Старый колодезь" ("Детство Тёмы"), 4-й класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literaturnomu_chteniyu_na_temu.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению на тему "Н.Г. Гарин-Михайловский "Старый колодезь" ("Детство Тёмы"), 4-й класс

Цели:

ввести в круг детского чтения произведения русских писателей,

учить понимать главную мысль и содержание произведения, понимать позицию автора и выражать свою точку зрения, отрабатывать навык чтения молча и вслух.

Ход урока

Организационный момент.

(Проверить готовность учащихся к уроку)

– Сегодня у нас урок литературного чтения. Что даёт этот урок?

(Знакомство с новыми литературными произведениями, с новыми интересными писателями.)

– Для чего необходимо изучать литературные произведения? Может человек и без них мог бы прожить?

(При изучении литературы у человека формируется интеллект, повышается культура общения между людьми, развивается речь. Человек в своих монологах, суждениях очень часто использует выражения из литературных произведений, за счёт чего обогащается литературный запас человека)

– Какие же цели вы ставите перед собой на урока литературного чтения?

(Познакомиться с литературными произведениями, с теоретическими понятиями, с творчеством писателя)

– А какие цели ставлю перед собой я?

(Научить нас понимать литературное произведение, преподнести материал в доступной форме.)

Повторение.

– Давайте вспомним некоторые литературные произведения. Обратите внимание на выставку книг, представленную здесь. Назовите авторов и произведения.

(А. П. Чехов “Ванька”, Л. П. “Честное слово”, К. Г. Паустовский “Заячьи лапы”, Н. Носов.)

– А как вы думаете, по какому принципу подобраны все эти книги? (Все эти произведения о детях)

– А со всеми ли авторами вы знакомы? (нет)

– Что мы можем предположить, увидев эту книгу на нашей выставке? (Что это произведение о детях)

– А хотите узнать, как она называется? (Да)

– Давайте расшифруем название этого произведения:

ДТСТВ ТМ
СТРЙ КЛДЗЬ

(Детство Темы. Старый колодезь)

Сообщение темы урока.

– Кто из вас догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Н. Г. Гарин – Михайловский “старый колодезь”.)

– Какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке?

(Познакомиться с автором, его творчеством и его произведением)

– А моя задача: вам в этом помочь.

Знакомство с творчеством писателя.

– Настоящая фамилия писателя – Михайловский. Псевдонимом “Гарин” он обязан собственному маленькому сыну, которого звали Гари.

Самая знаменитая его книга “Детство Темы” – произведение автобиографическое. Первое издание повести 1892 году (114 лет назад) вызывало единодушное одобрение читателей, писателей, критиков.

– Рассмотрите портрет Н. Г. Гарина – Михайловского. Попробуйте, глядя на изображение, предположить, каким он был человеком?

– Современники считали Гарина – Михайловского выдающейся личностью и выдающимся писателем, человеком редкого благородства, талантливым педагогом.

– Перед вами текст, прочитав который, вы узнаете много нового и интересного о судьбе Гарина-Михайловского. (Настоящая фамилия писателя – Михайловский. Псевдонимом “Гарин” он обязан собственному маленькому сыну, которого звали Гари.

Николай Георгиевич Михайловский родился в богатой семье: его отец был высокопоставленным военным.

Самая знаменитая его книга “Детство Темы” – произведение автобиографическое.

По образованию Гарин-Михайловский был инженером путей сообщения, строил железные дороги и мосты, объехал почти всю Россию, бывал в других странах, даже совершил кругосветное путешествие. Профессия позволяла ему многое увидеть. Благодаря своему характеру, лишенному даже намёка на лень, он терпеливо фиксировал путёвые впечатления, записывая поразившие его факты на чём придётся, а благодаря природному литературному дару, смог впоследствии поразить читателей достоверностью и красочностью своих рассказав.)

– Значение все слов вам понятно? Проверим.

автобиографическое произведение.

инженер путей сообщения.

путевые впечатления.

Беседа по прочитанному.

– Что узнали нового о семье Н. Г. Гарина-Михайловского?

– Кем он был по профессии?

– Каким образом Гарин-Михайловский собирал материал для своих рассказов?

– А как вы думаете, каким будет произведение “ Старый колодезь”? (Достоверное и красочное)

Работа с текстом.

– “Старый колодезь” – это 4 глава из повести “Детство Темы”. Почему “Колодезь”, а не колодец?

– А как вы думаете, что означает термин “повесть”? (В повести описывается целый ряд событий, определённый период в жизни человека, в событиях принимают участие несколько действующих лиц).

– Итак, обратим особое внимание на то, что это отдельная глава из большой и интересной повести, прочитав которую, вы захотите прочитать всю повесть.

Перед вами иллюстрация и ключевые слова к первой части, по ним мы попробуем предугадать содержание первой части.

– Что вы можете сказать по иллюстрации к первой части?

– Как вы думаете, кем может быть этот мальчик?

– Обратите особое внимание на выражение лица мальчика, что можно о нём сказать?

– Обратите внимание на группу слов, постарайтесь дать своё определение словам.

нервно и возбуждённо;

кошмарный;

с замиранием и наслаждением;

начинающаяся горячка;

удушливый жар;

мысли роем теснились в голове;

с ужасом вслушивался в слова няни.

– Посмотрев ещё раз на эту группу слов, можем ли мы предположить о ком или о чём будет произведение?

– А теперь давайте проверим наши предположения по содержанию произведения.

Чтение 1 части. (Читают 2 ученика).

Беседа по прочитанной части.

– В какое время суток происходит действие?

– Что почувствовал Тема после сообщения няни? Ответьте словами из текста.

– Какие выводы мы можем сделать о состоянии героя?

– Подтвердились ли наши предположения, сделанные нами перед прочтением 1 части?

Подготовительная работа к прочтению 2 части.

– Итак, перед прочтением 2 части, мы снова обращаемся к иллюстрациям. Как вы думаете, что происходит в этот момент?

– Обращаемся к ключевым словам:

прошёл на цыпочках;

каретник;

вожжи;

жердь;

болезнь прогрессировала.

– Какие предположения о развитии событий мы можем сделать?

– Давайте проверим наши предположения.

Чтение 2 части.

Беседа по прочитанному.

– Как готовится Тема к спасению Жучки?

– Какими были эти действия – непонятными, бессмысленными, чёткими, продуманными? Обоснуйте свой ответ.

– Как вы думаете, почему Тема ни с кем не посоветовался, ни у кого не попросил помощи?

– Почему так спешил к колодцу?

– Подтвердились ли наши предположения по содержанию? Домашнее задание.

– Нарисовать иллюстрацию “Жучка – собачка Темы”.

Итог урока.

– Каких успехов мы достигли?

– Выполнили ли мы поставленную перед собой цель?

– Что особенно было интересно?

– Как класс работал на уроке?

– Как бы вы оценили себя?

– Кто был самым активным?

Домашнее задание: составить рассказ про Тёму.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 3 класс. ПНШ...

Тест по литературному чтению Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»

Тест по литературному чтению Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»...

Конспект урока литературного чтения "Детство Тёмы"

Цель деятельности учителя: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»; совершенствование умения давать характеристику ...

Тест по литературному чтению к произведению Н. Гарина-Михайловского "Детство Тёмы", 3 класс

Тест составлен для учащихся 3 класса, обучающихся по программе "ПНШ"...