Технологическая карта урока - Гарин-Михайловский - Старый колодезь
план-конспект урока по чтению по теме

Габделманнафова Дина Ниязовна

Технологическая карта урока - Гарин-Михайловский - Старый колодезь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО:                         Габделманнафова Дина Ниязовна

Класс:                         4

Дата:                                

Предмет:                         Литературное чтение.

Тема урока:                Произведения русских писателей о детях Н.Г.Гарин-Михайловский «Старый колодезь»

(глава из повести «Детство Тёмы).

Тип урока:                 урок применения знаний и умений.

Цель урока:                 знакомство с произведением о детях Н.Г.Гарина-Михайловского «Старый колодезь»

(главы из повести «Детство Тёмы»).

Задачи урока:                 - познакомить с произведение о детях Н.Г.Гарина-Михайловского «Старый колодезь»

(главы из повести «Детство Тёмы»);

- развивать речь, при ответах на вопросы, умение выразить впечатления о прочитанном;

- воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение.

Средства обучения:        - учебник для 4-го класса «Литературное чтение» Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова, часть 1, стр. 102-121;

                                - презентация к уроку;

                                - раздаточные карточки для самостоятельной работы;

                                - карточки оценивания;

                                - распечатанные иллюстрации к произведению;

                                - видеофизкульминутка.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оформление доски

Время, мин

Планируемые

УУД

1. Орг.момент

- Добрую сказку помню я с детства,

Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.

- Вот с таких слов мы начинаем наш урок.

- Доброе утро, ребята! Меня зовут Дина Ниязовна. Я проведу у вас урок литературного чтения.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. (Дети вспоминают правила «рабочего» человека).

Учащиеся слушают и приветствуют учителя

1 мин

Регулятивные УУД: умение организовать себя к учебной деятельности; готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность.

2. Актуализа-ция знаний

- Проверка домашнего задания.

- Начнем урок с проверки домашнего задания.

 

Нам были заданы с.171-176 читать и пересказ.

5-6 учащихся выходят к доске, выстраивают последовательность иллюстраций и пересказывают произведение А. Гайдара «Чук и Гек».

Учащиеся отгадывают ребус и определяют название произведения.

Все остальные учащиеся оценивают выступающих.

На экране ребус.

На экране иллюстрации к произведению

На экране критерии оценки пересказа

10 мин

Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

3. Постановка цели и задач

– Давайте вспомним некоторые литературные произведения. Обратите внимание на выставку книг, представленную здесь. Назовите авторов и произведения. (Гаршин «Лягушка-путешественница», А.С.Пушкин «Стихи детям», П.П.Ершов «Конёк-Горбунок», Жуковский «Спящая царевна», Н. Г.Гарина - Михайловского «Детство Тёмы »).

– А как вы думаете, по какому принципу подобраны все эти книги? (Все эти произведения о детях и для детей).

– А со всеми ли авторами вы знакомы? (нет)

- А как вы думаете, может она сюда случайно попала?

– Что мы можем предположить, увидев эту книгу на нашей выставке? (Что это произведение о детях, что с этим автором и этой книгой нам предстоит познакомиться).

- Ребята, вы правы эта книга сюда не случайно попала. Именно с ней нам предстоит познакомиться. Но прежде чем мы приступим к изучению этого произведения, что необходимо сделать? (Познакомиться с автором).

 – Какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке?

(Познакомиться с автором, его творчеством и его произведением).

– А моя задача: вам в этом помочь. Так давайте же скорей начинать.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, формулируют тему, ставят цель урока.

2 мин

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность урока.

4. Работа по теме урока

- Знакомство с творчеством писателя.

Гарин–Михайловский  был выдающимся писателем, человеком благородным, талантливым педагогом. Он прожил яркую и интересную жизнь.

Настоящая фамилия писателя – Михайловский. Псевдонимом “Гарин” он обязан собственному маленькому сыну, которого звали Гари.

Родился Николай Михайловский (Гарин – литературный псевдоним) 20 февраля 1852 года в семье богатого военного. Начальное образование  Гарин-Михайловский  получил  в гимназии  г. Одессы.

По образованию Гарин-Михайловский был инженером путей сообщения, строил железные дороги и мосты, объехал почти всю Россию, бывал в других странах, даже совершил кругосветное путешествие.

-Как вы понимаете инженер путей сообщения? Что он делал?

-Профессия позволяла ему многое увидеть. Благодаря своему характеру, лишенному даже намёка на лень, он терпеливо фиксировал путёвые впечатления, записывая поразившие его факты на чём придётся, а благодаря природному литературному дару, смог впоследствии поразить читателей достоверностью и красочностью своих рассказав.

- А как вы понимаете словосочетание путевые впечатления?

Новосибирцы увековечили память о Н. Г. Гарине-Михайловском, присвоив его имя привокзальной площади, станции метро, школе, одной из библиотек города.

В литературу вошел, когда ему было уже 40 лет. Первое произведение  Николая Георгиевича Гарина-Михайловского было опубликован в 1892 году.  Самая знаменитая его книга “Детство Темы” – произведение автобиографическое. А как вы думаете, что такое автобиографическое произведение?

Повесть «Детство Тёмы»  имела такой успех, что автор создал  продолжение - еще 3 части: «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры» (это  тетралогия биографического характера).

Современники считали Гарина – Михайловского выдающейся личностью и выдающимся писателем, человеком редкого благородства, талантливым педагогом.

Беседа по прочитанному.

– Что узнали нового о семье Н. Г. Гарина-Михайловского?

 – А как вы думаете, каким будет произведение “Старый колодезь”? (Достоверное и красочное)

- Почему эта глава называется «Старый колодезь»? Попробуйте найти похожие слова?

В каких годах жил Гарин? Значит, в рассказе нам могут  встречаться устаревшие слова. Например, один из них колодезь. Что такое «колодезь»? Как вы понимаете?

- По толковому словарю Даля:

- Колодезь – это узкая и глубокая яма: спуск в землю; ямное заводское устройство разного рода.

- Колодезь – это яма, вырытая до водяной жилы для воды и одетая срубом либо камнем.

В тексте мы можем увидеть слово «ирод». Как вы понимаете слово «ирод»?

Ирод-царь, живший в древности. В христианских мифах говорится, что, когда он узнал  о рождении христа, стал избивать слабых и беззащитных младенцев.  Поэтому ирод прославился, как мучитель и злодей».

Как вы понимаете слово «каретник»?

Каретник  — постройка для карет, лошадей, сопутствующих приспособлений и нужд. Как правило, деревянное, реже каменное, отдельно стоящее одноэтажное здание.

Повесть «Детство Темы» состоит из 12 глав. Прочитав IV главу вы захотите прочитать всю повесть.

10 мин

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: высказывать свое мнение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: умение ориентиро-ваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные УУД: снятие утомляемости; поддержание эмоционального настроя.

Физкультминутка. (Видеофизкультминутка на экране).

2 мин

5. Продол-жение работы по теме урока

Работа с произведением.

- Давайте, начнем читать (чтение первой части).

1) С какого вопроса Тёмы начинаются все события? (Поиск ответа в тексте. - События  начинаются с вопроса Тёмы «Няня, где Жучка?»)

- Это главная или ключевая фраза завязки, с ней связаны все остальные события рассказа, развитие сюжета.

2) Что же отвечает няня на вопрос Тёмы?

- Прочитаем диалог Тёмы и няни. (Чтение по ролям. «И-и ,-отвечает няня, - Жучку в старый колодезь бросил какой-то ирод…»)

3) Как вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец?

4) Каким словом называет няня этого человека? (На доске открывается слово ИРОД).

5) Каким словарём мы должны воспользоваться, чтобы узнать смысл этого слова? («Ирод-царь, живший в древности. В христианских мифах говорится, что, когда он узнал  о рождении Христа, стал избивать слабых и беззащитных младенцев.  Поэтому Ирод прославился, как мучитель и злодей»).

- Таким образом, имя собственное стало нарицательным, в тексте написано с маленькой буквы, и называют иродами злых, жестоких, бессердечных людей.

- Итак, в этой части Тёма встречается со ЗЛОМ.

6)  Какое чувство вызывает у Тёмы этот бессердечный поступок, найдите в тексте. (Выборочное чтение. Дети зачитывают:: «Тёма с ужасом вслушивался в слова няни…») 

- Какое состояние было у Темы во время сна? (Дети выдвигают свои версии. Автор пишет, что Тёма бредил, он болеет. Выборочное чтение: «Сон то лёгкий, то тяжёлый, кошмарный, …жаждет воспалённое от начинающейся горячки тело Тёмы…»).

- Что решил сделать Тёма? (Тёма решил спасти Жучку.)

- Почему Тёма решил спасать Жучку?

Чтение 2 части.

7) Как готовится Тема к спасению Жучки?

– Какими были эти действия – непонятными, бессмысленными, чёткими, продуманными? Обоснуйте свой ответ.

– Как вы думаете, почему Тема ни с кем не посоветовался, ни у кого не попросил помощи?

- Почему же больной мальчик не возвращается в постель, а спешит к колодцу?

8) Какое чувство пришлось испытать нашему герою? (Предполагаемые ответы учащихся: - Тёме было очень страшно). Страх.

9) Но почему же Тёма всё-таки спускается в колодец?

10)  Какая череда событий помогает нам понять что-то главное о герое, его характере?

- Этот эпизод имеет большое значение для раскрытия не только характера Тёмы, но и главной мысли произведения.

Чтение 3 части.

11) Прочитаем часть этого эпизода со слов - «Но подниматься труднее, чем спускаться! Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у  Тёмы мало…»

- Какие ТРУДНОСТИ испытывал Тёма при подъёме из колодца? (Дети отвечают, что Тёме не хватает  ни сил, ни воздуха).

12) А что он видит наверху? Зачитайте нужный отрывок.

(Чтение отрывка: «Тёма поднимает голову, смотрит вверх, в далёкое ясное небо, видит где-то высоко над собою маленькую весёлую птичку, беззаботно скачущую на краю колодца…»)

- Вся эта безоблачная картина очень высоко и далеко.

13) Какие чувства закрадываются в душу Тёме? Прочитайте.

(Дети находят ответ: «Чувство одиночества, бессилия, сознания гибели закрадываются в его душу.»).

- Таким образом, мальчиком овладело отчаяние, он уже готов бросить вожжи и упасть на дно, но…мальчик находит силы не в руках и в ногах.

Какая сила приходит на помощь Тёме?  (Тёме помогает сила воли и сила духа).

14) Какими словами мальчик подбадривает себя? Найдите этот отрывок - «Не надо бояться, не надо бояться!…Стыдно бояться! Трусы только боятся!…»

Дети находят слова Тёмы: «Кто делает дурное  -  боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю…» 

- В словах Тёмы есть подсказка, почему он сумел побороть СТРАХ, справиться с ТРУДНОСТЯМИ и благополучно выбрался сам и вытащил Жучку.

- Это тоже главные, ключевые слова, характеризующие Тёму.

- Как вы оцениваете поступок Тёмы?

- Болезнь и всё пережитое взяли верх над мальчиком, и он лежит в бреду.  

- Сумел ли Тёма одолеть и ЗЛО, и СТРАХ, и БОЛЕЗНЬ, и ТРУДНОСТИ, и СМЕРТЬ?                                                 

- Ребята, мы с вами в тексте встретили несколько описаний природы. Как вы думаете, какую роль они играют в повести? Что общего во всех этих описаниях? Соответствуют ли они внутренним переживаниям мальчика? Докажите.

- Кто из вас попытается сформулировать главную мысль рассказа?                                                                

- Тёма - благородный мальчик с любящей душой, он на деле доказывает любовь к своему четвероногому другу, добрые дела оказываются сильнее зла, а горячее любящее сердечко способно преодолеть страх и подарить жизнь другому существу. А добрые дела требуют от человека напряжения всех его душевных сил, только тогда добро будет сильнее зла.

Учащиеся читают повесть и отвечают на вопросы.

20 мин

Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Регулятивные УУД: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

7. Итог урока

Давайте подведем итоги:

- С каким произведением мы сегодня работали на уроке?

- Понравилось ли вам данное произведение?

- Выполнили ли мы поставленную перед собой цель?

- Ребята, кто из вас хотел бы продолжить чтение произведений о Тёме?

Закончите фразы:

- Сегодня на уроке я познакомился (-ась) с….

- Сегодня на уроке мне удалось….

- Мне было трудно …..

- На уроке я похвалил (-а) бы себя …..

- На уроке я похвалил (-а) бы другого …..

- Спасибо, ребята, за урок. Мне было очень приятно с вами работать.

Учащиеся оценивают свои знания эмоционально.

На экране цвета светофора и вопросы.

2 мин

Регулятивные УУД: совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

8. Дача домашнего задания

- Запишите домашнее задание с.111-121 читать, пересказ.

Учащиеся записывают домашнее задание.

На экране домашнее задание.

0,5 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе "Повторение старого и открытие нового"

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Повторение старого и открытие нового" с учетом требований ФОС НОО. Тип урока - комбинированный....

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока литературного чтения «Семейное чтение. Л. Н. Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: ознакомление учащихся с рассказами Л. Н. Толстого «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек», формирование умения находить главную мысль в тексте; формирование навыков...

Технологическая карта урока английского языка в 3 классе по теме «В старом доме»

Технологическая карта урока английского языка в 3 классе по теме «В старом доме»...

Технологическая карту урока по литературному чтению "Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы», (ПНШ, 3 класс)

Тема урока: Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы».Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции работы над отрывком произведения Н. Гарин-...