Технологическая карта урока - Гарин-Михайловский - Старый колодезь
план-конспект урока по чтению по теме
Технологическая карта урока - Гарин-Михайловский - Старый колодезь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_-_garin-mihaylovskiy_-_staryy_kolodez.docx | 679.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО: Габделманнафова Дина Ниязовна
Класс: 4
Дата:
Предмет: Литературное чтение.
Тема урока: Произведения русских писателей о детях Н.Г.Гарин-Михайловский «Старый колодезь»
(глава из повести «Детство Тёмы).
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Цель урока: знакомство с произведением о детях Н.Г.Гарина-Михайловского «Старый колодезь»
(главы из повести «Детство Тёмы»).
Задачи урока: - познакомить с произведение о детях Н.Г.Гарина-Михайловского «Старый колодезь»
(главы из повести «Детство Тёмы»);
- развивать речь, при ответах на вопросы, умение выразить впечатления о прочитанном;
- воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение.
Средства обучения: - учебник для 4-го класса «Литературное чтение» Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова, часть 1, стр. 102-121;
- презентация к уроку;
- раздаточные карточки для самостоятельной работы;
- карточки оценивания;
- распечатанные иллюстрации к произведению;
- видеофизкульминутка.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оформление доски | Время, мин | Планируемые УУД |
1. Орг.момент | - Добрую сказку помню я с детства, Хочу, чтобы сказку послушал и ты, - Вот с таких слов мы начинаем наш урок. - Доброе утро, ребята! Меня зовут Дина Ниязовна. Я проведу у вас урок литературного чтения. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. - Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. - Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. (Дети вспоминают правила «рабочего» человека). | Учащиеся слушают и приветствуют учителя | 1 мин | Регулятивные УУД: умение организовать себя к учебной деятельности; готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность. | |
2. Актуализа-ция знаний | - Проверка домашнего задания. - Начнем урок с проверки домашнего задания.
| Нам были заданы с.171-176 читать и пересказ. 5-6 учащихся выходят к доске, выстраивают последовательность иллюстраций и пересказывают произведение А. Гайдара «Чук и Гек». Учащиеся отгадывают ребус и определяют название произведения. Все остальные учащиеся оценивают выступающих. | На экране ребус. На экране иллюстрации к произведению На экране критерии оценки пересказа | 10 мин | Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
3. Постановка цели и задач | – Давайте вспомним некоторые литературные произведения. Обратите внимание на выставку книг, представленную здесь. Назовите авторов и произведения. (Гаршин «Лягушка-путешественница», А.С.Пушкин «Стихи детям», П.П.Ершов «Конёк-Горбунок», Жуковский «Спящая царевна», Н. Г.Гарина - Михайловского «Детство Тёмы »). – А как вы думаете, по какому принципу подобраны все эти книги? (Все эти произведения о детях и для детей). – А со всеми ли авторами вы знакомы? (нет) - А как вы думаете, может она сюда случайно попала? – Что мы можем предположить, увидев эту книгу на нашей выставке? (Что это произведение о детях, что с этим автором и этой книгой нам предстоит познакомиться). - Ребята, вы правы эта книга сюда не случайно попала. Именно с ней нам предстоит познакомиться. Но прежде чем мы приступим к изучению этого произведения, что необходимо сделать? (Познакомиться с автором). – Какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке? (Познакомиться с автором, его творчеством и его произведением). – А моя задача: вам в этом помочь. Так давайте же скорей начинать. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, формулируют тему, ставят цель урока. | 2 мин | Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность урока. | |
4. Работа по теме урока | - Знакомство с творчеством писателя. Гарин–Михайловский был выдающимся писателем, человеком благородным, талантливым педагогом. Он прожил яркую и интересную жизнь. Настоящая фамилия писателя – Михайловский. Псевдонимом “Гарин” он обязан собственному маленькому сыну, которого звали Гари. Родился Николай Михайловский (Гарин – литературный псевдоним) 20 февраля 1852 года в семье богатого военного. Начальное образование Гарин-Михайловский получил в гимназии г. Одессы. По образованию Гарин-Михайловский был инженером путей сообщения, строил железные дороги и мосты, объехал почти всю Россию, бывал в других странах, даже совершил кругосветное путешествие. -Как вы понимаете инженер путей сообщения? Что он делал? -Профессия позволяла ему многое увидеть. Благодаря своему характеру, лишенному даже намёка на лень, он терпеливо фиксировал путёвые впечатления, записывая поразившие его факты на чём придётся, а благодаря природному литературному дару, смог впоследствии поразить читателей достоверностью и красочностью своих рассказав. - А как вы понимаете словосочетание путевые впечатления? Новосибирцы увековечили память о Н. Г. Гарине-Михайловском, присвоив его имя привокзальной площади, станции метро, школе, одной из библиотек города. В литературу вошел, когда ему было уже 40 лет. Первое произведение Николая Георгиевича Гарина-Михайловского было опубликован в 1892 году. Самая знаменитая его книга “Детство Темы” – произведение автобиографическое. А как вы думаете, что такое автобиографическое произведение? Повесть «Детство Тёмы» имела такой успех, что автор создал продолжение - еще 3 части: «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры» (это тетралогия биографического характера). Современники считали Гарина – Михайловского выдающейся личностью и выдающимся писателем, человеком редкого благородства, талантливым педагогом. Беседа по прочитанному. – Что узнали нового о семье Н. Г. Гарина-Михайловского? – А как вы думаете, каким будет произведение “Старый колодезь”? (Достоверное и красочное) - Почему эта глава называется «Старый колодезь»? Попробуйте найти похожие слова? В каких годах жил Гарин? Значит, в рассказе нам могут встречаться устаревшие слова. Например, один из них колодезь. Что такое «колодезь»? Как вы понимаете? - По толковому словарю Даля: - Колодезь – это узкая и глубокая яма: спуск в землю; ямное заводское устройство разного рода. - Колодезь – это яма, вырытая до водяной жилы для воды и одетая срубом либо камнем. В тексте мы можем увидеть слово «ирод». Как вы понимаете слово «ирод»? Ирод-царь, живший в древности. В христианских мифах говорится, что, когда он узнал о рождении христа, стал избивать слабых и беззащитных младенцев. Поэтому ирод прославился, как мучитель и злодей». Как вы понимаете слово «каретник»? Каретник — постройка для карет, лошадей, сопутствующих приспособлений и нужд. Как правило, деревянное, реже каменное, отдельно стоящее одноэтажное здание. Повесть «Детство Темы» состоит из 12 глав. Прочитав IV главу вы захотите прочитать всю повесть. | 10 мин | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: высказывать свое мнение. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: умение ориентиро-ваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Личностные УУД: снятие утомляемости; поддержание эмоционального настроя. | ||
Физкультминутка. (Видеофизкультминутка на экране). | 2 мин | ||||
5. Продол-жение работы по теме урока | Работа с произведением. - Давайте, начнем читать (чтение первой части). 1) С какого вопроса Тёмы начинаются все события? (Поиск ответа в тексте. - События начинаются с вопроса Тёмы «Няня, где Жучка?») - Это главная или ключевая фраза завязки, с ней связаны все остальные события рассказа, развитие сюжета. 2) Что же отвечает няня на вопрос Тёмы? - Прочитаем диалог Тёмы и няни. (Чтение по ролям. «И-и ,-отвечает няня, - Жучку в старый колодезь бросил какой-то ирод…») 3) Как вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец? 4) Каким словом называет няня этого человека? (На доске открывается слово ИРОД). 5) Каким словарём мы должны воспользоваться, чтобы узнать смысл этого слова? («Ирод-царь, живший в древности. В христианских мифах говорится, что, когда он узнал о рождении Христа, стал избивать слабых и беззащитных младенцев. Поэтому Ирод прославился, как мучитель и злодей»). - Таким образом, имя собственное стало нарицательным, в тексте написано с маленькой буквы, и называют иродами злых, жестоких, бессердечных людей. - Итак, в этой части Тёма встречается со ЗЛОМ. 6) Какое чувство вызывает у Тёмы этот бессердечный поступок, найдите в тексте. (Выборочное чтение. Дети зачитывают:: «Тёма с ужасом вслушивался в слова няни…») - Какое состояние было у Темы во время сна? (Дети выдвигают свои версии. Автор пишет, что Тёма бредил, он болеет. Выборочное чтение: «Сон то лёгкий, то тяжёлый, кошмарный, …жаждет воспалённое от начинающейся горячки тело Тёмы…»). - Что решил сделать Тёма? (Тёма решил спасти Жучку.) - Почему Тёма решил спасать Жучку? Чтение 2 части. 7) Как готовится Тема к спасению Жучки? – Какими были эти действия – непонятными, бессмысленными, чёткими, продуманными? Обоснуйте свой ответ. – Как вы думаете, почему Тема ни с кем не посоветовался, ни у кого не попросил помощи? - Почему же больной мальчик не возвращается в постель, а спешит к колодцу? 8) Какое чувство пришлось испытать нашему герою? (Предполагаемые ответы учащихся: - Тёме было очень страшно). Страх. 9) Но почему же Тёма всё-таки спускается в колодец? 10) Какая череда событий помогает нам понять что-то главное о герое, его характере? - Этот эпизод имеет большое значение для раскрытия не только характера Тёмы, но и главной мысли произведения. Чтение 3 части. 11) Прочитаем часть этого эпизода со слов - «Но подниматься труднее, чем спускаться! Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы мало…» - Какие ТРУДНОСТИ испытывал Тёма при подъёме из колодца? (Дети отвечают, что Тёме не хватает ни сил, ни воздуха). 12) А что он видит наверху? Зачитайте нужный отрывок. (Чтение отрывка: «Тёма поднимает голову, смотрит вверх, в далёкое ясное небо, видит где-то высоко над собою маленькую весёлую птичку, беззаботно скачущую на краю колодца…») - Вся эта безоблачная картина очень высоко и далеко. 13) Какие чувства закрадываются в душу Тёме? Прочитайте. (Дети находят ответ: «Чувство одиночества, бессилия, сознания гибели закрадываются в его душу.»). - Таким образом, мальчиком овладело отчаяние, он уже готов бросить вожжи и упасть на дно, но…мальчик находит силы не в руках и в ногах. Какая сила приходит на помощь Тёме? (Тёме помогает сила воли и сила духа). 14) Какими словами мальчик подбадривает себя? Найдите этот отрывок - «Не надо бояться, не надо бояться!…Стыдно бояться! Трусы только боятся!…» Дети находят слова Тёмы: «Кто делает дурное - боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю…» - В словах Тёмы есть подсказка, почему он сумел побороть СТРАХ, справиться с ТРУДНОСТЯМИ и благополучно выбрался сам и вытащил Жучку. - Это тоже главные, ключевые слова, характеризующие Тёму. - Как вы оцениваете поступок Тёмы? - Болезнь и всё пережитое взяли верх над мальчиком, и он лежит в бреду. - Сумел ли Тёма одолеть и ЗЛО, и СТРАХ, и БОЛЕЗНЬ, и ТРУДНОСТИ, и СМЕРТЬ? - Ребята, мы с вами в тексте встретили несколько описаний природы. Как вы думаете, какую роль они играют в повести? Что общего во всех этих описаниях? Соответствуют ли они внутренним переживаниям мальчика? Докажите. - Кто из вас попытается сформулировать главную мысль рассказа? - Тёма - благородный мальчик с любящей душой, он на деле доказывает любовь к своему четвероногому другу, добрые дела оказываются сильнее зла, а горячее любящее сердечко способно преодолеть страх и подарить жизнь другому существу. А добрые дела требуют от человека напряжения всех его душевных сил, только тогда добро будет сильнее зла. | Учащиеся читают повесть и отвечают на вопросы. | 20 мин | Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Регулятивные УУД: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | |
7. Итог урока | Давайте подведем итоги: - С каким произведением мы сегодня работали на уроке? - Понравилось ли вам данное произведение? - Выполнили ли мы поставленную перед собой цель? - Ребята, кто из вас хотел бы продолжить чтение произведений о Тёме? Закончите фразы: - Сегодня на уроке я познакомился (-ась) с…. - Сегодня на уроке мне удалось…. - Мне было трудно ….. - На уроке я похвалил (-а) бы себя ….. - На уроке я похвалил (-а) бы другого ….. - Спасибо, ребята, за урок. Мне было очень приятно с вами работать. | Учащиеся оценивают свои знания эмоционально. | На экране цвета светофора и вопросы. | 2 мин | Регулятивные УУД: совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке. |
8. Дача домашнего задания | - Запишите домашнее задание с.111-121 читать, пересказ. | Учащиеся записывают домашнее задание. | На экране домашнее задание. | 0,5 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе "Повторение старого и открытие нового"
Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Повторение старого и открытие нового" с учетом требований ФОС НОО. Тип урока - комбинированный....
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта урока литературного чтения «Семейное чтение. Л. Н. Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цель урока: ознакомление учащихся с рассказами Л. Н. Толстого «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек», формирование умения находить главную мысль в тексте; формирование навыков...
Технологическая карта урока английского языка в 3 классе по теме «В старом доме»
Технологическая карта урока английского языка в 3 классе по теме «В старом доме»...
Технологическая карта урока. Конструктор урока: инструмент проектирования технологической карты урока деятельностной направленности»
конструкор урока представен в программе Microsoft Word...
Технологическая карту урока по литературному чтению "Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы», (ПНШ, 3 класс)
Тема урока: Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы».Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции работы над отрывком произведения Н. Гарин-...