АООП 2 вариант Развитие устной речи 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Адаптированная рабочая программа для детей с тяжёлой умственной отсталостью по развитию устной речи во 2 классе.
Данная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1 г.п. Игрима» Берёзовского района 2017-2018 учебном году. Адаптированная образовательная программа начального общего образования (далее АОП НОО), адаптированная для лиц с ограниченными возможностями здоровья, с нарушением интеллекта (имеющих умственную отсталость легкой, умеренной и тяжелой степени), разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании основной образовательной программы школы и в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ (по представленным родителями документам). Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:
анализ и подбор содержания,
изменение структуры ОП НОО,
использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности
Нормативной основой АОП НОО являются документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказ МОиН РФ № 393 от 06.10.2009 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009 с изменениями (приказы МОиН РФ №1241 от 26.10.2010 и №2357от 22 09.2011 г.),
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва /Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993/ "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"";
Образовательная программа начального общего образования МБОУ ИСОШ №1 (коррекционная работа).
Устав школы.
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использованию альтернативных средств общения.
Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Задачи:
Образовательные:
- формирование умения слушать и понимать собеседника;
- формирование умения выполнять несложные инструкции;
- формирование умения отвечать на вопросы;
- формирование правильной артикуляции и дикции;
- формирование умения употреблять слова и выражения:
«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет»,«мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить»,«стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
- формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
- обучение умению делить слова на слоги
- обучение правильной посадке при письме;
- обучение правильному захвату карандаша;
- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.
Коррекционно – развивающие:
- развитие речи;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к процессу обучения;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Занятие по предмету «развитие устной речи» проводится 1 раз в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи учащегося.
Психолого-педагогическая характеристика обучающейся
с уме¬ре¬н¬ной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными на¬ру¬ше-ниями), тяжелыми и множественными нарушениями раз¬ви¬тия
Для обучающейся, получающей образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.
Девочка не владеет речью, она постоянно нуждается в уходе и присмотре. Имеет и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие обучающейся не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим девочка требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.
Уровень психофизического развития обучающейся с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интел¬лекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности девочки, как в семье, так и в обществе.
В связи с выраженными нарушениями и искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. у обучающейся возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, девочка не способна произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно- потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
АООП 2 вариант Развитие устной речи 2 класс | 33.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1 от «31» августа 2017 г. Руководитель МО ______________Е.Л. Смолярук | Согласовано Заместитель директора по УВР _________ Л.Ф. Андронюк «____»__________2017г. | Утверждаю Директор МБОУ Игримская СОШ №1 ___________ Л.А. Маслакова Приказ от «31» августа 2017г. № 127 - о |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Развитие устной речи»
на 2017 – 2018 учебный год
2В класс
Составитель:
А.В. Осокина
Учитель начальных классов
2017 г.
Пояснительная записка
Данная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1 г.п. Игрима» Берёзовского района 2017-2018 учебном году. Адаптированная образовательная программа начального общего образования (далее АОП НОО), адаптированная для лиц с ограниченными возможностями здоровья, с нарушением интеллекта (имеющих умственную отсталость легкой, умеренной и тяжелой степени), разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании основной образовательной программы школы и в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ (по представленным родителями документам). Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:
- анализ и подбор содержания,
- изменение структуры ОП НОО,
- использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности
Нормативной основой АОП НОО являются документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ МОиН РФ № 393 от 06.10.2009 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009 с изменениями (приказы МОиН РФ №1241 от 26.10.2010 и №2357от 22 09.2011 г.),
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва /Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993/ "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"";
- Образовательная программа начального общего образования МБОУ ИСОШ №1 (коррекционная работа).
- Устав школы.
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использованию альтернативных средств общения.
Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Задачи:
Образовательные:
- формирование умения слушать и понимать собеседника;
- формирование умения выполнять несложные инструкции;
- формирование умения отвечать на вопросы;
- формирование правильной артикуляции и дикции;
- формирование умения употреблять слова и выражения:
«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет»,«мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить»,«стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
- формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
- обучение умению делить слова на слоги
- обучение правильной посадке при письме;
- обучение правильному захвату карандаша;
- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.
Коррекционно – развивающие:
- развитие речи;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к процессу обучения;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Занятие по предмету «развитие устной речи» проводится 1 раз в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи учащегося.
Психолого-педагогическая характеристика обучающейся
с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Для обучающейся, получающей образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.
Девочка не владеет речью, она постоянно нуждается в уходе и присмотре. Имеет и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие обучающейся не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим девочка требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.
Уровень психофизического развития обучающейся с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности девочки, как в семье, так и в обществе.
В связи с выраженными нарушениями и искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. у обучающейся возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, девочка не способна произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно- потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Место предмета в учебном плане 2 класса
В учебном плане предмет представлен с расчетом 1 час в неделю, 34 часа в год.
Планируемые результаты
Минимальный уровень
• Выражение своих желаний с помощью звука, слова, карточки.
Узнавание (различение) имен родственников, одноклассников, учителей.
• Называние, употребление, показ (картинка, фотография) слов, обозначающих предметы (по пройденным лексическим темам).
• Узнавание (различение) некоторых изученных букв.
• Обводка, штриховка трафаретов изученных букв.
Достаточный уровень
- Обращение с просьбой при помощи жеста, звука, карточки, слова.
- Узнавание (различение) изученных букв.
- Составление (глобальное чтение) слов, по пройденным лексическим темам.
- Составление и чтение слогов и слов с изученными буквами.
- Письмо изученных букв, слогов, слов.
Краткий учебный курс
Каждый раздел предмета включает в себя несколько подразделов:
п/п | Раздел | Содержание раздела |
1. | Коммуникация | - слова – приветствия: «здравствуйте», «привет»; - слова – прощания: «пока», «до свидания»; - слова – благодарность: «спасибо», «пожалуйста»; - слова: «да», «нет»; «туалет», «мыть руки»; «хорошо», «плохо»; «мама», «папа», «бабушка»; «я», «ты»; «пить», «стоять»; «стол», «стул». |
2. | Чтение | Неречевые звуки Речевые звуки Буквы Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Нн, Шш, Пп, Дд,Лл Слово (Выделение слова как единица речи) Предложение (Выделение предложения как единицы речи, составление предложений) Деление предложений на слова Слоги (деление слов на слоги) |
3. | Письмо | Рисование фигуры по шаблону с последующим раскрашиванием. Рисование фигуры по трафарету, контуру с последующим раскрашиванием. Рисование вертикальных линий. Рисование горизонтальных линий. Буквы Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Нн, Шш, Пп, Дд,Лл . |
Технологии обучения.
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
1) Информационно-коммуникационная технология.
2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Методы обучения
Методы мотивации учебной деятельности
- создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов),
- создание ситуаций занимательности,
- создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.
Методы формирования новых умений
Упражнения, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.
Методы обобщения и систематизации изученного
- Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков;
- Декодирование информации:
- Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков;
- Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.
Методы контроля результатов обучения
Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Критерии оценки: степень самостоятельности и потребности в посторонней помощи (самостоятельно, направляющая, контролирующая, стимулирующая), полнота знаний, прочность усвоения и умения их применять.
Оценка | Критерии |
Оценка не ставится | недостаточный уровень – оценка не ставится, обучающийся не понимает смысла задания и не выполняет его совместно с учителем. |
Оценка «3» удовлетворительно | допустимый уровень - предложенное задание выполняет с контролирующей помощью, в отдельных ситуациях самостоятельно. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. |
Оценка «4» хорошо | достаточный уровень – обучающийся способен самостоятельно выполнить задание (иногда только в определенных условиях), допускает ошибки, которые может исправить по замечанию учителя. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. |
Оценка «5» отлично | оптимальный уровень – обучающийся самостоятельно выполняет предложенное задание. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. |
Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, оценивание знаний, умений, навыков по предмету проводится согласно личностному развитию, личностным успехам, положительным достижениям в обучении и воспитании каждого обучающегося с применением индивидуального и дифференцированного подхода.
Тематическое планирование уроков развития устной речи
Класс: 2В
Учитель: А.В. Осокина
Количество часов: всего - 34 часа; в неделю - 1 час.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
I триместр | |||
1 | Я и моя семья. (имя, фамилия, родственные отношения). Мой дом. Город, адрес, квартира. | 1 | 05.09. |
2 | Моя школа. Общее знакомство. Экскурсия по школе. | 1 | 12.09. |
3 | Мои одноклассники. Имена, фамилии. | 1 | 19.09. |
4 | Сутки: утро, день, вечер, ночь. Дни недели. | 1 | 26.09. |
5 | Составление предложений по сюжетной картинке «Осенью в парке» | 1 | 03.10. |
6 | Экскурсия. Сезонные изменения в природе осенью. | 1 | 10.10. |
7 | Употребление овощей в пищу. | 1 | 17.10. |
8 | Употребление фруктов в пищу. | 1 | 24.10. |
9 | Сад и огород. Труд людей осенью. | 1 | 31.10. |
10 | Книги. Виды, обращение с книгой. | 1 | 14.11. |
11 | Учебные вещи. Их назначение, обращение с ними. | 1 | 21.11. |
12 | Игрушки, их название. Сравнение учебных вещей и игрушек. | 1 | 28.11. |
II триместр | |||
13 | Одежда. Виды одежды. | 1 | 05.12. |
14 | Школьная форма. Уход за одеждой. | 1 | 12.12. |
15 | Обувь. Виды обуви. Уход за обувью. | 1 | 19.12. |
16 | Зима – начало года. Как я провёл каникулы. | 1 | 09.01. |
17 | Экскурсия. Сезонные изменения в природе. | 1 | 16.01. |
18 | Транспорт. Виды, назначение. | 1 | 23.01. |
19 | Посуда. Быт школьника. Посуда и уход за ней. | 1 | 30.01. |
20 | Мебель. Виды мебели. Уход за мебелью. | 1 | 06.02. |
21 | Части тела. Ориентировка в схеме собственного тела, понятия «право» - «лево». | 1 | 20.02. |
22 | Детские забавы. Составление предложений по серии сюжетных картин. | 1 | 27.02. |
III триместр | |||
23 | Экскурсия. Сезонные изменения в природе в марте. | 1 | 06.03. |
24 | Закрепление представлений по темам «месяцы», «сутки», «дни недели». | 1 | 13.03. |
25 | Охрана здоровья весной. | 1 | 20.03. |
26 | Правила поведения в природе. | 1 | 24.03. |
27 | Беседа о весенних каникулах. Сезонные изменения. | 1 | 10.04. |
28 | Насекомые. Бабочки, стрекозы. | 1 | 17.04. |
29 | Насекомые. Жуки, мухи. | 1 | 24.04. |
30 | Птицы весной. | 1 | 28.04. |
31 | Экскурсия. Сезонные изменения в природе в мае. | 1 | 08.05. |
32 | Закрепление по пройденному материалу. | 1 | 15.05. |
33 | Здравствуй, лето красное! Признаки. Летние месяцы. Природа летом. | 1 | 22.05 |
34. | Итоговый урок. | 1 | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг создания условий для развития устной речи детей с отклонениями в развитии.
Развитие речи – одна из центральных задач коррекционной работы в школе с учащимися с отклонениями в развитии (ОВЗ). В коррекционной школе работа по развитию связн...
Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
Рабочая программа курсаРАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)для 3 класса учащихсяспециального коррекционного обр...
Методическая разработка "Карточки поурочного планирования по развитию устной речи для учащихся подготовительного класса (2 вариант обучения)".
Материал предназначен для обучения учащихся специальных коррекционных школ VIII вида....
Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 кл. (для детей с у/о Вариант 9.1)
Рабочая программа используется для работы с умственно отсталыми учащимися в 3 классе....
Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" ,2 кл. (для детей с у/о Вариант 9.1)
Рабочая программа предназначена для учащихся 2 класса , обучающихся по АООП , вариант 9.1...