Урок по литературному чтению во 2 классе на тему: "В. Осеева "Волшебное слово".
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Полищук Ольга Константиновна

Урок открытия нового знания по литературному чтению во 2 классе по теме: "В. Осеева "Волшебное слово", разработан в соответствии  ФГОС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Баскаковская средняя школа»

Валентина Осеева «Волшебное слово»

автор-составитель конспекта

Полищук Ольга Константиновна

2017 г.

Конспект урока открытия нового знания

по литературному чтению во 2 классе по теме: «В. Осеева «Волшебное слово»».

Цель: познакомить с биографией писательницы Валентины Осеевой, ее произведением «Волшебное слово»,  развивать диалогическую речь, память, логическое мышление, воспитывать аккуратность в работе, умение вежливо общаться.

УУД:

Познавательные:

- формулировать цель и задачи урока;

- выделить главную информацию из текста;

- выполнять анализ текста, выделять главную мысль и тему;

- построить рассуждение на основе прочитанного текста о необходимости использовать «волшебные слова» в жизни для достижения поставленных целей.

Коммуникативные:

- уметь правильно отвечать на поставленный вопрос;

- оценивать свои действия при выполнении определенных упражнений;

- планировать задачи цели и задачи урока соответственно его теме;

Регулятивные:

- определять цель урока;

- уметь контролировать свое поведение во время урока;

- прогнозировать план действий         во время работы на уроке.

Личностные:

- переносить полученный положительный опыт по прочитанному произведению на свое поведение;

- адекватно реагировать на трудности, учиться их устранять собственной силой воли.

 Оборудование: «Волшебная яблоня», яблоки с именами детей двух цветов – красные и зеленые, листья с «волшебными словами», деформированный текст рассказа «Волшебное слово», «Лестница успеха» из трех ступенек с местом для записи плана текста, кроссворд, презентация с портретом Валентины Осеевой, яблочки из цветной бумаги разных форм и размеров для эмоциональной разрядки, «Дерево решений».

Структура урока:

  1. Этап мотивирования к учебной деятельности.

Прием «Волшебная яблоня»

Перед вами волшебное дерево.  Несмотря на то, что за окном холодно и на нем нет листьев, мы совершим чудо, благодаря которому на нем появятся и листья, и плоды. Начнем мы с листьев. Сейчас я буду задавать вам вопросы, ответы на которые записаны на листьях нашего дерева. Кто будет правильно отвечать, будет выходить к доске и развешивать листики от нашего дерева.  Но листья не простые, на них записаны «волшебные слова». А какие, вы сейчас поможете мне отгадать.

Вопросы:

- Что надо сказать сотрудникам школы и обучающимся, заходя в нее утром?

- А если вас вкусно накормили в столовой?

- Если нужна помощь одноклассника?

- Если только проснулись своим родителям?

- А вдруг ложитесь вечером спать?

- Уходите из школы домой?

- Как же называются все эти слова? Почему?

(Листья со словами развешиваются по волшебному дереву)

2.Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Метод формирования ожиданий «Волшебное дерево», продолжение.

- Мы развесили листья, но какое же дерево без плодов? Что такое плод?

Перед вами лежат два вида яблок с вашими именами. Кто считает, что сегодняшний урок не вызовет у них трудностей и принесет ему лишь удовольствие – повесьте красное яблоко на доску, кто наоборот – зеленое.

(Дети развешивают яблоки с ожиданием своих успехов на дереве. Учитель подбадривает тех, кто считает, что не справится с поставленной задачей)

  1.  Этап самоопределения к деятельности. Целеполагания.

Решение кроссворда.

          - Перед вами кроссворд. В нем зашифрована в вертикальном ряду фамилия

           автора, с произведением которого мы познакомимся на уроке.

           А также, благодаря данным кроссворда, познакомимся с его биографией.

М

о

с

к

в

а

в

о

с

п

и

т

а

т

е

л

ь

в

а

л

е

н

т

и

н

а

и

н

ж

е

н

е

р

в

о

л

ш

е

б

н

о

е

а

к

т

р

и

с

а

Вопросы:

  1. Столица России, в которой проживала В. Осеева после переезда из Киева?
  2. Профессия писательницы во время Великой отечественной войны в период эвакуации в Башкирию, связанная с работой с детьми?
  3. Имя писательницы, в сокращении звучит как Валя?
  4. Профессия отца Валентины – специалист по осуществлению инженерной деятельности?
  5. Первое слово - название произведения, с которым будем знакомиться, связанное со словами, которые записывали на листьях нашего дерева?
  6. На какую профессию, связанную с выступлениями на сцене в театре и игрой в кино, училась Валентина Осеева до войны в Киеве?

- Кто прочитает фамилию автора  произведения «Волшебное слово»?

(Показать портрет Валентины Осеевой, можно использовать   мультимедийную                систему с презентацией)

- Что вы запомнили о  биографии автора рассказа из решения нашего кроссворда?

- Какая же тема нашего урока?

- С каким произведением мы должны познакомиться на нем? Чему                      научиться?

- Что такое план текста? Каким образом он составляется?

- Что еще мы должны составить к концу урока?

4. Этап работы по теме урока.

А) Метод проработки учебного материала «Восстанови рассказ». Работа в парах.

- На столе лежит текст рассказа «Волшебное слово». Что такое текст?

-  Из каких частей он состоит?

- Соответствует ли текст на парте данной структуре?

- Как он называется, если в нем деформированы части?

- Что необходимо сделать с деформированным текстом?

-  Восстановите его вместе со своим напарником по парте и затем зачитаем исправленные части.

(Обучающиеся зачитывают части текста в нужном порядке. После зачитывания каждой учитель задает вопрос о ее содержании).

Б) Эмоциональная разрядка  «Собери яблочки».

(До урока разбросать по кабинету яблоки из цветной бумаги. В период эмоциональной разгрузки  предложить как можно быстрее собрать яблоки по команде учителя.).

5.Этап обобщения и систематизации знаний.

Метод «Лестница успеха».

- Перед вами восстановленный деформированный текст. Сколько частей мы с вами выделили в нем? На столе лежит карточка с тремя ступеньками. Сколько ступенек, столько пунктов плана мы составим к прочитанному рассказу. Эта лестница символизирует успех в нашей работе. Составив все пункты планы, мы с вами достигнем настоящего успеха. И даже те, кто сомневался в нем вначале урока, и повесил зеленые яблоки на яблоню, поймут, что были не правы, и, что все возможно, приложив немного усилий.

 Перечитайте первую часть текста самостоятельно.

А) Работа с первой частью текста:

- Где встретились главный герой и дедушка?

- В каком настроении был мальчик? Почему?

- О чем рассказывается в этой части? Как ее озаглавим?

1). Встреча мальчика и дедушки.

(Чтение молча второй части).

Б) Работа со второй частью текста:

- В чем отказала Павлику сестра? Бабушка? Брат? Почему? Правильно ли Павлик себя  вел со своими родными? О чем говорится в этой части? Озаглавьте данную часть рассказа.

2). Отказ Павлику в его просьбах.

В) Работа с третьей частью текста:

- Что посоветовал дедушка Павлику? Как отреагировали на его волшебные слова родственники? Бабушка? Сестра? Брат? Как назовем третью часть произведения?

3). Волшебный совет дедушки.

- Оказался ли старик волшебником? Чему учит нас данное произведение? Какая его главная мысль? Все ли ступеньки нашей лестницы заполнены? Достигли ли мы успеха?

6. Этап рефлексии.

Метод «Дерево решений», «Волшебная яблоня»

- Перед вами еще одно дерево – «Дерево решений»

Давайте же выберем то, чему хотел научить нас автор рассказа «Волшебное слово».

- А теперь посмотрите на доску, может быть кто-то хочет поменять яблоко, которое наклеили вначале урока на такое же, но другого цвета?

7. Этап инструкции домашнего задания.

- Ваше домашнее задание, согласно составленному плану пересказать рассказ «Волшебное слово» Валентины Осеевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по литературному чтению 2 класс по теме "Н.Н.Носов "Живая шляпа"

Презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России" по теме "Н.Н.Носов "Живая Шляпа"....

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".

Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"

Дети знакомятся с творчеством  писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме Чтение текстов. В. Куприн. "Первоучители словенские", "Первый букварь".

В материале представлена технологическая карта по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»

Проблема преемственности между начальной и основной школой актуальна всегда, так как осуществляется переход к новым условиям деятельности, к новым взаимоотношениям со сверстниками, с учителями. Часто ...