Урок обучения грамоте по теме "Буква З"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Тарасова Ирина Валентиновна

Комбинированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17.11.docx79.2 КБ

Предварительный просмотр:

Система «Школа России»

Тема: Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Письмо строчной и заглавной буквы З, з.

Тип урока: решение учебной задачи.

Дидактические цели урока:

- создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [з], [з’], развития речи;

- сформировать навыки правильного написания и соединения букв;

- развивать навыки каллиграфического письма, логического мышления, памяти.

Планируемые результаты.

Предметные:

- овладеть навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания;

- правильно писать и соединять буквы;

- выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами;

- определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.

Метапредметные:

регулятивные:

- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

познавательные:

- поискать и выделять информацию;

- анализировать слова (определять звук в слове);

- группировать и классифицировать все изученные буквы.

коммуникативные:

- составлять небольшой рассказ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- выполнять правила работы в паре, умение слушать друг друга и учитывать разные мнения.

личностные:

- проявлять интерес к новому содержанию занятия, формировать самооценку, выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Оборудование урока: «Лента букв», пропись В.Г. Горецкого, тетрадь, презентация, анимационный плакат «Пишем буквы» (проектор).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Определение темы и цели урока.

а) Речевая разминка.

- Какую сказку К. Чуковского мы вспоминали на прошлом уроке? (Мойдодыр).

- Из какой сказки К. Чуковского данные слова:

Муха по полю пошла.

Муха денежку нашла…

- Что случилось с Цокотухой в сказке?

- Что мы слышим, когда муха попадает в паутину? Что можно об этом звуке сказать? (согл., мягк., зв.)

- А кто спас Муху? Какой звук издают комары?

- Что можно о нем сказать? (согл., тв., зв.)

б) Постановка учебной задачи.

- Давайте сформулируем цели нашего урока.

III. Работа над новым материалом.

1. - Что это за звуки? Дайте им характеристику.

- Кто знает, какой буквой обозначаются эти звуки? (Буква “зэ”).

- Посмотрите, печатная буква З. Рассмотрите её, на что похожа?

1) На эту букву посмотри,

Она совсем как цифра 3.

2) «З» – не просто завитушка,

«З» - пружинка, крендель, стружка.

3) Занят заклинатель змей

Звонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

- Выложите букву З из верёвочки.

2. – Послушайте, стихотворение Платона Воронько.

Идет коза,
Растёт лоза,
Густой листвой одета.

Глядит коза во все глаза:
- Не для меня ли это?

Спешит коза - трещит лоза,

Козе и горя мало.

Закрыв глаза,
Грызет коза -
Всю красоту сжевала.
Когда, малыш, ты в сад бежишь,

Обрызганный росою,
Не рви цветов,
Не гни кустов,
Не надо быть козою.

- Какое слово вам незнакомо? (Лоза – тонкий гибкий стебель винограда.)

- Понравилось вам стихотворение?

- Почему «не надо быть козою»?

- Что надо делать, чтобы сохранить красоту природы?

Физ. минутка.

- Кто главный герой стихотворения?

- Давайте сделаем звуковой разбор слова «коза». (Работа в тетрадях).

- А теперь отгадайте загадку.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима).

- Проведите анализ этого слова.

- Сможем мы записать эти слова?

3. - Мы с вами сегодня научимся писать строчную букву З. Посмотрите на экран, вот она строчная буква З. Из каких элементов она состоит? В каких ещё изученных нами буквах встречаются такие элементы?

- Возьмите в руки ручки и пропишите её в воздухе.

4. Работа в «Прописи».

- Положили перед собой тетрадь, нашли и обвели букву з.

Показ учителя на доске.

- Написали букву, подняли глаза, ещё раз рассмотрели, написали до конца строки.

- Подчеркните простым карандашом букву, которая вам очень нравится.

IV. Работа над закреплением изученного материала.

1. – Что написано на второй строке? Прочитайте.

- Что общего у этих слогов? (Слоги-слияния) 

- Чем различаются? (Мягкий согласный-твёрдый согласный).

- Запишите слоги. Обратите внимание на соединение букв.

2. Игра «Карандаши».

Учитель на экране показывает картинки, а дети показывают синий карандаш, если звук твёрдый, зелёный – если мягкий.

Роза, корзина, зонт, земляника, ваза, зебра, замок, зима.

 Упражнения для глаз.

3. – Пропишем слово «зима» в «Прописи».

- На соединение каких букв следует обратить внимание?

- Прочитайте предложение. Что необычного заметили?

- Рассмотрите схему слова.

- Сколько слогов в слове? Почему? Кто догадался, какое слово пропущено? Запишите его. Раскрасьте схему. (Проверка по образцу).

Развитие речевого аппарата.

1. – Отгадайте загадку.

Наблюдаю я полёт -
Надо мною вертолёт.
Кто же ты? А ну, постой.
Длинный хвостик голубой,
Крылья будто в паутинке
Очень тоненькие льдинки.
И огромные глаза…
Кто же это?
(Стрекоза)

- Какие слова спрятались в слове «стрекоза»?

(Коза, река, коса, строка, рок, рот, кот, сок, роза, оса).

2. Чистоговорка.

За – зо – зу – мы поймали стрекозу.

Зи – зе – за – надвигается гроза.

Зо – за – зы – убегаем от грозы.

За – зе – зо – мы бежим за стрекозой.

3. – Откройте «Азбуку» на с. 91 и прочитайте слова в столбиках. Длинные слова читаем плавно, по слогам.                                                                                

V. Продолжение работы по теме урока.

1. – Рассмотрите иллюстрацию на с. 90.

- Что изображено на рисунке?

- Кто живёт в этом зоопарке?

- Где находятся львы?

- Что вы знаете о слонах?

- На чём катаются дети?

- С кем дети пришли в зоопарк?

- Как нужно вести себя в зоопарке?

- Что запрещено делать в зоопарке?

- Назовите всех животных, изображённых на рисунке.

2. – Прочитайте стихотворение С. Маршака.

- Какое слово не смог произнести герой стихотворения?

- Что это за зверь?

Чтение вслух.

3. Работа в «Прописи».

- Прочитайте предложение. Закончите его, допишите слово по контуру. (Вот зоопарк).

4. – На с. 91 найдите рассказ «В зоопарке». Прочитайте текст про себя.

- Кто живёт в зоопарке?

- Кого дети узнали сразу? Что делал слон?

- Что интересного узнали о змеях?

Чтение вслух по предложению.

- Кто живёт в аквариуме?

- Как нужно ухаживать за рыбами в аквариуме?

- Кто особенно заинтересовал детей?

- Как зимуют змеи?

Пальчиковая гимнастика «Замочек».

5. Работа в «Прописи».

- Найдите напечатанное предложение. Запишите его на строчке внизу.

Проверка с доски.

- Кто справился? Кто допустил ошибки?

- Прочитайте на экране предложение: Зина и Роза посетили зоопарк.

- Сможем мы с вами его записать? Почему?

- Откройте с. 10. Перед вами заглавная буква З.

- Из каких элементов она состоит? В каких ещё ранее изученных нами буквах встречаются такие элементы?

- Возьмите в руки ручки и попробуйте написать её в воздухе.

- А теперь напишите на первой строке заглавную букву З.

- Напишите слоги с заглавной буквой З: За, Зи, Зу.

- Напишите имя Зина.

Физ. минутка.

- А теперь вернёмся к нашему предложению: Зина и Роза посетили зоопарк.

- Справимся теперь с заданием?

Запись предложения с проверкой по образцу с доски.

- Кто справился без ошибок? Кто допустил ошибки?

- Молодцы.

- Почему слова «Зина» и «Роза» мы записали с большой буквы? Подчеркните орфограмму.

- А когда слово «роза» мы пишем с маленькой буквы?

- Прочитайте начало слов на с. 9. Догадались, что это за слова?

- Что необходимо сделать? Допишите слова.

6. – Где были Зина и Роза?

- Кто из вас был в зоопарке?

- Какие животные вам особенно запомнились и чем?

- Откройте учебник с. 92, найдите значок «Звёздочки». Что он обозначает?

- Прочитайте начало рассказа. (Чтение по предложению).

- А теперь поработайте в паре: подумайте и договоритесь, о каком животном будете рассказывать. Составьте свой рассказ, дополните текст 3 – 4 предложениями.

Рассказ учащихся.

VI. Включение в систему знаний и повторение.

- Что записано у меня на экране? (Буквы).

- Что обозначают буквы? (Звуки).

- В чём различие букв от звуков?

- Возьмите карточку. Давайте заполним кластер.

- На какие две группы можно разделить все звуки? (Гласные, согласные).

- Раскрасьте квадратики нужным цветом.

- Как можно разделить все гласные?

- Запишите буквы, обозначающие твёрдость согласных.

- Запишите буквы, обозначающие мягкость согласных.

- На какие две группы можно разделить согласные звуки?

- Запишите буквы, обозначающие звонкие согласные.

- Запишите буквы, обозначающие глухие согласные.

Проверка по образцу.

- В какую группу запишем новую букву? Почему?

VII. Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали? (…)

- Что новое было для вас?

- У кого на уроке всё получалось? (…)

- У кого были затруднения? В чём? Вы справились?

- А кому было трудно и не всё понятно? Над чем надо поработать?

Высказываются несколько учеников.


                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....