Урок обучения грамоте по теме "Буква З"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Система «Школа России»
Тема: Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Письмо строчной и заглавной буквы З, з.
Тип урока: решение учебной задачи.
Дидактические цели урока:
- создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [з], [з’], развития речи;
- сформировать навыки правильного написания и соединения букв;
- развивать навыки каллиграфического письма, логического мышления, памяти.
Планируемые результаты.
Предметные:
- овладеть навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания;
- правильно писать и соединять буквы;
- выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами;
- определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.
Метапредметные:
регулятивные:
- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.
познавательные:
- поискать и выделять информацию;
- анализировать слова (определять звук в слове);
- группировать и классифицировать все изученные буквы.
коммуникативные:
- составлять небольшой рассказ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- выполнять правила работы в паре, умение слушать друг друга и учитывать разные мнения.
личностные:
- проявлять интерес к новому содержанию занятия, формировать самооценку, выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.
Оборудование урока: «Лента букв», пропись В.Г. Горецкого, тетрадь, презентация, анимационный плакат «Пишем буквы» (проектор).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Определение темы и цели урока.
а) Речевая разминка.
- Какую сказку К. Чуковского мы вспоминали на прошлом уроке? (Мойдодыр).
- Из какой сказки К. Чуковского данные слова:
Муха по полю пошла.
Муха денежку нашла…
- Что случилось с Цокотухой в сказке?
- Что мы слышим, когда муха попадает в паутину? Что можно об этом звуке сказать? (согл., мягк., зв.)
- А кто спас Муху? Какой звук издают комары?
- Что можно о нем сказать? (согл., тв., зв.)
б) Постановка учебной задачи.
- Давайте сформулируем цели нашего урока.
III. Работа над новым материалом.
1. - Что это за звуки? Дайте им характеристику.
- Кто знает, какой буквой обозначаются эти звуки? (Буква “зэ”).
- Посмотрите, печатная буква З. Рассмотрите её, на что похожа?
1) На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3.
2) «З» – не просто завитушка,
«З» - пружинка, крендель, стружка.
3) Занят заклинатель змей
Звонкой музыкой своей.
А под музыку, друзья,
Затанцует и змея.
- Выложите букву З из верёвочки.
2. – Послушайте, стихотворение Платона Воронько.
Идет коза,
Растёт лоза,
Густой листвой одета.
Глядит коза во все глаза:
- Не для меня ли это?
Спешит коза - трещит лоза,
Козе и горя мало.
Закрыв глаза,
Грызет коза -
Всю красоту сжевала.
Когда, малыш, ты в сад бежишь,
Обрызганный росою,
Не рви цветов,
Не гни кустов,
Не надо быть козою.
- Какое слово вам незнакомо? (Лоза – тонкий гибкий стебель винограда.)
- Понравилось вам стихотворение?
- Почему «не надо быть козою»?
- Что надо делать, чтобы сохранить красоту природы?
Физ. минутка.
- Кто главный герой стихотворения?
- Давайте сделаем звуковой разбор слова «коза». (Работа в тетрадях).
- А теперь отгадайте загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима).
- Проведите анализ этого слова.
- Сможем мы записать эти слова?
3. - Мы с вами сегодня научимся писать строчную букву З. Посмотрите на экран, вот она строчная буква З. Из каких элементов она состоит? В каких ещё изученных нами буквах встречаются такие элементы?
- Возьмите в руки ручки и пропишите её в воздухе.
4. Работа в «Прописи».
- Положили перед собой тетрадь, нашли и обвели букву з.
Показ учителя на доске.
- Написали букву, подняли глаза, ещё раз рассмотрели, написали до конца строки.
- Подчеркните простым карандашом букву, которая вам очень нравится.
IV. Работа над закреплением изученного материала.
1. – Что написано на второй строке? Прочитайте.
- Что общего у этих слогов? (Слоги-слияния)
- Чем различаются? (Мягкий согласный-твёрдый согласный).
- Запишите слоги. Обратите внимание на соединение букв.
2. Игра «Карандаши».
Учитель на экране показывает картинки, а дети показывают синий карандаш, если звук твёрдый, зелёный – если мягкий.
Роза, корзина, зонт, земляника, ваза, зебра, замок, зима.
Упражнения для глаз.
3. – Пропишем слово «зима» в «Прописи».
- На соединение каких букв следует обратить внимание?
- Прочитайте предложение. Что необычного заметили?
- Рассмотрите схему слова.
- Сколько слогов в слове? Почему? Кто догадался, какое слово пропущено? Запишите его. Раскрасьте схему. (Проверка по образцу).
Развитие речевого аппарата.
1. – Отгадайте загадку.
Наблюдаю я полёт -
Надо мною вертолёт.
Кто же ты? А ну, постой.
Длинный хвостик голубой,
Крылья будто в паутинке
Очень тоненькие льдинки.
И огромные глаза…
Кто же это? (Стрекоза)
- Какие слова спрятались в слове «стрекоза»?
(Коза, река, коса, строка, рок, рот, кот, сок, роза, оса).
2. Чистоговорка.
За – зо – зу – мы поймали стрекозу.
Зи – зе – за – надвигается гроза.
Зо – за – зы – убегаем от грозы.
За – зе – зо – мы бежим за стрекозой.
3. – Откройте «Азбуку» на с. 91 и прочитайте слова в столбиках. Длинные слова читаем плавно, по слогам.
V. Продолжение работы по теме урока.
1. – Рассмотрите иллюстрацию на с. 90.
- Что изображено на рисунке?
- Кто живёт в этом зоопарке?
- Где находятся львы?
- Что вы знаете о слонах?
- На чём катаются дети?
- С кем дети пришли в зоопарк?
- Как нужно вести себя в зоопарке?
- Что запрещено делать в зоопарке?
- Назовите всех животных, изображённых на рисунке.
2. – Прочитайте стихотворение С. Маршака.
- Какое слово не смог произнести герой стихотворения?
- Что это за зверь?
Чтение вслух.
3. Работа в «Прописи».
- Прочитайте предложение. Закончите его, допишите слово по контуру. (Вот зоопарк).
4. – На с. 91 найдите рассказ «В зоопарке». Прочитайте текст про себя.
- Кто живёт в зоопарке?
- Кого дети узнали сразу? Что делал слон?
- Что интересного узнали о змеях?
Чтение вслух по предложению.
- Кто живёт в аквариуме?
- Как нужно ухаживать за рыбами в аквариуме?
- Кто особенно заинтересовал детей?
- Как зимуют змеи?
Пальчиковая гимнастика «Замочек».
5. Работа в «Прописи».
- Найдите напечатанное предложение. Запишите его на строчке внизу.
Проверка с доски.
- Кто справился? Кто допустил ошибки?
- Прочитайте на экране предложение: Зина и Роза посетили зоопарк.
- Сможем мы с вами его записать? Почему?
- Откройте с. 10. Перед вами заглавная буква З.
- Из каких элементов она состоит? В каких ещё ранее изученных нами буквах встречаются такие элементы?
- Возьмите в руки ручки и попробуйте написать её в воздухе.
- А теперь напишите на первой строке заглавную букву З.
- Напишите слоги с заглавной буквой З: За, Зи, Зу.
- Напишите имя Зина.
Физ. минутка.
- А теперь вернёмся к нашему предложению: Зина и Роза посетили зоопарк.
- Справимся теперь с заданием?
Запись предложения с проверкой по образцу с доски.
- Кто справился без ошибок? Кто допустил ошибки?
- Молодцы.
- Почему слова «Зина» и «Роза» мы записали с большой буквы? Подчеркните орфограмму.
- А когда слово «роза» мы пишем с маленькой буквы?
- Прочитайте начало слов на с. 9. Догадались, что это за слова?
- Что необходимо сделать? Допишите слова.
6. – Где были Зина и Роза?
- Кто из вас был в зоопарке?
- Какие животные вам особенно запомнились и чем?
- Откройте учебник с. 92, найдите значок «Звёздочки». Что он обозначает?
- Прочитайте начало рассказа. (Чтение по предложению).
- А теперь поработайте в паре: подумайте и договоритесь, о каком животном будете рассказывать. Составьте свой рассказ, дополните текст 3 – 4 предложениями.
Рассказ учащихся.
VI. Включение в систему знаний и повторение.
- Что записано у меня на экране? (Буквы).
- Что обозначают буквы? (Звуки).
- В чём различие букв от звуков?
- Возьмите карточку. Давайте заполним кластер.
- На какие две группы можно разделить все звуки? (Гласные, согласные).
- Раскрасьте квадратики нужным цветом.
- Как можно разделить все гласные?
- Запишите буквы, обозначающие твёрдость согласных.
- Запишите буквы, обозначающие мягкость согласных.
- На какие две группы можно разделить согласные звуки?
- Запишите буквы, обозначающие звонкие согласные.
- Запишите буквы, обозначающие глухие согласные.
Проверка по образцу.
- В какую группу запишем новую букву? Почему?
VII. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали? (…)
- Что новое было для вас?
- У кого на уроке всё получалось? (…)
- У кого были затруднения? В чём? Вы справились?
- А кому было трудно и не всё понятно? Над чем надо поработать?
Высказываются несколько учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....