Урок обучения грамоте.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Тема: Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_.docx | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков |
Педагогическая цель | создание условий для овладения обучающимися знаниями о букве ь (мягкий знак); для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования чувства ответственности за родную природу. |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Планируемые результаты (предметные) | Осознают роль буквы ь как обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
Личностные результаты | Проявляют интерес к окружающей природе |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; Высказывать свое предположение(версию) на основе работы с иллюстрацией; удерживают цель до получения ее результата. Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; художественном тексте; логические – характеризуют букву ь. Коммуникативные: умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; выразительно рассказывать |
Основное содержание темы, понятия и термины | Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков |
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок, начинается урок.
Будем думать, будем слушать и учиться лучше всех.
Сегодня у нас с вами гости. Повернитесь , поздоровайтесь. Улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу удачи в работе.
Сегодня у нас ещё одна гостья. Отгадайте загадку: Зимой и летом одним цветом? (ёлка)
Ёлочка пришла в гости не случайно, она пришла в преддверии Нового года. Скоро она появится в каждом доме, у нас в школе. А вы знаете, что в нашей школе елка искусственная. Кто может объяснить - почему? Правильно, это специально, чтобы не губить лесных красавиц. И если у вас дома есть искусственная елка, то это очень хорошо.
Но наша гостья, пришла не с пустыми руками, она принесла вам много интересных заданий.
- Актуализация знаний.
Ветер-озорник налетел на городок букв, подхватил их, разбросал и занес в лес. Многие из них спрятались в ветвях елочки. Вот она вам их и принесла, чтобы вы помогли им вернуться в свои домики.
Игра «Засели домики».
Работают два ученика. Проверка – светофоры.
Почему так расселились буквы, что можете рассказать о жителях этих домиков?
А вот в веточках осталась еще одна буковка. Не пойму, что за буква, куда ее поселим, почему ребята ее не поселили. Давайте попробуем. Не получается? Может, по ходу урока решим эту проблему.
- Постановка проблемы. Открытие новых знаний.
Формулирование новой темы.
А елочка качает ветками. Там у нее припасены для вас загадки. Послушайте
Шеи вытянув, шипят.
Ущипнуть тебя хотят.
Громко крикнут: га-га-га!
Не боимся мы врага
Сытно птице у бабуси.
Это серенькие …..(гуси).
Работа в парах.
Поработайте в парах: начертите схему, напечатайте слово. А у доски поработает.,,
Назовите мягкий согласный звук. Что обозначает его мягкость? (и).
Еще одна загадка.
Норовит щипнуть за ноги,
Я гоню его с дороги:
«Прочь, тебя я не боюсь!»
«Га-га-га!»- смеется ….(гусь)
Составьте схему слова, напечатайте слово.
Сколько слогов в этом слове? (Слог-слияние и мягкий согласный, образующий один слог).
- Как обозначим слог слияния? А последний согласный звук?
- Сколько звуков получилось в этом слове?
- А теперь ниже под схемой напечатаем слово ГУСЬ в тетради. (Ученик работает у доски и может напечатать слово без мягкого знака)
- Прочитайте записанное слово. (ГУС)
- А нам нужно слово ГУСЬ.
- Какой звук мы слышим на конце слова ГУСЬ? (Мягкий согласный)
- А какие буквы показывают мягкость согласного? Давайте попробуем их поставить и прочитать, что получится? (ГУСИ, ГУСЯ)
- Тогда почему мы произносим звук [с'] мягко? Что-то указывает на мягкость согласного?
- Послушайте сказку и скажите, что ещё может указывать на мягкость согласного?
У вас есть предположение? Что нам в этом может помочь? (Азбука).
Оставьте это слово пока, обратимся к учебнику.
Работа с учебником.
Откройте учебник на странице10-11. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какие задачи поставим перед собой? (познакомиться с новой буквой, узнать какие звуки она обозначает, найти ей место на ленте букв, научиться читать слова с этой буквой). Давайте попробуем составить план работы на уроке ( 1.знакомство с буквой. 2. Характеристика буквы, ее звуки.3.Чтение слов, предложений.4. самостоятельная работа. 5. Итог)
Рассмотрите страницу. Появились у вас какие ни будь предположения? Да, на самом деле люди уже давно договорились использовать для смягчения согласных такой вот знак.
Мягкий голос, мягкий шаг, это буква…(ь). Н что похожа? Как выглядит ь?
Почему нет заглавной буквы?
Познакомились с буквой. Теперь узнаем, что же она обозначает?
Работа в группе.
Вспомним правила работы в группе. Говорит один, остальные слушают. Не согласен- предложи свое и докажи.
Вот вам от елочки карточки. Прочитайте слова, сделайте к ним схемы, посчитайте, сколько в них букв и сколько звуков (конь, соль, дверь, лось).
Доложите о своей работе. Что заметили? Кто может открыть секрет буквы ь? Что же он обозначает? (ь- показатель мягкости согласного после, которого стоит, но не обозначает никакого звука).
Оказывается ь- хитрая буква. Что вам хочет сказать сова на стр.11. Прочитаем. Повторим хором. Запомните. Вернемся к нашему слову гусь –посчитаем буквы и звуки. Подтвердился наш вывод?
Вывод: ь-показатель мягкости согласных звуков.
Заселим его в домик. Так куда мы его поселим. К гласным можно? К согласным? Значит, поселим в этот белый домик.
- Первичное закрепление материала.
- Чтение буквосочетаний.
Елочка приготовила задание:
Ол-оль, ел-ель, ут-уть, ин-инь, ас-ась.
- Чтение слов на доске.
Гуси голуби лебеди
Гусь голубь лебедь
Что показывает Ь в словах второй строчке.
- Беседа.
Гуси очень чуткие птицы. Они чувствуют «чужих» и поднимают переполох. Говорят если гуси во дворе, можно обойтись и без собаки.
Голубь тоже известная птица. Вы знаете – чем?
Посмотрите на слайд, он вам поможет. Это символ Мира. Обычно это изображение белого голубя.
Лебеди. Эти птицы тоже являются символом- символом верности. Обычно если в паре погибает один из лебедей, то другой остается один и больше не создает пары. Вот такие это птицы.
- Применение новых знаний.
- Чтение рассказа.
Для вас у елочки есть еще одна загадка:
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко. (лось)
Эти могучие животные достигают больших размеров, чем лошадь. Широко расставляя ноги, они уверенно передвигаются по болотам. Лоси отличные пловцы, могут они, и нырять, оставаясь под водой около минуты. На суши лоси - выносливые бегуны, которые развивают скорость до 60 км/ч.
Чтение рассказа.
Словарная работа.
«нет преград»
«лесные заросли»
Как можно озаглавить текст? Почему? Как мальчики помогали животным? Как люди должны помогать животным зимой? Почему?
2)Работа по рисунку.
Давайте рассмотрим стр.10. Кто на ней изображен? Чем заняты животные? Какое время изображено? Как догадались, что это ночь? Дома составьте рассказ, сказочную историю про лося.
3)Работа с пословицами.
4) Ребус. Работа в парах. (Один ученик работает на доске. Проверка – светофор).
4)Самостоятельная работа.
На листочках рисуете зеленый квадратик, если в слове есть ь, если ь нет, то пустой квадратик.(конь, медведь, волк, лось, крот)
Проверка в парах по эталону.
- Итог.
А я хочу прочитать вам пословицу. Как вы ее понимаете? Какую птицу считают красивой? А что ценят в человеке? (знания, умения).
Почему ь - мы можем назвать хитрой буквой? Где же его место на ленте букв?
- Рефлексия.
Наш урок заканчивается. Мы должны поблагодарить нашу гостью. Мы сделаем ей подарок, что бы она ушла в лес и там порадовала своих друзей животных на новый год своим нарядом. Какой будет наряд, зависит от нас.
Сегодня на уроке вы ставили перед собой определенные задачи. Вы оцените, как поработали на уроке. Если вы все поняли, вам легко было выполнять самостоятельную работу, раскрасьте шарики для елочки в красный цвет, если вы испытали трудности, то в желтый, а если вам было очень трудно, и вы не все поняли, раскрасьте в синий цвет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....