Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе на тему"Ребята и утята"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Антошкина Наталия Николаевна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Дата урока________________                   ФИО учителя ______________________________________,  класс _________

Название урока ____________________________

Тема: Рассказ М. Пришвина «Ребята и утята».

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое  оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей,  выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Планируемые достижения

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Умения:

- применять знания о жанровых особенностях;

- читать правильно осознанно, выразительно;

- размышлять о поступках героев;

- делать выводы об идее (главной мысли) произведения;

- определять жанр произведения;

- группировать книги на выставке в соответствии с заданным условием.

Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

- использовать учебник и словарь в качестве источников информации,

-с помощью учителя выделять существенную информацию, фиксировать ее в таблице, анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу

- определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности,

- контролировать выполнение плана,

- оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы учителя,

- осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

- допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.

- становление мотивационной основы учебной деятельности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев сказки и оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально-нравственных норм;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формирование интереса к чтению, читательской компетенции.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

-Закройте глаза, послушайте (звучит музыка – шум леса)

-Что вы представили, слушая музыку?

- Какие чувства у вас возникли?

Речевая разминка.

1. Упражнение на дыхание.

Набрать через нос воздух, постепенно порциями выпустить через нос.

2. Чтение чистоговорки.

        

-

-Закрывают глаза, слушают музыку.

-Отвечают все учащиеся, высказывают, какие чувства возникли у них.

Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Обращение к записи на доске:

«Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни!

 Живой живому удивись: они ж тебе сродни…»

-Как понимаете эти слова?

-Мы живем на нашей планете и порой не замечаем, что нас окружает удивительный неповторимый мир природы. Мы живем в нем, и часто не видим очень многого. А рядом с нами живут братья наши меньшие. Они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее-жизнь. Самое удивительное явление на Земле и самое   уязвимое.

Рассказать наизусть  стихотворение

 А. Барто « Воробей»

-Ребята, мы продолжим наш урок с викторины.

-Вы уже не в первый раз встречаетесь с произведениями этого автора. А я хочу узнать сейчас, настоящие ли вы читатели.

Попробуйте по отрывкам узнать произведение:

-« Это было очень красиво. Все говорили «Очень красиво! Луг золотой».

-«А на полянке берёза, под берёзой пень, а рядом с пнём красная сыроежка. И такая большая, каких я в жизни не видел. Совсем как большая глубокая тарелка».

-« Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую – проглотил».

-« И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес - голодно. А возьму- забуду съесть и назад принесу.

-Вспомнили произведения. Молодцы!

-А кто автор этих произведений?

-А что мы знаем о нём?

-Умению видеть  прекрасное,  любоваться красотой природы мы будем у замечательного писателя, удивительного человека, М.М.Пришвина, познакомимся с его произведением, будем читать, наблюдать, вспоминать, думать. Познакомимся поближе с писателем.

Обращение к портрету  (сообщение ученика).

-М.М.Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями, жизнь. Родился в Елецком уезде Орловской губернии. С детства любил много читать и путешествовать. Так в 12 лет, начитавшись книг Майн Рида, Пришвин с  тремя  друзьями совершает свое первое путешествие-побег в Азию. Конечно же, беглецов быстро вернули назад, но страсть к путешествием осталось. И после каждого путешествия появлялась книга или какие-то заметки. За годы своей жизни сменил много видов деятельности. Был агрономом, охотником,  учителем, библиотекарем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей, Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

Обращение к выставке книг (ученик).

-Вот уже несколько десятков лет Пришвина нет с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает мудрее, умнее и великодушнее. Вы можете увидеть следующее книги

(обращение к книги).

-Рассказывают стихотворение

наизусть.

-Вспоминают ранее прочитанные произведения  М.М. Пришвина.

-Слушают.

-Отгадывают.

-«Золотой луг».

-«Деревья в лесу».

-« Журка».

-« Лисичкин хлеб».

-М.М.Пришвин

    * писатель

    * автор

    * рассказы

    * о природе

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков

3.Построение проекта выхода из затруднения

-Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

 -Мы побывали  в гостях у писателя, узнали о его жизни, творчестве.

– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?

– Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен.

-А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина

-Кому из вас захотелось прочитать книги М.Пришвина?

-Отгадайте, о ком будет произведение?

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница

Впереди корабль идет

За собою всех ведет.           (утка с утятами)

- Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?

- Итак, главными персонажами нашего рассказа будет утка с утятами, а произведение называется « Ребята и утята».

3) Составим обложку.

-Укажите, что написал автор (жанр) и на какую тему?

-Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

-Учащиеся  сами формулируют цель урока:   познакомимся с новым произведением М.М.Пришвина.

        

 

-Предполагают.

-Открывают учебник.

-Рассказ о животных, о природе « Ребята и утята».

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4. Реализация построенного проекта

1. Работа с текстом во время чтения.

-Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин, был неравнодушным человеком.

1) Первичное чтение  (читает учитель или хорошо читающие дети).

2) Выявление первичного восприятия.

-Понравилось ли  произведение?

-Когда ребята начали ловить утят, подумали ли они о том, что утка-мать будет переживать?

- К какому жанру относится это произведение?

-Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

3)Перечитывание текста.

-Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

-Читает  хорошо

читающий ученик.

-Слушают.

-Участвуют в диалоге.

-Высказывают свою  точку зрения.

-Делают вывод.

-Поучительный.

-Читают медленно, вдумчиво.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные - моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- В тексте вам встретились незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

4) Словарная работа.

-Чирок-свистунок - птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоёмах. Оказывается, существует очень много различных пород уток. Одна из них - чирок-свистунок. Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр. Самец весной имеет коричнево- рыжую голову с черно-зеленой полоской и белой полоской по бокам. Зоб бледно охристый с черными пятнышками. Бока серые с темным струйчатым рисунком. Самка темно- бурая с  рыжими пестринками. Чирок-свистунок - одна из самых обычных уток, широко распространенных на Алтае и по его предгорьям. Утка гнездится по заросшим озерам, берегам рек, прудам и болотам.

- Узнаете эту уточку, если встретите?        

-Именно с такой уточкой мы сегодня встретимся  в рассказе.

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

Паровое поле- поле, отдыхающее от посевов.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

Вода спала- с наступлением лета уровень воды в водоёме уменьшился.

Кузница- помещение, где работают кузнецы.

5) Анализ и выборочное чтение.

-Почему уточка устроила своё гнездо далеко от озера?

-Докажите строчками из произведения.

- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

- Что значит для утят свобода?

 -Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

Докажите строчками из произведения.

-Сколько надо было идти до озера?

 -Сколько это километров?

-Это много или мало для человека?

-А для маленьких утят?

-Прочитайте, как шла мать – уточка с утятами.

-Почему уточка-мать шла позади утят?

Какие враги были у уток?

-Кто страшнее? Почему?

-Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

Докажите строчками из произведения.

-Зачем ребята это делали?

-Как вела себя уточка, когда ловили её утят?

Докажите строчками из произведения.

-Могла ли утка кричать?

-Её немота, беззащитность, отчаяние- всё в этих движениях.

-А какое чувство пережили утята?

-Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

-А какое вы слово кричите, когда боитесь?

-А ваша мама переживает за вас?

 -Как она ведёт себя при этом?

-Как в рассказе чаще всего называет автор уточку?

-А какая она мама?

-Вам жалко её?

-Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы ещё маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведёт себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

-Какие пословицы о маме вы знаете?

-Утята пойманы, что собираются делать ребята?

Докажите строчками из произведения.

-Кто помешал мальчишкам?

-Смогли ли они объяснить свой поступок?

-Какое приказание дал им взрослый? Найдите и подтвердите.

-Назовите слова, которые показывают строгость автора.

 С какой интонацией будем читать эти слова?

-Что делали бы вы, оказавшись рядом?

-Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

-Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?

Докажите строчками из произведения.

-Как шла уточка-мать в начале рассказа?

-А почему сейчас она побежала впереди?

-Как М. Пришвин попрощался с утятами?

- Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения.

- Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

- Перед кем этот знак уважения?

Почему?

-Как мальчишки на это прореагировали? Почему?

-Что пожелали люди уточке?

-Почему? Докажите строчками из произведения.

Нужно ли было пожелание уточке?

6) Беседа по содержанию в целом.

Работа над иллюстрацией. Работа в парах.

-Посмотрите на иллюстрацию стр.118.

-Кто изображён на переднем плане?

-Что они делают?

-Кто изображён на заднем плане?

-Что они делают?

-Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

-Для чего М. Пришвин написал свой рассказ?

-Что его волновало?

-Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица?

-Кто именно?

-А кто нет?

-Почему?

7)Выявление совпадений первичных с окончательными.

8)Определение главной мысли рассказа.

-Как автор назвал свой рассказ?

-Почему?

-Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?

-Что же вы можете сказать о М.Пришвине?

-Докажите, что М. Пришвин - человек

а) добрый

б) строгий

в) неравнодушный

Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу.

- На свободу.

-Вода, корм, озеро.

-Решилась наконец-то.

-3 версты.

-Чуть больше 3 километров.

- Много. Очень много.

-Мать шла позади.

 Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.

-Люди, лисица, ястреб.

-Высказывают

своё мнение.

-Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками.

-Просто так, для забавы.

Всё время, пока они ловили утят, мать бегала с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.

Нет.

-Страх, испуг,…

-Мама!

-Мама.

Переживает.

-Высказывают своё мнение.

-Мать.

-Заботливая.

-Жалко.

Вспоминают пословицы.

Ребята  собрались закидать шапками мать и поймать её.

-Автор.

Нет. Они струсили.

-Живо,- приказал я ребятам, -идите и отдайте ей всех утят!

-Строго.

-Каждый  высказывает  своё мнение как бы  он поступил.

-Нет. Поэтому автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.

Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей.

-Мать шла позади.

-Считала себя виноватой.

-Радостно снял шляпу и, помахав ею, крикнул:

-Счастливый путь, утята!

-Знак уважения.

-Перед маленькими утятами, М. М Пришвин  неравнодушный человек.

-Они засмеялись.

-Счастливого пути. Все разом закричали ребята:

- До свидания, утята!

-Нет. По- своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята.

-Утка- мать и утята.

-Бегут.

-Ребята.

-Машут шапками, кричат.

По овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.

-Чтобы мы не совершали глупых поступков.

-Утята могли погибнуть.

-Да.

Маленькие утята.

-Ребята.

-Они, не подумав, совершили глупость.

-Сравнивают свои, делают вывод.

-«Ребята и утята»

Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчёркивая, что мы живём все вместе, рядом, то совместном существовании.

-Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.

-Доказывают.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные–умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7. Включение в систему знаний и повторение

2) Творческая работа. Работа в группе

Работа с заглавием.

 -Придумайте своё заглавие к рассказу.

Работа с пословицами.

-Соберите пословицы, определите, к кому из действующих лиц рассказа подходит каждая.

Умел ошибиться - умей и поправиться.

Сей добро, посылай добро, оделяй добром.

3) Чтение по смысловым частям и их озаглавливание,  наблюдение за состоянием чувств, вызванных произведением.

ПОМНИТЕ, ЧТО КОГДА СЛУШЕШЬ И ЧИТАЕШЬ, НАДО ДУМАТЬ, ПРЕДСТАВЛЯТЬ, ПОНИМАТЬ, ЗАПОМИНАТЬ.

- Какие испытывали  чувства при чтении и слушании?

План.                                                                                               Чувства

  1. Путешествие к озеру.                                              Спокойствие
  2. Не выпускать из виду.                                             Тревожность
  3. В величайшем волнении.                                       Страх, волнение
  4. Живо возвратите утят!                                             Негодование
  5. До свидания, утята!                                                   Радость

4) Пересказ по плану.

- От чьего лица ведется повествование?   /от лица автора/

- А как М.М.Пришвин относится к героям рассказа? К утятам?

Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: 

Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

« Любить и охранять природу - значит любить и охранять Родину» М Пришвин

-Как вы понимаете эти слова?

-Чему вас научил урок?

-Кто доволен  своей работой?

-Кому захотелось создать иллюстрацию к произведению?

Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку  любя,

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.

- Перечитать текст, подготовиться к чтению по ролям.

- Вам дома надо прочитать рассказ родителям, младшим братья, сестрам так, чтобы они тоже смогли пережить эти чувства.

Зеленый – работал активно, все получалось

Желтый – работал хорошо, иногда обращался за помощью

Красный – было трудно, не все получилось

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по теме "О братьях наших меньших"

Разработка урока литературного чтения по разделу "О братьях наших меньших" содержит поэтапный ход урока обобщения и рефлексии....

технологическая карта урока литературного чтения 4 класс по теме Л.Н.Толстой Акула

урок литературного чтения в 4 классе Л.Н.толстой Акула...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме  "Мягкий согласный звук   [й ]. Буква «й». " и презентация к уроку...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс на тему "Обучение пересказу с элементами перевода в диалог"

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; научить отличать прямую речь от косвенн...

Технологическая карта урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь"

В технологической карте урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь" представлен конспект урока по теме, цели, задачи и планируемые результаты урока...