Устное народное творчество
методическая разработка по чтению на тему
Презентация и конспект урока-обобщения по теме "Устное народное творчество" в игровой форме. Занятие помогает закрепить знания по теме и донести до детей понимание о различных видах фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку. | 1.09 МБ |
Конспект урока- обобщения по теме "Устное народное творчество | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФОЛЬКЛОР- устное народное творчество
1 конкурс Баллада, загадка, песня, повесть, пословица, потешка , закличка , поэма, считалка, скороговорка, рассказ, сказка, миф, поговорка, легенда, пьеса, небылица
2 конкурс 1 команда. 2 команда Яблоко от яблони … Чем богаты, тем … Что в лоб, что … Пришла беда – … Цыплят по осени … Как корова языком … Новая метла … На воре и шапка … Сам заварил кашу — … Не рой яму другому – сам … Семь пятниц … На воре и шапка … Слово — серебро, молчание — …. Гусь свинье … Хорошо там, … Копейка рубль … Тише едешь — … Язык без … У страха глаза … Что упало, то …
3 конкурс Без труда не вытащить рыбку из пруда. Поспешишь – людей насмешишь. Тише едешь – дальше будешь.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Век живи – век учись. Сделал дело – гуляй смело.
4 конкурс считалка закличка загадка колыбельная песня небылица скороговорка
5 конкурс
6 конкурс
7 конкурс 1 команда 2 команда
Молодцы!
Предварительный просмотр:
Урок-игра в 4 классе .
Тема: Обобщение по теме «Устное народное творчество»
Цели урока: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество», воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу.
Задача: Формирование УУД
Личностные УУД
Чувство сопричастности к культуре русского народа, гордость за свою страну.
Регулятивные УУД
Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
Разрешение конфликтов - поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Ход урока.
Орг. Момент.
Дети делятся на 2 команды, придумывают название и девиз.
Объявление темы урока
Итак, друзья, начнём программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для Вас!
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
-Сказки нередко наполняют разные чудеса. Сейчас мы вспомним ваши любимые сказки.
Представление команд.
В нашей игре участвуют 2 команды. Представьте названия своих команд. (Дети озвучивают название и девиз)
Конкурсы
Наша игра будет состоять из 2-х этапов. В каждом будут конкурсы, за победу, в каждом можно получить по 3 жетона.
Первый посвящён фольклору.
-Что же такое фольклор? (устное народное творчество)
1 конкурс. Жанры
-Каждая команда получает конверт с карточками. Выберите только те жанры, которые относятся к фольклору.
(Баллада, загадка, песня, повесть, пословица, потешка, закличка, поэма, считалка, скороговорка, рассказ, сказка, миф, поговорка, легенда, пьеса, небылица)
Подведение итога.
2 конкурс. Продолжи поговорку.
1 команде. | 2 команде |
Яблоко от яблони … | Чем богаты, тем … |
Что в лоб, что … | Пришла беда – … |
Цыплят по осени … | Как корова языком … |
Новая метла … | На воре и шапка … |
Сам заварил кашу — … | Не рой яму другому – сам … |
Семь пятниц … | На воре и шапка … |
Слово — серебро, молчание — …. | Гусь свинье … |
Хорошо там, … | Копейка рубль … |
Тише едешь — … | Язык без … |
У страха глаза … | Что упало, то … |
Подводим итог.
3 конкурс Знатоки пословиц.
К предложенным пословицам разных народов подберите подходящую русскую пословицу.
1 команда
Дагестанская: Торопливым людям не хватает мудрости. | Без труда не вытащить рыбку из пруда. |
Киргизская: Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь. | Поспешишь - людей насмешишь. |
Таджикская: Ещё не знал никто и никогда удачи без труда. | Тише едешь – дальше будешь. |
2 команда
Украинская: И живи до старости, и учись до старости. | Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. |
Малайская: Закончил шить - оборвал нить. | Век живи - век учись. |
Удмурдская: Слово не стрела, а сердце пронзает. | Сделал дело – гуляй смело. |
Подводим итог.
4 конкурс. Фольклорные жанры.
К какому жанру народного творчества относятся эти тексты.
Для 1 команды:
Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепила за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит — это он, Выходи из круга вон! | ? (считалка) |
Солнышко, солнышко, Красное солнышко, Выйди поскорее, Будь к нам подобрее! Твои детки плачут, По лужочку скачут, Соломку жгут — Тебя в гости ждут! | ? (закличка) |
Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. | ? (загадка) |
Для 2 команды.
Ай, баюшки-баюшки, не ложись на краюшке, Придёт серенький коток, схватит Колю за бочок, Схватит Колю за бочок, и утащит во лесок. Ай, баю, баю, баю, баю дитятку мою, | ? (колыбельная песня) |
Из-за тучи, из-за гор Едет дядюшка Егор. Он на пегой на телеге, На скрипучей лошади, Топорищем подпоясан, Нараспашку сапоги, На босу ногу кафтан, А на голове карман. | ? (небылица) |
От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт. | ? (скороговорка) |
Подводим итог.
5 конкурс. Знатоки сказок
Угадайте сказки по рисункам.
Какая команда первая поднимет флажок, та и отвечает .
- Петушок и бобовое зернышко
- Гуси-лебеди
- Два Мороза
- Иван – царевич и серый волк
- Колобок
- Лиса и журавль
- Маша и медведь
- Морозко
- Мужик и медведь
- По – щучьему веленью
- Пузырь, соломинка и лапоть
- Репка
- Теремок
- У страха глаза велики
Подводим итог.
6 конкурс. Чёрный ящик.
Команды по очереди достают из ящика предмет, , называют русскую народную сказку, в которой он встречался.
(В ящике: клубок, яблоко, скатерть, кувшин, пирожок, соломинка, ведёрко, боб.)
Подводим итог.
7 конкурс. Зоологический.
1 команда | 2 команда |
медведь | лиса |
гусь | кот |
мышь | заяц |
собака | волк |
лягушка | щука |
Подводим итог.
8 конкурс . Задавайте вопросы
Ребята каждой команды должны придумать по 3 вопроса по русским народным сказкам для команды-соперника. За каждый правильный ответ по 1 жетону.
Подводим итог
Народ собирает и бережно хранит произведения устного народного творчества, которые совершенствовались и оттачивались замечательными мастерами слова. Мы- продолжатели традиций, должны знать и передать своим детям эти источники мудрости и добра.
Итак, наш первый этап окончен. Подведём итоги. Команды набрали следующее количество жетонов: …
У отстающей команды ещё есть шанс на победу. Мы переходим ко 2 этапу нашего соревнования.
2 этап Театр сказки.
На столах лежат комплекты масок к 4 сказкам.
Теремок
Колобок
Репка
Петушок и бобовое зёрнышко
Выберите любую сказку и представьте её нам на обозрение. На подготовку даётся 5 минут.
Команды сейчас посовещаются и огласят решение.
(Команды показывают сказку)
Подводим итог .
Рефлексия
-Понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие?
- Было ли оно полезно и интересно для вас? Почему?
-Довольны ли вы своим участием в работе команды?
-Кто из ребят вас поддерживал сегодня?
-Кому вы оказали помощь?
- Насколько просто или сложно было принимать совместные решения?
- Какими качествами должны обладать члены команды, чтобы работать сплочённо и побеждать?
-Оцените себя. Выберите смайлик соответствующий вашей самооценке.
Спасибо за внимание. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Устное народное творчество"
Презентация проекта...
Устное народное творчество. Обобщающий урок.
Презентация позволяет повторить и обобщить изученный материал по разделу "Устное народное творчество". Презентация составл...
Устное народное творчество Кубани.
Данный урок разработан и проведен в 4 классе, но его материал можно использовать в любом классе как начальной школы , так и 5-6 класса. На уроке, построенном в форме устного журнала, дети знакомятся с...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : " Малые и большие жанры устного народного творчества. Русские народные песни. Потешки и прибаутки."
Конспект урока может быть применен на уроках литературного чтекния во 2 классе...
Литературное чтение. 3 класс. «Устное народное творчество. Русские народные песни».
Урок литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.
План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...