Внеклассное занятие по сказкам Г.Х. Андерсена
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Внеклассное занятие по сказкам Г.Х. Андерсена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vn.zanyatie_po_skazkam_g.h.andersena.pptx | 1.63 МБ |
vn.zanyatie_po_skazkam_g.h.andersena.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарная работа Стойкий Оловянный Батист Розетка Грифель Мостовая Сильфида Прочный, неослабевающий. Непоколебимый, упорный, твёрдый. Сделанный из олова. Олово – мягкий, ковкий, серебристый металл. Тонкая полупрозрачная ткань. Лента, собранная в пучок для украшения платья. Палочка для писания на грифельной доске. Вымощенная камнем проезжая часть улицы. перен. Об изящной, с легкой фигурой, женщине (книжн. устар.)
Из какой сказки эти строчки? «Собака и не заметила, что крупа сыпалась за нею по всей дороге, от самого дворца до окна солдата, куда она прыгнула с принцессой. Поутру король и королева сразу узнали, куда ездила принцесса, и солдата посадили в тюрьму»
Из какой сказки эти строчки? «-Я почти глаз не сомкнула! Бог знает что у меня была за постель! Я лежала на чём-то таком твёрдом, что у меня всё тело теперь в синяках!»
Из какой сказки эти строчки? «Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше»
Из какой сказки эти строчки? «Они взяли хорошенькую кроватку и уплыли с ней, а девочка осталась одна-одинёшенька на зелёном листе и горько-горько плакала, - ей вовсе не хотелось жить у гадкой жабы и выйти замуж за её противного сына»
Из какой сказки эти строчки? «Все шестеро принцесс были прехорошенькими…, но лучше всех была самая младшая, нежная и прозрачная, как лепесток розы, с глубокими синими, как море, глазами»
Предварительный просмотр:
З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать. |
З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать. |
З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать. |
Внеклассное занятие по сказкам Г.Х. Андерсена
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Учитель: - Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
Учитель: - Сегодня у нас урок-знакомство (прикрепляет на доску блок кластера ЗНАКОМСТВО)
- Что такое знакомство?
Учащиеся: Это когда люди хотят узнать друг о друге больше; знакомятся друг с другом; узнают что-то друг о друге…
Учитель: - Давайте улыбнёмся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться. Когда вы смотрели друг на друга на что вы обращали внимание?
Учащиеся: На внешность, одежду, жесты, походку, мимику …
(после ответов учитель прикрепляет блоки ВНЕШНОСТЬ, ОДЕЖДА, ПОХОДКА, ЖЕСТЫ)
Учитель: - Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?
Учащиеся: Нет.
Учитель: - Обсудите в паре: на что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?
Учащиеся: На поступки, речь, поведение, отношение к другим, увлечения, род занятий, обязанности.
(после ответов учитель прикрепляет блоки ПОСТУПКИ, РЕЧЬ, РОД ЗАНЯТИЙ, ПОВЕДЕНИЕ, ОБЯЗАННОСТИ, УВЛЕЧЕНИЯ)
Учитель: - Вы назвали основные признаки по которым можно судить о человеке. Для чего нужно обращать внимание на всё это?
Учащиеся: - Чтобы не ошибиться в человеке; чтобы принять его или нет; сделать выбор: будет другом или нет…
Учитель: - У вас создаётся определённый образ, мнение о человеке. Сегодня работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?
2. Введение в урок.
Сегодня мы продолжаем путешествие по стране сказок
Перед вами портрет великого сказочника (1 слайд). Г.-Х. Андерсен
3. Актуализация знаний.
Проведём викторину по сказкам Х.К.Андерсена (2 слайд).
Угадай сказку по отрывку (3 – 8 слайд)
работа в парах
1. ("Огниво"
2. , "Принцесса на горошине", "
3. Гадкий утёнок",
4. "Дюймовочка",
5. "Русалочка")
Сам он родился в Дании на острове Фюн город Оденсе (слайд 9)
4. постановка проблемы
Дома вы читали сказку Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Вернемся к нашему кластеру: знакомство с героем: внешность, одежда, походка, жесты – можно заменить одним словом? (портрет)
Поступки, речь, поведение, увлечение – это ?? (характер)
Вопрос: какая будет тема урока? (знакомство с образом главного героя)
Заполним таблицу ЗХУ
№ | Знаю (З) | Хочу узнать (Х) | Узнал (У) |
1 | Содержание произведения | Характер героя | |
2 | |||
3 |
Проведем словарную работу по произведению. Дома вы должны были найти значения слов (слайд 11)
Стойкий
Оловянный
Батист
Розетка
Грифель
Мостовая
Сильфида
Работа над содержанием (проверка домашнего задания)
I. Пересказ 1 части
Почему солдат был на одной ноге?
Почему он решил что барышня ему подходит?
Прочтите описание внешности солдатика (слайд 12)
II. Выразительное чтение 2 части (слайд ____)
III. Чтение по ролям (слайд 13 – 16)
Автор
Мальчик
Солдатик
Крыса
Какой знак препинания встречается в этой части? Почему? (быстрая смена событий, автор переживает за своего героя)
IV. Какое чудо произошло в 4 части? (слайд 17 рыба кухарка)
V. Выборочное чтение.
найдите в 5 части как описывает Андерсен то, что вы только что увидели на экране. (слайд 18, 19)
Какой смысл заключён в последних словах?
Почему Андерсен написал не просто о кусочке олова, в который превратился раскалённый солдатик, а что в печке нашли "комочек олова, похожий на сердечко?"
Предполагаемые ответы детей:
• Комочек олова лежал возле обгорелой брошки, как будто солдатик и танцовщица остались вместе.
• Комочек олова похож на сердце, ведь это сердце солдатика. Он всё время любил балерину. Его сердце не сгорело.
• Комочек похож на сердце - это любовь солдатика к балерине.
Конечно, ребята, Андерсен написал в сказке, что любовь не уходит, любящее сердце остаётся, не погибает (
На одной ноге постой-ка
Будто ты солдатик стойкий
Ногу левую к груди
Да смотри не упади
А теперь постой на правой
Если ты солдатик бравый
VI. Работа в группах
1гуппа
Есть ли в солдатике черты героя волшебной народной сказки? (вспомните внешний вид, его приключения).
• Солдатик одинокий, в нем есть ущербность, которая как правила есть в народных сказках.
• Герой народной сказки непременно должен уйти из дома - в борьбе с волшебным миром, совершить несколько подвигов, вернуться домой и жениться.
А в этой сказке - солдатик хоть и не по своей воле, но вылетает из дома в окно - вступает в борьбу со злым троллем, который решил от него избавиться. Совершает подвиги: едет в лодочке по бурлящей канаве, преследуется крысой, съедается рыбой.
Андерсен опирается на сюжет народной сказки? (Солдатик побывал в брюхе у тотемного зверя).
Если бы солдатик был героем народной сказки и побывал бы в брюхе у рыбы он бы погиб?
Нет. В народной сказке эта рыба была бы обязательно волшебной, она стала бы ему помогать.
Запишем в таблицу: одинокий, смелый
2 группа
Найдите эпизод, в котором говорится о занятиях игрушек после того, как все люди легли спать? О чём говорит характер и сама последовательность этих занятий?
А почему игрушки не помогли солдатикам выбраться из коробки, не пригласили их играть?
Что можно сказать о детях, семье, атмосфере этого дома?
(Зачитать отрывки из сказки, относящиеся к этой группе вопросов).
Обобщение учителя: Действительно, игрушки играют так, как и дети в этом доме. Сначала в гости, потом в войну, заканчивают балом. Это говорит о воспитанности, дружбе, согласии в доме, любви к поэзии, где даже канарейка "заговорила стихами". А про солдатиков просто забыли, ведь они появились в доме недавно.
Почему мальчик из доброй и весёлой семьи так жестоко поступает, бросая солдатика в печку?
Обобщение: Возвращение солдатика в комнату того же мальчика, - это заслуженная награда за стойкость. Надо пройти через искушение, победить зло, пройти испытания, чтобы познать счастье понимания, слияния родственных душ. Видимо в каждом человеке есть свой "злой чертёнок", который вызывает низкие чувства, желания, мысли и ему необходимо противостоять. Возможно, мальчик увидел пока недоступную ему самому красоту и высокое чувство любви в других, и мгновенно почувствовал желание разрушить, погубить, уничтожить. Может из зависти, ревности.
Заносим в таблицу: стойкий
3 группа чувства героя
Какие чувства герой испытал при встрече с танцовщицей? (тронут встречей, чуть не заплакал; он смотрел на нее, она на него, но они не обмолвились не словом; о чем это говорит – о любви)
О чем мечтает? (вот бы мне такую жену, но познакомиться всё же не мешает_
Почему Андерсен написал «Но познакомиться всё же не мешает», а не «пойду познакомлюсь»? солдатик чувствует себя недостойным красавицы, боится с ней сразу познакомиться
Назовите обстоятельства, которые помешали героям быть вместе? (злой тролль, маленький ребенок, ветер)
Заносим в таблицу: серьезный, скромный, стеснительный
4 группа испытания солдатика
Кто такой тролль? Почему угрожает?
Почему тролль не нравится читателям, ведь он выпрыгнул из красивой шкатулки?
Какие испытания? (он упал из окна на грязную мостовую, мундир не позволяет ему кричать)
Вносим в таблицу: терпеливый, воспитанный
6. итог
1. чтение ЗХУ
Может ли составленный КЛАСТЕР пригодиться в будущем? (Кластер может пригодиться для характеристики любого литературного героя)
2. Грустная или веселая сказка Андерсена?
Грустная потому что солдатик и танцовщица сгорают, радостная потому что после гибели героев остается маленькое оловянное сердечко – символ любви. Сильное чувство помогло преодолеть все трудности.
7. рефлексия
Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?
- Если вам было плохо, скучно, неинтересно – то присядьте.
- Если вам было хорошо, вам всё очень понравилось, вы себя чувствовали отлично – то поднимите руки и хлопните в ладоши.
8. домашнее задание
Озаглавить части № 1 стр 32 в тетради
1 группа
Есть ли черты героя в волшебной народной сказке? Вспомним внешний вид, его приключения
2 группа
Чем занимаются игрушки, пока люди спят?
3 группа
Какие чувства испытал при встрече с танцовщицей?
О чем мечтает?
Назовите обстоятельства, которые помешали героям быть вместе?
4 группа
Кто такой тролль? Почему угрожает?
Почему тролль не нравится читателям, ведь он выпрыгнул из красивой шкатулки?
Какие испытания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие. Экологическая сказка "Подарок весне"
В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это нач...
Внеклассное занятие по сказке Репка.
Материал содержит сценарий занятия по сказке репка в 3 классе( 8 вид) Дмитриевской специальной(коррекционной ) школы-интерната...
Сценарий внеклассного занятия «Жили-были» по сказкам Г.Х. Андерсена.
Данный материал можно использовать учителям начальных классов для подведения итогов по прочтении сказок Г.Х. Андерсена, организаторам для проведения внеклассных мероприятий по сказкам в на...
Сценарий внеклассного занятия "Играем сказку"Теремок"
Сценарий внеклассного занятия "Играем сказку"Теремок". Беседа о роли сказки и театра в нашей жизни. Распределение ролей. Сказка-экспромт....
Конспект творческого занятия по сказкам Ханса Кристиана Андерсена
Формирование у воспитанников правильной читательской деятельности, объективного восприятия, научится писать мини-сочинение, аргументировать свой выбор....
Внеурочное занятие по сказкам Г.Х. Андерсена
Внеурочное занятие по сказкам Г.Х. Андерсена...
Внеклассное занятие по сказкам А.С. Пушкина (3 класс)
Внеклассное занятие для учащихся 3 класса проводится в группе продлённого дня. Занятие расчитано на 40 минут. Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере творчества А.С. Пушки...