Внеклассное занятие по сказкам А.С. Пушкина (3 класс)
план-конспект занятия (3 класс)
Внеклассное занятие для учащихся 3 класса проводится в группе продлённого дня. Занятие расчитано на 40 минут. Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере творчества А.С. Пушкина. В занятие входит викторина по сказкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatie_po_skazkam_a.s._pushkina.docx | 34.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного занятия 3 класс
Воспитатель ГПД: Хороще И.Г.
Тема занятия: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Цель: расширение читательского кругозора учащихся на примере творчества А.С. Пушкина.
Задачи:
1. Образовательная: познакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане", углубить знания о творчестве поэта, научить различать литературную и народную сказку;
2. Развивающая: развивать навык выразительного чтения текста;
3. Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, любви к книге, способности сопереживать.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Учащиеся узнают содержание произведения А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане"
- Учащиеся научатся различать литературную и народную сказку
- Учащиеся получат возможность совершенствовать навык ведения диалога по произведению
Личностные:
- Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.
- Формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения поставленных задач.
Метапредметные
- Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи; умение ориентироваться в тексте; перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.
-Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию; воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.
-Познавательные УУД: формирование навыков работы с книгой, читательской компетенции; развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей; овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Основные понятия: сказка, литературная, народная, автор.
Технология: проблемного обучения
Методы: рассказ, беседа, объяснение
Приемы: создание проблемной ситуации
Оборудование: наглядный материал, раздаточный материал.
Структура занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность обучающихся | Примечания |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Время: 1 минута | - Здравствуйте, давайте проверим готовность, у вас на парте лежит книга со сказками и раздаточный материал. Садитесь. - Я знаю, вы любите игры, Песни, загадки и пляски. Но нет ничего интереснее, Чем наши волшебные сказки. - Весь наш мир состоит из противоречий: постоянное и изменчивое переплелось в нём в единое целое. Но существуют в нашем мире непреходящие ценности, рожденные величайшими гениями и выросшие из народных корней. | Проверка готовности. | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Время: 5 минут | У лукоморья дуб зелёный. Златая цепь на дубе том И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом. Идёт направо песнь заводит, Налево сказку говорит Там чудеса, там леший бродит Русалка на ветвях сидит. Там на неведомых дорожках, Следы невиданных зверей, Избушка там, на курьих ножках Стоит без окон, без дверей. - Кто написал эти строки? Что вы помните из биографии поэта? Где и когда родился Пушкин?
Как звали родителей? Пушкин писал для взрослых, но он умел так просто и в то же время так интересно, что и детям многие его произведения понятны и близки. На прошлом занятии мы читали стихи. Прочитайте цитату, которую вы видите на экране: «Что за прелесть эти сказки! И каждая есть поэма!.» Как вы понимаете эти слова? - А.С.Пушкин писал не только стихи, поэмы, повести, но и сказки. Сказка – был один из любимых жанров А.С.Пушкина. В основе этих сказок лежат народные сказки. От своей няни Арины Родионовны поэт с детства слышал замечательные русские народные сказки и учился у неё чистому народному языку. В селе Михайловском, во время ссылки, в длинные, зимние вечера няня, как в детстве, рассказывала Пушкину сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено – и сказочный народный мир расцветал вокруг поэта. На основе няниных Пушкин написал свои сказки. К каким сказкам мы отнесем сказки Пушкина? На основе каких сказок Пушкин писал свои? | Слушают объяснение задания, готовятся к выполнению Пушкин 6 июня в 1799 году, в Москве, в семье дворян Пушкиных, родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России. Чтение стихотворения О сказках Сказки Пушкина Познакомиться со сказками К авторским (литературным) На основе народных | Раздать карточки Слайд 1 Слайд 2, 3 Слайд 4 Слайд 5 |
Выявление места и причины затруднения Время: 1 минута | - Знаете ли вы, чем отличается литературная сказка от народной? - Какие есть особенности у литературной сказки и народной? | Дети дают свои ответы. | |
Построение проекта выхода из затруднения Время: 1 минута | - Что мы должны сделать? Характеристику русской народной сказки вы уже знаете. С литературными сказками вы тоже знакомы. Попробуйте сравнить сами. | - Сравнить. Дети сравнивают сказки. | |
Реализация построенного проекта Время: 5 минут | Заполните таблицу. Если пара готова, что вы должны сделать? Ребята у какой пары получилось так же как на доске, а у кого по-другому. Видите, у всех разные ответы, а почему? Давайте попробуем вместе разобраться. - Обратимся к тексту, кто автор этой сказки? А в народной сказке кто автор? У литературной сказки есть автор, а у народной сказки автора нет, ее создавал народ. Это первое отличие. - Как раньше передавались сказки? Когда книгопечатание не было развито, сказка передавалась из уст в уста, т.е. существовала в устной форме. Литературная сказка же существует в письменной форме. Это второе отличие. -А все ли передавали сказку одинаково? Верно, текст ее постоянно изменялся. Каждый сказитель вносил что-то свое. Это третье отличие. - Можно ли определить дату «создания» народной сказки, когда она появилась? А литературной? Это еще одно отличие. Она была написана в 1831 году, впервые издана в 1832 году. Этой сказке почти 190 лет. - Так как народная сказка существовала в устной форме, было ограничение по времени . Что это значит? Посмотрите на сказку о царе Салтане. Долго вы её читали? А народную можно ли прервать? Это следующее отличие. Кроме этого, ребята, каждую литературную сказку отличает неповторимый авторский стиль, язык, способ решения художественной задачи. | Зачитываем… - Пушкин - Не написано, народ. - Литературная была написана писателем, а народную сказку рассказывали устно - Нет - Нет. А дату создания литературной сказки можно определить, т.к. автор всегда датирует свое произведение. - Народная сказка была невелика по объёму, т.к. рассказывать и слушать долго невозможно. Литературную сказку можно читать в свободное время и с перерывами. | Работа с раздаточным материалом. Работа в парах |
Подведение итогов. Время: 5 минут | Таким образом, мы выявили следующие отличия: Народная сказка Нет автора. Автор - народ Устная форма Изменяемый текст Нет даты Небольшая по объему Литературная сказка Есть автор Письменная форма Неизменяемый текст Есть дата Больший объём Сейчас послушаем отрывок из оперы Римского-Корсакого «Полёт шмеля» и немного отдохнём. - Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула и с закрытыми глазами последите за полётом шмеля. Это поможет расслабиться. Научились ли вы различать сказки. Достигли мы поставленной цели? Викторина. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь. - Послушайте строки из произведений А.С.Пушкина и скажите, откуда они. (показ слайдов с иллюстрациями данных сказок) Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась; Опять к рыбке старика посылает.(Сказка о рыбаке и рыбке) Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Чуть опасность, где видна, Верный сторож как со сна Шевельнётся, встрепенётся К той сторонке обернётся И кричит: «Кири – ку – ку: Царствуй лёжа на боку!» (Сказка о золотом петушке) Навстречу ему Балда Идёт, сам не зная куда. «Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался? Поп ему в ответ… Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник. А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого? (Сказка о попе и его работнике Балде) Свет мой, зеркальце, скажи! Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)
Три девицы под окном пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, - Говорит одна девица, - То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, - Говорит её сестрица, - То на весь бы мир одна Наткала я полотна»… (Сказка о царе Салтане…) | Рассматривают таблички | Повесить таблички на доску Слайд 6 Полет шмеля Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 |
Включение в систему знаний и повторение Время: 19 минут | - Как вы думаете, почему такое длинное название сказки? - О ком эта сказка? Можно ли ответить на этот вопрос не читая сказку? - Я начну читать сказку, дальше вы продолжите. Следим за мной по тексту.
| - Автор хотел назвать всех персонажей - О царе Салтане, его сыне Гвидоне Салтановиче и царевне Лебеди. Можно ответить | |
Рефлексия учебной деятельности на занятии Время: 2 минуты | Чему мы научились сегодня на нашем занятии? Достигли ли мы поставленной цели? Спасибо за работу. | - Отличия литературной сказки от народной. |
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазки
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы
Все скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже, если мы уже не дети, в 20, в 30, в 45,
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над темным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
(И. Акулинина).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект внеклассного мероприятия по сказкам А.С. Пушкина
данный конспект представляет собой авторскую разработку литературного мероприятия, посвящённого творчеству А.С. Пушкина....
внеклассное мероприятие "Викторина по сказкам А.С.Пушкина", 2 класс
Викторина по сказкам А.С.Пушкина, 2 класс...
Внеклассное чтение по сказкам А.С.Пушкина (2 класс)
Этот материал можно использовать и на уроках внеклассного чтения и во внеклассной работе по теме: Все любят сказки!...
Презентация по внеклассному чтению по сказкам А С. Пушкина для 4-го класса "Что за прелесть эти сказки"
Презентация поможет сделать урок внеклассного чтения или классный час увлекательным путешествием по сказкам А. С Пушкина. Учащиеся сами выбирают кликом мышки номинацию, чтобы отправиться в ту или иную...
Внеклассное чтение. Тема: Сказки А.С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане»
Цель: знакомство с творчеством русского классика А.С. Пушкина....
Урок внеклассного чтения «Сказки А.С. Пушкина» 2 класс
Предлагается конспект урока по внеклассному чтению для второго класса. Тема урока - Сказки А.С.Пушкина....
Методическая разработка внеурочного занятия по сказкам А.С. Пушкина во 2 классе.
Методическая разработка внеурочного занятия по сказкам А.С. Пушкина. Командная игра-соревнование по станциям поможет учителям провести яркое и незабываемое мероприятие с активным участием всех о...