УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Д. ТИХОМИРОВ «МАЛЬЧИКИ И ЛЯГУШКИ», «НАХОДКА»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Глубокое проникновение в содержание произведения, раскрытие его идеи, составление плана рассказа для дальнейшего пересказа дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkr._uroka_po_literat_chteniyu_1-b_kl.docx | 28.3 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ:
Д. ТИХОМИРОВ «МАЛЬЧИКИ И ЛЯГУШКИ», «НАХОДКА»
Сабурова Екатерина Валерьевна, учитель начальных классов
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат «Красные Зори»»
Разделы: Преподавание в начальной школе
Дата проведения: 18 мая 2017год.
Цель урока: глубокое проникновение в содержание произведения, раскрытие его идеи, составление плана рассказа для дальнейшего пересказа дома.
Задачи:
обучающие:
- формирование умения: определять и анализировать композицию произведения; анализировать характер и поступки героев, составлять план рассказа.
- совершенствовать навыки выразительного чтения, монологическую и диалогическую речь.
развивающие:
- развивать связную речь, логическое мышление, зрительную и слуховую память,
- расширять кругозор и словарный запас учащихся,
- развивать умение рассуждать, делать выводы, правильно оформлять свои мысли.
воспитывающие:
- воспитывать любовь к родному языку, чтению, интерес к предмету, чувство дружбы и доброты.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение различать стихотворения и рассказы; умение читать вслух и про себя выразительно и осознанно.
Личностные: внимательное отношение к собственным переживаниям, вызванным словами и поступками других людей; представления о добре и зле, общих нравственных категориях.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев; умение анализировать и сравнивать произведение; составлять схематический план рассказа.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения; умение оценивать правильность выполненных учебных действий и вносить коррективы с учётом характера допущенных ошибок.
Коммуникативные: умение сопоставлять и описывать характер и поступки героев произведений, используя соответствующую лексику; работая в паре, выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение» 1 класс, 2 часть, презентация «Скороговорки», презентация к уроку, интернет ресурсы: физминутка «Друзья»
Ход урока
I. Организация начала урока.
Учитель приветствует детей. Дети проверяют готовность к уроку, здороваются с гостями.
Прозвенел звонок , начинается урок.
II. Речевая разминка.
1.Артикуляционная зарядка.
Учащиеся выполняют комплекс упражнений, направленных на выработку правильной артикуляции.
- Лягушка – хоботок.
- Иголочка – лопатка.
- Качели.
- Грибок.
- Гармошка.
- Трубочка – чашечка.
2. Чистоговорки.
- Повторим:
Ши-ши-ши ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше ше-ше-ше
- Может, кто-то в камыше?
Ша-ша-ша ша-ша-ша
- Выходи из камыша!
Ше-ше-ше ше-ше-ше
Никого нет в камыше.
3. Скороговорки. (Презентация)
Показ слайда сопровождается проговариванием скороговорки с ускорением.
4. Упражнение на дыхание.
« Спустим мяч»
Вдох через нос, длительный выдох через рот на звуке «с-с-с…» Необходимо следить, чтобы учащиеся не поднимали плечи и сильно не напрягались.
IV. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
– Сегодня мы продолжим чтение произведений из раздела «Я и мои друзья».
– Какие отношения можно назвать дружбой?
– Кого называем лучшим другом?
– Может ли жадный и злой человек быть настоящим другом?
– Сегодня мы прочитаем новые произведения о дружбе и бережном отношении к близким людям.
V. Проверка домашнего задания
1.Чтение рассказа М. Пляцковского «Сердитый дог Буль».
Учащиеся читают рассказ вслух по цепочке.
2. Беседа о прочитанном.
– Назовите героев рассказа.
– Как звали утёнка?
– Как звали дога?
– Как дог Буль показывал свою силу?
– О чем спросил дог утёнка?
– Назовите друзей утёнка.
– Прочтите, над чем задумался дог Буль?
– Какой совет догу дал утёнок? Прочтите.
3. Чтение наизусть стихотворения Ю. Энтина «Про дружбу»
VI.Физкультминутка
Видио физкультминутка «Друзья»
VII. Изучение нового материала.
1.Беседа об авторе. (слайд № 1)
Сегодня мы познакомимся с творчеством Дмитрия Ивановича Тихомирова.
Тихомиров (Дмитрий Иванович) - известный педагог. Родился в 1844 г. в семье сельского священника Костромской губернии. Образование получил в военно-учительской семинарии
(слайд №2) Букварь Тихомирова впервые был издан в 1872 году. Он был одной из самых распространенных книг, по которой дети христиан постигали азы грамоты и счета, учились понимать красоту и богатство родного языка, знакомились с главными праздниками.
- Что вы можете сказать о книге, глядя на ее обложку? ( Эта книга очень старая. Даже буквы некоторые не знакомы)
- Вы правы.
1. Чтение рассказа Д. Тихомирова «Мальчики и лягушки».
(слайд №3)
– Прочтите название рассказа.
– Кто автор этого произведения?
– Как вы думаете, о ком оно?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
(слайд №4)
у-ви-да-ли – увидали
на-бра-ли – набрали
при-ня-лись – принялись
вы-су-ну-лась – высунулась
пе-ре-стань-те – перестаньте
ра-зум-на-я – разумная
Словарная работа:
– Объясните значение этих слов:
(слайд № 5, 6, 7)
Шалун – проказник.
Забава – развлечение.
Разумная – обладающая разумом.
– Прочитаем рассказ цепочкой.
– Где играли мальчики?
– Кого они увидели в пруду?
– Для чего мальчики набрали камней?
– Прочтите, с какой просьбой обратилась к мальчикам лягушка.
– Чему учит этот рассказ?
– Почему автор использует выражение «злая забава»? Что обозначает это выражение? Прочитаем пословицу, которая соответствует главной мысли данного рассказа.
- Не делай другим того, что себе не желаешь.
2. Чтение рассказа Д. Тихомирова «Находка».(слайд №8)
– Прочтите название рассказа.
– Кто автор этого произведения?
– Объясните значение слова «находка».
Находка – найденная вещь.
– Как вы думаете, о чём это произведение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
(слайд № 9)
спу-сти-лся – спустился
кро-шеч-но-го – крошечного
жа-лоб-не-е – жалобнее
сле-пень-кий – слепенький
смор-щи-лась – сморщилась
вы-про-сил – выпросил
ты-чет-ся – тычется
мор-доч-кой – мордочкой
под-ру-жил-ся – подружился
– Объясните значение этих слов:
(слайд №
Овраг – глубокая длинная впадина на поверхности земли.(слайд №10)
Черепок – маленькое блюдце из глины.
3. Знакомство с рассказом Д. Тихомирова «Находка».
Первичное чтение учителем.
4. Проверка.
– От чьего имени написано произведение?
– Где мальчик нашёл щенка?
– Как выглядел щенок?
– Почему щенок перестал плакать?
– Куда мальчик принёс щенка?
– Какую кличку дали щенку? Объясните почему.
– Как вы думаете, почему щенок полюбил своего хозяина?
5. Работа над пересказом рассказа Д. Тихомирова «Находка».
– Сколько частей в тексте?
– С чего начинается рассказ?
– Прочтите его первую часть.(1 и 2 абзац)
– Как её можно озаглавить?
– Прочтите вторую часть.(3 абзац)
– Как её можно озаглавить?
– Прочтите третью часть. Озаглавьте её.( 4 абзац)
Запись плана на доске:
1. Находка.
2. Забота.
3. Благодарность.
- Прочитайте пословицу и объясните её значение.
-Человек без друзей, что птица без крыльев.
VIII. Домашнее задание.
– Подготовьте пересказ по плану.
IX. Итог урока. Рефлексия.
– С какими произведениями мы познакомились на уроке?
– Чему учат эти рассказы? Сегодня очень хорошо работали:………
- Спасибо всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)
материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
Конспект урока в 1 классе на тему: Д. ТИХОМИРОВ «МАЛЬЧИКИ И ЛЯГУШКИ», «НАХОДКА»
Конспект урока в 1 классе...
Конспект урока литературного чтения 4 класс по теме:В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».
Цель урока: обсудить характер героини сказки, выявить идею произведения.Задачи:Обучающие: познакомиться с произведением В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница; учить беглому, выр...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....