УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Д. ТИХОМИРОВ «МАЛЬЧИКИ И ЛЯГУШКИ», «НАХОДКА»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Сабурова Екатерина Валерьевна

Глубокое проникновение в содержание произведения, раскрытие его идеи, составление плана рассказа для дальнейшего пересказа дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkr._uroka_po_literat_chteniyu_1-b_kl.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ:

Д. ТИХОМИРОВ «МАЛЬЧИКИ И ЛЯГУШКИ», «НАХОДКА»

Сабурова Екатерина Валерьевна, учитель начальных классов

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат «Красные Зори»»

Разделы: Преподавание в начальной школе

Дата проведения: 18 мая 2017год.


Цель урока: глубокое проникновение в содержание произведения, раскрытие его идеи, составление плана рассказа для дальнейшего пересказа дома.

Задачи:

обучающие:

  • формирование умения: определять и анализировать композицию произведения; анализировать характер и поступки героев, составлять план рассказа.
  • совершенствовать навыки выразительного чтения, монологическую и диалогическую речь.

развивающие:

  • развивать связную речь, логическое мышление, зрительную и слуховую память,
  • расширять кругозор и словарный запас учащихся,
  • развивать умение рассуждать, делать выводы, правильно оформлять свои мысли.

воспитывающие:

  • воспитывать любовь к родному языку, чтению, интерес к предмету, чувство дружбы и доброты.

 

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение различать стихотворения и рассказы; умение читать вслух и про себя выразительно и осознанно.

Личностные: внимательное отношение к собственным переживаниям, вызванным словами и поступками других людей; представления о добре и зле, общих нравственных категориях.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев; умение анализировать и сравнивать произведение; составлять схематический план рассказа.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения; умение оценивать правильность выполненных учебных действий и вносить коррективы с учётом характера допущенных ошибок.

Коммуникативные: умение сопоставлять и описывать характер и поступки героев произведений, используя соответствующую лексику; работая в паре, выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная;  объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение» 1 класс, 2 часть, презентация «Скороговорки», презентация к уроку, интернет ресурсы: физминутка «Друзья»

                                              Ход урока

I. Организация начала урока.

Учитель приветствует детей. Дети проверяют готовность к уроку, здороваются с гостями.

Прозвенел звонок , начинается урок.

II. Речевая разминка.

1.Артикуляционная зарядка.

Учащиеся выполняют комплекс упражнений, направленных на выработку правильной артикуляции.

  • Лягушка – хоботок.
  • Иголочка – лопатка.
  • Качели.
  • Грибок.
  • Гармошка.
  • Трубочка – чашечка.

2. Чистоговорки.

- Повторим:

Ши-ши-ши  ши-ши-ши

Что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше   ше-ше-ше

- Может, кто-то в камыше?

Ша-ша-ша  ша-ша-ша

- Выходи из камыша!

Ше-ше-ше   ше-ше-ше

Никого нет в камыше.

3. Скороговорки. (Презентация)

Показ слайда сопровождается проговариванием скороговорки с ускорением.

4. Упражнение на дыхание.

« Спустим мяч»

Вдох через нос, длительный выдох через рот на звуке «с-с-с…» Необходимо следить, чтобы учащиеся не поднимали плечи и сильно не напрягались.

IV. Актуализация знаний.  Постановка цели урока.

– Сегодня мы продолжим чтение произведений из раздела «Я и мои друзья».

– Какие отношения можно назвать дружбой?

– Кого называем лучшим другом?

– Может ли жадный и злой человек быть настоящим другом?

– Сегодня мы прочитаем новые произведения о дружбе и бережном отношении к близким людям.

V. Проверка домашнего задания

1.Чтение рассказа М. Пляцковского «Сердитый дог Буль».

Учащиеся читают рассказ вслух по цепочке.

2. Беседа о прочитанном.

– Назовите героев рассказа.

– Как звали утёнка?

– Как звали дога?

– Как дог Буль показывал свою силу?

– О чем спросил дог утёнка?

– Назовите друзей утёнка.

– Прочтите, над чем задумался дог Буль?

– Какой совет догу дал утёнок? Прочтите.

3. Чтение наизусть стихотворения Ю. Энтина «Про дружбу»

   VI.Физкультминутка

     Видио физкультминутка «Друзья»

VII.  Изучение нового материала.

1.Беседа об авторе. (слайд № 1)

Сегодня мы познакомимся с творчеством Дмитрия Ивановича Тихомирова.

Тихомиров (Дмитрий Иванович) - известный педагог. Родился в 1844 г. в семье сельского священника Костромской губернии. Образование получил в военно-учительской семинарии

  (слайд №2)  Букварь Тихомирова впервые был издан в 1872 году. Он был одной из самых распространенных книг, по которой дети христиан постигали азы грамоты и счета, учились понимать красоту и богатство родного языка, знакомились с главными праздниками.

- Что вы можете сказать о книге, глядя на ее обложку? ( Эта книга очень старая. Даже буквы некоторые не знакомы)

- Вы правы.

1. Чтение рассказа Д. Тихомирова «Мальчики и лягушки».

(слайд №3)

– Прочтите название рассказа.

– Кто автор этого произведения?

– Как вы думаете, о ком оно?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

(слайд №4)

у-ви-да-ли – увидали

на-бра-ли – набрали

при-ня-лись – принялись

вы-су-ну-лась – высунулась

пе-ре-стань-те – перестаньте

ра-зум-на-я – разумная

Словарная работа:

– Объясните значение этих слов:

(слайд № 5, 6, 7)

Шалун – проказник.

Забава – развлечение.

Разумная – обладающая разумом.

– Прочитаем  рассказ цепочкой.

– Где играли мальчики?

– Кого они увидели в пруду?

– Для чего мальчики набрали камней?

– Прочтите, с какой просьбой обратилась к мальчикам лягушка.

– Чему учит этот рассказ?

– Почему автор использует выражение «злая забава»? Что обозначает это выражение? Прочитаем пословицу, которая соответствует главной мысли данного рассказа.

- Не делай другим того, что себе не желаешь.

2. Чтение рассказа Д. Тихомирова «Находка».(слайд №8)

– Прочтите название рассказа.

– Кто автор этого произведения?

– Объясните значение слова «находка».

Находка – найденная вещь.

– Как вы думаете, о чём это произведение?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

(слайд № 9)

спу-сти-лся – спустился

кро-шеч-но-го – крошечного

жа-лоб-не-е – жалобнее

сле-пень-кий – слепенький

смор-щи-лась – сморщилась

вы-про-сил – выпросил

ты-чет-ся – тычется

мор-доч-кой – мордочкой

под-ру-жил-ся – подружился

– Объясните значение этих слов:

(слайд №

Овраг – глубокая длинная впадина на поверхности земли.(слайд №10)

Черепок – маленькое блюдце из глины.

3. Знакомство с рассказом Д. Тихомирова «Находка».

Первичное чтение учителем.

4. Проверка.

– От чьего имени написано произведение?

– Где мальчик нашёл щенка?

–  Как выглядел щенок?

– Почему щенок перестал плакать?

– Куда мальчик принёс щенка?

– Какую кличку дали щенку? Объясните почему.

– Как вы думаете, почему щенок полюбил своего хозяина?

5. Работа над пересказом рассказа Д. Тихомирова «Находка».

– Сколько частей в тексте?

– С чего начинается рассказ?

– Прочтите его первую часть.(1 и 2 абзац)

– Как её можно озаглавить?

– Прочтите вторую часть.(3 абзац)

– Как её можно озаглавить?

– Прочтите третью часть. Озаглавьте её.( 4 абзац)

Запись плана на доске:

1. Находка.

2. Забота.

3. Благодарность.

- Прочитайте пословицу и объясните её значение.

-Человек без друзей, что птица без крыльев.

VIII. Домашнее задание.

– Подготовьте пересказ по плану.

IX. Итог урока. Рефлексия.

– С какими произведениями мы познакомились на уроке?

– Чему учат эти рассказы? Сегодня очень хорошо работали:………

-  Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Конспект урока литературного чтения 4 класс по теме:В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».

Цель урока: обсудить характер  героини  сказки,  выявить идею произведения.Задачи:Обучающие: познакомиться с произведением В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница; учить беглому, выр...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....