Тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему
Тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-_tematicheskoe_planirovanie_po_liter._chteniyu_3_klass.doc | 271.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 231.5 КБ |
Предварительный просмотр:
а
Календарно-тематическое планирование уроков по курсу «Литературное чтение» 3 класс
№ урока | Дата | Тема | Домашнее задание | Вид контроля | Использование ИКТ | Вид деятельности | УУД | ||||
По плану | По факту | ||||||||||
Раздел 1. Прощание с летом (6 часов) | |||||||||||
1.1. | 02.09. | Знакомство с учебником Г. Сапгир «Нарисованное солнце» и Ю. Ким «Светлый день» | выучить стихотворение | Наизусть | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, отвечать на вопросы по содержанию. Чтение Читать вслух выразительно. | - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст- иллюстрация) | |||||
1.2. | 04.09. | Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля») | перечитать рассказ Т.с. 1, №2 | Аудирование Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. | - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения | ||||||
1.3. | 05.09. | Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского«Англичанин Павля») | Т.с.1, №3 | Аудирование Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания | - осуществлять анализ и синтез | ||||||
1.4. | 06.09. | «Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика. (Главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, кот и пёс») | Т.с.2, №2 | Аудирование Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции ,с помощью учителя формулировать главную мысль. | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | ||||||
1.5. | 09.09. | «Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика. (Главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, кот и пёс») | Пересказ понравившихся глав | Чтение Пересказывать текст подробно и выборочно | - устанавливать причинно-следственные связи | ||||||
1.6. | 11.09. | Лето волшебное и разное. (К.Бальмонт «Капля» и Б. Заходер «Что красивей всего?») | Т.с.3 выучить стихотворение | Наизусть | Чтение Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение. | - осуществлять анализ и синтез | |||||
Раздел 2. Летние путешествия и приключения (19 часов) | |||||||||||
2.7. | 12.09. | Введение в раздел. (Ю. Ким «Отважный охотник») | Т.с.4, №1 | Чтение Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных. | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. | ||||||
2.8. | 13.09. | Приключения изыскателей. (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына « Сорок изыскателей» | прочитать 3-ю главу | Чтение Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы , прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. | - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст- иллюстрация). | ||||||
2.9. | 16.09. | Приключения изыскателей. (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына « Сорок изыскателей» | прочитать 4-ю главу | Чтение Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. | - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - пользоваться словарями, справочниками. | ||||||
2.10. | 18.09. | Какие они- настоящие изыскатели?(Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей») | Т.с.4, №3 | Чтение Определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную.(главную мысль). | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | ||||||
2.11. | 19.09. | Какие они- настоящие изыскатели?(Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей») | Пересказ по частям | Чтение Составлять план текста. Выделять ключевые слова текста. | -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему) | ||||||
2.12. | 20.09. | Повесть о летних путешествиях. (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы») | Т.с.5, № 3 | Чтение Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы , прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. | - осуществлять анализ и синтез | ||||||
2.13. | 23.09. | Повесть о летних путешествиях. (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы») | Т.с.6, № 5 | Чтение Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. | - пользоваться словарями, справочниками | ||||||
2.14. | 25.09. | Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера») | Подготовить чтение по ролям ч.5 и 6 | Чтение Инсценировать текст (чтение по ролям). | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | ||||||
2.15. | 26.09. | Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера») | Прочитать часть 1 главы 13-й, задать вопросы автору | Чтение Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. | - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным | ||||||
2.16. | 27.09. | Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера») | Т.с.7, № 3 | Чтение Находить в тексте материал для характеристики героя. | - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст- иллюстрация, таблица, схема) | ||||||
2.17. | 30.09. | Внеклассное чтение по разделам 1-3. Игра становилась жизнью. (А.Гайдар «Тимур и его команда») | Чтение Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление. | - осуществлять анализ и синтез | |||||||
2.18. | 02.10. | Как слава пришла к А.Гайдару. (Б. Емельянов «Игра») | Т.с.8, №1 | Чтение Выделять ключевые слова текста (фрагмента). | - строить рассуждения | ||||||
2.19. | 03.10. | Как слава пришла к А.Гайдару. (Б. Емельянов «Игра») | Т.с.8, №2 | Чтение Определять тему, вычитывать текстовую информацию. | - устанавливать причинно-следственные связи | ||||||
2.20. | 04.10. | Превращение кота Ворюги в кота Милиционера.(К. Паустовский «Кот Ворюга») | Нарисовать «портрет» кота из 1-й, 3-й, 4-й части | Творческая деятельность Иллюстрировать текст. | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | ||||||
2.21. | 07.10. | Превращение кота Ворюги в кота Милиционера.(К. Паустовский «Кот Ворюга») | С.77, №2 | Чтение Находить в тексте материал для характеристики героя | - осуществлять анализ и синтез; | ||||||
2.22. | 09.10. | Необычная жизнь обычных жильцов старого дома. (К.Паустовский «Жильцы старого дома») | С.85, №2 | Культура письменной речи Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рассуждение), соответствующие языковые средства. | - устанавливать причинно-следственные связи | ||||||
2.23. | 10.10. | Необычная жизнь обычных жильцов старого дома. (К.Паустовский «Жильцы старого дома») | Написать фантазию-подражание К. Г.Паустовскому «Жильцы моего дома» | Культура письменной речи Создавать письменный текст. | - строить рассуждения | ||||||
2.24. | 11.10. | Обобщение по разделу. | Проверочная Работа №1 (по разделаму №1-2) | -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему) | |||||||
2.25. | 14.10. | Обучающее сочинение. | Р.р. | Культура письменной речи Писать сочинение. | - осуществлять анализ и синтез | ||||||
Раздел 3. Природа летом (9 ч.) | |||||||||||
3.26. | 16.10. | Введение в раздел. С.Есенин «С добрым утром!», Б. Пастернак «За поворотом» | Выучить стихотворение | Наизусть | Чтение Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение. | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | |||||
3.27. | 17.10. | Краски и звуки лета. (А.Чехов «Степь»(фрагмент), М.Пришвина «Золотой луг») | Т.с.20 выписать цитаты | Чтение Характеризовать текст.Выделять ключевые слова текста (фрагмента). | - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным | ||||||
3.28. | 18.10. | Краски и звуки лета. (А.Чехов «Степь»(фрагмент), М.Пришвина «Золотой луг») | Т.с. 11-12 | Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. | - осуществлять анализ и синтез | ||||||
3.29 | 21.10. | Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А.Толстого «Детство Никиты») | Выразительное чтение | Чтение Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | ||||||
3.30. | 23.10. | Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А.Толстого «Детство Никиты») | Выразительное чтение 4-й части, иллюстрация | Чтение Понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Творческая деятельность Иллюстрировать текст. | - пользоваться словарями, справочниками | ||||||
3.31. | 24.10. | Картины летнего дня. (И.Тургенев «Голуби», И.Бунин «Розы) | Выучить наизусть | Наизусть | Чтение Декламировать стихотворение, отрывки прозы. | - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст- иллюстрация, таблица, схема) | |||||
3.32. | 25.10. | Картины летнего дня. (И.Тургенев «Голуби», И.Бунин «Розы) | Т.с.13, №3 | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова. | - строить рассуждения | ||||||
3.33. | 28.10. | Урок- практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка» (работа в тетради) | Аудирование (слушание) Характеризовать особенности прослушанного произведения. | -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему) | |||||||
3.34. | 30.10. | Обобщение по разделу. | Т.с.20, сочинение-зарисовка | Проверочная работа №2 (по разделу №3) | Культура письменной речи Писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки. | - осуществлять анализ и синтез | |||||
Раздел 4. Уроки и переменки (12 ч.) | |||||||||||
4.35. | 31.10 | Введение в раздел. Необычная школа. (Фрагменты из книги Э.Успенского «Школа клоунов») | Нарисовать своё рабочее место | Творческая деятельность Иллюстрировать. | - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным | ||||||
4.36. | 01.11. | Введение в раздел. Необычная школа. (Фрагменты из книги Э.Успенского «Школа клоунов») | Устный рассказ «Школа моей мечты» | Чтение Составлять план текста. Выделять ключевые слова текста (фрагмента). Формулировать главную мысль текста. | -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему) | ||||||
4.37. | 11.11. | Урок-практикум по развитию читательских умений. Б.Заходер «Перемена»(работа в тетради) | Выучить стихотворение Т.с. 19, №1 | Наизусть | Чтение Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение. | - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст- иллюстрация, таблица, схема) | |||||
4.38. | 13.11. | Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку») | Т.с.25, №3 | Чтение Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов. | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | ||||||
4.39. | 14.11. | Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку») | Выразительное чтение эпизода | Чтение Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. | - пользоваться словарями, справочниками | ||||||
4.40. | 15.11. | Путь в Страну невыученных уроков. (Б.Заходер «Вредный кот», главы 1-4 из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков») | Т.с.26, № 1 | Чтение Объяснять выбор автором заглавия, его смысл. | - осуществлять анализ и синтез | ||||||
4.41. | 18.11. | Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5-!2 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков») | Прочитать 9-ю главу | Чтение Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. | - строить рассуждения | ||||||
4.42. | 20.11. | Испытания для Виктора Перестукина(Главы 5-12 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков») | Нарисовать Страну невыученных уроков | Творческая деятельность Иллюстрировать текст. | -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую | ||||||
4.43. | 21.11. | Стихи О.Григорьева о ребятах и секретах роста. | Выразительное чтение | Чтение Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. | - устанавливать причинно-следственные связи | ||||||
4.44. | 22.11. | Стихи О.Григорьева о ребятах и секретах роста. | Выучить стихотворение | Наизусть | Чтение Декламировать стихотворение. | - пользоваться разными видами чтения | |||||
4.45. | 25.11. | Обобщение по разделу. | Сочинение на тему | Проверочная работа №3 (по разделу №4) | Творческая деятельность Писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки. | - строить рассуждения | |||||
4.46. | 27.11. | Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе. | Чтение Выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге. | - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным | |||||||
Раздел 5. « Глухая пора листопада…» (8 ч.) | |||||||||||
5.47. | 28.11. | Введение в раздел. Такая разная осень… (А.Пушкин «Осень», К.Бальмонт «Осень», Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…») | Т.с. 27 | Чтение Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. | - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения | ||||||
5.48. | 29.11. | Введение в раздел. Такая разная осень… (А.Пушкин «Осень», К.Бальмонт «Осень», Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…») | Выучить стихотворение | Наизусть | Чтение Декламировать стихотворение. | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; | |||||
5.49. | 02.12. | Что заслуживает описания? (К.Паустовский «Мой дом») | Т.с. 27 Пересказ 2-й части | Чтение Пересказывать текст подробно и выборочно. | - строить рассуждения | ||||||
5.50. | 04.12. | Стихи о «близости снега». (Г.Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом») | Выучить стихотворение | Наизусть | Чтение Декламировать стихотворение. | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. | |||||
5.51. | 05.12. | Как приходит зима. (К.Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней») | Выразительное чтение отрывка | Чтение Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. | - строить рассуждения | ||||||
5.52. | 06.12. | Как приходит зима. (К.Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней») | Выучить наизусть 1,2 и 8-й абзацы части 4-й | Наизусть | Чтение Декламировать стихотворение, отрывки прозы. | - пользоваться разными видами чтения. | |||||
5.53. | 09.12. | Обобщение по разделу. | Проверочная Работа №4 (по разделу №5) | -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему) | |||||||
5.54. | 11.12. | Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами. | Чтение Характеризовать журналы: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление. | - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст- иллюстрация, таблица, схема) | |||||||
Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…» (18 ч.) | |||||||||||
6.55. | 12.12. | Введение в раздел. Г.Сапгир «Леса-чудеса», В.Берестов «Сказка». | Выучить стихотворение «Леса-чудеса» | Наизусть | Чтение Декламировать стихотворение. | - устанавливать причинно-следственные связи | |||||
6.56. | 13.12. | «Сказка-ложь, да в ней намёк…» (Русская сказка «Кот и лиса») | Т.с. 30, задания 1-3 | ЧтениеНаходить в тексте материал для характеристики героя. | - осуществлять анализ и синтез | ||||||
6.57. | 16.12. | Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита Кожемяка» и «Как мужик гусей делил») | Прочитать сказку «Синдбад-Мореход» | Чтение Формулировать главную мысль текста. | - устанавливать причинно-следственные связи | ||||||
6.58. | 18.12. | Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита Кожемяка» и «Как мужик гусей делил») | Т.с. 31, №1 | Чтение Выделять ключевые слова текста. | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | ||||||
6.59. | 19.12. | Мир волшебных сказок. (Стихотворение Б. Гребенщикова и др. «Город», арабская сказка «Синдбад-Мореход») | Пересказ фрагмента | Чтение Пересказывать текст подробно и выборочно. | - устанавливать причинно-следственные связи | ||||||
6.60. | 20.12. | Мир волшебных сказок. (Стихотворение Б. Гребенщикова и др. «Город», арабская сказка «Синдбад-Мореход») | Чтение Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев. | - осуществлять анализ и синтез | |||||||
6.61. | 23.12. | За что награждают в сказках? (Ш.Перро «Ослиная шкура») | Т. с. 31, №2 | Аудирование Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | ||||||
6.62. | 25.12. | За что награждают в сказках? (Ш.Перро «Ослиная шкура») | Прочитать сказку «Стойкий оловянный солдатик» | Чтение Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. | - осуществлять анализ и синтез | ||||||
6.63. | 26.12. | Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик») | Т.с.32, №3 | Чтение Определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль). | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | ||||||
6.64. | 27.12. | Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик») | Т.с.32, № 2,4 | Чтение Объяснять выбор автором заглавия, его смысл. | - устанавливать причинно-следственные связи | ||||||
6.65. | 09.01. | Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» | Т.с.33, №2 | Чтение Формулировать главную мысль текста. | - строить рассуждения | ||||||
6.66. | 10.01. | Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» | Т.с.33, №3 | Чтение Находить в тексте материал для характеристики героя. | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | ||||||
6.67. | 13.01. | Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла») | Перечитать пьесу-сказку, инсценировать | Творческая деятельность Инсценировать текст. | - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным | ||||||
6.68. | 15.01. | Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла») | Т.с.34,№2 | Творческая деятельность Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация). | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | ||||||
6.69. | 16.01. | Обобщение по разделу. Стихотворение В.Высоцкого «Песня Кэрролла») | Подготовка к внеклассному чтению | Аудирование Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев. | - строить рассуждения | ||||||
6.70. | 17.01. | Обобщение по разделу. | Проверочная Работа№5 (по разделу №6) | Аудирование Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев. | - осуществлять анализ и синтез | ||||||
6.71. | 20.01. | Внеклассное чтение по разделу 6. | Чтение Выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге. | - пользоваться словарями, справочниками | |||||||
6.72. | 22.01. | Обучающее сочинение. | Дописать сказку | Творческая деятельность Сочинять сказку. | - осуществлять анализ и синтез | ||||||
Раздел 7. «Поёт зима, аукает…» (12 ч.) | |||||||||||
7.73. | 23.01. | Введение в раздел. Звуки и краски зимы. (С. Есенин «Поёт зима, аукает…», «Пороша») | Выучить стихотворение Т.с. 37 | Наизусть | Чтение Декламировать стихотворение. | - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст- иллюстрация, таблица, схема) | |||||
7.74. | 24.01. | Подарки зимы. ( К.Бальмонт «Снежинка», И. Бродский «Вечером») | Выучить стихотворение Т.с.37 | Наизусть | Чтение Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | |||||
7.75. | 27.01. | В ожидании новогоднего чуда. (Ю.Мориц «Настоящий секрет», А.Барто «В защиту Деда Мороза») | Выучить стихотворение | Наизусть | Чтение Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. | - устанавливать причинно-следственные связи | |||||
7.76. | 29.01. | В ожидании новогоднего чуда. (Ю.Мориц «Настоящий секрет», А.Барто «В защиту Деда Мороза») | Сделать выписку на страничку «Зима» Т.с.37 | Чтение Выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | ||||||
7.77. | 30.01. | Урок-практикум по развитию читательских умений. В.Драгунский «Кот в сапогах» (работа в тетради) | Выразительно читать | Чтение Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. | - строить рассуждения | ||||||
7.78. | 31.01. | Зимние впечатления. (Б.Пастернак «Снег идёт», А.Башлачёв «Рождественская», Д.Самойлов «Город зимний») | Т.с. 38, №2,3 | Чтение Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. | - устанавливать причинно-следственные связи | ||||||
7.79. | 03.02. | Зимние впечатления. (Б.Пастернак «Снег идёт», А.Башлачёв «Рождественская», Д.Самойлов «Город зимний») | Выучить стихотворение | Наизусть | Чтение Декламировать стихотворение. | - извлекать информацию, представленную в разных формах… | |||||
7.80. | 05.02. | Суровые законы жизни зимнего леса. (В.Бианки «По следам») | Выразительно читать | Чтение Понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. | - пользоваться словарями, справочниками | ||||||
7.81. | 06.02. | Суровые законы жизни зимнего леса. (В.Бианки «По следам») | Т. с. 47, №1 | Чтение Понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. | - строить рассуждения | ||||||
7.82. | 07.02. | Обобщение по разделу. | Проверочная Работа №6 (по разделу №7) | -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему) | |||||||
7.83. | 10.02. | Обучающее сочинение. | Переписать и оформить работу | Культура письменной речи Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рассуждение), соответствующие языковые средства. Создавать письменный текст. | - строить рассуждения | ||||||
7.84. | 12.02. | Внеклассное чтение по разделу 7 | Чтение Выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге. | - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным | |||||||
Раздел 8. Животные в нашем доме (9 ч.) | |||||||||||
8.85. | 13.02. | Введение в раздел. В. Берестов «Прощание с другом», Г.Сапгир «Морская собака». | Выучить стихотворение | Наизусть | Чтение Декламировать стихотворение. | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | |||||
8.86. | 14.02. | У каждого своё место в природе. (Д.Мамин-Сибиряк «Медведко») | Пересказ текста от 3-го лица | Чтение Пересказывать текст подробно и выборочно. | -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую | ||||||
8.87. | 17.02. | У каждого своё место в природе. (Д.Мамин-Сибиряк «Медведко») | Прочитать рассказ | Чтение Формулировать главную мысль текста. | - пользоваться словарями, справочниками | ||||||
8.88. | 19.02. | Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В.Драгунский «Дымка и Антон») | Т.с. 48, №1 | Чтение Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы , прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. | - строить рассуждения. | ||||||
8.89. | 20.02. | Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В.Драгунский «Дымка и Антон») | Т.с. 48, №2 | Чтение Выделять ключевые слова текста. | -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему) | ||||||
8.90. | 21.02. | Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю.Коваль «Капитан Клюквин») | С.98, вопросы | Чтение Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы , прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. | - устанавливать причинно-следственные связи | ||||||
8.91. | 24.02. | Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю.Коваль «Капитан Клюквин») | Выразительно читать отрывок | Чтение Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. | - строить рассуждения | ||||||
8.92. | 26.02. | Удивительные пони Ю.Мориц. (Ю.Мориц «Пони», «Любимый пони») | Выучить стихотворение | Чтение Декламировать стихотворение. | - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным | ||||||
8.93. | 27.02. | Обобщение по разделу 8. | С.101, написать сочинение | Проверочная работа №7 (по разделу №8) | Культура письменной речи Писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки. | - осуществлять анализ и синтез | |||||
Раздел 9. Мы с мамой и папой (12 ч.) | |||||||||||
9.94. | 28.02. | Введение в раздел. (Э.Успенский «Всё в порядке».«Если был бы я девчонкой») | Выучить стихотворение | Наизусть | Чтение Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | |||||
9.95. | 03.03. | Мечты о «взрослой» жизни. (В.Драгунский «… Бы») | Прочитать рассказ родителям | Чтение Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать. | - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным | ||||||
9.96. | 05.03. | Подарки - это дело серьёзное. (Ю. Коринец Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А.Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном») | Выучить отрывок из рассказа | Наизусть | Чтение Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать. | - устанавливать причинно-следственные связи | |||||
9.97. | 06.03. | Во что нельзя «играть». (И.Дик «Красные яблоки») | С. 115, вопрос 3 | Аудирование Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания. | - строить рассуждения | ||||||
9.98. | 07.03. | Во что нельзя «играть». (И.Дик «Красные яблоки») | С. 115, вопрос 4 | Аудирование Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания. | - устанавливать причинно-следственные связи | ||||||
9.99. | 12.03. | Что такое взаимопонимание? (В.Драгунский «Девочка на шаре») | Т.с.49, №2 | Аудирование Передавать последовательность развития сюжета, описывать героев. | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | ||||||
9.100. | 13.03. | Что такое взаимопонимание? (В.Драгунский «Девочка на шаре») | Т.с.49, №1 | Аудировавние Передавать последовательность развития сюжета, описывать героев. | - устанавливать причинно-следственные связи | ||||||
9.101. | 14.03. | Хорошо, когда рядом – папа! (С.Маршак «Хороший день») | Выучить стихотворение | Наизусть | Чтение Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. | - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст- иллюстрация, таблица, схема) | |||||
9.102. | 17.03. | Когда мама сердится…( В. Драгунский «Тайное всегда становится явным») | Т.с. 50, №2 | Аудирование Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции ,с помощью учителя формулировать главную мысль. | -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему) | ||||||
9.103. | 19.03. | Когда мама сердится…( В. Драгунский «Тайное всегда становится явным») | Т.с. 50 , №3 | Аудирование Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции ,с помощью учителя формулировать главную мысль. | - строить рассуждения | ||||||
9.104. | 20.03. | Внеклассное чтение по разделу 8 и 9 или творческая работа – сочинение о своей семье. | Оформить сочинение рисунками, фотографиями | Культура письменной речи Писать сочинение после предварительной подготовки. Иллюстрировать текст. | -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую | ||||||
9.105. | 21.03. | Обобщение по разделу 9. | Проверочная Работа №8 (по разделу №9) | - осуществлять анализ и синтез | |||||||
Раздел 10. «Наполним музыкой сердца…» (9 ч.) | |||||||||||
10.106. | 02.04. | Введение в раздел. (О.Мандельштам «Рояль», И.Тургенев «Певцы» (фрагмент) | Т.с. 51, №4 | Чтение Декламировать стихотворение, отрывки прозы. | - пользоваться словарями, справочниками | ||||||
10.107. | 03.04. | Как рождается музыка. (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») | Т.с. 51, №1 по вариантам, № 2 | Чтение Определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль). | - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст- иллюстрация, таблица, схема) | ||||||
10.108. | 04.04. | Волшебная сила бессмертной музыки. (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») | Перечитать рассказ | Чтение Определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль). | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | ||||||
10.109. | 07.04. | Волшебная сила бессмертной музыки. (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками») | Т.с. 51, №3 | Чтение Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы , прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. | - устанавливать причинно-следственные связи | ||||||
10.110. | 09.04. | Сказка о маленьком Моцарте. (Г.Цыферов , фрагмент из книги « Тайна запечного сверчка») | Читать рассказ | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции ,с помощью учителя формулировать главную мысль. | - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст- иллюстрация, таблица, схема) | ||||||
10.111. | 10.04. | Сказка о маленьком Моцарте. (Г.Цыферов , фрагмент из книги « Тайна запечного сверчка») | С. 150, №2 | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции ,с помощью учителя формулировать главную мысль. | - строить рассуждения | ||||||
10.112. | 11.04. | Каким бывают встречи с писателями? (И. Тургенев « Певцы» фрагмент) | Читать рассказ, с. 154, №1-2 | Чтение Понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы | - пользоваться словарями, справочниками | ||||||
10.113. | 14.04. | Каким бывают встречи с писателями? (В.Драгунский «Независимый Горбушка») | Написать письмо своему любимому писателю или сочинение с.154 | Культура письменной речи Создавать письменный текст. | -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую | ||||||
10.114. | 16.04. | Обобщение по разделу 10. | Проверочная Работа №9 (по разделу №10) | - осуществлять анализ и синтез | |||||||
Раздел 11. День смеха (4 ч.) | |||||||||||
11.115. | 17.04. | Введение в раздел. (Г.Сапгир «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот») | Выучить стихотворение | Наизусть | Чтение Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | |||||
11.116. | 18.04. | Легко ли смеяться над собой? (В.Драгунский «Надо иметь чувство юмора») | пересказать рассказ | Чтение Пересказывать текст подробно и выборочно. | -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую | ||||||
11.117. | 21.04. | Легко ли смеяться над собой? (В.Драгунский «Надо иметь чувство юмора») | Ответить на вопрос: что такое чувство юмора? | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции ,с помощью учителя формулировать главную мысль. | - строить рассуждения | ||||||
11.118. | 23.04. | Весёлые стихи. (Двустишия О. Григорьев ,Ю.Мориц«Малиновая кошка») | Выучить стихотворение Ю. Мориц | Чтение Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение. | - устанавливать причинно-следственные связи | ||||||
Раздел 12. « О весна, без конца и без краю…» (8 ч.) | |||||||||||
12.119. | 24.04. | Введение в раздел. Как приходит весна.(А.Макаревич «Снег…», Ф.Тютчев «Ещё земли печален вид…», А.Блок «Ветер принёс издалека…») | Сделать выписку | Чтение Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. | -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую | ||||||
12.120. | 25.04. | Введение в раздел. Как приходит весна.(А.Макаревич «Снег…», Ф.Тютчев «Ещё земли печален вид…», А.Блок «Ветер принёс издалека…») | Выучить стихотворение по выбору | Наизусть | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | |||||
12.121. | 28.04. | Озорные стихи о весне. (В.Маяковский «Тучкины штучки», О.Мандельштам «Калоши», Саша Чёрный «Зелёные стихи») | Сделать выписку | Аудирование (слушание) Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания. | -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему) | ||||||
12.122. | 30.04. | Озорные стихи о весне. (В.Маяковский «Тучкины штучки», О.Мандельштам «Калоши», Саша Чёрный «Зелёные стихи») | Выучить стихотворение по выбору | Наизусть | Чтение Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | |||||
12.123. | 05.05. | Проверка уровня развития читательских умений. (А.Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты») (работа в тетради) | Чтение Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. | - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным | |||||||
12.124. | 07.05. | Картины весны. (Б.Окуджава «Весна») | Сделать выписку | Культура письменной речи Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рассуждение), соответствующие языковые средства. | - строить рассуждения | ||||||
12.125. | 08.05. | Обобщение по разделам 11-12. | Чтение Выделять ключевые слова текста (фрагмента). Формулировать главную мысль текста (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно). | -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему) | |||||||
12.126 | 12.05. | Обобщение по разделам 11-12. | Проверочная Работа№10 (по разделам №11-12) | - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст- иллюстрация, таблица, схема) | |||||||
Раздел 13. День Победы (5 ч.) | |||||||||||
13.127. | 14.05. | Введение в раздел. А.Ахматова «Памяти друга». | Выучить стихотворение | Наизусть | Чтение Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение. | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | |||||
13.128. | 15.05. | Трудная тема – война.(В.Драгунский «Арбузный переулок») | Читать рассказ | Чтение Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию. | - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным | ||||||
13.129. | 16.05. | Трудная тема – война.(В.Драгунский «Арбузный переулок») | Выразительно читать фрагмент | Чтение Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль). | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | ||||||
13.130. | 16.05. | Стихи о войне. (В.Высоцкий « Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А.Твардовский «Я знаю, никакой моей вины…») | Аудирование (слушание) Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания. | - строить рассуждения | |||||||
13.131. | 19.05. | Внеклассное чтение по разделу 13. | Чтение Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление. | - пользоваться словарями, справочниками | |||||||
Раздел 14. Родная земля (5 ч.) | |||||||||||
14.132. | 21.05. | Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие» | Выучить наизусть 3 – й абзац очерка | Наизусть | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | |||||
14.133. | 22.05. | Что такое Родина? (В. Бахревский, Г.Цыферов.Фрагмент из книги «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате») | Выучить стихотворение Б.Окуджавы | Наизусть | Чтение Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение. | - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную | |||||
14.134. | 23.05. | Заключительный урок. С. Козлов, Г.Цыферов «Где живёт солнце?» | Читать рассказ | Чтение Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. | - устанавливать причинно-следственные связи | ||||||
14.135. | 23.05. | Заключительный урок внеклассного чтения. | Прочитать список книг в учебнике на лето | Чтение Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление. Выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге. | - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным | ||||||
14.136. | 23.05. | Урок итогового контроля. Проверка техники чтения. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной куль- турой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета
(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» 3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.
В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.
В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учеб- ник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.
При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о кото- рой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учите- ля) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и при- мерными программами начального общего образования предмет
«Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре класса в неделю (136 ч. в год).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного пред- мета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –
своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица,
схема)
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом
речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»
является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию,
фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить
словарную работу;
– делить текст на части, составлять простой план;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– составлять рассказ-характеристику героя;
– составлять устные и письменные описания;
– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то,
что представили;
– высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том
числе к художественной стороне текста (что понравилось из
прочитанного и почему);
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по
определённым признакам;
– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Круг детского чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
5. Литературоведческая пропедевтика.
6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Примечание. В разделах 3, 4, 6 программы указаны примерные виды заданий.
1. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
3-й класс –136 ч (4 часа в неделю)
Прощание с летом (6 или 4 ч). Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
Летние путешествия и приключения (19 или 15 ч). Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.
Природа летом (9 или 7 ч). Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.
Уроки и переменки (13 или 11 ч). Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
«Глухая пора листопада...» (8 или 6 ч). Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
«И кот ученый свои мне сказки говорил...» (18 или 11 ч). Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
«Поет зима, аукает...» (12 или 9 ч). Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней при- роды, её красках и звуках, о новогоднем празднике.
Животные в нашем доме (9 или 6 ч). Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.
Мы с мамой и папой (12 или 9 ч). Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.
«Наполним музыкой сердца...» (9 или 6 ч). Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.
День смеха (4 или 3 ч). Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.
«О весна, без конца и без краю...» (8 или 5 ч). Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.
День Победы (5 или 4 ч). Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.
Родная земля (6 или 5 ч). Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.
2. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
3-й класс
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ, ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.
Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов. Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного и прослушанного текста.
Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.
Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).
Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.
Развитие умений:
– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
– самостоятельно составлять план рассказа о герое;
– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи- теля по содержанию прочитанного или прослушанного текста;
– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;
– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
4. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО. ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА.
Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.
Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рас- сказывает автор о герое:
– портрет;
– детали биографии (что известно о его жизни);
– черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;
– речь героя как средство его характеристики;
– отношение автора к герою;
– собственное отношение к герою, его обоснование.
Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.
Высказывание своего отношения к написанному автором (не толь- ко к тому, что написано, но и к тому, как написано).
Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.
5. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе. Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор». Повесть, её отличие от рассказа.
Пьеса. Признаки драматического произведения.
Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте. Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе.
6. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ) РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Обучение:
– подробному и краткому пересказу текста по плану;
– выборочному пересказу текста;
– словесному рисованию картин к художественным текстам;
– составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев;
– составлению устных и письменных описаний-миниатюр. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и
небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).
Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование – составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
– творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
ТРЕБОВАНИЯ к умениям учащихся по литературному чтению
(программный минимум)
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• делить текст на части, составлять простой план;
• самостоятельно формулировать главную мысль текста;
• находить в тексте материал для характеристики героя;
• подробно и выборочно пересказывать текст;
• составлять рассказ-характеристику героя;
• составлять устные и письменные описания
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему) • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование уроков литературного чтения (2 класс,программа "Школа 2100")
Тематическое планирование...
Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс, образовательная система "Школа 2100"
В тематическом планировании по литературному чтению отражены темы уроков, формируемые понятия, домашнее задание....
Тематическое планирование по литературному чтению 2 класс "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС....
тематическое планирование по литературному чтению 2 класс по программе "Школа 2100"
Данное планирование содержит тематическое развёрнутое планирование по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа 2100"...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс школа 2100
В материал входит пояснительная записка., учебно-тематическое планирование, календарон-тематическое планирование....
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс "Школа 2100" авторы Р. Н. Бунеев , Е. В. Бунеева с видами деятельности учащихся....
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению, 1 класс, ФГОС, ОС "Школа 2100"
Календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...