Урок по литературному чтению в 1 классе на тему В.Осеева "Сыновья"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oseeva_synovya.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: В.Осеева «Сыновья»
Класс: 2
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой «Сыновья». Продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
2. Способствовать развитию критического мышления, умению высказывать своё мнение, делать выводы.
3. Содействовать воспитанию стремления совершать добрые поступки, помогать старшим
Планируемые результаты:
- Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
- Предметные результаты – познакомятся с рассказом В.А.Осеевой «Сыновья», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев произведения.
- Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, в группах, уметь участвовать в обсуждении, в дискуссии.
Оборудование: учебник литературного чтения Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», 2 часть - 2 класс,», мультимедийный проектор, презентация, карточки с пословицами о семье, о матери для каждой парты, доска, «Ромашка Блума»
Ход урока
1.Организация начала урока. Самоопределение к учебной деятельности.
Слайд №1
Создание эмоционального настроя.
-Доброе утро, ребята!
Пусть оно как всегда будет для нас добрым.
И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга и улыбаться.
-Ребята, у нас сегодня гости. Давайте покажем свое гостеприимство хорошей работой.
Слайд №2 (фольклор: потешки, народные песни, загадки,
-Какие еще виды фольклора вы знаете? (пословицы, поговорки, скороговорки)
2. Речевая разминка.
Слайд №3
-Для чего нужно читать скороговорки? (чтобы четко правильно произносить звуки)
-Прочитайте скороговорку.
Кукушка кукушонку купила капюшон
Кукушонок в капюшоне смешон.
Прочитайте скороговорку, выделив интонацией слова: капюшон и смешон
Прочитайте скороговорку, выделив интонацией слова: кукушонку и в капюшоне
Прочитайте скороговорку, выделив интонацией слова: кукушка и кукушонок
(Хором)
- О ком идет речь в скороговорке? ( о маме и сыне)
-Как мама относится к кукушонку?( заботливо)
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
-Посмотрите на ребус, разгадайте его.
Слайд №4
(яяяяяяя).
- Как вы думаете, почему я выбрала именно этот ребус? (Изучаем раздел «Семья и я»).
- Произведения каких авторов читали?
- Назовите их.
- Сегодня мы с вами поговорим о семье, о взаимоотношениях между матерью и сыном.
- Кто станет проводником в произведение вы узнаете, посмотрев на экран.
Слайд №5
- Чей это портрет?
- Да, это Валентина Александровна Осеева. Что вам уже известно о жизни писательницы?
- Какие рассказы Осеевой вы читали?
- Что вы можете сказать о них? (они добры, мудры, поучительны).
-В. Осеева написала очень много рассказов. В своих рассказах писательница сопоставляет плохие поступки с хорошими делами. Она никого в них не осуждает, но даёт хорошую установку на добрые дела.
- Сегодня на уроке нам предстоит поработать над еще одним произведением писательницы.
4.Работа с текстом до чтения
Слайд №6
Словарная работа
Слайд №7
Не сладит – т.е.не справится; не осилит;
ломит спину – так говорят, если очень сильно болит спина;
колесом ходит –кувыркается, переворачиваясь через голову;
соловьем заливается – поет очень красиво , как самый лучший певец.
-Приготовьтесь слушать и читать произведение.
- Чтение рассказа учителем до слов: «Ну что? Каковы наши сыновья?»
- Как вы думаете, понравились ли эти мальчики-«сыновья» старику?
(Учитель дочитывает рассказ до конца)
- Вот так закончила свое произведение Валентина Осеева, некоторые ваши предположения не совпали с авторскими.
- К какому жанру относится это произведение? ( Это рассказ, потому что автор рассказывает случай из жизни)
Первичное закрепление во внешней речи.
-Давайте перечитаем рассказ ещё один раз и порассуждаем, сколько же было сыновей на самом деле?( пожужжите немножко)
5.Физкультминутка
6.Работа с текстом во время чтения
- Сколько было мальчиков? (Трое)
- А сколько сыновей? ( Всего один).
- Все верно!
- Найдите в тексте слова, которые говорили о своих сыновьях женщины?
- Кто прочтет слова первой женщины? ( -Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.)
- Найдите слова второй женщины и прочитайте. (-А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет.)
-А какие же слова сказала мама третьего мальчика? ( - Что же сказать, ничего в нем особенного нету.)
-Прочитаем пословицу после текста на с.81
Слайд №8
«Всякой матери своё дитя мило»
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Мамы любят своих детей, какими бы они ни были…)
- Кто считает, что эта пословица подходит к рассказу «Сыновья», поднимите руку.
- Как вёл себя первый мальчик? Видим ли мы заботу о маме первого сына?
( Нет, он только кувыркался…)
- Что делал второй мальчик? Заботился ли о маме второй сын? ( Тоже – нет. Он лишь пел )
- А как поступил третий мальчик? (Он помог, взяв у мамы тяжелые ведра).
- О чём говорит поступок третьего сына? (Только третий мальчик любит, бережет и жалеет свою мать ).
-Почему старик видит только одного сына?
- Если бы вы были автором этого произведения, как бы вы его озаглавили?
- Что бы вы сказали каждому сыну, если бы встретились с ними?
Работа в парах
-А сейчас- новое задание.
Вы должны собрать пословицы.
Слайд № 9
-Давайте прочтем пословицы и выберем ту, которая носит в себе главную идею рассказа.
1. С матерью жить – горя не знать.
2.Сердце матери лучше солнца греет.
3.Нет милее дружка, чем родная матушка.
4 .О любви к маме говорят дела, а не слова.
Ответ ученика.
(Я считаю, что главная мысль текста заключена в четвертой пословице ).
-Поднимите руку те ученики, кто считает верным этот ответ.
- Я с вами вполне согласна, т.к. эта пословица выражает главную идею рассказа.
Работа в группах
Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах.
-Какие правила общения в группе нужно соблюдать?
(умение слушать другого, высказывать свое мнение , быть уважаемым)
7. Закрепление
Ромашка Блума (составить , записать и прикрепить вопросы )
Простые: Кто? Когда? Где? Как?
Уточняющие вопросы: Правильно ли я понял(а)…?
Интерпретационные: Почему?
Творческие: Что будет, если…?
Оценочные: Как вы относитесь?
Практические: Как поступите вы…?
Примерные вопросы:
Простой вопрос – Кто разговаривал у колодца?
Уточняющий вопрос – О чем говорили женщины?
Интерпретационный вопрос – Почему старик увидел только одного сына?
Творческий вопрос – Подумайте, а что бы сказал старичок, если бы ни один сын не помог маме?
Оценочный вопрос – Как можно оценить поступок мальчика?
Практический вопрос – А как вы ведете себя по отношению к своим родителям?
8. Рефлексия содержания учебного материала
- Какую цель мы ставили перед уроком?
- Достигли ли поставленной цели?
- Какое открытие вы сделали для себя?
1.Закончите начатые предложения…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
- Расскажу дома, что …
- Я могу похвалить себя за …
Слайд № 10
Чему учит этот рассказ?
– Если бы старичок был рядом с вами, увидел бы он вас? Почему?
– Что вы должны делать, чтобы ваши родители гордились вами? (учиться, помогать, не подводить
9. Итог урока
Оценивание
Домашнее задание :подготовить творческий пересказ от имени старика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по литературному чтению 2 класс по теме "Н.Н.Носов "Живая шляпа"
Презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России" по теме "Н.Н.Носов "Живая Шляпа"....
Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".
Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов
Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...
Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"
Дети знакомятся с творчеством писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...
План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....
Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме Чтение текстов. В. Куприн. "Первоучители словенские", "Первый букварь".
В материале представлена технологическая карта по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....