Урок по литературному чтению в 1 классе на тему В.Осеева "Сыновья"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

На уроке познакомились с произведением В.А.Осеевой «Сыновья», совершенствуя навыки чтения;
формировали умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне, показала детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека;
научила давать нравственную оценку поступкам, работать в группах;
формироваала умение определять основную мысль произведений;
развиватла навыки правильного и осознанного чтения, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
развивала интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения, творческое воображение;
способствовала формированию психологической комфортности посредством применения разнообразных приёмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oseeva_synovya.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В.Осеева «Сыновья»

Класс: 2

Цели урока: 

1. Познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой «Сыновья». Продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

2. Способствовать развитию критического мышления, умению высказывать своё мнение, делать выводы.

3. Содействовать воспитанию стремления совершать добрые поступки, помогать старшим

Планируемые результаты:

  • Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
  • Предметные результаты – познакомятся с рассказом В.А.Осеевой «Сыновья», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев произведения.
  • Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, в группах, уметь участвовать в обсуждении, в дискуссии.

Оборудование: учебник литературного чтения Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», 2 часть - 2 класс,», мультимедийный проектор, презентация, карточки с пословицами о семье, о матери для каждой парты, доска, «Ромашка Блума»

Ход урока

1.Организация начала урока. Самоопределение к учебной деятельности.

Слайд №1

Создание эмоционального настроя.

-Доброе утро, ребята!

Пусть оно как всегда будет для нас  добрым.

И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга и улыбаться.

-Ребята, у нас сегодня гости. Давайте покажем свое гостеприимство хорошей работой.

Слайд №2  (фольклор: потешки, народные песни, загадки,

-Какие еще виды фольклора вы знаете? (пословицы, поговорки, скороговорки)

2. Речевая разминка.

Слайд №3

-Для чего нужно читать скороговорки? (чтобы четко  правильно произносить звуки)

-Прочитайте скороговорку.

Кукушка кукушонку купила капюшон

Кукушонок в капюшоне  смешон.

Прочитайте скороговорку, выделив интонацией слова: капюшон и смешон

Прочитайте скороговорку, выделив интонацией слова: кукушонку и в капюшоне

Прочитайте скороговорку, выделив интонацией слова: кукушка и кукушонок

(Хором)

- О ком идет речь в скороговорке? ( о маме и сыне)

-Как мама относится к кукушонку?( заботливо)

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

-Посмотрите на ребус, разгадайте его.

Слайд №4

 (яяяяяяя).

- Как вы думаете, почему я выбрала именно этот ребус? (Изучаем раздел «Семья и я»).

- Произведения каких авторов читали?

- Назовите их.

- Сегодня мы с вами поговорим о семье, о взаимоотношениях между матерью и сыном.

- Кто станет проводником  в  произведение вы узнаете, посмотрев на экран.

Слайд №5

- Чей это портрет?

- Да, это Валентина Александровна Осеева. Что вам уже известно о жизни писательницы?

Какие рассказы Осеевой вы читали?

- Что вы можете сказать о них? (они добры, мудры, поучительны).

-В. Осеева написала очень много рассказов. В своих рассказах писательница сопоставляет плохие поступки с хорошими делами. Она никого в них не осуждает, но даёт хорошую установку на добрые дела.

- Сегодня на уроке нам предстоит поработать над еще одним произведением писательницы.

4.Работа с текстом до чтения

Слайд №6

Словарная работа

Слайд №7

Не сладит – т.е.не справится; не осилит;

ломит спину – так говорят, если очень сильно болит спина;

колесом ходит –кувыркается, переворачиваясь через голову;

соловьем заливается – поет очень красиво , как самый лучший певец.

-Приготовьтесь слушать и читать произведение.

- Чтение рассказа учителем до слов: «Ну что? Каковы наши сыновья

- Как вы думаете, понравились ли эти мальчики-«сыновья» старику?

(Учитель дочитывает рассказ до конца)

- Вот так закончила свое произведение Валентина Осеева, некоторые ваши предположения не совпали с авторскими.

- К какому жанру относится это произведение? ( Это рассказ, потому что автор рассказывает случай из жизни)

Первичное закрепление во внешней речи.

-Давайте перечитаем рассказ ещё один раз и порассуждаем, сколько же было сыновей на самом деле?( пожужжите немножко)

5.Физкультминутка

6.Работа с текстом во время чтения

- Сколько было мальчиков? (Трое)

- А сколько сыновей? ( Всего один).

 - Все верно!

- Найдите в тексте слова, которые говорили о своих сыновьях женщины?

- Кто прочтет слова первой женщины? ( -Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.)

- Найдите слова второй женщины и прочитайте. (-А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет.)

-А какие же слова сказала мама третьего мальчика? ( - Что же сказать, ничего в нем особенного нету.)

-Прочитаем пословицу после текста на с.81

Слайд №8

«Всякой матери своё дитя мило»

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Мамы любят своих детей, какими бы они ни были…)

- Кто считает, что эта пословица подходит к рассказу «Сыновья», поднимите руку.

- Как вёл себя первый мальчик? Видим ли мы заботу о маме первого сына?

( Нет, он только кувыркался…)

- Что делал второй мальчик? Заботился ли о маме второй сын? ( Тоже – нет. Он лишь пел )

- А как поступил третий мальчик? (Он помог, взяв у мамы тяжелые ведра).

- О чём говорит поступок третьего сына? (Только третий мальчик любит, бережет и жалеет свою мать ).

-Почему старик видит только одного сына?

- Если бы вы были автором этого произведения, как бы вы его озаглавили?

- Что бы вы сказали каждому сыну, если бы встретились с ними?

   Работа в парах

-А сейчас- новое задание. 

Вы должны собрать пословицы.

Слайд № 9

 -Давайте прочтем пословицы и выберем ту, которая носит в себе главную идею рассказа.

1. С матерью жить – горя не знать.

2.Сердце матери лучше солнца греет.

3.Нет милее дружка, чем родная матушка.

 4 .О любви к маме говорят дела, а не слова. 

Ответ ученика.

(Я считаю, что главная мысль текста заключена в четвертой пословице ).

-Поднимите руку те ученики, кто считает верным этот ответ.

- Я с вами вполне согласна, т.к. эта пословица выражает главную идею рассказа.

Работа  в группах

Ребята, сейчас мы с  вами поработаем в группах.

-Какие правила общения в группе нужно соблюдать?

(умение слушать другого, высказывать свое мнение , быть уважаемым)

7. Закрепление

Ромашка Блума (составить , записать и прикрепить вопросы )

Простые:                          Кто? Когда? Где? Как?

Уточняющие вопросы:   Правильно ли я понял(а)…?

Интерпретационные:      Почему?

Творческие:                     Что будет, если…?

Оценочные:                      Как вы относитесь?

Практические:                 Как поступите вы…?

Примерные вопросы:

Простой вопрос – Кто разговаривал у колодца?

Уточняющий вопрос – О чем говорили женщины?

Интерпретационный вопрос – Почему старик увидел только одного сына?

Творческий вопрос – Подумайте, а что бы сказал старичок, если бы ни один сын не помог маме?

Оценочный вопрос – Как можно оценить поступок мальчика?

Практический вопрос – А как вы ведете себя по отношению к своим родителям?

8. Рефлексия содержания учебного материала

- Какую цель мы ставили перед уроком?

- Достигли ли поставленной цели?

- Какое открытие вы сделали для себя?

1.Закончите начатые предложения…

- Меня удивило…

- Мне захотелось…

- Расскажу дома, что …

- Я могу похвалить себя за …

Слайд № 10

 Чему учит этот рассказ?
– Если бы старичок был рядом с вами, увидел бы он вас? Почему?
– Что вы должны делать, чтобы ваши родители гордились вами? (учиться, помогать, не подводить 

9. Итог урока

Оценивание

Домашнее задание :подготовить творческий пересказ от имени старика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по литературному чтению 2 класс по теме "Н.Н.Носов "Живая шляпа"

Презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России" по теме "Н.Н.Носов "Живая Шляпа"....

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".

Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"

Дети знакомятся с творчеством  писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....

Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме Чтение текстов. В. Куприн. "Первоучители словенские", "Первый букварь".

В материале представлена технологическая карта по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....