Обучение грамоте
план-конспект урока по чтению на тему
Задачи. Познакомить учащихся с новым звуком и новой буквой.
Развивать интерес к чтению.
Развивать речь, воображение, фонематический слух и культуру звукопроизношения.
Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля
Формировать навыки работы в коллективе, навыки самостоятельной работы.
Воспитывать культуру учебного труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_obuchenie_gramote.docx | 29.12 КБ |
bukva_i.ppt.pps | 967 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучение грамоте.
Тема:«Звук [и], буква И,и»
Урок литературного чтения в период обучения грамоте. 1 класс
УМК «Перспектива»
Тема. Звук [и], буква Ии.
Тема. Звук [и], буква Ии.
Форма урока: урок открытия новых знаний
Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Технологии: здоровьесберегающая, игровая, информационно – коммуникационная, технология проблемного обучения.
Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал для работы в группах, касса букв, значки для определения уровня полученных знаний на уроке, «Лесенка знаний», схемы для обозначения звуков; «Азбука» 1 класс; Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой 1(СD)
Педагогическая цель. Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и], буквой Ии, развития речи.
Задачи. Познакомить учащихся с новым звуком и новой буквой.
Развивать интерес к чтению.
Развивать речь, воображение, фонематический слух и культуру звукопроизношения.
Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля
Формировать навыки работы в коллективе, навыки самостоятельной работы.
Воспитывать культуру учебного труда.
Планируемые результаты.
Предметные. Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умеют использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; знают особенности произнесения звука [и] и его характеристику; называют букву Ии как знак звука [и]; различают печатную и письменную, заглавную и строчную букву; разгадывают ребус; анализируют слова по модели; составляют предложение по схеме.
Личностные. Эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции.
Метапредметные:
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные: используют знаково – символические средства для решения учебных задач; осуществляют сранение, выполняют звуковой анализ слов, делают вывод.
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Ход урока.
- Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
(слайд 1) Звучит спокойная музыка.
Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Улыбнулись все учтиво.
Тихо сели. Спинки прямо.
Вижу: класс наш хоть куда!
Мы начнём урок, друзья.
- Ребята, положите головы на парты, закройте глаза и тихо повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Я работаю!
- Целеполагание.
- Посмотрите на условные знаки и скажите, какие цели поставим перед собой, начиная урок?
З
Н
П
В А
На доске карточка с буквами:
(З – закреплять имеющиеся знания
Н – узнавать новое
П – применять знания на практике
В – быть внимательными
А – и активными )
- Актуализация знаний.
1. Звуковой анализ слов с обратной связью.
(У детей карточки с буквами: А, О, У)
- Поиграем в игру. Я произнесу слово, вы должны показать карточку с буквой (А,О,У), обозначающей ударный звук.
Дом, утка, сом, рак, стол, круг, волк, мак, кукла, кот.
2. Составить звуковую схему слова. Разделить на слоги. Работа в группах.
(У ребят на столах лежат картинки: индюк, голуби, облако, ложка, курица, акула) (Приложение 1)
Вспомним правила сотрудничества. (Учитель начинает, дети заканчивают говорить.)
а). Одна голова хорошо, … (а две лучше).
б). Не будь тороплив, … (а будь терпелив).
в). Ошибиться … (может каждый).
г). Сначала подумай, … ( а потом скажи).
д). Умеешь сам … (научи другого).
Фронтальная проверка работы групп.
1группа. (индюк)
- Сколько слогов в слове ИНДЮК?
- Какой слог ударный?
2 группа (голуби)
- Сколько слогов в слове ГОЛУБИ?
-Почему? (Потому что в слове 3 гласных звука.)
3 группа (облако)
- Назовите гласные звуки.
- Почему они называются гласными? (Воздух при произношении звуков не встречает преград.)
4 группа (ложка)
- Назовите согласные звуки вашего слова. ([л, о, ш, к, а])
- Какие они все? (твёрдые согласные)
5 группа (курица)
- Сколько слогов в слове КУРИЦА?
- -Назовите третий звук. [р׳]
- Какой он? (согласный, мягкий)
6 группа (акула)
- Какие два одинаковые звука в вашем слове?
- Какой это звук? (гласный)
Самооценка. – Оцените работу ребят вашей группы.
IV. Постановка учебной задачи.
- От каждой группы выберите по одному человеку, который возьмёт значок первого звука вашего слова и выйдет к доске.
- Встаньте по порядку.
- Произнесите звуки. А ребята внимательно послушают и скажут, какое слово получилось.
(ИГОЛКА)
- Произнесём это слово ещё раз, а ребята у доски разделятся на группы так, чтобы мы увидели, сколько слогов в слове.
- Сколько слогов в слове ИГОЛКА?
- Назовите первый слог.
- Сколько звуков в первом слоге?
- Назовите его. ([и])
- Какой он? (гласный)
- Почему?
- Возьмите планшет и обозначьте звук [и] буквой.
Выявление причины затруднения.
- Поднимите руку, кто не смог выполнить задание.
- Почему у вас вызвало затруднение выполнение этого задания?
- Назовите тему нашего урока. (Звук [и], буква И). (слайд 2)
- Давайте определим для себя цели.
- Познакомимся с … (буквами Ии)
- Учиться … (характеризовать звук [и], выделять его в словах)
- Упражняться … ( в чтении слов с этой буквой)
V.Физминутка
а). Упражнения под музыку. (слайд 3)
б). Игра «Узнай звук»
Сейчас поиграем в игру, которая называется «Узнай звук»
Если услышите звук [и] в начале слова – присядут мальчики
Если услышите звук [ и ] в середине слова – присядут девочки.
( Ива, иволга, стриж, игрушка, ошибка, улитка, изба, картинка, тигры, измажу, извините)
VI. Знакомство с буквой Ии (слайд 4)
а). - Рассмотрите звуковую схему слова. Какой слог ударный?
- Произнесите слово, выделив голосом первый звук.
- Звук [и] обозначается буквой И.
б). - Найдите букву И на «ленте букв».
- Почему одна буква маленькая, а другая большая? Где нам понадобится заглавная буква И?
(Начало предложения, имена людей пишутся с заглавной буквы.)
На что похожа буква И? (слайд 5)
( Дети высказывают свои предположения).
- Оля нам прочитает стихотворение - На что похожа буква И-, а вы внимательно слушайте, чтобы потом сказать, в каких словах вы услышали звук [и].
Дрессировщик с буквой «И» в цирке на арене.
Эта буква, посмотри, встала на колени.
Долго – долго хлопал зал.
И под шум оваций дрессировщик приказал:
- Надо подниматься!
«И» сказала: «Иго-го! Хлопать мне не надо.
Не хочу я ничего кроме рафинада».
VII. Усвоение новых знаний и способов действий.
в). Работа с электронным приложением «Азбука» 1 класс Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева.
1. –Найди в словах звук [и].
2. Самостоятельно. Составь звуковую схему слова.
( Дети работают по вариантам, затем выполняется взаимопроверка.)
Самооценка.
- Кто не допустил ошибок во время самостоятельной работы, поднимите красное солнышко
- Кто допустил ошибку в самостоятельной работе, но потом разобрался, поднимите жёлтое солнышко. (Приложение 2)
VIII. Физминутка для глаз. (слайд 6)
IX. Лексическая работа. (Учебник «Азбука», с. 72 – 73)
- Посмотрите на иллюстрации из сказок. Вас что-то удивляет? (Перепутаны герои сказок.)
- Назовите героев, которые заблудились и попали не в свою сказку. (Курочка Ряба и щука)
- В какой сказке упоминается щука и такой волшебный предмет, как иголка?
(В сказке про Ивана-царевича «Царевна – лягушка»)
- Что в руках у Ивана – царевича? (лук)
- Какой лук вы имеете в виду? (Дети рассматривают иллюстрации + слайд 7)
Объяснение значений слов. ( Лук – огородное растение
Лук - старинное оружие для метания стрел)
- Сравните слова по звучанию.
Рассматривая изображения предметов, а также звуковые модели этих слов, дети доказывают, что это разные слова.
X. Работа над предложением. Работа с акрофонической схемой . («Азбука», с. 72)
- Рассмотрите акрофоническую схему. Определите, что содержит она в себе?
(Это схема предложения: выступающая вертикальная черта, три слова , в конце стоит точка.)
Работа в парах. Дети разбирают акрофоническую схему второго слова и самостоятельно прочитывают предложение.
- Какое предложение получилось? (У Ивана лук.)
-Что перепутано в этом предложении? (Использовано не то значение слова, которое нужно.)
- А какое значение слова надо использовать? (Лук – старинное оружие.)
- Какое слово запишем с заглавной буквы? (Ивана)
- Почему? (Это имя.)
XI. Работа с текстом. («Азбука», с. 72)
а). - Хотите узнать, зачем Ивану-царевичу понадобился богатырский лук? Попросите маму прочитать эту сказку вместе с вами.
А мы сейчас прочитаем, что было после того, как утка упала в море.
( Текст читают дети, умеющие читать.)
б). – Прочитайте (просмотрите - кто не умеет читать) текст ещё раз и подчеркните в словах букву Ии.
XII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
а). – Вспомним цели, которые вы для себя поставили.
- С чем мы познакомились… (со звуком [и] и буквой И)
- Чему учились… (характеризовать звук [и], выделять звук [и] в словах)
- Мы упражнялись… (в чтении слов по звуковой модели с этой буквой, в составлении предложения по схеме и др.)
- Что особенно понравилось?
- Что вызвало затруднение?
- Мы выполнили поставленные цели?
б). Самооценка знаний обучающимися.
-Как вы отработали на уроке? (слайд 8)
На уроке мне было интересно (неинтересно, скучно).
Я был внимателен, активен, всё понял, помогал другим ребятам.
Я был невнимателен, мало поднимал руку, затруднялся , мне помогали ребята.
в). «Лесенка знаний»
- Оцените, пожалуйста, себя по следующим критериям:
∙Справился со всеми задачами уверенно, могу помочь другим
∙Справился со всеми задачами
∙Справился со всеми задачами, но мне нужна помощь в …
- Возьмите с парт солнышки и определите уровень полученных знаний на уроке по «Лесенке знаний» (Ученики выходят к доске и оценивают свой уровень знаний)
- Спасибо всем за урок. Всем, у кого что-то не получилось и у кого всё получилось, я желаю новых успехов и побед, пусть даже самых маленьких.(слайд 9)
Приложение 1.
Приложение 2
Приложение 3
«Лесенка знаний»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На что похожа буква Три иголки – буква «И» Пальчик свой не уколи И И И И И
Доскажите словечко Как-то скучно Сто лет без движенья В воду глядеть на свое отраженье Свесила ветки с обрыва Такая грустная … Не колючий, светло-синий По ветвям развешан … ива И иней
Доскажите словечко Буду мастером таким Как наш дядя Евдоким Делать стулья и столы, Красить двери и полы А пока сестре Танюшке Сам я делаю … Из упрямства ни на шаг Не продвинется … В узкий глазок вдета тонкая нитка И поплыла за корабликом прытко Шьет, зашивает и колется колко А называют кораблик … И иголка игрушки ишак
Загадки Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила А о чем она грустит Никому не говорит. Всех на свете обшивает, Что сошьет – не надевает. И не снег, и не лед, А серебром деревья уберет. И иней ива иголка
Загадки Теплый длинный, длинный день В полдень – крохотная тень Зацветает в полдень колос Подает кузнечик голос Дозревает земляника Что за месяц, подскажи-ка? Жаркий, знойный, душный день, Даже куры ищут тень Началась косьба хлебов, Время ягод и грибов Дни его – вершина лета, Что, скажи, за месяц это? И июнь июль
Физминутка Ходит по двору индюк, Словно перьевой сундук. Он шагает не спеша, С боку на бок, чуть дыша. Важно крыльями трясет, Индюшат к себе зовет. А они гуськом бегут, От отца не отстают. И
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.
Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...
Комбинированный урок письма и обучения грамоте по теме «Звуки [д, д,] и буквы Д д», 1 класс.(Пронина О.В. "Мои волшебные пальчики» (прописи), Букварь, Бунеев Р.Н. (учебник по обучению грамоте)).
Урок построен в технологии деятельностного метода....
Тематическое планирование по обучению грамоте (грамота) - 4 ч. в неделю, авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».
Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманист...
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...
Конспект урока в 1 классе. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).
Конспект урока в 1классе.Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).Тема: «Знакомство с буквой С, с.Письмо строчной...