Анализ произведений для учащихся начальной школы
материал по чтению (4 класс) на тему
Анализ произведений для учащихся начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
00.analiz_proizvedeniy.docx | 47.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ стихотворения
- эпический; - лирический; - драматический. | По жанру стихотворение _______________________________ |
- природы; - любви; - философская; - назначение поэта в поэзии; - юмор. | Это стихотворение _________________________________ |
Это система событий | Сюжет связан ___________________________ Легко определяется __________________ На поверхности___________________ Отсутствует ______________________ |
4.Идея | Заключается _____________________ Наводит на мысль ____________________ |
5.Художественные средства языка | |
6. Лирический герой | В роли лирического героя выступает ________ |
7. Свое отношение, отношение автора | Я чувствую ______________ Ощущается отношение автора ____________ |
Анализ сказки
- о животных; - волшебная; - бытовая. | По жанру эта сказка __________ потому _________ Жанр этой сказки можно определить как ______ потому что ____________________ Я думаю, что эта сказка ________ так как _______ |
| Сюжет этой сказки очень прост __________ Сюжет _______ очень сложен (интересен, запутан и т.д) |
| Главный герой этой сказки _________ потому что _________ Главным героем этой сказки является ___________ |
| В сказке присутствуют и другие персонажи ______ В сказке мы находим других героев. Это ______ |
| Идея сказки заключается в _____________ Идея сказки наводит нас на мысль, что __________ |
| Мне очень понравилась эта сказка ___________ Сказка мне понравилась тем, что_____________ ___ Мне стало жалко __________________ Мне было радостно, что _______________ |
1.Жанр (вид произведения) | Басня – это жанр сатирического пересказа. |
2. Историческая справка | Когда, в связи, с чем написана басня. |
3.Сюжет (краткое содержание) | Сюжет басни прост____________ Сюжет басни очень интересен. |
4.Тема (о чем произведение) | Тема басни ___________ |
5.Композиция (построение) | Басня построена следующим образом: - завязка___________ - кульминация _________ - развязка________ Главные герои являются носителями идеи, а идея заключена в морали. Басня построена на аллегории. |
6.Художественные средства | Автор использует _______ Очень интересны _________ |
7.Герои | Главными героями являются ____________ Черты характера, отношения с окружающими. Отношение окружающих к ним. |
8.Впечатление от басни | Я считаю, что басня учит быть _____________ Я думаю, что автор помогает нам понять, что __________________________ |
Анализ басни
Анализ лирического произведения
| Автором лирического произведения является _____ |
| Сюжет стихотворения легко определяется ______ Сюжет на поверхности ____________ Сюжет отсутствует ______________ |
| Стихотворение состоит из 2-х и 3-х и т.д. строф. Мы чувствуем движение поэтической мысли поэта. В начале стихотворения автор говорит о ______ В конце стихотворения мы чувствуем настроение поэта. |
| Все свои чувства автор передает при помощи художественных средств языка____________ |
| Они заставляют почувствовать то, что чувствует автор, задуматься над вопросом. При помощи художественных средств произведения придается особая интонация (радости, грусти, печали, торжественности и т.д) |
6.Впечатление, что можно взять с собой в жизнь | Я думаю, что автор заставил меня задуматься над вопросом |
Эпические жанры.
Притча. Нравственное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. В притче всегда заключена определенная идея. Притча не изображает, а сообщает; отсутствует обрисовка характеров, показ явлений в развитии.
Рассказ. - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в рассказе ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать рассказчик.
Новелла. Разновидность рассказа с острым сюжетом и неожиданным финалом.
Очерк. Разновидность рассказа, художественное описание конкретных явлений действительности, преимущественно социальных, как типичных для данного времени. В основе – документальность, «написание с натуры»
Повесть - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объему повесть больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.
Гимн - стихотворение хвалебного содержания; также пришел из античной поэзии, но если в древности гимны сочинялись в честь богов и героев, то в более позднее время гимны писались в честь торжественных событий, праздненств, нередко не только государственного, но и личного характера.
Баллада - лиро-эпическое сюжетное стихотворение, фантастического, сатирического, исторического, сказочного, легендарного, юмористического и т.д. характера. Баллада возникла в древности , как фольклорный ритуальный танцевально-песенный жанр, и этим обусловлены ее жанровые черты: строгий ритм, сюжетность (в древних балладах рассказывалось о героях и богах), наличие повторов (повторялись целые строки или отдельные слова как самостоятельная строфа), называемых рефреном.
Лирика-это вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта.
Жанры:
1. Ода – жанр, воспевающий торжественное, лирическое стихотворение, воспевающее героический подвиг.
2. Элегия – жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем о жизни, судьбе, своей мечте.
3. Послание – обращение к другому лицу. Жанр, несвязанный с определенной традицией.
4. Песня – Жанр восходит к традициям устного народного творчества.
5. Романс
6. Сонет – это поэтический жанр так называемой жесткой формы: стихотворение, состоящее из 14 строк, особым образом организованных в строфы, обладающее строгими принципами рифмовки и стилистическими законами.
7. Сатира – поэтический жанр: произведение, содержанием которого является обличение - общественных явлений, человеческих пороков или отдельных людей - путем осмеяния.
Драматические жанры
Трагедия - (от греч. tragodia - козлиная песнь < греч. tragos - козел и ode - песнь) - один из основных жанров драмы: пьеса, в которой изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия. В основе сюжета трагедии - непримиримый конфликт героя, сильной личности, с надличными силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой. В этой борьбе герой, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу.
Комедия - (от греч. от komos - веселая толпа, процессия на дионисийских празднествах и odie - песня) - один из ведущих жанров драмы: произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства.
Драма – (в узком смысле) один из ведущих жанров драматургии; литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене.
Мудрые мысли о книгах и чтении…
- Выбирать книги для своего и чужого чтения – не только наука, но и искусство. (Н. А. Рубакин)
- Всякого рода грубость тает, словно в огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг.
( В.Гюго )
- Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает всё остальное. ( Ф. М. Достоевский )
- Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её лучший друг и наставник. (П. А. Павленко )
- Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным. (Ф. Бэкон)
- Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро)
- Чтение для ума – это то же, что физическое упражнение для тела. (Д. Аддисон)
- Читать всего совсем не нужно, читать нужно только то, что отвечает на возникшие в душе вопросы.
- (Л. Н. Толстой)
- Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить. (Вольтер)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ качества знаний учащихся начальной школы по итогам года
Материал к итоговому педсовету, отображающий качество работы учителей начальных классов....
Учебно-методическое пособие для учащихся начальной школы "Учимся работать с литературными произведениями "
Учебно-методическое пособие составлено для учащихся 2 - 3 классов. В основу работы легли произведении Л.Н.Толстого (рассказы). Работа с этими текстами поможет научиться учащимся применять полученные з...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроках музыки в процессе анализа музыкальных произведений
В настоящее время урок музыки в школе нуждается в такой организации, где процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истор...
Работа с репродукциями произведений живописи в начальной школе. Анализ картин (схема)
Рассматривание репродукций картин известных художников играет огромную роль в развитии эстетического восприятия детей, обогащает новыми знаниями и сведени...
Статья на тему: Анализ входной контрольной работы для учащихся начальной школы
Входная контрольная работа для учащихся начальной школы...
Викторина по произведениям И.А.Крылова для учащихся начальной школы (1-4класс).
Разработка адаптирована для проведения в разных классах....
Игры для развития фонематического анализа и синтеза у учащихся начальной школы
Почти все дети, имеющие нарушения письма или трудности освоения навыков письменной речи, совершают ошибки, связанные с недостаточным развитием процессов языкового анализа и синтеза. Например, пропуска...