Учебно-методическое пособие для учащихся начальной школы "Учимся работать с литературными произведениями "
учебно-методическое пособие по чтению (2 класс) по теме

Загранцева Марина Викторовна
Учебно-методическое пособие составлено для учащихся 2 - 3 классов. В основу работы легли произведении Л.Н.Толстого (рассказы). Работа с этими текстами поможет научиться учащимся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filipok.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 598

с углублённым изучением математики

Учебно-методическое пособие

 для учащихся 2 - 3 классов

"Учимся работать с литературными произведениями"

                                                                        Составитель: Загранцева                                                                                           Марина Викторовна, учитель                                                                               начальных классов ГБОУ школы

                                                                        № 598 с углублённым                                                                                                   изучением математики                                                                        г. Санкт -Петербурга

Санкт - Петербург

2013г.

Содержание

I. Вступление

II. Учебно-методические материалы. Тексты для работы

1. Филипок (рассказ)

2. Три медведя

3. Птичка (рассказ)

4. Прыжок (рассказ)

5. Котенок (рассказ)

6. Косточка (рассказ)

7. Как мужик гусей делил

8. Девочка и грибы (рассказ)

9. Воробей и ласточка (рассказ)

10. Акула (рассказ)

III. Использованная литература

I. Вступление

        В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной концепции становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с этим основными задачами начального образования является формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовность к обучению в основной школе, которая включает в себя учебную  самостоятельность и ответственность. Достижение этих показателей невозможно без сформированности общеучебных умений и навыков и овладением обязательным минимумом содержания основных предметных знаний, умений и навыков. Только при этих условиях вчерашний младший школьник сможет чувствовать себя  комфортно в основной школе. Особое внимание хочется обратить на сформированность  общеучебных умений и навыков, так этот показатель требует более пристального  внимания со стороны учителя начальной школы. 

        Учебно-методическое пособие составлено для учащихся 2 - 3 классов. В основу работы легли произведении Л.Н.Толстого (рассказы). Работа с этими текстами поможет научиться учащимся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях.

        Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности  младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

        Чему же научатся школьники:

1.     Находить информацию.

2.     Интерпретировать текст.

3.     Рефлексии на содержание текста или его форму и их оценка.

4.     Умению думать и работать над текстом:

– обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его смысла (с помощью учителя);

- читать и понимать прочитанное;

- пересказывать прочитанное;

- делить на части и составлять план прочитанного текста (произведения);

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- определять героев и давать  характеристику им и их поступкам.

– обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- выделять основную мысль самостоятельно (в целом текста или его фрагмента);

- находить информацию в тексте на поставленные вопросы в прямой или  иной  форме;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- сравнение текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.

         Обучение работе с текстами, продуманная и поэтапно реализуемая, даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом.   Таким образом,  продуманная и целенаправленная  работа с текстом позволяет  вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

 

II. Учебно-методические материалы. Тексты для работы

1. Прочитай произведение Льва Николаевича Толстого.

Филипок (рассказ)

        Был мальчик, звали его Филипп.

        Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и тоже собрался идти. Но мать сказала ему:
- Куда ты, Филипок, собрался?
- В школу.
- Ты ещё мал, не ходи.
        И мать оставила его дома.

        Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка.

        Школа была за селом у церкви. Когда Филипок шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собака тоже за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал.

        Вышел мужик, отогнал собак и сказал: «Куда ты, пострелёнок, один бежишь?»
        Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.

        Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, учитель в красном шарфе ходил посередине.

Филипок рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.
- Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.
- Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уже и немножко читать умел.
- Ну-ка, сложи своё имя.
        Филипок сказал:
- Хве-и – хви, ле-и – ли, пе-ок – пок.
        Все засмеялись.

- Молодец, - сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?
        Филипок осмелился и сказал:
- Костюшка! Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!
        Учитель засмеялся и сказал:
- Ты погоди хвалиться, а поучись.

        С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

Задания

1. Из толкового словаря

Поденная работа - временная, сезонная работа, оплачиваемая из расчета за один рабочий день.

Слобода - большое село.

Бедовый - шустрый, смелый.

2.  Определи главную мысль текста и подчеркни её в тексте.

3. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение. Подчеркни.

4. Подбери к данному слову синоним

пострелёнок - __________________

5. Раздели текст на части, определи последовательность пунктов плана:

        С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

        

        Филипок украдкой пришёл в школу.

        Филипок пустился бежать во весь дух.

        И мать оставила его дома.

6. Допиши данные предложения словами из текста.

Школа вся была ________________.

Филипок рад бы что сказать, ___________________________пересохло.

Учитель засмеялся и сказал:
- Ты ______________________________________.

7. Выпиши из текста вопросительные предложения.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

8. Спиши, расставь знаки препинания.

Школа вся была полна ребят  Все кричали своё учитель в красном шарфе ходил посередине

Филипок рад бы что сказать  да в горле у него от страха пересохло  Он посмотрел на учителя и заплакал  Тогда учителю жалко его стало  Он погладил его по голове и спросил у ребят  кто этот мальчик

2. Прочитай произведение Льва Николаевича Толстого.

Три медведя

        Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику. Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит - в домике никого нет, и вошла.

        В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

        В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Ивановичева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.
        Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

        Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой - Михаилы Иваныча, другой поменьше - Настасьи Петровнин, и третий маленький, с синенькой подушечкой - Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул - на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась - так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

        Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая - Михаилы Иванычева, другая средняя - Настасьи Петровнина, а третья маленькая - Мишенькина. Девочка легла в большую - ей было слишком просторно; легла в среднюю - было слишком высоко; легла в маленькую - кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

        А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.

        Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

- Кто хлебал в моей чашке?
        Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:
- Кто хлебал в моей чашке?

        А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:
- Кто хлебал в моей чашке и всё выхлебал?
        Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

        Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

        Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
- Кто сидел на моем стуле и сломал его?

        Медведи пришли в другую горницу.
- Кто ложился в мою постель и её смял?- заревел Михайло Иваныч страшным голосом.
- Кто ложился в мою постель и её смял? - зарычала Настасья Петровна не так громко.
        А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:
- Кто ложился в мою постель?

        И вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут:
- Вот она! Держи, держи! Вот она! Вот она! Ай-я-яй! Держи!

         Он хотел ее укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

Задания

1. Из толкового словаря

Похлёбка - жидкая пища, которую хлебают, суп

Горница - лучшая комната в крестьянском доме.

2.  Определи главную мысль текста, запиши.

_____________________________________________________________.

3. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение. Подчеркни.

4. Подбери к данному слову синоним

неловко - __________________

5. Раздели текст на части, определи последовательность пунктов плана:

        Девочка убежала.

        

        Девочка заблудилась в лесу.

        Девочка вошла в дом.

        В домике жили три медведя.

6. Допиши данные предложения словами из текста.

Поела всю похлебку _____________________________________.

Девочка открыла глаза, увидела ____________________________.

Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
- Кто __________________________________________________?

7. Выпиши слова, которые описывают голоса медведей:

У Михаила Иваныча  ______________________________

У Настасьи Петровны ____________________________

У Мишеньки ___________________________________

8. Спиши, расставь знаки препинания.

        В домике этом жили три медведя Один медведь был отец звали его Михаил Иваныч  Он был большой и лохматый  Другой была медведица  Она была поменьше  и звали ее Настасья Петровна  Третий был маленький медвежонок  и звали его Мишутка  Медведей не было дома они ушли гулять по лесу

3. Прочитай произведение Льва Николаевича Толстого.

Птичка (рассказ)

        Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить.
        Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется.
        Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:
– Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?
– Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить!
        Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку.
        Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.
– Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.
        Мать сказала:
– Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.
– Нет, я его кормить и поить буду. Посадил Серёжа чижа в клетку, и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воды. Мать ему и говорит:
– Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.
– Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.
        Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик, испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.
        Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:
– Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!
        Не успела она сказать, чижик нашёл дверцу, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку, да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.
        Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать:
– Мама! Что мне теперь делать?
– Теперь ничего не сделаешь.
        Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.
        Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.
        С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.

Задания

1. Из толкового словаря

Закостенел - утратил подвижность, гибкость, находящийся в омертвелом состоянии.

2.  Определи главную мысль текста, запиши.

_____________________________________________________________.

3. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение. Подчеркни.

4. Подбери к данному слову синоним

распустил крылышки - __________________

5. Раздели текст на части, определи последовательность пунктов плана:

        Серёжа поймал птичку.         

        

        С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.


        Дорогой подарок

        Чиж вылетел из клетки.

6. Допиши данные предложения словами из текста.

Чижик был ещё жив, но лежал на груди, _____________________________________.

Обрадовался Серёжа, прибежал ______________________________________________.

Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка ____________________________________________.

7. Верно ли утверждение: Серёжа выпустил чижа на свободу?

___________________________________________________________________________________.

8. Спиши, расставь знаки препинания.

        Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил  Поглядел после обеда  сетка захлопнулась  и под сеткой бьётся птички  Серёжа обрадовался  поймал птичку и понёс домой

4. Прочитай произведение Льва Николаевича Толстого.

Прыжок (рассказ)

        Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

        Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.
        Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу.

        Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.

— Так не уйдёшь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше.

        Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха.

        На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась.

        От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.

        Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

        Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

        Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

        В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек.

        Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал:

- В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю!

        Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

        Точно пушечное ядро, шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — вынырнуло тело мальчика.

        Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

        Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

Задания

1. Из толкового словаря

Задор - страстность, горячность в поведении.

Аршин - устаревшая единица измерения длины (0,71 м).

Вдребезги - на мелкие части, осколки.

2.  Определи главную мысль текста, запиши.

__________________________________________________________________________________.

3. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение. Подчеркни.

4. Подбери к данным словам синонимы:

корчилась - __________________

подманила - __________________

5. Раздели текст на части, определи последовательность пунктов плана:

        Мальчика вытащили на палубу.

        

        Обезьянка сорвала шляпу с головы мальчика.

        Обезьянка забавляет людей.

        Мальчик раззадорился.

6. Допиши данные предложения словами из текста.

Через несколько минут у него изо _____________________________________________________.

Стоило ему только оступиться — _____________________________________________________.

______________________ вертелась большая обезьяна и забавляла всех.

7. Выпиши слова, которые описывают поведение обезьянки:

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

8. Спиши, расставь знаки препинания.

        Но мальчик очень раззадорился Он бросил мачту и ступил на перекладину  На палубе все смотрели и смеялись тому  что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали  что он пустил верёвку и ступил на перекладину  покачивая руками  все замерли от страха

5. Прочитай произведение Льва Николаевича Толстого.

Котенок (рассказ)

        Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:
— Нашёл? Нашёл?

        Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:
— Нашёл! Наша кошка… И у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее..
        Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
        Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
        Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
        Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

        Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
        Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

Задания

1. Из толкового словаря

Амбар -

2.  Определи главную мысль текста, запиши.

__________________________________________________________________________________.

3. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение. Подчеркни.

4. Подбери к данным словам синонимы:

Что было духу - __________________

Чудесный - __________________

5. Раздели текст на части, определи последовательность пунктов плана:

        Дети ищут кошку.

 

        Игра с котёнком.

        Спасение котёнка.

        У кошки пять котят.

        Больше Вася котёнка в поле не брал.

6. Допиши данные предложения словами из текста.

Катя испугалась собак, закричала ______________________________________________.

____________________________остальных котят, а этого оставила детям.

Дети искали её ____________________________________________.

7. Какой урок получили дети? Напиши.

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

8. Выпиши предложение с многоточием.

____________________________________

9. Спиши, расставь знаки препинания.

        Котят было пять  Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла  где вывелись  дети выбрали себе одного котёнка  серого с белыми лапками  и принесли в дом  Мать раздала всех остальных котят  а этого оставила детям  Дети кормили его  играли с ним и клали с собой спать

6. Прочитай произведение Льва Николаевича Толстого.

Косточка (рассказ)

        Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
        Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
        За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
        Все сказали:
— Нет.
        Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
        Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
        Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
        И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Задания

1. Из толкового словаря

Сочла - пересчитала.

2.  Определи главную мысль текста, запиши.

__________________________________________________________________________________.

3. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение. Подчеркни.

4. Напиши, как ты понимаешь это выражение:

Покраснел, как рак - __________________

5. Раздели текст на части, определи последовательность пунктов плана:

        Сливы лежали на тарелке.

 

        Ваня заплакал.

        Спасение котёнка.

        Пропажа обнаружена.

        Ваня не удержался...

6. Допиши данные предложения словами из текста.

Ваня побледнел и сказал:
— Нет, ___________________________.
Когда никого не было в горнице, он не ______________________________________________.
7. Какой урок получил Ваня? Напиши.

___________________________________________________________________________________

8. Какое чувство испытывал Ваня в конце текста?

________________________________________________________________

9. Спиши, расставь знаки препинания.

        Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас  это нехорошо  но не в том беда  Беда в том  что в сливах есть косточки и если кто не умеет их есть и проглотит косточку то через день умрёт  Я этого боюсь

7. Прочитай произведение Льва Николаевича Толстого.

Как мужик гусей делил

        У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понёс.
        Барин принял гуся и говорит мужику: «Спасибо, мужик, тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына да две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?»
        Мужик говорит: «Я разделю». Взял ножик, отрезал голову и говорит барину: «Ты всему дому голова - тебе голову».
        Потом отрезал задок, подаёт барыне. «Тебе, - говорит, - дома сидеть, за домом смотреть - тебе задок».
        Потом отрезал лапки и подаёт сыновьям. «Вам, - говорит, - ножки -топтать дорожки».
        А дочерям дал крылья. «Вы, - говорит, - скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остатки себе возьму!»
        И взял всего гуся. Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег. Узнал богатый мужик, что барин за гуся наградил мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понёс к барину.
        Барин говорит: «Спасибо за гусей. Только видишь, у меня жена, два сына, две дочки - всех шестеро. Как бы нам разделить твоих гусей?»
        Стал богатый мужик думать и ничего не придумал. Послал барин за бедным мужиком и велел делить.
        Мужик взял одного гуся, дал барину с барыней и говорит: «Вот вас трое с гусем».
        Одного дал сыновьям: «И вас, - говорит, - трое».
        Одного дал дочерям: «И вас трое».
        А себе взял двух гусей: «Вот, - говорит, - и нас с гусями трое, всё поровну!»
        Барин посмеялся и дал бедному мужику ещё денег и хлеба, а богатого прогнал.

Задания

1. Из толкового словаря

Задок - задняя часть употребляемых в пищу животных, птиц.

2.  Определи главную мысль текста, запиши.

__________________________________________________________________________________.

3. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение. Подчеркни.

4. Напиши, как ты понимаешь это выражение:

Разделить гуся без обиды - __________________

5. Раздели текст на части, определи последовательность пунктов плана:

        Награда деньгами и хлебом.

 

        Мужик разделил гуся .

        Барин богатого прогнал, а бедного наградил.

        Понёс мужик гуся барину.

        Богатый мужик тоже захотел получить награду.

6. Допиши данные предложения словами из текста.

Стал богатый мужик _______________________________________.

_____________________________________________ он поймал гуся, изжарил его и понёс.
Барин посмеялся и дал бедному мужику __________________________________________________.
7. За что награждал барин мужика?

___________________________________________________________________________________

8. Напиши состав семьи барина.

________________________________________________________________

9. Спиши, расставь знаки препинания.

        И взял всего гуся. Барин посмеялся дал мужику хлеба и денег Узнал богатый мужик что барин за гуся наградил мужика хлебом и деньгами зажарил пять гусей и понёс к барину

8. Прочитай произведение Льва Николаевича Толстого.

Девочка и грибы (рассказ)

Две девочки шли домой с грибами.Им надо было переходить через железную дорогу.
Они думали, что машина далеко, влезли на насыпь и пошли через рельсы.
Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая — перебежала через дорогу.
Старшая девочка закричала сестре:
— Не ходи назад!
Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.
Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.
Старшая девочка кричала:
— Брось грибы!
А маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.
Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.
Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагона, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.
Когда поезд прошёл, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.
Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.

Задания

1. Из толкового словаря

Насыпь -

2.  Определи главную мысль текста, запиши.

__________________________________________________________________________________.

3. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение. Подчеркни.

4. Напиши, как ты понимаешь это выражение:

Свистел что было силы - ___________________________________________

5. Раздели текст на части, определи последовательность пунктов плана:

        Девочка вскочила и побежала к сестре.

 

        Сёстры разделились.

        Машина всё ближе и ближе.

        Машина наехала на девочку.

        Девочки переходили железную дорогу.

6. Допиши данные предложения словами из текста.

Когда поезд прошёл, все увидали, что девочка лежит _______________________________________.

Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила ___________________________________.

7. Подумай, как можно было предотвратить эту ситуацию? Напиши своё мнение.

___________________________________________________________________________________

8 Спиши, расставь знаки препинания.

        Машинист не мог удержать машины Она свистала изо всех сил и наехала на девочку
Старшая девочка кричала и плакала Все проезжающие смотрели из окон вагона а кондуктор побежал на конец поезда чтобы видеть что сделалось с девочкой

9. Прочитай произведение Льва Николаевича Толстого.

Воробей и ласточка (рассказ)

        Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.
В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул оттуда свою головку и зачирикал.

Скоро после того прилетела к гнезду ласточка. Она сунулась в гнездо, но, как только увидала гостя, запищала, побилась крыльями на месте и улетела.
Воробей сидел и чирикал.
Вдруг прилетел табунок ласточек: все ласточки подлетали к гнезду — как будто для того, чтоб посмотреть на воробья, и опять улетали.
Воробей не робел, поворачивал голову и чирикал.

Ласточки опять подлетали к гнезду, что-то делали и опять улетали.
Ласточки недаром подлетали: они приносили каждая в клювике грязь и понемногу замазывали отверстие гнезда.

Опять улетали и опять прилетали ласточки и все больше и больше замазывали гнездо, и отверстие становилось все теснее и теснее.

Сначала видна была шея воробья, потом уже одна головка, потом носик, а потом и ничего не стало видно; ласточки совсем замазали его в гнезде, улетели и со свистом стали кружиться вокруг дома.

Задания

1. Из толкового словаря

Отлучка - временное отсутствие, уход, отъезд.

Недаром - не без причины, не случайно; неспроста, не зря.

2.  Определи главную мысль текста, запиши.

__________________________________________________________________________________.

3. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение. Подчеркни.

4. Подбери синонимы:

Юркнул -  ________________

Робеть - __________________

5. Раздели текст на части, определи последовательность пунктов плана:

        Ласточка увидела, что гнездо занято.

        Ласточки замазала вход в гнездо.

        Гнездо осталось пустое.

        Воробей юркнул в гнездо.

6. Вставь пропущенные буквы в словах.

Ласт.чки нед.ром подл.тали: они прин.сили к.ждая в клювике грязь и пон.многу зам.зывали отвертие гн.зда.

7. Выпиши предложение с тире.

___________________________________________________________________________________

8 Спиши, расставь знаки препинания.

        Сначала видна была шея воробья потом уже одна головка потом носик а потом и ничего не стало видно ласточки совсем замазали его в гнезде улетели и со свистом стали кружиться вокруг дома

10. Прочитай произведение Льва Николаевича Толстого.

Акула (рассказ)

        Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: "Купаться!" - и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.
На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать.
Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:

- Не выдавай! Понатужься!
Вдруг с палубы кто-то крикнул: "Акула!" - и все мы увидали в воде спину морского чудовища.
Акула плыла прямо на мальчиков.
- Назад! Назад! Вернитесь! Акула! - закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.
Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.
Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.
Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

Задания

1. Из толкового словаря

Понатужься - немного напрячься.

Фитиль - лента, жгут или шнурок, служащие для горения в приборах.

2.  Определи главную мысль текста, запиши.

__________________________________________________________________________________.

3. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение. Подчеркни.

4. Напиши, как ты понимаешь это выражение:

Бледный как полотно - ________________________

5. Раздели текст на части, определи последовательность пунктов плана:

        Мальчики стали плавать наперегонки в открытом море.

 

        Жаркий день.

        Появление акулы.

        Спасение.

        Все купаются.

6. Допиши данные предложения словами из текста.

Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было ______________________________________.

Он повернул хобот, прилёг к пушке, ________________________________________________.

______________________________________________палубе и любовался на своего сынишку.

7. Напиши, с кем сравнивает автор мальчиков.

___________________________________________________________________________________

8.Спиши, расставь знаки препинания.

        Раздался выстрел, и мы увидали что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками Что сделалось с акулой и с мальчиками мы не видали потому что на минуту дым застлал нам глаза

Но когда дым разошёлся над водою со всех сторон послышался сначала тихий ропот потом ропот этот стал сильнее и наконец со всех сторон раздался громкий радостный крик

III. Использованная литература

1.     Асмолов А.Г.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2008 год

2     Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2005. №4.

3.     Толстой Л.Н. Рассказы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с литературным произведением

В помощь ученику и учителю. Планы работы с различными литературными произведениями....

Методика работы над литературными произведениями

  Правила чтения и обращения с книгой     1. Не берите книги грязными руками.    2. Читайте, сидя за удобным столом.    3. Держите кн...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Активные методы обучения, используемые при работе с учащимися начальных классоф на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

Выступление на семинаре учителей начальных классов ГБОУ города Москвы "Школа №2036". 10 февраля 2016....

Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»

Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...