Игры для развития фонематического анализа и синтеза у учащихся начальной школы
методическая разработка по логопедии (1, 2 класс)

Максименко Елена Витальевна

Почти все дети, имеющие нарушения письма или трудности освоения навыков письменной речи, совершают ошибки, связанные с недостаточным развитием процессов языкового анализа и синтеза. Например, пропускают буквы, слоги, слова. В данной методической разработке представлены игры, направленные на развитие и совершенствование фонематического анализа и синтеза. Выполнение предложенных заданий-игр будет способствовать уменьшению количества ошибок на письме, а именно, пропусков гласных и согласных букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskii_analiz_i_sintez.docx864.08 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематический анализ и синтез.

Для успешного овладения письмом учащийся должен научиться языковому анализу и синтезу. Примеры упражнений, направленных на улучшение процессов фонематического анализа и синтеза представлены ниже.

1. Предлагается записать слово только гласными буквами. Например, слово "куртка" записывается так: у-а.

2. Перед учащимся лежат карточки с гласными буквами. Необходимо выложить в ряд в нужном порядке те гласные, которые есть в данном слове.

3. Записать слово только согласными буквами. Например, слово «почта» будет выглядеть следующим образом: п-чт-.

4. Предлагаем учащемуся написать слово так, чтобы каждой букве соответствовала чёрточка, при этом окончание необходимо записать буквами. Например, слово «курица» запишем так: -----а, «ножницы»: ------ы.

5. Записать слова чёрточками с указанием гласных или согласных. Например, слово кошка запишем так: к-шк- или -о--а.

6. Цифровой диктант.

Слова записываются цифрами, обозначающими количество букв в словах. Диктант можно записать цветными ручками или фломастерами.

7. Порядковый анализ.

Выложить перед ребёнком цифровой ряд от 1 до 8. Предложить выдвинуть из ряда ту цифру, которая соответствует порядковому номеру заданного звука. Например, какой по счёту звук ш в слове кошка? Ребёнок выдвигает цифру 3.

Усложнение: какой звук идёт после (перед) звука (звуком) ш в слове кошка? Какой звук между звуком к и звуком ш?

8. Определить количество звуков в словах и соединить картинку с соответствующей фигурой: 4 звука - четырёхугольник, 5 звуков - пятиугольник, 6 звуков - шестиугольник.

9. Определи первый звук в названии картинки, напиши соответствующую букву. Прочитай получившееся слово.

10. Восстановите пропущенные согласные, которые обозначают:

1) геометрические фигуры: о_а_, _ _у_, _ _а_ _а_, _ _еу_о_ь_и_, _о_ _.

2) головные уборы: _е_ _а, _а_ _а, _а_а_а, _е_е_.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического анализа и синтеза на уроках обучения грамоте в 1 классе

Обобщение опыта работы в 1 классе по формированию фонематического анализа и синтеза на уроках обучения грамоте. Приведены самые удачные задания и упражнения....

Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."

Конспект  логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....

Логопедическое занятие. Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.

Тема: Правила дорожного движения, транспорт. Цели и задачи.- развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры;- развитие речеслуховой, зрительной...

Логопедическое занятие по развитию фонематического анализа и синтеза. Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".

Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".Лексическая тема: "Транспорт"....

Развитие фонематического анализа и синтеза у учащихся младших классов

До того, как ребенок начнет осваивать принципы русской грамоты, он должен понять разницу между буквой и, соответствующему ей звуком. В настоящее время каждый третий учащийся первых классов общеобразов...