Открытый урок по литературному чтению "М.М.Пришвин "Осеннее утро" 2 класс УМК Школа России
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_osennee_utro_m.prishvin_2_klass.doc | 95.5 КБ |
osennee_utro_m.prishvin.pptx | 2.81 МБ |
prilozhenie_1_kartiny.docx | 828.02 КБ |
prilozhenie_2_tema.docx | 14.63 КБ |
prilozhenie_3_listya.docx | 48.14 КБ |
prilozhenie_4_zhanry.docx | 10.44 КБ |
prilozhenie_5_tekst.docx | 129.57 КБ |
prilozhenie_6_yabloki.docx | 47.38 КБ |
prilozhenie_7_knigi.docx | 575.92 КБ |
samoanaliz.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
УМК «Школа России»
2 класс
Тема: М.Пришвин «Осеннее утро»
Цель: создать условия для ознакомления с творчеством М.М. Пришвина.
Задачи:
1) обучающая – познакомить детей с рассказом М.М. Пришвина «Осеннее утро»; отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения;
2) развивающая – создать условия для развития речи учащихся, способности к рефлексии, творческие способности детей; умение работать в группе;
3) воспитывающая – создать условия для воспитания любознательности, аккуратности, уважительного отношения к одноклассникам; прививать любовь к родной природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные: передать чувства автора, его замысел.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать в группах.
Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, проявлять самостоятельность и ответственность за выбор.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, наглядности, слайд-презентация, карточки с изображением листьев, яблок; выставка книг М.М. Пришвина.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | Примечания |
1.Мотивирование к учебной деятельности. | - Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, небо голубое, Здравствуйте, мои друзья. Всех вас рада видеть я! - У нас сегодня необычный урок. Отгадайте загадку: - Сегодня вы будете работать в группах. Вспомним правила поведения: (слайд №1) 1) работать дружно; 2) выступает ответственный; 3) показывать готовность группы. - Сегодня в течение урока мы изготовим книгу об осени, которая останется в вашем классе. | Дети приветствуют учителя и гостей. - Осенью. - Об осени. | Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация. | Применение ИКТ на протяжении всего урока. |
2.Актуализация знаний 3.Изучение нового материала | - Кто мне ребята назовет осенние месяцы? - Правильно, молодцы. Но у этих месяцев раньше были еще и другие названия. (слайд №2) Октябрь – листопадник Ноябрь – полузимник. - Почему так называли раньше осенние месяцы? - Это будет первая страница нашей книги. - Краски осени волновали сердца худо жников, поэтов, писателей, музыкантов. Работа в группах с репродукциями картин./Приложение 1/ - А сейчас посмотрите на картины русских художников, подумайте, обсудите в группах и ответьте на вопрос "Какими красками пользовались художники? Какую цветовую гамму использовали?". На обсуждение вам дается 1 минута. - Это вторая страница книги. Вложим репродукции картин. Дыхательная разминка. - Проведем речевую разминку. Пожелтели, задрожали листья – произнесите звук [Ф_Ф_Ф]! Полетели на землю – [П_П_П]! Зашуршали – [Ш_Ш_Ш]! Подул ветер – [У_У_У]!
1. Формулирование темы урока. - Подул осенний ветерок и все слова рассыпались на слоги, помогите собрать название. /Приложение 2/ О СЕН НЕ Е УТ РО (слайд №3) - Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? -Произведение с таким названием мы будем сегодня читать. 2. Знакомство с автором произведения. - Автор этого произведения Михаил Михайлович Пришвин. А расскажет нам о нём ученица 4 класса, победительница Конкурса чтецов ________. - Спасибо! Это третья страница нашей книги: биография и портрет писателя. - Вашему вниманию представляю выставку книг М.М. Пришвина. У вас на партах лежат обложки книг. Рассмотрите их, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чём писал М.М. Пришвин. - Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Физкультминутка /Приложение 3/ Мы листики осенние, На ветках мы сидим. (садятся на корточки) Дунул ветер – полетели,( поднимаются и машут руками) Мы летели, мы летели, И на землю тихо сели.(садятся) Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели (поднимаются, кружатся, машут руками) И на землю снова сели.(садятся за парты) 3. Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро». Первичное чтение. ( Учитель читает рассказ). (слайд №4 видео) - Сейчас я прочитаю произведение, а вы следите за моим чтением и пометьте слова непонятные вам, трудные для вас. -Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? -Какое осеннее утро помог нам увидеть писатель? 4. Словарная работа. - Какие слова вы отметили? - Как вы объясните значение этих слов? Мало-помалу - медленно по чуть-чуть. Душа - бестелесная оболочка, невидимая человеческому глазу. - Что такое парашютик, винтик, мотылек? Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом. Парашютик – маленький парашют. - Как летит парашют? - Как вращается винт? - Что такое винтик? Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой. - Кто такой мотылек? Мотылёк – маленькая бабочка. - Как летит мотылёк? - К какому жанру относится это произведение? Выберите ответ и докажите. На доске карточка (Сказка, стихотворение, рассказ). /Приложение 4/ 5. Вторичное чтение произведения. - Сколько частей в тексте? (Выделены цветом). /Приложение 5/ - Прочитайте самостоятельно рассказ. Первая группа – первую часть, вторая – вторую, третья – третью. -С чем сравнивает автор летящие листья? - Как автор прощается с листьями? - Что вы узнали о «бабьем лете»? Длительный период теплой и сухой погоды в конце сентября или первой половины октября. В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений. - Как вы понимаете последние слова «и всё кончится»? - А сейчас скажите мне, сколько раз в рассказе повторяется слово «утро»? -А почему Пришвин назвал рассказ «Осеннее утро»? -Какие слова нам подсказывают об этом? | - Сентябрь, октябрь, ноябрь. Высказывания детей. - Осеннее утро. - О природе. - Три. - Летите, летите! - Последние тёплые дни. - Ни разу. - День открывает глаза, долго день пробуждается. | Регулятивные УУД:принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. | |
4.Итог урока. | -Что нового вы узнали на уроке? -С каким произведением мы познакомились? Назовите автора? | Регулятивные УУД, познавательные УУД. | ||
5. Домашнее задание. | - Мы сегодня много говорили об осени. Я вас попрошу, чтобы вы пронаблюдали об осенних изменениях в нашем родном городе и изобразили на листе – нарисовали рисунок «Осень в Когалыме», который вы вложите в книгу. | Осмысление д/з. | ||
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке | - С каким настроением вы заканчиваете урок? На партах у вас яблоки разных цветов /Приложение 6/ для того, чтобы вы оценили свою работу на уроке (слайд №5,6) Красное яблоко - Я – молодец! Желтое - Могу и лучше! Зеленое - Надо постараться. - Ребята, чем ещё осень отличается от других времён года? - Правильно. И я собрала для вас небольшой урожай и хочу каждого угостить вкусными яблоками. | Давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. - Сбор урожая. | Метапредметные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
листопадник хмурень полузимник
О С ЕН НЕ РО УТ Е
Красное яблоко - Я – молодец! Жёлтое яблоко - Могу и лучше! Зелёное яблоко - Надо постараться.
Предварительный просмотр:
Василий Поленов «Золотая осень»
Исаак Левитан «Золотая осень»
Иван Шишкин «Золотая осень»
Предварительный просмотр:
сен не е о ро ут сен не е о ро ут
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Михаил Михайлович
Пришвин
«Осеннее утро»
Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.
Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.
И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:
- Летите, летите!
Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже обед. Мы радуемся хорошему тёплому дню, но уже больше не ждём летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и всё кончится.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока литературного чтения, 2 класс
Учитель: Неупокоева Людмила Сергеевна
Тема: М.М. Пришвин «Осеннее утро».
Цель: создать условия для ознакомления с творчеством М.М. Пришвина.
Задачи:
1) обучающая – познакомить детей с рассказом М.М. Пришвина «Осеннее утро»; отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения;
2) развивающая – создать условия для развития речи учащихся, способности к рефлексии, творческие способности детей; умение работать в группе;
3) воспитывающая – создать условия для воспитания любознательности, аккуратности, уважительного отношения к одноклассникам; прививать любовь к родной природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы: фронтальные, индивидуальные, групповые.
При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реальные возможности учеников 2 класса, результаты психолого-педагогичесокой характеристики класса.
С первой минуты дети погружены в деятельность, что способствует обеспечению в самом начале урока высокого уровня вовлеченности и погружения в учебную деятельность. Использование загадки о временах года в начале урока способствовало систематизации знаний и наблюдений за изменениями в природе в разное время года. Это позволило плавно перейти к определению темы урока, обеспечило готовность к следующему этапу работы, включению ребят в продуктивную обучающую деятельность.
На этапе актуализации знаний осуществлялась работа учащихся в группе по репродукциям картин, где необходимо было выделить главные и существенные признаки, сформулировать собственное мнение. Дети охотно делились своими впечатлениями, умозаключениями с одноклассниками.
Использование дыхательной разминки способствовало плавному переходу к следующему этапу урока - изучение нового материала. Ребятам было предложено в нестандартной форме сформулировать название произведения.
Прием «Яркое пятно», появление учащегося другой школы, использован с целью мотивации учащихся на работу с данным произведениями данного писателя.
На этапе знакомства с произведением использовала элементы приёма «Чтение с пометами».
На этапе словарной работы развивала внимание к авторскому слову, способствовала глубокому пониманию произведения.
Поэтапный анализ по абзацам нового произведения способствал развитию умения детей анализировать произведение, выражать свое отношение к прочитанному, развитию речи обучающихся.
Вопросы по тексту способствовали выборочному чтению учащихся.
На уроке совершенствуется навык чтения, развивается читательская зоркость, обращается внимание на отдельные слова, обогащается словарный запас учащихся. Прослеживается чёткость, последовательность всех этапов урока. Материал урока носил литературно-художественный характер.
Дети работали в группах, что позволило включиться в работу всем учащимся.
На уроке литерного чтения пыталась использовать метапредметные связи с окружающим миром, изобразительным искусством, музыкой.
Использованы различные виды контроля на уроке: ученик-ученик (при групповой работе), самоконтроль, оценка учителя в завершении урока.
Перегрузки учащихся на уроке не было, т.к. проведена дыхательная гимнастика и физминутка.
Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС.
Рефлексия, проведенная в конце урока, показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.
На случай непредвиденной ситуации на уроке были придуманы следующие варианты:
если не хватит времени, будут сокращены по длительности упражнения;
если время останется, будут использованы дополнительные упражнения: Осень подарила нам листья разноцветные, но среди них есть те, которые осенью в природе не встречаются. Поиграем в игру «Найди лишнее»: верное слово – хлопок в ладоши, не верное слово – топаем ногами.
Пожелтелые чёрные сухие синие
Золотые фиолетовые багряные жёлтые
Коричневые красные яркие
Все поставленные задачи удалось реализовать.
Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтения.
Задания носили развивающий, творческий характер, что способствовало чувству успешности у детей и использование ЦОР, ИКТ дополнительно способствовало повышению мотивации учащихся, активизировало познавательную деятельность.
План урока выполнен; урок достиг цели, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.
На протяжении всего урока происходит формирование УУД. К регулятивным УУД относятся умения детей: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия. К познавательным УУД относится - осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебной задачи. Формируются следующие коммуникативные УУД: умение вступать в диалог с одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умение слушать одноклассников, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Происходит формирование личностных УУД - положительное отношение к познавательной деятельности. На уроке формируются предметные УУД: умение находить ответы на вопросы учителя, опираясь на ранее полученные знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок литературного чтения в 4-ом классе УМК"Школа России" С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогаща...
Открытый урок по литературному чтению для учащихся 2 класса Тема: «Красота» С.Козлов УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: Особый взгляд на мир. С. Козлов....
Открытый урок по окружающему миру «Охрана растений» 3 класс УМК «Школа России»
Цели и задачи:Ø показать значимость растений в жизни человека;Ø формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;Ø закр...
Открытый урок математики на тему: "Решение задач" 1 класс УМК "Школа России"
УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока по литературному чтению в 1-м классе УМК «Школа России». Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» 4/1
Технологическая карта урока по литературному чтению в 1-м классе УМК «Школа России». Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой» 4/1...
Открытый урок окружающего мира "Животные живого уголка" 2 класс УМК "Школа России"
Тип урока: творческая лаборатория (в редакции классной газеты)Цель: познакомить с обитателями живого уголка, с правилами ухода за этими животными....
Технологическая карта урока по литературному чтению "Бунин. Матери", 2 класс (УМК "Школа России")
Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе знакомства с произведением И.А.Бунина “Матери”. Задачи уро...