конспект урока по литературе 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Цели:
- Познакомить учащихся со стихотворением, раскрыть идею и смысл. Учить видеть красоту; находить изобразительные средства языка, рисовать картины природы.
- Развивать речь, выразительное чтение, эмоционально-чувственное отношение к действительности.
- Воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе; развивать эстетический вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature.docx | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
- Познакомить учащихся со стихотворением, раскрыть идею и смысл. Учить видеть красоту; находить изобразительные средства языка, рисовать картины природы.
- Развивать речь, выразительное чтение, эмоционально-чувственное отношение к действительности.
- Воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе; развивать эстетический вкус.
Оборудование: ПК, проектор, презентация ( приложение 1), индивидуальные листы (приложение 2)
Ход урока.
I. Чтение дополнительной литературы.
2 мин. - жужжащие чтение
1 мин. - на время – посчитайте сколько слов прочитали
II. Речевая гимнастика. (слайд 2)
1) ШУМ, БЛЕСК, ВСПЛЕСК, ГАМ.
ГРОМ, ТРЕСК, ПЛЕСК, ТРАМ!
- Прочитайте вслух.
- Похожи ли эти строчки на стихотворение? ( да)
- Почему? ( заканчиваются одинаково – РИФМА)
- Все ли слова произносим одинаково? (нет, тише-громче – ИНТОНАЦИЯ)
- Прочитайте слова и выделите голосом первое слово.
- Попытайтесь прочитать с чувством радости.
2) АПРЕЛЬ, КАПЕЛЬ, ЗВЕНЕЛ, ГРЕМЕЛ, КРИЧАЛ, ПЕЛ.
- Прочитать с вопросом, выделяя 4 слово.
III. Проверка домашнего задания.
- Сегодня на уроке мы продолжаем совершать « путешествие в весну».
- Перечислите признаки весны. ( солнце светит, снега становится меньше, ручейки звенят и т.д.)
- Дома вы подбирали пословицы о весне, прочитайте.
( Весна красна цветами, а осень – плодами.
Март – с водой, апрель – с травой.
Увидел грача – весну встречай)
- А теперь вернёмся в мир поэзии. Что такое поэзия?
( Поэзия – стихи, произведения, написанные в стихотворной форме.
Поэзия – красота и прелесть чего- либо.)
- с каким замечательным русским поэтом мы познакомились на прошлом уроке? ( ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ) (слайд 3)
- Что вы знаете о Ф.И.Тютчеве?
- Давайте послушаем стихотворение, которое вы дома учили наизусть.
IV. Знакомство с новым стихотворением.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением Ф.И.Тютчева
« Весенняя гроза». Послушайте его ( подготовленный ученик читает наизусть).
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (радостное, бодрое, веселое)
- Какие краски вы бы взяли, чтобы нарисовать подобную картину?
- Какие звуки «живут» в этом стихотворении? ( Звук грома, весеннего ливня, птичьи голоса, листья шелестят от дождя, капли дождя стучат по крыше, ручьи журчат)
- А какие запахи «живут» ? ( после дождя пахнет свежестью, веет прохладой, цветы пахнут)
- Прочитайте стихотворение про себя, запомните непонятные слова.
V. Словарная работа. (слайд 4)
Объясняют дети | Объясняет учитель |
РЕЗВЯСЯ - играя, веселясь | ГЕБА-у древних греков богиня юности. Дочь главного греческого бога Зевса. Она богиня юности, любит играть, веселиться, подшучивать над другими. |
VI. Физминутка.
VII. Анализ стихотворения.
Читаем 1 строфу.
- Что хотел нам сказать автор? ( любит грозу)
- Как думаете, почему? ( природа обновляется, всё просыпается)
- Как грохочет гром? Найдите ответ в тексте и прочитайте.
- Кто может резвиться и играть? (ребёнок)
- Правильно. У Тютчева гром – разумное, одушевленное существо, такое же, как человек.
Читаем 2 строфу.
- Какие слова подтвердят наше мнение о том, что гром, как маленький ребёнок.
( раскаты молодые, гром молодой – первый)
- Какие «нити» золотит солнце? ( часто на веточках деревьев бывает паутина.
После дождя она блестит на солнце и кажется золотой. Нити – это золотые
солнечные лучи. Перлы – жемчужины, висящие на ниточках)
Читаем 3 строфу.
- Как природа встречает весеннюю грозу? ( с радостью)
- Докажите строчкой из стихотворения. ( Всё вторит весело громам. Птицы повторяют раскаты грома.)
- Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (дети рисуют свои картины).
Читаем 4 строфу.
- Люди древней Греции верили в богов, которые как им казалось, жили на
высоких горах. Властвовал над ними верховный бог Зевс ( слайд 5) – бог дождя, грозы и молний. Одной из дочерей Зевса или, как его называет Тютчев, Зевеса, была Геба (слайд 6)– богиня вечной юности. Она подносила богам во время пиров напиток бессмертия.
- Прочитайте, что говорит Тютчев о Гебе.(Ветреная Геба)
- А почему он её назвал ветреной? (ветреная - легкомысленная, шаловливая)
- Прочитайте, как Геба пролила кубок. («смеясь, на землю пролила»)
- Боги-люди были исполинами, т.е. великанами, огромными, очень большими, могучими.
- Какой же кубок пролила Геба? ( очень большой, такой, что пошёл очень сильный дождь)
- Почему кубок «громокипящий»? (Он с грохотом опрокинулся из рук Гебы. На земле сразу прогремел гром. Вода с силой стала биться о землю. Потекли быстрые ручьи. Как будто вода закипела. Появились пузырьки.)
- В 4 строфе отметьте слова, указывающие на то, что стихотворение радостное, весёлое, восторженное. («смеясь»- Геба смеялась, когда пролила кубок)
- На особую торжественность стихотворения, желание автора возвысить описываемое указывают слова, которые очень редко встречаются в речи и употребляются поэтом специально в этих целях. Найдите их и прочитайте.
( перлы, нагорный, Геба, Зевесова, громокипящий, кубок)
- Ребята, представьте, что вы – художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению?( небо – голубое, голубое. Солнечные лучи. Блестящие капли)
- Молодцы! Вы – мастера словесного пейзажа. А что означает слово ПЕЙЗАЖ?
ПЕЙЗАЖ – картина природы. (слайд 7)
VIII. Работа над выразительным чтением.
- Приступим к работе над выразительностью чтения стихотворения. Какие правила выразительности чтения вы знаете? ( читать не торопясь, вдумываться, выделять голосом отдельные слова, делать паузы)
- правильно. Сейчас мы возьмём карандаши и очень аккуратно подчеркнём слова, которые будем выделять голосом при чтении. Там, где мы должны сделать паузу, поставим вот такой знак /
Графический анализ (Приложение 2.)
- Медленно это стихотворение читать нельзя, ведь оно радостное! Дождь идёт
быстро, и читать надо так, как идёт дождь или гремит гром.
- Пользуясь своими разметками, прочитайте стихотворение про себя.
- Внимание! Конкурс чтецов. ( 2-3 ученика)
IX. Итог урока.
- Какие мысли, чувства пробудил в вас урок?
- Что узнали для себя нового?
- Что понравилось?
X. Домашнее задание. Дифференцировано.
- Выучить стихотворение наизусть.
- Выразительно читать и нарисовать иллюстрацию.
- Сочинить своё маленькое стихотворение о весне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 1 классе "Рассказы о животных. Ю. Коваль "Бабочка"
Урок проводится в 1 классе в 4 четверти. Тема "Рассказы о животных. Ю. Коваль "Бабочка"Цели и задачи:1. Организовать деятельность детей по отработке правильности и выразительности чтения. ...
Конспект урока по литературе 4 класс "А.И. Куприн Барбос и Жулька".
Цели и задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;- Учить ана...
Конспект урока по литературе 4 класс ." А.И.Куприн. Барбос и Жулька."
Цели и задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;- Учить ана...
Конспект урока по литературе - АКУЛА Л.Н.Толстой, 3 класс
Конспект урока по литературе на тему АКУЛА Л.Н.Толстой, 3 класс...
Конспект урока по литературе - КВАРТЕТ И.А.Крылов, 3 класс
Конспект урока по литературе на тему КВАРТЕТ И.А.Крылов для 3 класса...
Конспект урока по литературе "Капалуха" 3 класс
"Капалуха"...
2 класс Конспект урока по литературе У страха глаза велики
2 класс. Перспектива. Конспект и презентация урока У страха глаза велики....