Конспект урока по литературе "Капалуха" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: В.Астафьев «Капалуха»
Цель: познакомить с творчеством и жизнью В.П. Астафьева, учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывать его характер; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе; составлять план; уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведение; выбирать виды деятельности на уроке.
Ход урока
- Оргмомент
- Проверка домашнего задания
Чтение лучших историй.
- Подготовка к новому материалу
- Какой урок? Чем мы занимаемся на этом уроке? Прочитайте пословицу, объясните смысл её.
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
- По какой теме работаем? О чём она? Назовите авторов и произведения, которые мы уже знакомы. (Пришвин «Моя родина», И Соколов-Микитов «Листопадничек», В. Белов «Малька провинилась», В. Бианки «Мышонок Пик», Б. Житков «Про обезьянку»)
- Сегодня мы продолжим путешествие по разделу «Люби живое» и отправимся в удивительную Зелёную страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу.
- Как называется эта Зелёная страна? (лес)
- Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? (ответы) Молодцы!
- Отгадайте загадку
* У него хороший слух,
Но когда токует, - глух!
Можно даже, говорят,
Взять руками. (глухаря)
- Правильно! Мы сегодня будем читать рассказ «Капалуха».
- Расшифруйте автора. Выбрать только русские буквы и узнаете полное имя писателя.
SLBHWGBQKTSVIOLPSnПGIESTPWSVOBLHИLIAWSQVЬCTnIAQLSФЬnVESGB
- Что знаете о глухаре? (рассказывают дети)
(Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из-под снега. Идёшь на лыжах, кругом гладь, снежинки сверкают. И вдруг из-под снега вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза.
Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.
Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и листьев.
Весной, когда глухарь-петух поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозвали глухарём.)
(про писателя подготовили сами дети)
- Изучение нового
а) – Итак, мы с вами познакомимся с каким рассказом
В.П. Астафьев «Капалуха»
- Вы когда-нибудь слышали, как поёт капалуха? (прослушивание звуков)
б) словарная работа
Просека, валежник, космы.
в) Чтение текста учителем и хорошо читающими учениками.
г) Беседа
- Понравился ли вам рассказ? От какого лица идёт рассказ?
- Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? Какие чувства вызвала у них находка? Что чувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Какие помогают выражения представить ситуацию «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце моё забилось от испуга».
- Физкультминутка.
- Закрепление.
- Чтение по цепочке
- Обсуждение прочитанного
- Кого встретили ребята и автор в лесу?
- Где находилось гнездо?
- найдите и прочитайте описание черничного бугорка.
- Чем была занята птица? Найдите описание гнезда?
- Как глухарка встретила незваных гостей?
- Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как вы понимаете смысл слов автора «это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»?
- Взяли ребята яйца из гнезда? Почему они решили не трогать яйца?
- Прочитайте, как изменилось поведение птицы после, как все ушли?
- Не вспомнился ли вам другой рассказ?
- Самостоятельная работа
- Сейчас будете работать группами.
- Составить план к рассказу.
- На сколько частей можно разбить текст?
- Озаглавить каждую часть.
План:
- Встреча
- Капалуха защищает будущих детей
- Ребята не тронули гнездо
- По этому плану вы дома перескажите текст.
- Итог
- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?
- Рефлексия
- В лесу летают разные бабочки.
* жёлтая бабочка – всё понравилось
* синяя – не всё было понятно
- Дом. задание
Подготовить пересказ по плану от имени глухарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе
Цели:1.Дать сведения о гончарном ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...
Конспект урока математики 2 класс по системе Занкова (И.И.Аргинская) Тема урока: Умножение
Разработка урока соответсвует требованиям ФГОС...
Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.
Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....
КОНСПЕКТ УРОКА "Сантиметр" 1 класс. Урок с применением ИКТ.
Тема урока: 1 класс Сантиметр.Тип урока: УИНМВид урока: урок с применением ИКТ. Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний, формировать представление о единице длины (сантиметре...
Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)
Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК Б.М Неменского «Школа России».Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» ...
План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"
Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...