Литературное чтение
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основании
программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В.
М., «Просвещение», 2011 год;
Программа по литературному чтению реализуется с использованием УМК «Перспектива»: Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Учебник. 3 класс в 2-х частях, М. Просвещение, 2013г
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.. Уроки чтения 3 класс. М.: Просвещение,2009
Согласно учебному плану на изучение литературного чтения отводится 136 часов при
пятидневной рабочей неделе.
В связи с расписанием на 2017-2018 учебный год, праздничными днями (23февраля,
8 марта, 1мая, 9мая) количество часов на освоение программы согласно Учебному плану
в 3 классе из расчёта 4 часов в неделю (34 часа в год) отводится 135 часов.
В соответствии с этим программа будет реализована в объёме 135 часов.
Результаты изучения курса
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
2.Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
3.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
4.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
5.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
6.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
7.Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:
• читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);
• читать наизусть шесть-семь стихотворений и два-три отрывка из прозы;
• определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;
• пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;
• самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;
• работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
• отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
• пользоваться справочной литературой.
Содержание учебного предмета
Содержание | Кол-во часов |
Вводный урок | 1 |
Книги – мои друзья | 4 |
Жизнь дана на добрые дела | 17 |
Волшебная сказка | 14 |
Люби всё живое | 20 |
Картины русской природы | 12 |
Великие русские писатели | 30 |
Литературная сказка | 19 |
Картины родной природы | 18 |
Итого | 135 |
Календарно-тематическое планирование
по литературному чтению (3 класс)
№ п/п | Содержание курса Тема урока | Кол-во час. | Дата по уч.пл. | Дата факт. |
| 1 четверть | 36ч |
|
|
| Вводный урок | 1ч |
|
|
1 | Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение автора учебника |
1 |
04.09.17 |
|
| Книги – мои друзья | 4ч |
|
|
2 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха |
1 |
05.09.17 |
|
3 | Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров | 1 | 06.09.17 |
|
4 | Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии | 1 | 07.09.17 |
|
5 | Проект. Мы идём в музей книги | 1 | 11.09.17 |
|
| Жизнь дана на добрые дела | 17ч |
|
|
6 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову |
1 |
12.09.17 |
|
7 | Пословицы разных народов о человеке и его делах | 1 | 13.09.17 |
|
8 | В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа | 1 | 14.09.17 |
|
9 | Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка | 1 | 18.09.17 |
|
10 | Н. Носов. Огурцы. Характеристика героя | 1 | 19.09.17 |
|
11 | Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро» |
1 |
20.09.17 |
|
12 | М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка | 1 | 21.09.17 |
|
13 | М. Зощенко. Не надо врать. Пересказ | 1 | 25.09.17 |
|
14 | Л. Каминский. Сочинение | 1 | 26.09.17 |
|
15 | Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе | 1 | 27.09.17 |
|
16 | М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя | 1 | 28.09.17 |
|
17 | Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях | 1 | 02.10.17 |
|
18 | Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача | 1 | 03.10.17 |
|
19 | Семейное чтение. Притчи | 1 | 04.10.17 |
|
20 | Наш театр. В. Драгунский. Где это видано, где это слыхано… Инсценирование |
1 |
05.10.17 |
|
21 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу |
1 |
09.10.17 |
|
22 | Контрольная работа по теме «Жизнь дана на добрые дела» |
1 |
10.10.17 |
|
| Волшебная сказка | 14ч |
|
|
23 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы |
1 |
11.10.17 |
|
24 | Русская сказка. Иван Царевич и Серый Волк. Особенности волшебной сказки |
1 |
12.10.17 |
|
25 | Русская сказка. Иван Царевич и Серый Волк. Характеристика героя |
1 |
16.10.17 |
|
26 | В. Васнецов. Иван Царевич на Сером Волке. Рассказ по картине |
1 |
17.10.17 |
|
27 | Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки |
1 |
18.10.17 |
|
28 | Русская сказка. Летучий корабль. Характеристика героев сказки |
1 |
19.10.17 |
|
29 | Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог |
1 |
23.10.17 |
|
30 | Самостоятельное чтение. Русская сказка. Морозко. Характеристика героев сказки |
1 |
24.10.17 |
|
31 | Русская сказка. Морозко. Пересказ | 1 | 25.10.17 |
|
32 | Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки |
1 |
26.10.17 |
|
33 | Русская сказка. Белая уточка. Пересказ | 1 | 30.10.17 |
|
34 | Наш театр. Русская сказка. По щучьему велению. Подготовка реквизита, костюмов. Представление сказки в младших классах |
1 |
31.10.17 |
|
35 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу |
1 |
01.11.17 |
|
36 | Контрольная работа по теме «Волшебная сказка» | 1 | 02.11.17 |
|
| 2 четверть | 28ч |
|
|
| Люби всё живое | 20ч |
|
|
37 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература |
1 |
13.11.17 |
|
38 | Сравнение художественной и научно-познавательной литературы |
1 |
14.11.17 |
|
39 | К. Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста |
1 |
15.11.17 |
|
40 | К. Паустовский. Барсучий нос. Пересказ. Барсук (из энциклопедии) |
1 |
16.11.17 |
|
41 | В. Берестов. Кошкин кот. Выразительное чтение. Особенности юмористического произведения |
1 |
20.11.17 |
|
42 | Б. Заходер. Вредный кот. Смысл названия стихотворения |
1 |
21.11.17 |
|
43 | В. Бианки. Приключение Муравьишки. Правда и вымысел в сказке |
1 |
22.11.17 |
|
44 | Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогала добраться домой |
1 |
23.11.17 |
|
45 | О. Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ |
1 |
27.11.17 |
|
46 | Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения |
1 |
28.11.17 |
|
47 | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе |
1 |
29.11.17 |
|
48 | Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов |
1 |
30.11.17 |
|
49 | Самостоятельное чтение. Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Его Особенности |
1 |
04.12.17 |
|
50 | Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Пересказ | 1 | 05.12.17 |
|
51 | Семейное чтение. Н. Носов. Карасик. Смысл поступка героев |
1 |
06.12.17 |
|
52 | Н. Носов. Карасик. Характеристика героев произведения |
1 |
07.12.17 |
|
53 | Наш театр. М. Горький. Воробьишко. Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов |
1 |
11.12.17 |
|
54 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу |
1 |
12.12.17 |
|
55 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу |
1 |
13.12.17 |
|
56 | Контрольная работа по теме «Люби всё живое» |
1 |
14.12.17 |
|
| Картины русской природы | 12ч |
|
|
57 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности |
1 |
18.12.17 |
|
58 | И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине | 1 | 19.12.17 |
|
59 | Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение |
1 |
20.12.17 |
|
60 | М. Пришвин. Осинкам холодно. Приём олицетворения как средство создания образа |
1 |
21.12.17 |
|
61 | Ф. Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа |
1 |
25.12.17 |
|
62 | А. Фет. Осень. Настроение стихотворения | 1 | 26.12.17 |
|
63 | И. Бунин. Первый снег. В. Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи |
1 |
27.12.17 |
|
64 | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе |
1 |
28.12.17 |
|
| 3 четверть | 41ч |
|
|
65 | Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка. Средства художественной выразительности для создания образа снежинки |
1 |
10.01.18 |
|
66 | Семейное чтение. К. Паустовский. В саду уже поселилась осень… Краски осени |
1 |
11.01.18 |
|
67 | Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов. Парк. А. Саврасов. Зима. |
1 |
15.01.18 |
|
68 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу |
1 |
16.01.18 |
|
| Великие русские писатели | 30ч |
|
|
69 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация |
1 |
17.01.18 |
|
70 | Великие русские писатели. В. Берестов. А. С. Пушкин. Краткий пересказ |
1 |
18.01.18 |
|
71 | А. С. Пушкин. Зимнее утро | 1 | 22.01.18 |
|
72 | И. Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи |
1 |
23.01.18 |
|
73 | А. С. Пушкин. Зимний вечер | 1 | 24.01.18 |
|
74 | Ю. Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведения литературы и произведения живописи |
1 |
25.01.18 |
|
75 | А. С. Пушкин. Опрятней модного паркета… П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведения литературы и произведения живописи |
1 |
29.01.18 |
|
76 | В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине |
1 |
30.01.18 |
|
77 | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Сравнение с народной сказкой |
1 |
31.01.18 |
|
78 | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Нравственный смысл литературной сказки
|
1 |
01.02.18 |
|
79 | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Особенности сюжета. Структура сказочного текста |
1 |
05.02.18 |
|
80 | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Характеристика героев произведения |
1 |
06.01.18 |
|
81 | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Особенности языка литературной сказки |
1 |
07.02.18 |
|
82 | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи |
1 |
08.02.18 |
|
83 | Сказки А. С. Пушкина | 1 | 12.02.18 |
|
84 | И. Я. Билибин – иллюстратор сказок А. С. Пушкина | 1 | 13.02.18 |
|
85 | И. А. Крылов. Басни. Викторина по басням И.А. Крылова | 1 | 14.02.18 |
|
86 | И. А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни |
1 |
15.02.18 |
|
87 | И.А. Крылов. Чиж и голубь. Особенности структуры басни |
1 |
19.02.18 |
|
88 | Великие русские писатели. Л. Н. Толстой. Краткий пересказ статьи |
1 |
20.02.18 |
|
89 | Л. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета |
1 |
21.02.18 |
|
90 | Л. Толстой. Лебеди. Составление плана | 1 | 22.02.18 |
|
91 | Л. Толстой. Акула. Смысл названия. Составление плана | 1 | 26.02.18 |
|
92 | Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А.Пушкин, Л. Толстой, И. Крылов |
1 |
27.02.18 |
|
93 | Самостоятельное чтение. Л. Толстой. Волга и Вазуза. Особенности жанра |
1 |
28.02.18 |
|
94 | Л. Толстой. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра | 1 | 01.03.18 |
|
95 | Наш театр. И. Крылов. Квартет. Инсценирование | 1 | 05.03.18 |
|
96 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу |
1 |
06.03.18 |
|
97 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие? |
1 |
07.03.18 |
|
98 | Контрольная работа по теме «Великие русские писатели» |
1 |
12.03.18 |
|
| Литературная сказка | 19ч |
|
|
99 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ |
1 |
13.03.18 |
|
100 | В. Даль. Девочка Снегурочка. Сравнение с народной сказкой |
1 |
14.03.18 |
|
101 | В. Даль. Девочка Снегурочка. Особенности литературной сказки |
1 |
16.03.18 |
|
102 | В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко» |
1 |
19.03.18 |
|
103 | В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение героев | 1 | 20.03.18 |
|
104 | Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу |
1 |
21.03.18 |
|
105 | Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Герои произведения |
1 |
22.03.18 |
|
| 4 четверть | 30ч |
|
|
106 | Переводная литература для детей | 1 | 02.04.18 |
|
107 | Переводная литература для детей. Б. Заходер. Винни-Пух (предисловие). Особенности переводной литературы |
1 |
03.04.18 |
|
108 | Р. Киплинг. Маугли. Особенности переводной литературы |
1 |
04.04.18 |
|
109 | Р. Киплинг. Маугли. Герои произведения | 1 | 05.04.18 |
|
110 | Дж. Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы |
1 |
09.04.18 |
|
111 | Дж. Родари. Волшебный барабан. Сочинение возможного конца сказки |
1 |
10.04.18 |
|
112 | Мы идём в библиотеку. Литературные сказки | 1 | 11.04.18 |
|
113 | Самостоятельное чтение. Тим Собакин. Лунная сказка |
1 |
12.04.18 |
|
114 | Семейное чтение. Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе |
1 |
16.04.18 |
|
115 | Наш театр. Инсценирование С. Михалков. Умный козлёнок |
1 |
17.04.18 |
|
116 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие? |
1 |
18.04.18 |
|
117 | Контрольная работа по теме «Литературная сказка» | 1 | 19.04.18 |
|
| Картины родной природы | 18ч |
|
|
118 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение |
1 |
23.04.18 |
|
119 | Б. Заходер. Что такое стихи | 1 | 24.04.18 |
|
120 | И. Соколов-Микитов. Март в лесу | 1 | 25.04.18 |
|
121 | Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса» | 1 | 26.04.18 |
|
122 | А. Майков. Весна. Е.Волков. В конце зимы. Е. Пурвит. Последний снег. Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литервтуры |
1 |
30.04.18 |
|
123 | С. Есенин. Сыплет черёмуха. В. Борисов-Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы |
1 |
02.05.18 |
|
124 | С. Есенин. С добрым утром. Выразительное чтение стихотворения |
1 |
03.05.18 |
|
125 | Ф. Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа |
1 |
07.05.18 |
|
126 | А. Васнецов. После дождя. И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу. Сравнение произведений искусства |
1 |
08.05.18 |
|
127 | О. Высотская. Одуванчик. З. Александрова. Одуванчик. Сравнение образов |
1 |
10.05.18 |
|
128 | М. Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текстов |
1 |
14.05.18 |
|
129 | А. Толстой. Колокольчики мои, цветики степные… Авторское отношение к изображаемому |
1 |
15.05.18 |
|
130 | Саша Чёрный. Летом. А. Рылов. Зелёный шум. Сравнение произведений живописи и литературы | 1 |
16.05.18 |
|
131 | Ф. Тютчев. В небе тают облака. А. Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. Сравнение произведений живописи и литературы |
1 |
17.05.18 |
|
132 | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе |
1 |
21.05.18 |
|
133 | Самостоятельное чтение. Г. Юдин. Поэты |
1 |
22.05.18 |
|
134 | Я. Аким. Как я написал первое стихотворение | 1 | 23.05.18 |
|
135 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы» | 1 | 24.05.18 |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 40.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основании
программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В.
М., «Просвещение», 2011 год;
Программа по литературному чтению реализуется с использованием УМК «Перспектива»: Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Учебник. 3 класс в 2-х частях, М. Просвещение, 2013г
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.. Уроки чтения 3 класс. М.: Просвещение,2009
Согласно учебному плану на изучение литературного чтения отводится 136 часов при
пятидневной рабочей неделе.
В связи с расписанием на 2017-2018 учебный год, праздничными днями (23февраля,
8 марта, 1мая, 9мая) количество часов на освоение программы согласно Учебному плану
в 3 классе из расчёта 4 часов в неделю (34 часа в год) отводится 135 часов.
В соответствии с этим программа будет реализована в объёме 135 часов.
Результаты изучения курса
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
2.Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
3.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
4.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
5.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
6.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
7.Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:
• читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);
• читать наизусть шесть-семь стихотворений и два-три отрывка из прозы;
• определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;
• пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;
• самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;
• работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
• отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
• пользоваться справочной литературой.
Содержание учебного предмета
Содержание | Кол-во часов |
Вводный урок | 1 |
Книги – мои друзья | 4 |
Жизнь дана на добрые дела | 17 |
Волшебная сказка | 14 |
Люби всё живое | 20 |
Картины русской природы | 12 |
Великие русские писатели | 30 |
Литературная сказка | 19 |
Картины родной природы | 18 |
Итого | 135 |
Календарно-тематическое планирование
по литературному чтению (3 класс)
№ п/п | Содержание курса Тема урока | Кол-во час. | Дата по уч.пл. | Дата факт. |
1 четверть | 36ч | |||
Вводный урок | 1ч | |||
1 | Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение автора учебника | 1 | 04.09.17 | |
Книги – мои друзья | 4ч | |||
2 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха | 1 | 05.09.17 | |
3 | Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров | 1 | 06.09.17 | |
4 | Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии | 1 | 07.09.17 | |
5 | Проект. Мы идём в музей книги | 1 | 11.09.17 | |
Жизнь дана на добрые дела | 17ч | |||
6 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову | 1 | 12.09.17 | |
7 | Пословицы разных народов о человеке и его делах | 1 | 13.09.17 | |
8 | В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа | 1 | 14.09.17 | |
9 | Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка | 1 | 18.09.17 | |
10 | Н. Носов. Огурцы. Характеристика героя | 1 | 19.09.17 | |
11 | Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро» | 1 | 20.09.17 | |
12 | М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка | 1 | 21.09.17 | |
13 | М. Зощенко. Не надо врать. Пересказ | 1 | 25.09.17 | |
14 | Л. Каминский. Сочинение | 1 | 26.09.17 | |
15 | Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе | 1 | 27.09.17 | |
16 | М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя | 1 | 28.09.17 | |
17 | Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях | 1 | 02.10.17 | |
18 | Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача | 1 | 03.10.17 | |
19 | Семейное чтение. Притчи | 1 | 04.10.17 | |
20 | Наш театр. В. Драгунский. Где это видано, где это слыхано… Инсценирование | 1 | 05.10.17 | |
21 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | 1 | 09.10.17 | |
22 | Контрольная работа по теме «Жизнь дана на добрые дела» | 1 | 10.10.17 | |
Волшебная сказка | 14ч | |||
23 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы | 1 | 11.10.17 | |
24 | Русская сказка. Иван Царевич и Серый Волк. Особенности волшебной сказки | 1 | 12.10.17 | |
25 | Русская сказка. Иван Царевич и Серый Волк. Характеристика героя | 1 | 16.10.17 | |
26 | В. Васнецов. Иван Царевич на Сером Волке. Рассказ по картине | 1 | 17.10.17 | |
27 | Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки | 1 | 18.10.17 | |
28 | Русская сказка. Летучий корабль. Характеристика героев сказки | 1 | 19.10.17 | |
29 | Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог | 1 | 23.10.17 | |
30 | Самостоятельное чтение. Русская сказка. Морозко. Характеристика героев сказки | 1 | 24.10.17 | |
31 | Русская сказка. Морозко. Пересказ | 1 | 25.10.17 | |
32 | Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки | 1 | 26.10.17 | |
33 | Русская сказка. Белая уточка. Пересказ | 1 | 30.10.17 | |
34 | Наш театр. Русская сказка. По щучьему велению. Подготовка реквизита, костюмов. Представление сказки в младших классах | 1 | 31.10.17 | |
35 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | 1 | 01.11.17 | |
36 | Контрольная работа по теме «Волшебная сказка» | 1 | 02.11.17 | |
2 четверть | 28ч | |||
Люби всё живое | 20ч | |||
37 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература | 1 | 13.11.17 | |
38 | Сравнение художественной и научно-познавательной литературы | 1 | 14.11.17 | |
39 | К. Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста | 1 | 15.11.17 | |
40 | К. Паустовский. Барсучий нос. Пересказ. Барсук (из энциклопедии) | 1 | 16.11.17 | |
41 | В. Берестов. Кошкин кот. Выразительное чтение. Особенности юмористического произведения | 1 | 20.11.17 | |
42 | Б. Заходер. Вредный кот. Смысл названия стихотворения | 1 | 21.11.17 | |
43 | В. Бианки. Приключение Муравьишки. Правда и вымысел в сказке | 1 | 22.11.17 | |
44 | Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогала добраться домой | 1 | 23.11.17 | |
45 | О. Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ | 1 | 27.11.17 | |
46 | Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения | 1 | 28.11.17 | |
47 | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе | 1 | 29.11.17 | |
48 | Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов | 1 | 30.11.17 | |
49 | Самостоятельное чтение. Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Его Особенности | 1 | 04.12.17 | |
50 | Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Пересказ | 1 | 05.12.17 | |
51 | Семейное чтение. Н. Носов. Карасик. Смысл поступка героев | 1 | 06.12.17 | |
52 | Н. Носов. Карасик. Характеристика героев произведения | 1 | 07.12.17 | |
53 | Наш театр. М. Горький. Воробьишко. Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов | 1 | 11.12.17 | |
54 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | 1 | 12.12.17 | |
55 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | 1 | 13.12.17 | |
56 | Контрольная работа по теме «Люби всё живое» | 1 | 14.12.17 | |
Картины русской природы | 12ч | |||
57 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности | 1 | 18.12.17 | |
58 | И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине | 1 | 19.12.17 | |
59 | Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение | 1 | 20.12.17 | |
60 | М. Пришвин. Осинкам холодно. Приём олицетворения как средство создания образа | 1 | 21.12.17 | |
61 | Ф. Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа | 1 | 25.12.17 | |
62 | А. Фет. Осень. Настроение стихотворения | 1 | 26.12.17 | |
63 | И. Бунин. Первый снег. В. Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи | 1 | 27.12.17 | |
64 | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе | 1 | 28.12.17 | |
3 четверть | 41ч | |||
65 | Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка. Средства художественной выразительности для создания образа снежинки | 1 | 10.01.18 | |
66 | Семейное чтение. К. Паустовский. В саду уже поселилась осень… Краски осени | 1 | 11.01.18 | |
67 | Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов. Парк. А. Саврасов. Зима. | 1 | 15.01.18 | |
68 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | 1 | 16.01.18 | |
Великие русские писатели | 30ч | |||
69 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация | 1 | 17.01.18 | |
70 | Великие русские писатели. В. Берестов. А. С. Пушкин. Краткий пересказ | 1 | 18.01.18 | |
71 | А. С. Пушкин. Зимнее утро | 1 | 22.01.18 | |
72 | И. Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи | 1 | 23.01.18 | |
73 | А. С. Пушкин. Зимний вечер | 1 | 24.01.18 | |
74 | Ю. Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведения литературы и произведения живописи | 1 | 25.01.18 | |
75 | А. С. Пушкин. Опрятней модного паркета… П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведения литературы и произведения живописи | 1 | 29.01.18 | |
76 | В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине | 1 | 30.01.18 | |
77 | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Сравнение с народной сказкой | 1 | 31.01.18 | |
78 | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Нравственный смысл литературной сказки | 1 | 01.02.18 | |
79 | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Особенности сюжета. Структура сказочного текста | 1 | 05.02.18 | |
80 | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Характеристика героев произведения | 1 | 06.01.18 | |
81 | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Особенности языка литературной сказки | 1 | 07.02.18 | |
82 | А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи | 1 | 08.02.18 | |
83 | Сказки А. С. Пушкина | 1 | 12.02.18 | |
84 | И. Я. Билибин – иллюстратор сказок А. С. Пушкина | 1 | 13.02.18 | |
85 | И. А. Крылов. Басни. Викторина по басням И.А. Крылова | 1 | 14.02.18 | |
86 | И. А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни | 1 | 15.02.18 | |
87 | И.А. Крылов. Чиж и голубь. Особенности структуры басни | 1 | 19.02.18 | |
88 | Великие русские писатели. Л. Н. Толстой. Краткий пересказ статьи | 1 | 20.02.18 | |
89 | Л. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета | 1 | 21.02.18 | |
90 | Л. Толстой. Лебеди. Составление плана | 1 | 22.02.18 | |
91 | Л. Толстой. Акула. Смысл названия. Составление плана | 1 | 26.02.18 | |
92 | Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А.Пушкин, Л. Толстой, И. Крылов | 1 | 27.02.18 | |
93 | Самостоятельное чтение. Л. Толстой. Волга и Вазуза. Особенности жанра | 1 | 28.02.18 | |
94 | Л. Толстой. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра | 1 | 01.03.18 | |
95 | Наш театр. И. Крылов. Квартет. Инсценирование | 1 | 05.03.18 | |
96 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | 1 | 06.03.18 | |
97 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие? | 1 | 07.03.18 | |
98 | Контрольная работа по теме «Великие русские писатели» | 1 | 12.03.18 | |
Литературная сказка | 19ч | |||
99 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ | 1 | 13.03.18 | |
100 | В. Даль. Девочка Снегурочка. Сравнение с народной сказкой | 1 | 14.03.18 | |
101 | В. Даль. Девочка Снегурочка. Особенности литературной сказки | 1 | 16.03.18 | |
102 | В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко» | 1 | 19.03.18 | |
103 | В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение героев | 1 | 20.03.18 | |
104 | Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу | 1 | 21.03.18 | |
105 | Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Герои произведения | 1 | 22.03.18 | |
4 четверть | 30ч | |||
106 | Переводная литература для детей | 1 | 02.04.18 | |
107 | Переводная литература для детей. Б. Заходер. Винни-Пух (предисловие). Особенности переводной литературы | 1 | 03.04.18 | |
108 | Р. Киплинг. Маугли. Особенности переводной литературы | 1 | 04.04.18 | |
109 | Р. Киплинг. Маугли. Герои произведения | 1 | 05.04.18 | |
110 | Дж. Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы | 1 | 09.04.18 | |
111 | Дж. Родари. Волшебный барабан. Сочинение возможного конца сказки | 1 | 10.04.18 | |
112 | Мы идём в библиотеку. Литературные сказки | 1 | 11.04.18 | |
113 | Самостоятельное чтение. Тим Собакин. Лунная сказка | 1 | 12.04.18 | |
114 | Семейное чтение. Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе | 1 | 16.04.18 | |
115 | Наш театр. Инсценирование С. Михалков. Умный козлёнок | 1 | 17.04.18 | |
116 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие? | 1 | 18.04.18 | |
117 | Контрольная работа по теме «Литературная сказка» | 1 | 19.04.18 | |
Картины родной природы | 18ч | |||
118 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение | 1 | 23.04.18 | |
119 | Б. Заходер. Что такое стихи | 1 | 24.04.18 | |
120 | И. Соколов-Микитов. Март в лесу | 1 | 25.04.18 | |
121 | Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса» | 1 | 26.04.18 | |
122 | А. Майков. Весна. Е.Волков. В конце зимы. Е. Пурвит. Последний снег. Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литервтуры | 1 | 30.04.18 | |
123 | С. Есенин. Сыплет черёмуха. В. Борисов-Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы | 1 | 02.05.18 | |
124 | С. Есенин. С добрым утром. Выразительное чтение стихотворения | 1 | 03.05.18 | |
125 | Ф. Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа | 1 | 07.05.18 | |
126 | А. Васнецов. После дождя. И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу. Сравнение произведений искусства | 1 | 08.05.18 | |
127 | О. Высотская. Одуванчик. З. Александрова. Одуванчик. Сравнение образов | 1 | 10.05.18 | |
128 | М. Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текстов | 1 | 14.05.18 | |
129 | А. Толстой. Колокольчики мои, цветики степные… Авторское отношение к изображаемому | 1 | 15.05.18 | |
130 | Саша Чёрный. Летом. А. Рылов. Зелёный шум. Сравнение произведений живописи и литературы | 1 | 16.05.18 | |
131 | Ф. Тютчев. В небе тают облака. А. Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. Сравнение произведений живописи и литературы | 1 | 17.05.18 | |
132 | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе | 1 | 21.05.18 | |
133 | Самостоятельное чтение. Г. Юдин. Поэты | 1 | 22.05.18 | |
134 | Я. Аким. Как я написал первое стихотворение | 1 | 23.05.18 | |
135 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы» | 1 | 24.05.18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....