рабочая программа по чтению 2 кл.для детей с ОВЗ
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) на тему

ктп и пояс.зап.по чтению 2 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyaszap_2_kl_1.doc314.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Пояснительная записка

Рабочая программа для детей с ОВЗ  по предмету «Литературное чтение » для 2 класса составлена в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:

-Федеральный  государственный образовательный  стандарт начального общего образования(2009 г.);

-Примерные  программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1.Просвещение, 2011г.

-  Авторская  программа»  Литературное чтение» Р.Н.Бунеева, Е.В.  (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под. науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. -  М.: Баласс, 2009).

-Основная образовательная программа  муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа  с. Тучубаево  муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан.   Начальная школа .(приказ  от 03.09 2011 г. №110);

- Положение о разработке и утверждении  рабочих  программ педагогическими работниками муниципального  общеобразовательного  бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа  с. Тучубаево муниципального района Балтачевский район  Республики Башкортостан (приказ  от 28 августа 2013 г. )

 

-Учебный  план МОБУ СОШ с. Тучубаево на 2014-2015 учебный год.

Формирование функционально грамотных людей – одна  из важнейших  задач  современной школы.  Основы   функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где  идет интенсивное  обучение различным  видам  речевой деятельности  – чтению и  письму,  говорению и  слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком –  один  из  основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем  как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их  самостоятельно выбирать. Достижение этой  цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через  литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи  (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей  к литературе как искусству слова, к пониманию  того,  что  делает литературу художественной, – через  введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

 Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.   Линии, общие с курсом русского языка:

1)  овладение  функциональной  грамотностью на  уровне  предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и  анализа текстов;

3)  овладение умениями,  навыками  различных  видов   устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу  взят традиционный тематический принцип  группировки материала, однако в реализации этого  принципа есть  свои  особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через  стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.  Во 2 классе мир, который открывают для  себя дети, расширяется.  Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины,  загадки,  песенки,  пословицы и  поговорки) и  авторские сказки, второклассники как бы  выходят в  «единое духовное пространство» и узнают, что мир  велик и многообразен и в то же  время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда  ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и  верность, а  неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для  этого  в учебник специально включены, например,  сказки  разных  народов,  имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.

Интерес к самому процессу чтения тесно  связан с его мотивированностью. Как же  сделать чтение мотивированным? Как реализовать  принцип идейно художественной значимости  для  ребёнка того,  что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме  эвристической беседы.

Во 2-м классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный персонаж – младший домовой Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задает Афанасию вопросы, а младший домовой отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает веселые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-м классе – это игра-путешествие в сказки.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей,  и  уроки  внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том,  что на этих  уроках дети  работают не с учебником-хрестоматией,  а  с  детской книгой.  Главная  особенность системы внеклассного чтения заключается в том,  что  дети  читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения.  Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя.  В конце каждого учебника по литературному чтению приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для   заучивания  наизусть  рекомендуются все   стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4  до 7–8  предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут  учить одно из 2–3  стихотворений по собственному выбору.

На  уроках литературного чтения ведущей является  технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников

     Раздел 3.  Описание  места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебного плана МОБУ СОШ с. Тучубаево  на 2014- 2015 учебный год  на изучение предмета «Литературное чтение» изучается во 2 классе  3 часа в неделю (102 часа в год).

Раздел 4. Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через  сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность  свободы,  чести  и достоинства как  основа  современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на  осознании себя  частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – основа  эстетического воспитания через  приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность  стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как  части культуры человечества, проникновения в суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих  в  основе   социальных явлений.  Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность  – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность  семьи.  Семья – первая и самая значимая для  развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность  труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,  состояние нормального человеческого существования. Особую роль  в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета  у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду  в целом и к литературному труду  в частности.

Ценность  гражданственности – осознание себя  как члена общества,  народа,  представителя  страны,  государства; чувство ответственности за  настоящее и будущее своей  страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей  стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  патриотизма. Любовь к России, активный  интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность  человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования   и  прогресса которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Раздел 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета   2  класс

Личностными результатами  изучения  предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм  и  ценностей; оценивать конкретные  поступки как хорошие или  плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является  формирование универсальных учебных действий (УУД).                  Регулятивные УУД:

–  определять и  формулировать цель   деятельности на  уроке  с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

–  учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

–  ориентироваться в  учебнике (на  развороте, в  оглавлении,  в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из  одной  формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования  познавательных  УУД  служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных  навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

слушать и понимать речь  других; выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

–  учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология  продуктивного чтения и  организация  работы в  парах и  малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»  является сформированность следующих умений: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; делить текст на части, озаглавливать части;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; размышлять о характере и поступках героя;

относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

относить сказочных героев  к одной  из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи); соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Раздел 6. Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Литературное чтение» отражает основные направления работы и включает следующие разделы:   

1. Круг  детского чтения. 

2. Техника чтения. 

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при  чтении и слушании, виды  читательской деятельности. 

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста. 

5. Творческая деятельность учащихся (на  основе  литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

6. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

1. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ ЧТЕНИЯ     2 класс –  102 ч (3  часа в неделю)

«Там,  на неведомых дорожках...» (17 ч). Волшебные сказки, народные и  литературные (П.  Ершов, А.  Пушкин, В.  Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои  волшебных сказок.  Особенности волшебных  сказок  («сказочные  приметы»). Русские народные скороговорки.

Сказочные  человечки  (21 ч). Сказочные повести Т. Янссон, Дж.Р.Р. Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои.

Сказочные  богатыри  (10 ч). Сказки и былины об Илье  Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.

«Сказка  мудростью  богата...» (20  ч).  Сказки  разных  народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.

«Сказка – ложь, да в ней намёк...» (18 ч). Сказки разных народов о животных.         Аллегорический        смысл сказок. Современная сказка-сценарий А.  Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л.  Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки.

«Самое  обыкновенное чудо»  (16 ч). Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.

2. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ  На  момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3)  скорость чтения –  установка на  нормальный для  читающего темп  беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для  передачи точного смысла высказывания.

2 класс  Переход к  осознанному правильному чтению целыми  словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

3. ФОРМИРОВАНИЕ  ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ, ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  2  класс

Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью.

Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.

Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов. Развитие умения находить ключевые слова  в тексте.

Обучение ответам  на  вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед  чтением.

Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Развитие умений делить текст на  части, самостоятельно озаглавливать части.

Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.

4. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО.  ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА.  2-й класс 

Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чём захотелось подумать). Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места  действия и т.д., материал для  характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь  героя, как она  помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.

Развитие внимания к авторскому слову  в художественном тексте, размышления о том, почему автор  выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор  рисует словами.

Выражение своего  отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.  Высказывание своего отношения к прочитанному.

5. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ) РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ  2 класс    Обучение:

– подробному пересказу небольших произведений или  отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;

–  выборочному пересказу  текстов в  форме   рассказа о  сказочном герое;

– устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;

–  составлению устных  рассказов  от  имени одного   из  героев   по заданному плану.

Развитие  умения  писать  работы по  итогам  чтения  –  сочинения-миниатюры о сказочных героях.

Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3–7  предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.

Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок; иллюстрирование, инсценирование.

6. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества.

«Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.

Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.

Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).

Тема и основная мысль произведения.

Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создает (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, мумми-тролли и др.).

Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).

Раздел 7.Учебно-методическое обеспечение

   Для  реализации цели и задач обучения чтению в данной программе используется УМК по  литературе издательства «Баласс». У1 – учебник «Литературное чтение» для 2 класса, 1 часть (Маленькая дверь в большой мир) Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. – М. Баласс, Школьный дом, 2012.

У2 – учебник «Литературное чтение» для 2 класса, 2 часть (Маленькая дверь в большой мир) Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. – М. Баласс, Школьный дом, 2012.

РТ – Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Тетрадь по литературному чтению для 2 класса. - М. Баласс, Школьный дом, 2011.

К техническим средствам обучения, которые могут  эффективно использоваться на уроках литературного чтения, относятся: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор. К каждому разделу имеются ЭОР в Единой Коллекции ЦОР

Дата

Тема урока

Решаемые проблемы

(цель)

Планируемые результаты

примечание

План

Факт

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

  1. Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

1.

1.1 Вводный урок по курсу литературного чтения

Познакомить со структурой учебника. Научить приемам ориентирования в учебнике, с помощью условных обозначений. Дать понятие об основных элементах книги: оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация, обложка, словарь.

Знать названия, содержание изученных произведений, их авторов.

Научатся: 

– читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать его;

– делить текст на смысловые части;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему

Регулятивные: формировать  и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других

Проявлять          бережное отношение   к   учебной   книге, аккуратно   ею   пользоваться, называть      правила      выбора обложки       и       закладки       для учебной книги.

  1. Самое великое чудо на свете (2 ч)

2

Старинные и современные книги. Сравнение книг.

Нахождение нужной книги по тематическому каталогу в библиотеке, рассказать о книге по плану.

3

2.3. Самое  великое чудо на свете. Р. Сеф «Читателю»

В игровой форме познакомить с миром литературного чтения, обобщить знания; развивать память, речь, мышление, воображение.

Хорошо ориентироваться в учебнике, знать систему условных обозначений , находить нужную главу и нужное произведение . предполагать по названию содержание главы

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач; осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания;

  1. Устное народное творчество (4ч)

4

3.1 Русские народные песни.потешки и прибаутки,считалки и небылицы,загадки.

С. 14-19 уч.,20-23

Познакомить детей с малыми фольклорными жанрами, учить различать жанры. Развивать память внимание, обогащать словарный запас.

Узнауют:

– правила заучивания стихотворений;

– малые фольклорные жанры: считалки и небылицы.

Научатся: 

выполнять словесное рисование картин природы;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: осознанно  и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого  характера.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания

Принимать образ «хорошего ученика».

 Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

5

3.5 Тема заботы об окружающих в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»,»у страха глаза велики»

С.32-35 уч.

Познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко». Формировать умение различать жанры УНТ, характеризовать героев, соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий

Научатся: 

– различать жанры художественной литературы (малые фольклорные жанры);

– подбирать пословицы к стихам;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– создавать небольшой устный текст на заданную тему;

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)

7

Бытовые сказки. Нравоучительный характер русской народной сказки «Каша из топора» ,»победе бобра над злом «гуси лебеди»

С. 44-47 уч.

Познакомить детей со сказкой нового вида (бытовой); отрабатывать  навыки выразительного чтения; учить работать с текстом.

Научатся: 

– читать осознанно текст художественного произведения;

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ басня);

– различать сказки народные и литературные;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

8

 Тест по разделу «Устное народное творчество»

С. 56-64уч.

Развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению. Воспитывать чувство ответственности, умение принимать решение

Научатся приводить примеры художественных произведений разной тематики.

Регулятивные: принимать алгоритм выполнения учебной задачи; участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; ориентироваться в принятой системе учебных знаков; выполнять учебные действия и оценивать их; оценивать результаты работы, организовывать самопроверку; менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Познавательные: обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы;  находить в тексте ответ на заданный вопрос; на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты; ориентироваться в содержании учебника; пользоваться словарями учебника.

Коммуникативные: действовать в соответствии

Умение выделять поступки, как проявление характера героя; эмоциональное отношение к поступкам героев,  доступных данному возрасту литературных произведений; чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.

  1. Люблю природу русскую. Осень (4 ч)

10

 Образ осени в стихах

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной

С.66-71 уч.К.Бальмонт «Поспевает брусника»,А.Плещеев «Осень наступила»

Научить детей пользоваться цитатами из стихотворений для образного описания картин и реальных событий.

Продолжать формировать умение анализировать стих- ние. Воспитывать любовь к русской природе, русской словесности

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Познавательные: учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; декламировать произведения. Коммуникативные: адавать вопросы; учитывать разные мнения.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; формирование  чувства прекрасного.

11

 А. Фет «Ласточки пропали…».Осенние листья.с.72-75

12

Познавательный характер в произведении В.Берестов «Хитрые грибы»

 С.76-77 уч.Пришвин «Осенне утро».

Обобщать знанияпо изученному разделу

Читать стихотворения и прозаические произведения,передовая м помощью интонации настроение произведения.

13

 Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». Проверочная работа по разделу « Люблю природу русскую.  Осень».

Обобщить знания обучающихся по изученному разделу. Знание произведений русских поэтов. Умение анализировать средства художественной выразительности, читать текст, используя интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Читать стихотворения и прозаические произведения, передавая с помощью интонации настроение произведения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения.

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения задачи;  действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать  свои достижения.

Коммуникативные: вступать в учебное

сотрудничество с одноклассниками,  участвовать в совместной деятельности; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой

информацией; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

  1. Русские писатели (6 ч)

14

 А.С. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила».Олицетворение в стихахА.С.Пушкина «Вот север тучи нагоняя…»,Зима»

С.84-89 уч.

Познакомить детей с вступлением к поэме «Руслан и Людмила»,  добиться понимания содержания произведения

Развивать умение переводить зрительную информацию в словесную;   развивать навыки выразительного чтения. Воспитывать любовь к русской поэзии.

 Научатся:

- прогнозировать содержание раздела;

- читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

- выделять и называть волшебные события и предметы в сказках.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: выявлять авторское отношение к персонажам; определять, от какого лица (автора, персонажа) ведется повествование;  характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам

Полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.  Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

15

 Народная мораль в сказке

А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

С.90-101 уч.

Познакомить с произведением. Развивать умение выразительно читать, интонацией передавать настроение, учить делить текст на части, выделять главную мысль

Узнают  содержание сказки.

Уметь:

– читать выразительно и осознанно текст сказки;

– определять тему, главную мысль, моральную основу сказки;

16

Обобщающий урок по теме «Сказки А.С. Пушкина»

Закрепить знания обучающихся о сказках великого русского поэта

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведений или других источников

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения задачи;  действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать  свои достижения.

Коммуникативные: вступать в учебное

сотрудничество с одноклассниками,  участвовать в совместной Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой

информацией; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

18

 Народная мораль в характере главных героев
Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».Особенности сюжета рассказа Л.Н.Толстого»Филипок»

С.108-116 уч.

Познакомить детей с биографией писателя. Учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста. Развивать логику технику чтения. Воспитывать уважение, сострадание к старым людям и родителям

Узнают: 

– понятие «быль»;

– творчество Л. Толстого.

Научатся:

читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль;

– давать характеристику главным героям;
– участвовать в обсуждении прочитанного.

Регулятивные: выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их; оценивать результаты работы, организовывать самопроверку; менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Познавательные: читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; находить в тексте ответ на заданный вопрос; на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты.

Коммуникативные: действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Умение сопоставлять поступки людей,  в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений.

19

 Познавательный характер в рассказах Л. Н. Толстого

«Правда всего дороже», «Котёнок».с117-119

Познакомить с рассказом. Продолжать учить находить главную мысль, составлять план, ставить вопросы к тексту; отрабатывать навыки осмысленного, правильного чтения, развивать умения пересказу по картинному плану

Узнают: 

- познавательные рассказы

Л. Толстого, творчество писателя.

Научатся:

– прогнозировать жанр произведения;

– определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста;

20

 Весёлые стихи

С. 120-121

Познакомить обучающихся со стихотворениями И. Токмаковой, Ю. Могутина; отрабатывать навыки выразительного чтения

Научатся:

-  читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;

- различать стихотворный и прозаический текст;

- наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте

Регулятивные: выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения; осознавать роль названия произведения.

Коммуникативные: участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. построение небольшого монологического высказывания о произведении

Интерес к содержанию доступных художественных произведений.

  1. О братьях наших меньших (2 ч)

21

 О братьях наших меньших. Н.И. Сладков «О братьях наших меньших». А.А. Шибаев «Кто кем становится?»Веселые стиши о животных Б.Заходер «Плачет киска.ИПивоварова «Жила была собака»,о братьях наших меньших В.Берестов «кошкин щенок»,М.Пришвин «Ребята и утята»

Познакомить обучающихся с новым разделом; учить прогнозировать содержание нового раздела; воспринимать на слух прочитанное; участвовать в обсуждении

Узнают  произведения о животных.

Научатся:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– пересказывать, анализировать произведение;

- читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Регулятивные: принимать алгоритм выполнения учебной задачи; участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; ориентироваться в принятой системе учебных знаков; выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их; менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Познавательные: читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; находить в тексте ответ на заданный вопрос; на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты.

 

Полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.  Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

22

Точность и объективность создания картины природы в рассказе В. Бианки «Музыкант».

С.142-145 уч.Связь челоека с природой «Сова».

.

Познакомить учащихся с творчеством В. Бианки. Учить детей выразительно читать, продолжать совершенствовать умение выборочного чтения. Развивать память, внимание. Воспитывать любовь к природе, животным

Узнают:

- произведения В.В. Бианки.

Научатся:

- определять эмоциональный тон персонажа;

- проводить лексическую, работу;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно организовывать рабочее место; определять цель учебной деятельности.

Познавательные: устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение и позицию; выделять существенную информацию.

Освоение личностного смысла учения; ориентация в нравственном содержании.

  1. Из детских журналов (3ч)

23

Д.Хармс «Игра» , «Вы знаете?».

С.158-164 уч.

Развивать творческие способности детей способом выразительного чтения по ролям; продолжать формировать навыки чтения и четкой дикции. Воспитывать интерес к творчеству, чтению детской литературы

Научатся:

- прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке;

- придумывать свои вопросы по содержании., подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью;

- отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале;

- находить нужную информацию по заданной теме

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; определять план выполнения заданий.

Познавательные: выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: формулировать своё собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке.

24

 Д.Хармс, С.Маршак. «Веселые чижи»

 С.170-175 уч.

Рассказать детям о Д. Хармсе, дать общее представление об игре словами. Развивать навыки осознанного выразительного чтения, дикции. Прививать интерес к литературному творчеству, чтению детской литературы

Узнают:

- названия детских журналов;

- отличия книг и журналов.

Научатся:

 - планировать работу на уроке;

- подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью;

- находить нужную рубрику или статью в журнале

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; определять цель учебной деятельности.

Познавательные: учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности; способность к самооценке.

25

7.7 Юмор в произведениях. Ю. Владимиров «Чудаки»,мораль в характере гланых героев А.Введенский «Ученый Петя,Лошадка.»

 С. 176

Познакомить обучающихся с творчеством Ю. Владимирова. Развивать умение подбирать рифмы. Совершенствовать навыки выразительного чтения и чёткую дикцию. Прививать интерес к творчеству детских поэтов

Научатся:

- прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке;

- придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью;

- отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале;

- находить нужную информацию по заданной теме

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; определять цель учебной деятельности.

Познавательные: выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: формулировать своё собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке.

  1. Люблю природу русскую. Зима ( 2ч)

26

 Введение в раздел «Люблю природу русскую. Зима».Образы зимы.И.А.Бунин «Зимним холодом пахнуло..»,К.Д.Бальмонт «Светло-пушистая..»

Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Соотносить загадки и отгадки. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный

текст.

Научатся:

-  прогнозировать содержание раздела;

- рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию;

- соотносить загадки и отгадки

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные: сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие

27

 Я.Аким. «Утром кот…»,  Ф.Тютчев . «Чародейкою Зимою…»,С.Есенин «Поет зима аукает..»,русская народная сказка  «Два деде мороза.»

С.192-202 уч.

Познакомить учащихся со стихами русских поэтов о зиме. Продолжить формирование умения видеть образные языковые средства, совершенствовать умение выразительно читать стих. произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях. Воспитывать любовь к родной природе

Знать понятие «звукопись».

Научатся:

- прогнозировать содержание произведения;

- рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию;

- читать выразительно, передавая настроение стихотворения;

- соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения;

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные: устанавливать аналогии, выделять существенную информацию.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке.

  1. Писатели детям (2 ч)

28

 Введение в раздел  Писатели - детям». К. Чуковский «Путаница»,загадки.К.Чуковскмй «радость»,»Федорино горе.»

С.4-30 уч

Познакомить обучающихся с новым разделом и биографией К. Чуковского. Повторить знания малых жанров фольклора, литературоведческой терминологии (рифма)

Научатся:

- прогнозировать содержание раздела;

- воспринимать на слух художественный текст;

-  передавать настроение стихотворений при помощи интонации.

Регулятивные: самостоятельно организовывать рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; формулировать собственное мнение.

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

29

 Использование юмористического образа в рассказе

Н. Н. Носова «Живая
шляпа»

С. 54-59 уч.

Познакомить детей с рассказом Н. Носова «Живая шляпа». Развивать навыки чтения; умение слушать и запоминать информацию на слух. Прививать интерес к чтению. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу, анализировать заголовок произведения. Составлять картинный план

Научатся:

- определять тему и главную мысль произведения, находить главных героев;

- прогнозировать содержание текста по заголовку;

- участвовать в диалоге;

- читать осознанно текст художественного произведения;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Регулятивные: самостоятельно организовывать рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

Познавательные делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; учитывать разные мнения.

Освоение личностного смысла учения, желания учиться; оценка жизненных ситуаций.

  1. Я и мои друзья (2 ч)

30

 Я и мои друзья. Развитие речи,стихи о дружбе и обидах

С. 71-71 уч.

Обогащение словарного запаса. Обучение выбору книги по заданной учителем теме.

Научатся:

- прогнозировать содержание раздела,  текста по заголовку;

- участвовать в диалоге;

- читать осознанно текст художественного произведения;

- определять тему и главную мысль произведения ;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать произведения схожей тематики.

Коммуникативные: участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

31

10.7 В.Осеева. Волшебное слово. Сила волшебных слов в произведении В. Осеевой «Волшебное

слово»,»Хорошее»

С.87-95 уч.

Познакомит учащихся с творчеством В. Осеевой и рассказом «Волшебное слово». Развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим

Научатся:

подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям;

– определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений;  

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения

Регулятивные: определять цель учебной деятельности; определять план выполнения заданий.

Познавательные: отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные: участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

  1. Люблю природу русскую. Весна ( 3ч)

32

 Настроение поэта в произведении. Стихотворения Ф. Тютчева о весне.Приметы весны С.Маршака «Снег ужтеперь не тот «

С. 107-112 уч.

Познакомить детей со стихами Тютчева о весне. Научить анализировать сравнивать и сопоставлять стихи Тютчева, воспринимать и понимать чувства и настроения стихотворений и картин. Развивать речь учащихся, развивать эмоциональное отношение к произведениям искусства, образное, логическое мышление, внимание

Узнают произведения о весне.

Научатся:

выразительно читать стихотворения наизусть;

– анализировать средства художественной выразительности;

– использовать связь литературы с разными видами искусства

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: строить рассуждения в форме простых суждений; осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на уровне критерия успешности.

33

 Картины весны в стихотворениях. Стихотворения

А. Плещеева о весне

С. 112-115 уч.

Познакомить детей со стихами А. Плещеева о весне

Научить выразительно читать стихотворения. Развивать речь учащихся путем словесного рисования.

Научатся:

- прогнозировать содержание произведения;

- читать стихотворения и загадки выразительно, соотносить загадки и отгадки;

-

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; самостоятельно организовывать рабочее место.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; формирование чувства прекрасного.

34

Повторение изученного за год

Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей; находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках;  составлять списки книг для чтен

Научатся ориентироваться в многообразии художественных произведений

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные: учиться основам смыслового чтения

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

- формировать  основы  знаний из области фонетики и графики: звуки и       буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Основные задачи...

рабочая программа по чтению 2 кл.для детей с ОВЗ

ктп и пояс.записка по чтению 2 кл...

Рабочая программа по чтению. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по чтению. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс (для детей с у/о) на дому

Рабочая программа по чтению и развитию речи для ученика 4-го класса (у/о), обучающегося на дому....

Рабочая программа по чтению для ученицы 2 класса, обучающейся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с УО.

Рабочая программа по чтению для ученицы 2 класса, обучающейся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с УО....

Рабочая программа по чтению 9класс для детей с ОВЗ VIII вид

Адаптированная  образовательная  программа по чтению  для 9 класса 8 вида, 1 вариант. Программа составлена на основе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вид ...