Конспект урока по чтению
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Тема урока " Шутки, считалки, потешки, пословицы, заклички, небылицы, докучные сказки, поговорки"
2 класс, прграмма " Школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_chteniyu.docx | 26.01 КБ |
konspekt_uroka_po_chteniyu.docx | 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме « Шутки, считалки, потешки, пословицы, заклички, небылицы, докучные сказки, поговорки»
Тип урока: изучение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для закрепления понятияустное народное творчество, повторения жанров загадки, пословицы, скороговорки, небылицы, считалки, потешки, сказки, былины; ознакомления с фольклором народов мира; способствовать формированию навыка работы над выразительностью чтения, развитию устной речи, обогащению словарного запаса, формированию грамотной устной речи, мышления, умений внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текс, слушать, давать оценку действиям и поступкам героев; содействовать воспитанию бережного отношения к устному народному творчеству, нравственных качеств
Планируемые результаты
Предметные: различают малые фольклорные жанры ( песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы и поговорки, загадки)
Метапредметные:
Познавательные: овладевают техникой выразительного чтения диалога ( шутки), приёмами понимания прочитанного и прослушанного; сравнивают различные жанры фольклора;
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют своё действие;
Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия
Личностные: проявляют положительное отношение к школе; имеют желание учиться, адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности; определяют и формулируют правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); высказывают своё мнение
Образовательные ресурсы: карточки для работы в группах
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
1. Проверка домашнего задания | - Какую былину мы прочитали на прошлом уроке? - Какие три направления были написаны на камне? - Какие дороги выбрал богатырь? Почему? | Отвечают на вопросы учителя | Ориентируются в своей системе знаний |
2. Актуализация знаний | Читают стихотворение « Волшебный цветок». Зимний лес стоит печальный, Он под снегом прячет тайны. Подо льдом река молчит, Птичья песня не звучит. На дворе трещит мороз. Люди в шубы прячут нос. Ветер, вьюга, холодок, А у нас… расцвёл цветок! Не простой цветок – волшебный. - Что написано в центре цветка? - Что означают эти буквы? - Какие жанры устного народного творчества вы знаете? - Литературное произведение пишется, устное народное – сказывается. - Объясните, что значит устное творчество. Произведения устного народного творчество ( фольклор) есть у каждого народа. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи людей, их взгляды на мир и человека, представления о добре и зле. Разделимся на три команды по рядам. В конце урока определим, кто самый эрудированный по теме « Устное народное творчество» | Внимательно слушают. - У. Н. Т. - Устное народное творчество. Отвечают на вопросы | Формируют и аргументируют своё мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнёру. |
3. Знакомство с новой темой | - Что относится к устному народному творчеству? - С какими жанрами фольклора мы будем работать сегодня на уроке? - Вы знаете, почему их так называют? - Что вы должны узнать сегодня на уроке? - Повторим правила работы в группе. - После каждого выполненного задания волшебный цветок будет открывать лепесток с буквой. Так мы с вами разгадаем слово, которым называют устное народное творчество. Задание 1. Определите жанр устного народного творчества. - Маленькие песенки, напоминающие сказочки. Помогают детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать в слове. ( Прибаутки.) - Короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для выбора ведущего или распределения ролей в игре. ( Считалки.) - Шуточная фраза, построенная так, что её трудно произнести. Служит для развития артикуляции речи. ( Скороговорка.) - Образное выражение, содержащее отношение к чему – либо или раскрывающее особенности характера человека, без вывода. (Поговорка.) - Один из самых популярных и любимых малых жанров народного творчества, полный юмора, в стихотворной форме. ( Частушка.) Задание 2. Прибаутки. - Пользуясь определение прибаутки, найдите его среди других карточек. Прочитайте и подготовьтесь к инсценировке. Задание 3. Считалки. _- Найдите считалки на своих столах и приготовьтесь дружно их прочитать. 1) Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звёзды, луг, цветы- Ты пойди-ка поводи. 2) Шла кукушка мимо леса За каким –то интересом. Инте-инте - интерес, Выходи на букву «С». 3) Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть: В кошки-мышки, салочки, Прятки, догонялочки. Книжки будем мы читать, будем очень много знать. 4) Транцы, бранцы, бубенцы, Раззвонились удальцы. Диги, диги, диги дон, Выходи скорее вон. 5)Мы собрались во дворе, Дело было в сентябре. Раз, два, три, четыре, пять, Мы решили поиграть. Сколько будет два плюс три? Если знаешь, то води! Задание 4. Скороговорки. - С помощью считалки выберете того, кто будет читать скороговорки. Он будет исполнять роль учителя, а остальные ребята повторять за ним. а) Летели лебеди с лебедятами. б) У ёлки иголки колки. в) Проворонила ворона воронёнка. г) Шапка да шубка вот и весь Мишутка. д) Дятел дуб долбил да не додолбил. Задание 5. Поговорки. - Соберите поговорки и объясните их значение. а) Время, час, делу, потехе. (Делу время, потехе час.) б) На, наступил, ухо, медведь. ( Медведь на ухо наступил,) в) В, добре человек, добрый век ,проживает. (Добрый человек в добре проживает век.) г) Хорошо, а, дома, , в, гостях, лучше. ( В гостях хорошо, а дома лучше,) д) Пятниц, семь, неделе, на. ( Семь пятниц на неделе.) Задание 6. Частушки. - Прочитайте частушку самостоятельно. 1) Эй, девчушки- хохотушки, Начинаем петь частушки, Начинаем веселей, Чтоб порадовать гостей. 2) Не хотела я плясать, Стояла и стеснялася., А гармошка заиграла – Я не удержалася. 3) А у нас во дворе Квакали лягушки, А я с печки босиком, Думала = подружки. 4) По деревне я шла И Ванюшку видела – Под кустом сидел и плакал: Курица обидела. 5) Я плясала в три ноги, Потеряла сапоги. Оглянулася назад: Сапоги мои лежат. 6) Если б не было воды, Не было б и кружки, Если б не было девчат, Кто бы пел частушки? | - Песни, пословицы и поговорки, считалки, потешки, заклички, скороговорки, колядки, дразнилки и т. д. - Поговорки, считалки, скороговорки, частушки, прибаутки и т. д. - Как ещё называют устное народное творчество, что означают и какими бывают прибаутки, поговорки, скороговорки, считалки, частушки и т.д.
Выполняют задание. Заранее подготовленные девочки в платочках поют частушки. У доски выступают по одному представителю от каждой команды. | Формируют и аргументируют своё мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнёру. Формулируют ответы на вопросы. |
4. Итог урока. Рефлексия. | - Вот и открыл волшебный цветок свои лепестки., и мы можем узнать, каким ещё словом называют устное народное творчество. Это слово – фольклор ( в переводе с английского означает « мудрость». Фольклор – народная мудрость. - Вам понравился наш урок? - Чем понравился? - Что особенно запомнилось? - Чему вы научились на уроке? - Что вы хотели узнать? - Что удалось узнать? - Кого бы вы хотели похвалить за работу на уроке? - Волшебный цветок дарит вам маленькие волшебные цветочки. В середине цветочка нарисуйте смайлик: весёлый – « Я отлично поработал на уроке, могу помочь другому»; серьёзный – « Работал хорошо, но не совсем активно»; грустный – « Мало работал на уроке, нужно ещё стараться» | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников. | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и, что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения учебного материала. |
Домашнее задание | Найти все жанры устного народного творчества, о которых узнали на уроке , или придумать свои. | Записывают задание на дом, задают вопросы. | Умеют слушать и вступать в диалог. |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме « Шутки, считалки, потешки, пословицы, заклички, небылицы, докучные сказки, поговорки»
Тип урока: изучение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для закрепления понятияустное народное творчество, повторения жанров загадки, пословицы, скороговорки, небылицы, считалки, потешки, сказки, былины; ознакомления с фольклором народов мира; способствовать формированию навыка работы над выразительностью чтения, развитию устной речи, обогащению словарного запаса, формированию грамотной устной речи, мышления, умений внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текс, слушать, давать оценку действиям и поступкам героев; содействовать воспитанию бережного отношения к устному народному творчеству, нравственных качеств
Планируемые результаты
Предметные: различают малые фольклорные жанры ( песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы и поговорки, загадки)
Метапредметные:
Познавательные: овладевают техникой выразительного чтения диалога ( шутки), приёмами понимания прочитанного и прослушанного; сравнивают различные жанры фольклора;
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют своё действие;
Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия
Личностные: проявляют положительное отношение к школе; имеют желание учиться, адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности; определяют и формулируют правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); высказывают своё мнение
Образовательные ресурсы: карточки для работы в группах
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
1. Проверка домашнего задания | - Какую былину мы прочитали на прошлом уроке? - Какие три направления были написаны на камне? - Какие дороги выбрал богатырь? Почему? | Отвечают на вопросы учителя | Ориентируются в своей системе знаний |
2. Актуализация знаний | Читают стихотворение « Волшебный цветок». Зимний лес стоит печальный, Он под снегом прячет тайны. Подо льдом река молчит, Птичья песня не звучит. На дворе трещит мороз. Люди в шубы прячут нос. Ветер, вьюга, холодок, А у нас… расцвёл цветок! Не простой цветок – волшебный. - Что написано в центре цветка? - Что означают эти буквы? - Какие жанры устного народного творчества вы знаете? - Литературное произведение пишется, устное народное – сказывается. - Объясните, что значит устное творчество. Произведения устного народного творчество ( фольклор) есть у каждого народа. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи людей, их взгляды на мир и человека, представления о добре и зле. Разделимся на три команды по рядам. В конце урока определим, кто самый эрудированный по теме « Устное народное творчество» | Внимательно слушают. - У. Н. Т. - Устное народное творчество. Отвечают на вопросы | Формируют и аргументируют своё мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнёру. |
3. Знакомство с новой темой | - Что относится к устному народному творчеству? - С какими жанрами фольклора мы будем работать сегодня на уроке? - Вы знаете, почему их так называют? - Что вы должны узнать сегодня на уроке? - Повторим правила работы в группе. - После каждого выполненного задания волшебный цветок будет открывать лепесток с буквой. Так мы с вами разгадаем слово, которым называют устное народное творчество. Задание 1. Определите жанр устного народного творчества. - Маленькие песенки, напоминающие сказочки. Помогают детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать в слове. ( Прибаутки.) - Короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для выбора ведущего или распределения ролей в игре. ( Считалки.) - Шуточная фраза, построенная так, что её трудно произнести. Служит для развития артикуляции речи. ( Скороговорка.) - Образное выражение, содержащее отношение к чему – либо или раскрывающее особенности характера человека, без вывода. (Поговорка.) - Один из самых популярных и любимых малых жанров народного творчества, полный юмора, в стихотворной форме. ( Частушка.) Задание 2. Прибаутки. - Пользуясь определение прибаутки, найдите его среди других карточек. Прочитайте и подготовьтесь к инсценировке. Задание 3. Считалки. _- Найдите считалки на своих столах и приготовьтесь дружно их прочитать. 1) Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звёзды, луг, цветы- Ты пойди-ка поводи. 2) Шла кукушка мимо леса За каким –то интересом. Инте-инте - интерес, Выходи на букву «С». 3) Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть: В кошки-мышки, салочки, Прятки, догонялочки. Книжки будем мы читать, будем очень много знать. 4) Транцы, бранцы, бубенцы, Раззвонились удальцы. Диги, диги, диги дон, Выходи скорее вон. 5)Мы собрались во дворе, Дело было в сентябре. Раз, два, три, четыре, пять, Мы решили поиграть. Сколько будет два плюс три? Если знаешь, то води! Задание 4. Скороговорки. - С помощью считалки выберете того, кто будет читать скороговорки. Он будет исполнять роль учителя, а остальные ребята повторять за ним. а) Летели лебеди с лебедятами. б) У ёлки иголки колки. в) Проворонила ворона воронёнка. г) Шапка да шубка вот и весь Мишутка. д) Дятел дуб долбил да не додолбил. Задание 5. Поговорки. - Соберите поговорки и объясните их значение. а) Время, час, делу, потехе. (Делу время, потехе час.) б) На, наступил, ухо, медведь. ( Медведь на ухо наступил,) в) В, добре человек, добрый век ,проживает. (Добрый человек в добре проживает век.) г) Хорошо, а, дома, , в, гостях, лучше. ( В гостях хорошо, а дома лучше,) д) Пятниц, семь, неделе, на. ( Семь пятниц на неделе.) Задание 6. Частушки. - Прочитайте частушку самостоятельно. 1) Эй, девчушки- хохотушки, Начинаем петь частушки, Начинаем веселей, Чтоб порадовать гостей. 2) Не хотела я плясать, Стояла и стеснялася., А гармошка заиграла – Я не удержалася. 3) А у нас во дворе Квакали лягушки, А я с печки босиком, Думала = подружки. 4) По деревне я шла И Ванюшку видела – Под кустом сидел и плакал: Курица обидела. 5) Я плясала в три ноги, Потеряла сапоги. Оглянулася назад: Сапоги мои лежат. 6) Если б не было воды, Не было б и кружки, Если б не было девчат, Кто бы пел частушки? | - Песни, пословицы и поговорки, считалки, потешки, заклички, скороговорки, колядки, дразнилки и т. д. - Поговорки, считалки, скороговорки, частушки, прибаутки и т. д. - Как ещё называют устное народное творчество, что означают и какими бывают прибаутки, поговорки, скороговорки, считалки, частушки и т.д.
Выполняют задание. Заранее подготовленные девочки в платочках поют частушки. У доски выступают по одному представителю от каждой команды. | Формируют и аргументируют своё мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнёру. Формулируют ответы на вопросы. |
4. Итог урока. Рефлексия. | - Вот и открыл волшебный цветок свои лепестки., и мы можем узнать, каким ещё словом называют устное народное творчество. Это слово – фольклор ( в переводе с английского означает « мудрость». Фольклор – народная мудрость. - Вам понравился наш урок? - Чем понравился? - Что особенно запомнилось? - Чему вы научились на уроке? - Что вы хотели узнать? - Что удалось узнать? - Кого бы вы хотели похвалить за работу на уроке? - Волшебный цветок дарит вам маленькие волшебные цветочки. В середине цветочка нарисуйте смайлик: весёлый – « Я отлично поработал на уроке, могу помочь другому»; серьёзный – « Работал хорошо, но не совсем активно»; грустный – « Мало работал на уроке, нужно ещё стараться» | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников. | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и, что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения учебного материала. |
Домашнее задание | Найти все жанры устного народного творчества, о которых узнали на уроке , или придумать свои. | Записывают задание на дом, задают вопросы. | Умеют слушать и вступать в диалог. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект урока литературного чтения «Произведения Л.Н. Толстого для детей. Сказка, описание, рассказ (из опыта работы с текстом по технологии продуктивного чтения)»
Урок литературного чтения в 4 классе по произведениям Л.Н. Толстого.Технология продуктивного чтения....
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом» (из опыта работы по технологии продуктивного чтения)
Конспект урока литературного чтения по теме: К.Паустовский «Прощание с летом»...
Конспект урока по чтению "Чтение русской народной сказки "Зимовье зверей"
конспект урока по чтению для детей с ОВЗ...
Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Чтение слов, предложений с изученными буквами"
Цель данного урока: тренироваться в правильном чтении слов и предложений с изученными буквами. Урок проводиться с примененим ЦОР (Г.О. Аствацатуров, Л.Е.Шевченко «Развитие речи»...