Конспект урока по чтению
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Козлова Ольга Дмитриевна

Тема урока " Шутки, считалки, потешки, пословицы, заклички, небылицы, докучные сказки, поговорки"

2 класс, прграмма " Школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_chteniyu.docx26.01 КБ
Файл konspekt_uroka_po_chteniyu.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме « Шутки, считалки, потешки, пословицы, заклички, небылицы, докучные сказки, поговорки»

Тип урока: изучение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для закрепления понятияустное народное творчество, повторения жанров загадки, пословицы, скороговорки, небылицы, считалки, потешки, сказки, былины; ознакомления с фольклором народов мира; способствовать  формированию навыка работы над выразительностью чтения, развитию устной речи, обогащению словарного запаса, формированию грамотной устной речи, мышления, умений внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текс, слушать, давать оценку действиям и поступкам героев; содействовать воспитанию бережного отношения к устному народному творчеству, нравственных качеств

                                                                                                  Планируемые результаты

Предметные:  различают малые фольклорные жанры ( песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы и поговорки, загадки)

Метапредметные:

Познавательные: овладевают техникой выразительного  чтения диалога ( шутки), приёмами понимания прочитанного и прослушанного; сравнивают различные жанры фольклора;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно  воспринимают оценку; планируют своё действие;

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия

Личностные: проявляют положительное отношение к школе; имеют желание учиться, адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности; определяют и формулируют правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); высказывают своё мнение

Образовательные ресурсы: карточки для работы в группах

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1. Проверка домашнего задания

- Какую былину мы прочитали на прошлом уроке?

- Какие три направления были написаны на камне?

- Какие дороги выбрал богатырь? Почему?

Отвечают на вопросы учителя

Ориентируются в своей системе знаний

2. Актуализация знаний

Читают стихотворение « Волшебный цветок».

Зимний лес стоит печальный,

Он под снегом прячет тайны.

Подо льдом река молчит,

Птичья песня не звучит.

На дворе трещит мороз.

Люди в шубы прячут нос.

Ветер, вьюга, холодок,

А у нас… расцвёл цветок!

Не простой цветок – волшебный.

- Что написано в центре цветка?

 - Что означают эти буквы?

 - Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

- Литературное произведение пишется, устное народное – сказывается.

 - Объясните, что значит устное творчество.

Произведения устного народного творчество ( фольклор)  есть у каждого народа. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи людей, их взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

Разделимся на три команды по рядам.

В конце урока определим, кто самый эрудированный по теме « Устное народное творчество»

Внимательно слушают.

- У. Н. Т.

 - Устное народное творчество.

Отвечают на вопросы

Формируют и аргументируют своё мнение по обсуждаемой проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнёру.

3. Знакомство с новой темой

- Что относится к устному народному творчеству?

 - С какими жанрами фольклора мы будем работать сегодня на уроке?

 - Вы знаете, почему их так называют?

- Что вы должны узнать сегодня на уроке?

 - Повторим правила работы в группе.

- После каждого выполненного задания волшебный цветок будет открывать лепесток с буквой. Так мы с вами разгадаем слово, которым называют устное народное творчество.

Задание 1. Определите жанр устного народного творчества.

- Маленькие песенки, напоминающие сказочки. Помогают детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать в слове. ( Прибаутки.)

- Короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для выбора ведущего или распределения ролей в игре. ( Считалки.)

 - Шуточная фраза, построенная так, что её трудно произнести. Служит для развития артикуляции речи. ( Скороговорка.)

- Образное выражение, содержащее отношение к чему – либо или раскрывающее особенности характера человека, без вывода.  (Поговорка.)

 - Один из самых популярных и любимых малых жанров народного творчества, полный юмора, в стихотворной форме. ( Частушка.)

Задание 2. Прибаутки.

- Пользуясь определение прибаутки, найдите его среди других карточек. Прочитайте и подготовьтесь к инсценировке.

Задание 3. Считалки.

_- Найдите считалки на своих столах и приготовьтесь дружно их прочитать.

1) Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Небо, звёзды, луг, цветы-

Ты пойди-ка поводи.

2) Шла кукушка мимо леса

За каким –то интересом.

Инте-инте - интерес,

Выходи на букву «С».

3) Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть:

В кошки-мышки, салочки, Прятки, догонялочки.

Книжки будем мы читать,

будем очень много знать.

4) Транцы, бранцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги, диги, диги дон,

Выходи скорее вон.

5)Мы собрались во дворе,

Дело было в сентябре.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы решили поиграть.

Сколько будет два плюс три?

Если знаешь, то води!

Задание 4. Скороговорки.

- С помощью считалки выберете того, кто будет читать скороговорки. Он будет исполнять роль учителя, а остальные ребята повторять за ним.

а) Летели лебеди с лебедятами.

б) У ёлки иголки колки.

в) Проворонила ворона воронёнка.

г) Шапка да шубка вот и весь Мишутка.

д) Дятел дуб долбил да не додолбил.

Задание 5. Поговорки.

- Соберите поговорки и объясните их значение.

а) Время, час, делу, потехе. (Делу время, потехе час.)

б) На, наступил, ухо, медведь. ( Медведь на ухо наступил,)

в) В, добре человек, добрый век ,проживает. (Добрый человек в добре проживает век.)

г) Хорошо, а, дома, , в, гостях, лучше. ( В гостях хорошо, а дома лучше,)

д) Пятниц, семь, неделе, на. ( Семь пятниц на неделе.)

Задание 6.  Частушки.

- Прочитайте частушку самостоятельно.

1) Эй, девчушки- хохотушки,

Начинаем петь частушки,

Начинаем веселей,

Чтоб порадовать гостей.

2) Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.,

А гармошка заиграла –

Я не удержалася.

3) А у нас во дворе

Квакали лягушки,

 А я с печки босиком,

Думала = подружки.

4) По деревне я шла

И Ванюшку видела –

Под кустом сидел и плакал:

Курица обидела.

5) Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

6) Если б не было воды,

Не было б и кружки,

 Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

- Песни, пословицы и поговорки, считалки, потешки,   заклички, скороговорки, колядки, дразнилки и т. д.

- Поговорки, считалки, скороговорки, частушки, прибаутки и т. д.

-  Как ещё называют устное народное творчество, что означают и какими бывают прибаутки, поговорки, скороговорки, считалки, частушки и т.д.

  • Не говорить всем сразу.
  • Всем смотреть на говорящего ( учителя и ученика).
  • Реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего( согласен, не согласен, не понял).
  • Возражая или соглашаясь с другим, обращаться  к говорящему лично.

Выполняют задание.

Заранее подготовленные девочки в платочках поют частушки.

У доски выступают по одному представителю от каждой команды.

Формируют и аргументируют своё мнение по обсуждаемой проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнёру.

Формулируют ответы на вопросы.

4. Итог урока.

Рефлексия.

- Вот и открыл волшебный цветок свои лепестки., и мы можем узнать, каким ещё словом называют устное народное творчество. Это слово – фольклор ( в переводе с английского означает « мудрость». Фольклор – народная мудрость.

- Вам понравился наш урок?

- Чем понравился?

- Что особенно запомнилось?

- Чему вы научились на уроке?

- Что вы хотели узнать?

- Что удалось узнать?

- Кого бы вы хотели похвалить за работу на уроке?

- Волшебный цветок дарит вам маленькие волшебные цветочки.

В середине цветочка нарисуйте смайлик:

весёлый – « Я отлично поработал на уроке, могу помочь другому»;

серьёзный – « Работал хорошо, но не совсем активно»;

грустный – « Мало работал на уроке, нужно ещё стараться»

Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников.

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и, что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения учебного материала.

Домашнее задание

Найти все жанры устного народного творчества, о которых узнали на уроке , или придумать свои.

Записывают задание на дом, задают вопросы.

Умеют слушать и вступать в диалог.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме « Шутки, считалки, потешки, пословицы, заклички, небылицы, докучные сказки, поговорки»

Тип урока: изучение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для закрепления понятияустное народное творчество, повторения жанров загадки, пословицы, скороговорки, небылицы, считалки, потешки, сказки, былины; ознакомления с фольклором народов мира; способствовать  формированию навыка работы над выразительностью чтения, развитию устной речи, обогащению словарного запаса, формированию грамотной устной речи, мышления, умений внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текс, слушать, давать оценку действиям и поступкам героев; содействовать воспитанию бережного отношения к устному народному творчеству, нравственных качеств

                                                                                                  Планируемые результаты

Предметные:  различают малые фольклорные жанры ( песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы и поговорки, загадки)

Метапредметные:

Познавательные: овладевают техникой выразительного  чтения диалога ( шутки), приёмами понимания прочитанного и прослушанного; сравнивают различные жанры фольклора;

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно  воспринимают оценку; планируют своё действие;

Коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия

Личностные: проявляют положительное отношение к школе; имеют желание учиться, адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности; определяют и формулируют правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); высказывают своё мнение

Образовательные ресурсы: карточки для работы в группах

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1. Проверка домашнего задания

- Какую былину мы прочитали на прошлом уроке?

- Какие три направления были написаны на камне?

- Какие дороги выбрал богатырь? Почему?

Отвечают на вопросы учителя

Ориентируются в своей системе знаний

2. Актуализация знаний

Читают стихотворение « Волшебный цветок».

Зимний лес стоит печальный,

Он под снегом прячет тайны.

Подо льдом река молчит,

Птичья песня не звучит.

На дворе трещит мороз.

Люди в шубы прячут нос.

Ветер, вьюга, холодок,

А у нас… расцвёл цветок!

Не простой цветок – волшебный.

- Что написано в центре цветка?

 - Что означают эти буквы?

 - Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

- Литературное произведение пишется, устное народное – сказывается.

 - Объясните, что значит устное творчество.

Произведения устного народного творчество ( фольклор)  есть у каждого народа. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи людей, их взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

Разделимся на три команды по рядам.

В конце урока определим, кто самый эрудированный по теме « Устное народное творчество»

Внимательно слушают.

- У. Н. Т.

 - Устное народное творчество.

Отвечают на вопросы

Формируют и аргументируют своё мнение по обсуждаемой проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнёру.

3. Знакомство с новой темой

- Что относится к устному народному творчеству?

 - С какими жанрами фольклора мы будем работать сегодня на уроке?

 - Вы знаете, почему их так называют?

- Что вы должны узнать сегодня на уроке?

 - Повторим правила работы в группе.

- После каждого выполненного задания волшебный цветок будет открывать лепесток с буквой. Так мы с вами разгадаем слово, которым называют устное народное творчество.

Задание 1. Определите жанр устного народного творчества.

- Маленькие песенки, напоминающие сказочки. Помогают детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать в слове. ( Прибаутки.)

- Короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для выбора ведущего или распределения ролей в игре. ( Считалки.)

 - Шуточная фраза, построенная так, что её трудно произнести. Служит для развития артикуляции речи. ( Скороговорка.)

- Образное выражение, содержащее отношение к чему – либо или раскрывающее особенности характера человека, без вывода.  (Поговорка.)

 - Один из самых популярных и любимых малых жанров народного творчества, полный юмора, в стихотворной форме. ( Частушка.)

Задание 2. Прибаутки.

- Пользуясь определение прибаутки, найдите его среди других карточек. Прочитайте и подготовьтесь к инсценировке.

Задание 3. Считалки.

_- Найдите считалки на своих столах и приготовьтесь дружно их прочитать.

1) Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Небо, звёзды, луг, цветы-

Ты пойди-ка поводи.

2) Шла кукушка мимо леса

За каким –то интересом.

Инте-инте - интерес,

Выходи на букву «С».

3) Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть:

В кошки-мышки, салочки, Прятки, догонялочки.

Книжки будем мы читать,

будем очень много знать.

4) Транцы, бранцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги, диги, диги дон,

Выходи скорее вон.

5)Мы собрались во дворе,

Дело было в сентябре.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы решили поиграть.

Сколько будет два плюс три?

Если знаешь, то води!

Задание 4. Скороговорки.

- С помощью считалки выберете того, кто будет читать скороговорки. Он будет исполнять роль учителя, а остальные ребята повторять за ним.

а) Летели лебеди с лебедятами.

б) У ёлки иголки колки.

в) Проворонила ворона воронёнка.

г) Шапка да шубка вот и весь Мишутка.

д) Дятел дуб долбил да не додолбил.

Задание 5. Поговорки.

- Соберите поговорки и объясните их значение.

а) Время, час, делу, потехе. (Делу время, потехе час.)

б) На, наступил, ухо, медведь. ( Медведь на ухо наступил,)

в) В, добре человек, добрый век ,проживает. (Добрый человек в добре проживает век.)

г) Хорошо, а, дома, , в, гостях, лучше. ( В гостях хорошо, а дома лучше,)

д) Пятниц, семь, неделе, на. ( Семь пятниц на неделе.)

Задание 6.  Частушки.

- Прочитайте частушку самостоятельно.

1) Эй, девчушки- хохотушки,

Начинаем петь частушки,

Начинаем веселей,

Чтоб порадовать гостей.

2) Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.,

А гармошка заиграла –

Я не удержалася.

3) А у нас во дворе

Квакали лягушки,

 А я с печки босиком,

Думала = подружки.

4) По деревне я шла

И Ванюшку видела –

Под кустом сидел и плакал:

Курица обидела.

5) Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

6) Если б не было воды,

Не было б и кружки,

 Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

- Песни, пословицы и поговорки, считалки, потешки,   заклички, скороговорки, колядки, дразнилки и т. д.

- Поговорки, считалки, скороговорки, частушки, прибаутки и т. д.

-  Как ещё называют устное народное творчество, что означают и какими бывают прибаутки, поговорки, скороговорки, считалки, частушки и т.д.

  • Не говорить всем сразу.
  • Всем смотреть на говорящего ( учителя и ученика).
  • Реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего( согласен, не согласен, не понял).
  • Возражая или соглашаясь с другим, обращаться  к говорящему лично.

Выполняют задание.

Заранее подготовленные девочки в платочках поют частушки.

У доски выступают по одному представителю от каждой команды.

Формируют и аргументируют своё мнение по обсуждаемой проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнёру.

Формулируют ответы на вопросы.

4. Итог урока.

Рефлексия.

- Вот и открыл волшебный цветок свои лепестки., и мы можем узнать, каким ещё словом называют устное народное творчество. Это слово – фольклор ( в переводе с английского означает « мудрость». Фольклор – народная мудрость.

- Вам понравился наш урок?

- Чем понравился?

- Что особенно запомнилось?

- Чему вы научились на уроке?

- Что вы хотели узнать?

- Что удалось узнать?

- Кого бы вы хотели похвалить за работу на уроке?

- Волшебный цветок дарит вам маленькие волшебные цветочки.

В середине цветочка нарисуйте смайлик:

весёлый – « Я отлично поработал на уроке, могу помочь другому»;

серьёзный – « Работал хорошо, но не совсем активно»;

грустный – « Мало работал на уроке, нужно ещё стараться»

Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников.

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и, что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения учебного материала.

Домашнее задание

Найти все жанры устного народного творчества, о которых узнали на уроке , или придумать свои.

Записывают задание на дом, задают вопросы.

Умеют слушать и вступать в диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Чтение слов, предложений с изученными буквами"

Цель данного урока: тренироваться  в  правильном чтении слов и предложений с изученными буквами. Урок проводиться с примененим ЦОР (Г.О. Аствацатуров, Л.Е.Шевченко  «Развитие речи»...