Литературное чтение
план-конспект занятия по чтению (2 класс) по теме
Уроки разработан в ходе учебной практики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_03_dumayut_li_zveri_sasha_cherny.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК 89-й
Тема урока
Ребята и зверята.
Цель урока
- Введение учащихся в проблему взаимоотношений лю-дей и животных.
- Воспитание бережного отношения к животному миру.
- Формирование навыков выразительного чтения сти-хотворений.
84
Материал для чтения
Саша Черный «Что кому нравится». А. Л. Барто «Думают ли звери?»
Оборудование урока
- Портреты А. Л. Барто и Саши Черного.
- Вопросы на доске.
II. Работа над новым материалом
1. Знакомство учащихся с новым разделом. Постановка учебных задач
Учитель. Ребята, сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте его название хором. (Дети читают: «Человек и природа».) Учитель. А что мы относим к природе? Дети. — Все, что нас окружает...
- И то, что не создано руками человека.
- Деревья, травы, грибы, звери, насекомые, рыбы — в общем, все, что растет и живет на нашей планете.
Учитель. Рассмотрите иллюстрацию возле названия но-вого раздела. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой главе?
(Учащиеся высказываются.)
2. Чтение вводной статьи с обсуждением
Учитель. Ребята, тему сегодняшнего урока мы пока не будем записывать на доске, мы это сделаем чуть позже, когда определим, что же на данном уроке будет главным.
А поможет нам в этом статья в учебнике на странице пятьдесят семь. Прочитайте ее.
(Дети самостоятельно читают текст, после чего идет его обсуждение по вопросам.
- Верно ли высказывание: «Человек — царь природы»? Докажите своими словами или словами авторской статьи.
- Подумайте, почему поэт С. А. Есенин называл живот-ных «братьями нашими меньшими»? Какой смысл он вло-жил в эти слова?
- Как же человек должен относиться к животным?)
85
Учитель. А как вы понимаете — хорошо относиться к животным?
Дети. — Прежде всего не обижать их, даже тех, кото-рые бывают нам не всегда приятны.
- Надо помнить о том, что в природе все взаимосвязано и что истребление животных, даже тех, которых мы счита-ем вредными, например мышей, кротов, комаров, может привести к нарушению равновесия в природе.
- Необходимо быть наблюдательным: изучать животный мир, чтобы знать о жизни птиц, насекомых, зверей, чтобы разумно с ними общаться.
Учитель. А животные наблюдают за нами? Как вы ду-маете?
Дети. — Я думаю, да. Они ведь живут рядом с нами.
- Если люди их не обижают, то животные очень быстро к ним привыкают и даже доверяют им.
- А мы уже читали об этом у Горького: маленький Пу-дик наблюдал за человеком и даже насмехался над ним.
Учитель. А понять друг друга люди и животные могут? Давайте посмотрим, как об этом пишет поэт Саша Черный.
(Учитель прикрепляет портрет к доске. Перед ознаком-лением с новым текстом ребята работают по разделу «Пред-варительное чтение».)
3. Чтение стихотворения учителем. Обмен мнениями после чтения
(Учащиеся обмениваются впечатлениями от стихотворе-ния по вопросам учителя:
- Что вам показалось необычным в этом произведении?
- Какое настроение было у вас, когда вы слушали сти-хотворение? Почему? Улыбались ли вы?)
4. Чтение текста повторно по частям с анализом
1-я часть
Учитель. С какими чувствами чижик наблюдал за деть-ми? Найдите слова в тексте.
Ученик. «Чижик клюв раскрыл в волненьи,
Чижик полон удивленья». Учитель. Отчего же он волнуется?
86
Дети. — Он жалеет ребят и сочувствует им.
— Чижик считает людей несчастными, оттого что они не
похожи на птиц. Он восклицает:
«Ай, какая детвора! Ноги — длинные болталки, Вместо крылышек — две палки, Нет ни пуха, ни пера!»
2-я часть
Учитель. А теперь прочитаем, как смотрит на детей заяц. (Ребята читают отрывок вслух.)
Учитель. А каким чувством сопровождается заячье удив-ление?
Дети. — Он смеется над детьми:
«Вот умора, вот потеха!»
— А я нашел в словах зайчика и сочувствие, и даже ужас:
«Нет ни хвостика, ни меха... Двадцать пальцев! Боже мой!»
3-я часть
(Ребята отвечают на вопросы учителя:
- О ком здесь пишет автор?
- Кого осуждает карась и за что?
- Почему он называет зайца и чижа глупыми? Так ли это? Докажите.)
5. Обобщение главной мысли произведения
Учитель. Какой смысл вложил автор в заглавие?
(Дети отвечают.)
Учитель. А как можно озаглавить стихотворение по-другому?
(Ребята подбирают свои заглавия, учитель записывает все варианты на доске, в процессе их обсуждения отбираются те из них, которые более точно отражают главную мысль произведения.)
6. Работа над иллюстрацией к тексту
(Беседа проходит по вопросам:
1. Удалось художнику точно проиллюстрировать текст стихотворения?
87
- Нравится вам эта иллюстрация? Чем?
- Как художник передал в рисунке чувства главных ге-роев?)
7. Выразительное чтение стихотворения по ролям
Учитель. А теперь попробуем прочитать это стихотво-рение по ролям. Вспомните, что мы говорили о героях и об их чувствах. Постараемся передать все это своим чтением.
(Дети читают стихотворение. Варианты чтения обсужда-ются.)
8. Работа над стихотворением А. Л. Барто «Думают ли звери?»
Учитель. Скажите, ребята, герои стихотворения Саши Черного похожи на людей? Чем же?
Дети. — Они, как и люди, способны чувствовать, пере-живать, удивляться.
— Здесь животные разговаривают человеческим языком.
Учитель. А думать звери способны? Давайте поразмышляем над этим.
(Дети высказывают свое мнение.)
Учитель. Давайте посмотрим, как отвечает на этот воп-рос поэтесса Агния Львовна Барто.
(Учитель прикрепляет портрет А. Л. Барто к доске.)
Учитель. Сейчас вы познакомитесь с ее стихотворением самостоятельно, после чего ответите на вопросы, записан-ные на доске.
(Учитель открывает вопросы, записанные на доске зара-нее:
1. От чьего имени написано стихотворение? Это монолог
или диалог?
2. С кем вы согласны: с бабушкой или с рассказчиком?
После чтения стихотворения проводится его обсуждение
по вопросам.)
Учитель. Как же вы ответили на вопросы? Докажите свою точку зрения.
(Дети высказываются.)
88
Учитель. А вы задумывались над тем, думают ли зве-ри? Когда? Почему?
(Ребята высказываются.)
Учитель. Считаете ли вы поведение животных разумным? Докажите на примере животных, которые живут у вас в доме.
9. Обобщающая беседа. Формулировка темы урока
Учитель. А теперь давайте подумаем, почему авторы этих двух замечательных стихотворений показали нам окружающий мир в такой необычной, перевернутой форме: не мы смотрим на животных, а они на нас; животные, как люди, способны чувствовать, рассуждать, осуждать, пере-живать, грустить, о чем-то думать?
Дети. — Наверное, чтобы показать, что жизнь животных своеобразна: каждое из них живет по-своему.
- Авторы хотели сказать нам, что, несмотря на своеобразие, мир животных все-таки в чем-то похож на мир чело-века.
- А я думаю, что и Барто и Саша Черный как бы под-тверждают мысль, что человек не вправе считать себя глав-ным в мире природы — он не должен смотреть на животных свысока и властвовать над ними — и что и животные вправе осудить человека, посмотреть на него со своей точки зрения.
- А я считаю, что человек не должен считать себя Ца-рем природы, он часть самой природы, поэтому должен ее беречь.
Учитель. Молодцы! Вы правильно поняли главную ав-торскую мысль. Именно эта мысль и была главной на сегод-няшнем уроке, поэтому давайте сформулируем тему урока и запишем ее на доске.
(Ребята предлагают свои варианты, которые обсуждаются. Вариант, который ребята считают лучшим, записывает-ся на доске.)
Домашнее задание. Подобрать стихи других авторов по теме урока и выучить наизусть одно из понравившихся стихотворений, которое будет прочитано на уроке-концерте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....