Литературное чтение
план-конспект занятия по чтению (2 класс) по теме

Уроки разработан в ходе учебной практики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_03_dumayut_li_zveri_sasha_cherny.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 89-й

Тема урока

Ребята и зверята.

Цель урока

  1. Введение учащихся в проблему взаимоотношений лю-дей и животных.
  2. Воспитание бережного отношения к животному миру.
  3. Формирование навыков выразительного чтения сти-хотворений.

84


Материал для чтения

Саша Черный «Что кому нравится». А. Л. Барто «Думают ли звери?»

Оборудование урока

  1. Портреты А. Л. Барто и Саши Черного.
  2. Вопросы на доске.

II. Работа над новым материалом

1. Знакомство учащихся с новым разделом. Постановка учебных задач

Учитель. Ребята, сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте его название хором. (Дети читают: «Человек и природа».) Учитель. А что мы относим к природе? Дети. — Все, что нас окружает...

  • И то, что не создано руками человека.
  • Деревья, травы, грибы, звери, насекомые, рыбы — в общем, все, что растет и живет на нашей планете.

Учитель. Рассмотрите иллюстрацию возле названия но-вого раздела. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой главе?

(Учащиеся высказываются.)

2. Чтение вводной статьи с обсуждением

Учитель. Ребята, тему сегодняшнего урока мы пока не будем записывать на доске, мы это сделаем чуть позже, когда определим, что же на данном уроке будет главным.

А поможет нам в этом статья в учебнике на странице пятьдесят семь. Прочитайте ее.

(Дети самостоятельно читают текст, после чего идет его обсуждение по вопросам.

  1. Верно ли высказывание: «Человек — царь природы»? Докажите своими словами или словами авторской статьи.
  2. Подумайте, почему поэт С. А. Есенин называл живот-ных «братьями нашими меньшими»? Какой смысл он вло-жил в эти слова?
  3. Как же человек должен относиться к животным?)

85


Учитель. А как вы понимаете — хорошо относиться к животным?

Дети. — Прежде всего не обижать их, даже тех, кото-рые бывают нам не всегда приятны.

  • Надо помнить о том, что в природе все взаимосвязано и что истребление животных, даже тех, которых мы счита-ем вредными, например мышей, кротов, комаров, может привести к нарушению равновесия в природе.
  • Необходимо быть наблюдательным: изучать животный мир, чтобы знать о жизни птиц, насекомых, зверей, чтобы разумно с ними общаться.

Учитель. А животные наблюдают за нами? Как вы ду-маете?

Дети. — Я думаю, да. Они ведь живут рядом с нами.

  • Если люди их не обижают, то животные очень быстро к ним привыкают и даже доверяют им.
  • А мы уже читали об этом у Горького: маленький Пу-дик наблюдал за человеком и даже насмехался над ним.

Учитель. А понять друг друга люди и животные могут? Давайте посмотрим, как об этом пишет поэт Саша Черный.

(Учитель прикрепляет портрет к доске. Перед ознаком-лением с новым текстом ребята работают по разделу «Пред-варительное чтение».)

3. Чтение стихотворения учителем. Обмен мнениями после чтения

(Учащиеся обмениваются впечатлениями от стихотворе-ния по вопросам учителя:

  1. Что вам показалось необычным в этом произведении?
  2. Какое настроение было у вас, когда вы слушали сти-хотворение? Почему? Улыбались ли вы?)

4. Чтение текста повторно по частям с анализом

1-я часть

Учитель. С какими чувствами чижик наблюдал за деть-ми? Найдите слова в тексте.

Ученик. «Чижик клюв раскрыл в волненьи,

Чижик полон удивленья». Учитель. Отчего же он волнуется?

86


Дети. — Он жалеет ребят и сочувствует им.

—        Чижик считает людей несчастными, оттого что они не
похожи на птиц. Он восклицает:

«Ай, какая детвора! Ноги — длинные болталки, Вместо крылышек — две палки, Нет ни пуха, ни пера!»

2-я часть

Учитель. А теперь прочитаем, как смотрит на детей заяц. (Ребята читают отрывок вслух.)

Учитель. А каким чувством сопровождается заячье удив-ление?

Дети. — Он смеется над детьми:

«Вот умора, вот потеха!»

—        А я нашел в словах зайчика и сочувствие, и даже ужас:

«Нет ни хвостика, ни меха... Двадцать пальцев! Боже мой!»

3-я часть

(Ребята отвечают на вопросы учителя:

  1. О ком здесь пишет автор?
  2. Кого осуждает карась и за что?
  3. Почему он называет зайца и чижа глупыми? Так ли это? Докажите.)

5. Обобщение главной мысли произведения

Учитель. Какой смысл вложил автор в заглавие?

(Дети отвечают.)

Учитель. А как можно озаглавить стихотворение по-другому?

(Ребята подбирают свои заглавия, учитель записывает все варианты на доске, в процессе их обсуждения отбираются те из них, которые более точно отражают главную мысль произведения.)

6. Работа над иллюстрацией к тексту

(Беседа проходит по вопросам:

1. Удалось художнику точно проиллюстрировать текст стихотворения?

87


  1. Нравится вам эта иллюстрация? Чем?
  2. Как художник передал в рисунке чувства главных ге-роев?)

7. Выразительное чтение стихотворения по ролям

Учитель. А теперь попробуем прочитать это стихотво-рение по ролям. Вспомните, что мы говорили о героях и об их чувствах. Постараемся передать все это своим чтением.

(Дети читают стихотворение. Варианты чтения обсужда-ются.)

8. Работа над стихотворением А. Л. Барто «Думают ли звери?»

Учитель. Скажите, ребята, герои стихотворения Саши Черного похожи на людей? Чем же?

Дети. — Они, как и люди, способны чувствовать, пере-живать, удивляться.

— Здесь животные разговаривают человеческим языком.

Учитель. А думать звери способны? Давайте поразмышляем над этим.

(Дети высказывают свое мнение.)

Учитель. Давайте посмотрим, как отвечает на этот воп-рос поэтесса Агния Львовна Барто.

(Учитель прикрепляет портрет А. Л. Барто к доске.)

Учитель. Сейчас вы познакомитесь с ее стихотворением самостоятельно, после чего ответите на вопросы, записан-ные на доске.

(Учитель открывает вопросы, записанные на доске зара-нее:

1.        От чьего имени написано стихотворение? Это монолог
или диалог?

2.        С кем вы согласны: с бабушкой или с рассказчиком?
После чтения стихотворения проводится его обсуждение

по вопросам.)

Учитель. Как же вы ответили на вопросы? Докажите свою точку зрения.

(Дети высказываются.)

88


Учитель. А вы задумывались над тем, думают ли зве-ри? Когда? Почему?

(Ребята высказываются.)

Учитель. Считаете ли вы поведение животных разумным? Докажите на примере животных, которые живут у вас  в доме.

9. Обобщающая беседа. Формулировка темы урока

Учитель. А теперь давайте подумаем, почему авторы этих двух замечательных стихотворений показали нам окружающий мир в такой необычной, перевернутой форме: не мы смотрим на животных, а они на нас; животные, как люди, способны чувствовать, рассуждать, осуждать, пере-живать, грустить, о чем-то думать?

Дети. — Наверное, чтобы показать, что жизнь животных своеобразна: каждое из них живет по-своему.

  • Авторы хотели сказать нам, что, несмотря на своеобразие, мир животных все-таки в чем-то похож на мир чело-века.
  • А я думаю, что и Барто и Саша Черный как бы под-тверждают мысль, что человек не вправе считать себя глав-ным в мире природы — он не должен смотреть на животных свысока и властвовать над ними — и что и животные вправе осудить человека, посмотреть на него со своей точки зрения.
  • А я считаю, что человек не должен считать себя Ца-рем природы, он часть самой природы, поэтому должен ее беречь.

Учитель. Молодцы! Вы правильно поняли главную ав-торскую мысль. Именно эта мысль и была главной на сегод-няшнем уроке, поэтому давайте сформулируем тему урока и запишем ее на доске.

(Ребята предлагают свои варианты, которые обсуждаются. Вариант, который ребята считают лучшим, записывает-ся на доске.)

Домашнее задание. Подобрать стихи других авторов по теме урока и выучить наизусть одно из понравившихся стихотворений, которое будет прочитано на уроке-концерте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...