М.М. Пришвин «Осеннее утро»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»
Цели: познакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;
отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения; развивать умение работать в группе; прививать любовь к родной природе.
Оборудование: Компьютер, проектор, презентация к уроку.
Учебники «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой; портрет М.Пришвина, его книги; таблички с записью слов; рисунки на тему осень; цветные листики для каждого ученика; толковый словарь В.И.Даля.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок - начинается урок.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Будем вместе мы трудиться,
Не пристало нам лениться
Речевая разминка
- Прочитаем хором предложения с последовательной постановкой логического ударения.
Какое чудесное утро!
Какое чудесное утро!
Какое чудесное утро!
С этой мажорной нотки и начнём наш урок.
Проверка домашнего задания
-Выразительное чтение «Хитрые грибы»
-Кто написал? (поэт - Валентин Дмитриевич Берестов)
-Кто подготовил информацию о грибах?
- Кто писал эти тексты ученый или поэт?
-Где вы искали информацию о грибах?
Постановка темы, целей урока
-Сегодня мы продолжим нашу большую тему, которая называется….» Люблю природу русскую»
Отгадайте загадки:
Зажгла огней рябиновый костер.
То - щедрая красавица
Игриво улыбается
И охраняет всех косым дождем. (осень)
А что это за девица?
Густым туманом стелется,
Поет с ветрами песни до зари.
И зябко с ней, и голодно,
В душе тоска и холодно…Все засыпают, угасают дни. (осень .)
- Какой вы видите осень в этих загадках ? (золотая; серая, мокрая, дождливая)
- О чем пойдет речь на уроке? (осень)
- Какой раздел мы с вами сейчас изучаем?
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ.
(тема записана на обложке самодельной большой книги)
- Сегодня мы будем на уроке многое узнавать, исследовать, а результаты исследования помещать в этой книге.
- А вы любите осень?
- Что же вам в ней нравится?
- Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- А какой сейчас идёт месяц? (октябрь.)
- Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом».
- Почему? (потому что с деревьев опадают увядшие пожелтевшие листья.)
-ПРИМЕТА- А знаете ли вы, что если листья, осыпаясь, лягут изнанкой - это к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме. Проверьте!
Работа над темой урока
- Как творческие люди могут выразить любовь к осени? (музыка, картина, лит. произведение)
- Вы рисовали рисунки об осени. (в классе выставка)
Чьи картины считаете наиболее удачными?
(помещаем в книгу 2 рисунка)
- А вот как видят осень знаменитые художники И. Левитан и И. Грабарь (картина И. Левитана «Золотая осень», И. Грабаря «Рябина и березы» ) - Какие краски использовали вы и художники в своей работе?
Дыхательная гимнастика
Есть еще один рассказ,
Замечательный, для вас.
Он о том, как пахнет хвоя,
Куст рябины, и какос
Будет утро в час покоя…
Вы вдохните – не дышите,
Ветра в поле не будите,
А тихонько выдыхайте,
Подул ветер – У_У_У! Пожелтели, задрожали листья – Ф_Ф_Ф! Полетели на землю – П_П_П! Зашуршали – Ш_Ш_Ш!
Продолжение работы по теме урока
- Давайте прочитаем статью в энциклопедии. Что ученые пишут об осени?
Осень – это время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Осенью интенсивность солнечных лучей средняя.
Беседа на основе прочитанного
- С какой целью написан текст?
- Какие предложения по цели высказывания в нем встретились?
- Какой это текст научный или художественный? (А мы сегодня читали научные тексты? – Какой? «Про грибы»)
- Какие научные слова вы услышали? (средняя интенсивность)
Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»
Игра «Собери название»
- А сейчас прочитаем еще один текст об осени. Подул осенний ветерок и все буквы рассыпались, помогите собрать название.
ЕНЕСОНЕ РУОТ
(2 ученика у доски, буквы на листьях, помещаем в книгу)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь?
- Кто из вас знает автора этого текста?
- Рассказ одного ученика о М. Пришвине, показ портрета.
Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. (помещаем в книгу доклад )
Выставка книг М. Пришвина.
Исследовательская групповая работа.
- Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чем писал М. Пришвин.
-Сегодня мы познакомимся с произведением писателя – М.Пришвина – большого знатока и любителя русской природы, который все свои произведения посвятил описанию родной природы. Его герои любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.
-А на этой полке книги Михаила Пришвина о природе. Я советую вам их почитать.
ФИЗМИНУТКА
- Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (садятся на корточки)
Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Подготовительная работа к чтению
Словарная работа
Учитель : объясните значение слов
- Мало-помалу (медленно по чуть-чуть)
- Душа - бестелесная оболочка, невидимая человеческому глазу.
- - Что такое парашютик, винтик, мотылек?
- - Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом.
- Парашютик – маленький парашют.
- - Как летит парашют? (медленно)
- - Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой.
- - Как вращается винт? (быстро)
- - Что такое винтик? (маленький винт)
- - Кто такой мотылек? (маленькая бабочка)
Выразительное чтение рассказа «Осеннее утро» учителем. Беседа по первым впечатлениям
- Понравилось ли вам? Что вы почувствовали?
- Какие в нем встретились предложения по цели высказывания?
- К какому жанру относится это произведение? (на доске: таблички со словами: сказка, стихотворение, рассказ)
Подготовительная работа
-Подготовим наш речевой аппарат к чтению рассказа.
-Прочитайте по слогам, затем быстро целыми словами:
Про-буж-да-ет- ся пробуждается
Па-ра-шю-тик парашютик
Раз-ле-те-лись разлетелись
Пе-ре-лёт-ные перелётные
Повторное чтение (жужжащее) Задание перед чтением: найти, сколько раз в рассказе встречается слово «утро».
Гимнастика для газ
Анализ произведения
- Сколько раз встретилось слово «утро»?
- Как вы думаете, почему?
- Из каких слов мы понимаем, что рассказ об утре?
- Какой текст сейчас прочитали: научный или художественный?
Выборочное чтение
-О каких приметах осени говорит автор? (выб. чтение)
- Что вы знаете о «бабьем лете»? ( Длительный период теплой и сухой погоды в конце сентября или первой половины октября. В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений.)
- А что Пришвин пишет о бабьем лете? (выб. чтение)
- С чем автор сравнивает листья?
Давайте попробуем изобразить движения листочков.
(Как парашютиком - плавно, раскачиваясь из стороны в сторону; мотыльком - плавно кружась, винтиком - быстро кружась).
- Как автор связывает полет листьев с перелетными птицами? (выб. Чтение)
- Какие птицы улетят последними? (грачи)
- Какое определение дает писатель осеннему дню? Выделите карандашом
- Какую картину вы себе представляете? (словесное рисование)
- Какие чувства он испытывает? (выб. чтение)
- Как вы понимаете последние слова «и все кончится»?
Групповая исследовательская работа.(малые группы)
Задача для исследования: найти
1-й группе - сравнение
2-й группе – эпитет (Эпитеты- прилагательные, которые придают речи выразительность. )
3-й группе – олицетворение (Олицетворение- это когда неживому предмету придают свойства живых существ.) (помещаем в книгу)
…день открывает глаза… (3 группа)
…радуемся хорошему теплому дню… (2 группа)
… какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком… (1 группа)
Отработка навыков выразительного чтения. (резерв)
Чтение по цепочке
Творческая работа (в парах) Напишите, что такое осень. Осень – это _________время года (помещаем лучшие в книгу)
Домашнее задание - прочитать рассказ близким и узнать их мнение о нем; - нарисовать рисунок к рассказу
Рефлексия - Чем понравился ли урок? Какое у вас осталось настроение? Выберите листок, чтобы оценить свою работу на уроке
Красный -Я – молодец!
Желтый - Могу и лучше!
Зеленый - Надо постараться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»
урок литературного чтения...
Презентация "Пришвин "Осеннее утро"
Данная презентация поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России":ознакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;отрабатывать навыки ос...
Конспект урока литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"
Данный конспект поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"....
Урок литературного чтения М.Пришвин "Осеннее утро"
Урок учит любить природу, видеть прекрасное в каждой минуте....
Открытый урок по литературному чтению "М.М.Пришвин "Осеннее утро" 2 класс УМК Школа России
Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов....
Конспект урока М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...», 2 класс
Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК «Школа России»Тема урока. М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»Урок направлен на зна...
Восприятие осени в произведении М.М. Пришвина «Осеннее утро» и других на выбор.
Создать условия для ознакомления с творчеством М. М. Пришвина и его произведением «Осеннее утро»Образовательные: 1. простите, забыл!!!2. Формировать умение выполнять анализ произведения М....