М.М. Пришвин «Осеннее утро»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Акулова Оксана Александровна

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»                                

Цели: познакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;

отрабатывать навыки осознанного выразительного  чтения; развивать умение работать в группе; прививать любовь к родной природе.

Оборудование: Компьютер, проектор,  презентация к уроку.

Учебники «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой; портрет М.Пришвина, его книги; таблички с записью слов; рисунки на тему осень; цветные листики для каждого ученика; толковый словарь В.И.Даля.

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел звонок   - начинается урок.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться

Речевая разминка

    - Прочитаем хором предложения с последовательной постановкой логического ударения.

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

  С этой мажорной нотки и начнём наш урок.

Проверка домашнего задания

-Выразительное чтение «Хитрые грибы»

-Кто написал? (поэт - Валентин Дмитриевич Берестов)

-Кто подготовил информацию о грибах?

- Кто писал  эти тексты ученый или поэт?

-Где вы искали информацию о грибах?

Постановка темы, целей урока

-Сегодня мы продолжим нашу большую тему, которая называется….» Люблю природу русскую»

Отгадайте загадки:

    Зажгла огней рябиновый костер.

    То - щедрая красавица

    Игриво улыбается

    И охраняет всех косым дождем.  (осень)

   А что это за девица?

   Густым туманом стелется,

   Поет с ветрами песни до зари.

   И зябко с ней, и голодно,

   В душе тоска и холодно…Все засыпают, угасают дни.   (осень .)

- Какой вы видите осень в этих загадках ? (золотая; серая, мокрая, дождливая)

- О чем пойдет речь на уроке? (осень)

- Какой раздел  мы с вами сейчас изучаем?

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ.

(тема записана на обложке самодельной большой книги) 

- Сегодня мы будем на уроке многое узнавать, исследовать, а результаты исследования помещать в этой книге. 

- А вы любите осень?

- Что же вам в ней нравится?

- Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- А какой сейчас идёт месяц? (октябрь.)

- Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом».

- Почему? (потому что с деревьев опадают увядшие пожелтевшие листья.)

-ПРИМЕТА- А знаете ли вы, что если листья, осыпаясь, лягут изнанкой - это к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме. Проверьте!

Работа над темой урока

- Как творческие люди могут выразить любовь к осени? (музыка, картина, лит. произведение)

- Вы рисовали рисунки об осени. (в классе выставка)

Чьи картины считаете наиболее удачными?

(помещаем в книгу 2 рисунка)

-  А вот как видят осень знаменитые художники И. Левитан и И. Грабарь (картина И. Левитана «Золотая осень», И. Грабаря «Рябина и березы» )  -  Какие краски использовали вы и художники в своей работе?

Дыхательная гимнастика

    Есть еще один рассказ,

    Замечательный, для вас.

    Он о том, как пахнет хвоя,

    Куст рябины, и какос

    Будет утро в час покоя…

    Вы вдохните – не дышите,

    Ветра в поле не будите,

    А тихонько выдыхайте,

    Подул ветер – У_У_У! Пожелтели, задрожали  листья – Ф_Ф_Ф! Полетели на землю – П_П_П! Зашуршали – Ш_Ш_Ш!

Продолжение работы по теме урока

-  Давайте прочитаем статью в энциклопедии. Что ученые пишут об осени?

Осень – это время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Осенью интенсивность солнечных лучей средняя. 

Беседа на основе прочитанного

   - С какой целью написан текст?

- Какие предложения по цели высказывания в нем встретились?

-  Какой это текст научный или художественный? (А мы сегодня читали научные тексты? – Какой? «Про грибы»)

- Какие научные слова вы услышали? (средняя интенсивность) 

   

Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»

  Игра «Собери название»

   - А сейчас прочитаем еще один текст об осени. Подул осенний ветерок и все буквы рассыпались, помогите собрать название.

   ЕНЕСОНЕ РУОТ

 (2 ученика у доски, буквы на листьях, помещаем в книгу)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь?

- Кто из вас знает автора этого текста?

  -  Рассказ одного ученика о М. Пришвине, показ портрета.

 Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.                                           (помещаем в книгу доклад )

Выставка книг М. Пришвина.

    Исследовательская групповая работа.   

- Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чем писал М. Пришвин. 

          -Сегодня мы познакомимся с произведением писателя – М.Пришвина – большого знатока и любителя русской природы, который все свои произведения посвятил описанию родной природы. Его герои любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные.  Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.

-А на этой полке книги Михаила Пришвина о природе. Я советую вам их почитать.

ФИЗМИНУТКА

- Мы листики осенние,

  На ветках мы сидим (садятся на корточки)

  Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)

  Мы летели, мы летели,

  И на землю тихо сели.

  Ветер снова набежал

  И листочки все поднял.

Подготовительная работа к чтению

Словарная работа

Учитель : объясните значение слов

  • Мало-помалу (медленно по чуть-чуть)
  • Душа - бестелесная оболочка, невидимая человеческому глазу.
  • -  Что такое парашютик, винтик, мотылек?
  • - Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом.
  • Парашютик – маленький парашют.
  •  - Как летит парашют? (медленно)
  • - Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой.
  • -  Как вращается винт? (быстро)
  • - Что такое винтик? (маленький винт)
  • - Кто такой мотылек? (маленькая бабочка)

Выразительное чтение рассказа «Осеннее утро» учителем. Беседа по первым впечатлениям

   - Понравилось ли вам? Что вы почувствовали?

   - Какие в нем встретились предложения по цели высказывания?

- К какому жанру относится это произведение? (на доске: таблички со словами: сказка, стихотворение, рассказ)

 Подготовительная работа

 -Подготовим наш речевой аппарат к чтению рассказа.

  -Прочитайте по слогам, затем быстро целыми словами:

Про-буж-да-ет- ся   пробуждается

Па-ра-шю-тик           парашютик

Раз-ле-те-лись          разлетелись

Пе-ре-лёт-ные           перелётные

Повторное чтение (жужжащее)                                                                   Задание перед чтением: найти, сколько раз в рассказе встречается слово «утро». 

Гимнастика для газ

Анализ произведения

- Сколько раз встретилось слово «утро»?

- Как вы думаете, почему?

- Из каких слов мы понимаем, что рассказ об утре?

- Какой текст сейчас прочитали: научный или художественный?

Выборочное чтение

-О каких приметах осени говорит автор? (выб. чтение)

- Что вы знаете о  «бабьем лете»?      ( Длительный период теплой и сухой погоды в конце сентября или первой половины октября. В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений.)

 - А что Пришвин пишет о бабьем лете? (выб. чтение)

- С чем автор сравнивает листья?

Давайте попробуем изобразить движения листочков.

(Как парашютиком - плавно, раскачиваясь из стороны в сторону; мотыльком - плавно кружась, винтиком - быстро кружась).

- Как автор связывает полет листьев с перелетными птицами? (выб. Чтение)

- Какие птицы улетят последними? (грачи)

- Какое определение дает писатель осеннему дню? Выделите карандашом

 - Какую картину вы себе представляете? (словесное рисование)

- Какие чувства он испытывает? (выб. чтение)

- Как вы понимаете последние слова «и все кончится»?

 

Групповая исследовательская работа.(малые группы)

Задача для исследования: найти

1-й группе - сравнение

2-й группе – эпитет (Эпитеты- прилагательные, которые придают речи выразительность. )

3-й группе – олицетворение (Олицетворение- это когда неживому предмету придают свойства живых существ.) (помещаем в книгу)    

…день открывает глаза… (3 группа)

 …радуемся хорошему теплому дню… (2 группа)

 … какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком… (1 группа)

Отработка навыков выразительного чтения. (резерв)

Чтение по цепочке

Творческая работа (в парах)                                                                          Напишите, что такое осень.                                                                               Осень – это _________время года (помещаем лучшие в книгу) 

Домашнее задание                                                                                                    - прочитать рассказ близким и узнать их мнение о нем;                                                               - нарисовать рисунок к рассказу

Рефлексия                                                                                                                                             - Чем понравился ли урок? Какое у вас осталось настроение?                         Выберите листок, чтобы оценить свою работу  на уроке

Красный   -Я – молодец!

 Желтый  - Могу и лучше!

Зеленый - Надо постараться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»

урок литературного чтения...

Презентация "Пришвин "Осеннее утро"

Данная презентация поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России":ознакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;отрабатывать навыки ос...

Конспект урока литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"

Данный конспект поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"....

Урок литературного чтения М.Пришвин "Осеннее утро"

Урок учит любить природу, видеть прекрасное в каждой минуте....

Открытый урок по литературному чтению "М.М.Пришвин "Осеннее утро" 2 класс УМК Школа России

Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов....

Конспект урока М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...», 2 класс

Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК «Школа России»Тема урока. М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»Урок направлен на зна...

Восприятие осени в произведении М.М. Пришвина «Осеннее утро» и других на выбор.

Создать условия для ознакомления с творчеством М. М. Пришвина и его произведением «Осеннее утро»Образовательные: 1. простите, забыл!!!2. Формировать умение выполнять анализ произведения М....