Урок литературного чтения М.Пришвин "Осеннее утро"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Голубева Тамара Александровна

Урок учит любить природу, видеть прекрасное в каждой минуте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prishvin_osennee_utro.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

        

УРОК          

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ВО 2 КЛАССЕ

МИХАИЛ ПРИШВИН

« О С Е Н Н Е Е   У Т Р О »

Картинка 316 из 19811

РАЗРАБОТАЛ УЧИТЕЛЬ:

ГОЛУБЕВА ТАМАРА АЛЕКСАНДРОВНА

                   

Тема: М. Пришвин «Осеннее утро»        

Цели:

Образовательные:

1. формировать представление о понятиях «научный» и «художественный стиль», «жанр литературного произведения»;

2. учить работать с текстом, находить средства выразительности речи, анализировать художественное произведение;

3. совершенствовать технику чтения;

4. учить исследовательским умениям;

5. закреплять навыки групповой работы над текстом.

Воспитательные:

1.воспитывать интерес к литературному чтению, рисованию, музыке, любовь к природе, её красоте.

Развивающие:

1.развивать творческие способности, внимание, мышление, речь, навыки чтения;

План урока:

  1. Оргмомент -1мин
  2. Постановка темы и цели урока – 1 мин
  3. Работа над темой урока – 31 мин
  1. Вступительная беседа – 2 мин
  2. Работа с энциклопедией – 2 мин
  3. Игра – 1 мин
  4. Знакомство с биографией М.Пришвина – 2 мин
  5. Исследовательская групповая работа(большие группы) – 2 мин
  6. Физминутка – 1 мин
  7. Словарная работа – 2 мин
  8. Чтение рассказа «Осеннее утро» учителем – 3 мин
  9. Беседа по первичным впечатлениям – 2 мин
  10. Дыхательная гимнастика –1 мин
  11. Анализ произведения – 5 мин
  12. Исследовательская групповая работа (малые группы) – 2 мин
  13. Работа с пословицами – 1 мин
  14. Отработка навыков выразительного чтения – 5 мин
  1. Домашнее задание – 1 мин
  2. Рефлексия – 1 мин

1 Оргмомент

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться! 

2.Постановка темы, целей урока

Отгадайте загадки: 

  Зажгла огней рябиновый костер.

  То - щедрая красавица

   Игриво улыбается

   И охраняет всех косым дождем.  (осень) 

  А что это за девица?

   Густым туманом стелется,

   Поет с ветрами песни до зари.

   И зябко с ней, и голодно,

   В душе тоска и холодно…

   Все засыпают, угасают дни.   (осень) 

- Сделайте вывод, какая бывает осень? (золотая; серая, мокрая, дождливая) 

Звучит песня «Скворушка»

- А вы любите осень?

   Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить?

  (чтение темы ) 

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ. 

(тема записана на обложке самодельной большой книги)

3. Работа над темой урока

  1. Вступительная беседа

   - Сегодня мы будем на уроке многое узнавать, исследовать, а результаты исследования помещать в этой книге. 

 Выставка рисунков об осени.

- Как творческие люди могут выразить любовь к осени? (музыканты, художники, поэты, писатели)

 - На уроках ИЗО вам предлагалось нарисовать картину осени. (в классе выставка) Чьи картины считаете наиболее удачными? (помещаем в книгу лучшие рисунки)

- А вот как видят осень знаменитые художники И. Левитан и И. Грабарь (картина И. Левитана «Золотая осень», И. Грабаря «Рябинка» )

- Какие краски использовали вы и художники в своей работе?

- Кто из художников относится к осени с восхищением? (найдите взглядом, покажите рукой)

- Кому она навевает скуку и печаль?

http://gulyaewa-l.narod.ru/chteni1.jpg       http://gulyaewa-l.narod.ru/chteni5.jpg

http://gulyaewa-l.narod.ru/chteni6.jpg       http://gulyaewa-l.narod.ru/chteni7.jpg

 - Какие стихотворения об осени вы выучили? (чтение наизусть А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», И. Токмакова «Опустел скворечник…»)

- Какое из этих стихотворений более грустное? 

2) Работа с энциклопедией

 -  Нравится ли вам читать? Почему? 

 -  Что бы хотелось узнать?

 -  Давайте прочитаем статью в энциклопедии. Что ученые пишут об осени?

    Читает один ученик:

Осень – это время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Осенью интенсивность солнечных лучей средняя. 

Беседа на основе прочитанного

   - С какой целью написан текст?

-Какие предложения по цели высказывания в нем встретились? По интонации?

- Какой это текст научный или художественный? (вспомнить предыдущий урок, на котором читалась статья из энциклопедии «Про грибы»)

 - Какие научные слова вы услышали?

Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»

3)  Игра «Собери название»

   - А сейчас прочитаем еще один текст об осени. Подул осенний ветерок и все буквы рассыпались, помогите собрать название.

Е Н Е С О Н Е   Р У О Т

(2 ученика у доски, буквы на листьях, помещаем в книгу)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь?

4) Знакомство с биографией М.Пришвина

- Кто из вас знает автора этого текста?

   Рассказ одного ученика о М. Пришвине, показ портрета.

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.

http://gulyaewa-l.narod.ru/chteni8.gif

 (помещаем в книгу доклад )

Выставка книг М. Пришвина.

                 

   5) Исследовательская групповая работа. (большие группы)

    - Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чем писал М. Пришвин. 

          Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса, поля, реки и озера, в ее птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

- А в природе можно увидеть много необычного. 

6) Физминутка

- Мы листики осенние,

  На ветках мы сидим (садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)

  Мы летели, мы летели,

  И на землю тихо сели.

  Ветер снова набежал

  И листочки все поднял.

- Изобразите, как могут лететь парашютик, винтик, мотылек. 

  7) Словарная работа

-  Что такое парашютик, винтик, мотылек?

- Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом. Парашютик – маленький парашют.

 - Как летит парашют? (медленно)

- Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой.

-  Как вращается винт? (быстро)

- Что такое винтик? (маленький винт)

- Кто такой мотылек? (маленькая бабочка)

Па-ра-шю-тик    -    парашютик (читаем по слогам, целым словом хором шепотом)

Вин-тик              -    винтик  (читаем по слогам, целым словом хором вполголоса)

Мо-ты-лек          -    мотылек  (читаем по слогам, целым словом хором громко) 

8) Чтение рассказа «Осеннее утро» учителем 

9) Беседа по первым впечатлениям

   - Понравилось ли вам? Что вы почувствовали?

   - С какой целью написан этот текст? Какие в нем встретились предложения по цели высказывания? По интонации?

   -Сделайте вывод, как можно назвать этот текст по-другому. (художественное произведение)

   - К какому жанру относится это произведение? (на доске: таблички со словами: сказка, стихотворение, рассказ)

   - Докажите. (рассказ – повествовательное произведение, изложение каких-либо событий; сказка – повествовательное произведение с участием вымышленных фантастических сил; стихотворение – поэтическое произведение, написанное в рифму)

    (помещаем в книгу табличку: рассказ) 

    - О чем рассказывает Пришвин? 

10)Дыхательная гимнастика

    Есть еще один рассказ,

    Замечательный, для вас.

    Он о том, как пахнет хвоя,

    Куст рябины, и какое

    Будет утро в час покоя…

    Вы вдохните – не дышите,

    Ветра в поле не будите,

    А тихонько выдыхайте,

    Отдыхайте… 

 Повторное чтение (по цепочке, жужжащее, про себя) Задание перед чтением: найти, сколько раз в рассказе встречается слово «утро». 

 11) Анализ произведения

- Сколько раз встретилось слово «утро»? (ни разу)

-  Как вы думаете, почему? Какова тема? Основная мысль?

- Из каких слов мы понимаем, что рассказ об утре?

- Найдите выражение «день открывает глаза»? Выделите карандашом.. 

- Как понимаете смысл? 

 - О каких приметах осени говорит автор? (выб. чтение)

 - Что вы знаете о  «бабьем лете»?  (ответы детей,  чтение в энциклопедии)

     Длительный период теплой и сухой погоды в конце сентября или первой половины октября. В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений. 

   - Какой текст сейчас прочитали: научный или художественный?

   - А что Пришвин пишет о бабьем лете? (выб. чтение)

  - С чем автор сравнивает листья? Выделите карандашом

  - Как автор связывает полет листьев с перелетными птицами? (выб. чтение)

   - Почему? Какие птицы улетят последними?

   - Какое определение дает писатель осеннему дню? Выделите карандашом

  - Какую картину вы себе представляете? (словесное рисование)

   - Почему автор, глядя на осеннюю картину, прикладывает руку к сердцу?

  - Какие чувства он испытывает? (выб. чтение) (сердце болит, но болит от радости и умиления)

   - Чему мы радуемся вместе с писателем?

   - Как вы понимаете последние слова «и все кончится»?  

   12) Групповая исследовательская работа.(малые группы)

       ( готовые карточки с написанными на них цитатами из текста) 

     - Одна из главных особенностей художественного произведения: выразительная речь. Вы подчеркнули в учебнике средства выразительности речи. Задача для исследования: найти 1-й группе - сравнение, 2-й группе – эпитет (художественное определение предмета), 3-й группе – олицетворение (где автор одушевляет неживые предметы ) (помещаем в книгу)    

    …день открывает глаза…

    …радуемся хорошему теплому дню…

   … какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком… 

   13) Работа с пословицами

 - Выберите пословицу, которая наиболее точно передает основную мысль рассказа (чтение с доски про себя):

     - Осень идет и дождь за собой ведет

     - Осень велика – зима долга  (Объясните смысл)

     - Весна красна да голодна, осень дождлива и сыта.

     - Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется 

 14) Отработка навыков выразительного чтения. 

(1-й ряд – 1-й абзац, 2-й ряд – 2-й, 3-й абзац, 3-й ряд – 4-й абзац)

        Самостоятельное чтение.

     - Выделите карандашом значимые слова, которые надо выделить голосом, паузы, подумайте, с какой интонацией будете читать, с каким темпом, где -громко, где – тихо. 

  15) Домашнее задание (исследование) по выбору:

         - прочитать рассказ близким и узнать их мнение о нем;

       - найти и прочитать рассказ об осени другого писателя, сравнить. 

   16) Рефлексия

           - Чем понравился ли урок? Какое у вас осталось настроение?

           - Выберите осенний листок, который соответствует вашему настроению. (Чем светлее листок, тем настроение радостней) Напишите свое имя, наклейте в книгу.    

 - Тем, кто хорошо работал:… - предоставляется право оформить обложку нашей   книги.

ЛЮБЛЮ
ПРИРОДУ
РУССКУЮ.

ОСЕНЬ.

(осенние рисунки детей)

МИХАИЛ
ПРИШВИН
(портрет, доклад)

   

РАССКАЗ

«ОСЕННЕЕ УТРО»

(на листьях)

ИНТЕРЕСНОЕ В РАССКАЗЕ

(олицетворение, эпитет, сравнение)

ОСЕНЬ

(творческая работа детей)

(рефлексия: листья разного цвета с именами детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: Сергей Есенин «С добрым утром!»

Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит  развитие ...

Урок литературного чтения в 3 классе "А.С.Пушкин "Зимнее утро"

Данный урок разработан в соответствии с принципами концепции УМК "Перспективная начальная школа"....

Урок литературного чтения по теме "С.Есенин "С добрым утром!"

Целями данного урока были: познакомить с произведением С.Есенина; развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами выразительности они созданы (олицетворение, эпитеты, сравнени...

конспект урока литературного чтения в 3 классе С. Есение "С добрым утром!"

Урок знакомит учащихся с творчеством С.Есенина, развивает навыки выразительного чтения, творческие способности детей, формирует умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения...

конспект урока литературного чтения в 3 классе С. Есение "С добрым утром!"

Урок знакомит учащихся с творчеством С.Есенина, развивает  навыки выразительного чтения, творческие способности детей, формирует умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетв...

Разработка урока литературного чтения в 3 классе по стихотворению А.С. Пушкина Зимнее утро.

В уроке четко сформулированы цели и задачи, планируемые результаты, работа в группах (викторина по сказкам Пушкина), последовательные этипы работы над стихотворением и рефлексия учебной деятельности....