Конспект урока литературного чтения для 3 класса, А.П. Чехов «Белолобый»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Желтышева Гузель Рамилевна

Конспект урока литературного чтения для 3 класса, А.П. Чехов «Белолобый»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx37.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению.

Учебный предмет, класс: литературное чтение, 3 «А» класс

Тема урока: А.П. Чехов «Белолобый»

Цели урока:

1. Познакомить с произведением А. П. Чехова “Белолобый”

2. Воспитать эмоциональную отзывчивость к прочитанному.

3. Развить умение передавать с помощью слов чувства по прочитанному рассказу.

Планируемые результаты урока

Предметные

метапредметные

личностные

-формирование устойчивого интереса к литературному чтению;

- формирование умений объяснять своё отношение к прочитанному;

Познавательные: 

-выделять приемы, использованные писателем для создания литературных персонажей; выявлять авторское отношение к ним

Коммуникативные: 
- умение высказать свою точку зрения;
- соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения

Регулятивные:

- называть тему урока и определять цель с помощью учителя, соотносить свои действия с поставленной целью;

- проявлять интерес к изучаемому материалу;
- обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека

Тип урока

комбинированный.

Форма организации деятельности обучающихся

Фронтальная

Организационная структура урока.

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.Самоопределение к деятельности

1 мин.

-Здравствуйте, садитесь! Меня зовут Гузель Рамилевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Я рада приветствовать всех в нашем классе. 

-Что вы ждете от урока? Желаю удачи!

Поздоровались.

- Узнать что-то новое, пополнить знания, хорошую работу на уроке, хорошее настроение

II.Актуализация знаний и мотивация

5 мин.

Ответьте на мои вопросы, и вы узнаете, с творчеством какого писателя мы познакомимся сегодня на уроке. (кроссворд)

Учащиеся по одному выходят к доске и заполняют кроссворд.


(Появляется портрет поэта и годы жизни 1860 – 1904) (слайд 1)

А.П.Чехов - знаменитый русский писатель. Родился он более 150 лет назад на берегу Азовского моря в г. Таганроге, (слайд 2) (слайд 3) Отец, Павел Егорович, был купцом и имел бакалейную лавку, торговал продуктами. Мать, Евгения Яковлевна – домохозяйка. Открыта лавка была с пяти часов утра до одиннадцати ночи, и когда отец куда-нибудь уходил, в лавке по очереди сидели дети. Детей было шестеро: пять сыновей и одна дочь. (слайд 4) Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья. Правда, Антон не блистал в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться. Мальчик был занят в церковном хоре и отцовской лавке.

(слайд 5) В 1879г. Окончив гимназию, Антон поступил на медицинский факультет Московского университета. 

 
(слайд 6) В 80-е г.г. Чехов сотрудничал в разных юмористических журналах Петербурга и Москвы: “Стрекозе”, “Будильнике”, “Зрителе”, “Москве”, “Осколках”. (слайд 7) После окончания в 1884 г. университетского курса в звании уездного врача, т.е. был врачом в небольшом городке, писатель приступил к лекарской деятельности и до конца жизни искренне считал, что медицина — главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала главным образом на средства, поступавшие от литературной работы и врачебной практики Чехова. (слайд 8) В 1892 г. он купил недалеко от Москвы прекрасное имение Мелихово, где, наконец, обосновались все его ближайшие родственники.

Последнее годы жизни Чехов жил на собственной даче в Ялте. 

Его здоровье резко ухудшалось. По совету врачей он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер. Здесь 15 июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался. Тело его было перевезено в Москву и похоронено на Новодевичьем кладбище недалеко от могилы его отца.


Чехов писал и рассказы для детей.

III.Постановка учебной задачи

3 мин.

-Давайте вспомним, какой раздел мы читаем?

-Как вы думаете, почему называется именно так раздел?

- (слайд 9) Рассмотрите иллюстрацию.

- Как вы думаете, о ком будет рассказ?

- Как вы понимаете значение слова белолобый? (слайд 10)

 

- Назовите тему нашего урока.

- Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? (слайд 11)

-«Братья меньшие»

- Потому что мы читаем о животных, а животных мы считаем нашими младшими братьями.

- О волчице и щенке.

- Имеющий белый лоб, белое пятно на лбу (о животных).

- Рассказ А.П. Чехова «Белолобый»

- Познакомиться с произведением А. П. Чехова “Белолобый”

IV.Открытие новых знаний

17 мин.

(слайд 12) 

-Ребята, а что вы знаете о волках?

-Давайте обобщим рассказ о волках.

- (слайд 13) волк  – один из наиболее опасных животных, который принадлежит к семейству собачьих. Они живут стаями. Самки приносят в основном по 3-4 волчонка. Длина тела волка свыше 120 см. Самцы всегда больше чем самки. Внешне волки напоминают овчарок, но характеризуются признаками, что свойственные только волкам.  Волк – типичный хищник, что добывает себе пищу сам, активно ища и неутомимо преследуя свою жертву. Основу питания обыкновенных волков представляют дикие кабаны, олени, косули домашние копытные животные и т.п. Врагами волка являются люди, которые часто охотятся на волков с собаками.

- Словарная разминка. (слайд 14)

- Подберите синонимы к словам:

Сбить, сбиться, ослабеть, ослабить, щадить, пощада

- Ребята, в тексте нам встретятся новые слова. (слайд 15)

Работа с произведением А.П.Чехова «Белолобый».

- А сейчас мы послушаем первую часть рассказа, закрыли учебники, выпрямили спинки.

  1. Слушание рассказа. (слайд 16)

-Как вы понимаете значение слова мнительная?

- Как вы понимаете значение слова хлев?

- Как вы понимаете значение слова зимовье?

-Как вы понимаете значение слова ярка?

- Как вы понимаете значение слова логовище?
- Как вы понимаете значение слова невежа?


 3) Размышление о прочитанном по вопросам.

- Какое настроение вызвал прочитанный рассказ?

- Это хищные животные, врагами считают охотников и собак….

- Сбить - повредить себе ударами или ходьбой.

- Сбиться - спутаться, запутаться, ошибиться

- Ослабеть - обомлеть, выдохнуться, потерять силы, послабеть.

-Ослабить - обессилить; расслабить, смягчить, умерить, облегчить.

- Щадить – жалеть, беречь, миловать, милосердствовать; пощадить, смилостивиться, даровать пощаду.

- Пощада – прощение, извинение, милость.

- Дети слушают аудиозапись

Мнительная – воображающая опасность там, где её нет.

Хлев – помещение для скота.

Зимовье – место, жильё, где зимуют люди, животные.

Ярка – молодая овца.
Логовище - углубление в земле, являющееся жилищем зверя.

Невежа – грубый, невоспитанный человек

V. Физкультминутка

1 мин.

А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли!
Руки в стороны, вперёд.
Потянулись и нагнулись,
В исходное положение вернулись!
Повернулись вправо – влево!
Тихо сели. Вновь за дело.

Выполняют физкультминутку

VI. Открытие новых знаний

10 мин.

Анализ текста. Разбор образов и характеров главных героев. 1-я часть

- Когда происходит действие?
- О ком рассказывает автор?


- Найдите и прочитайте, как автор описывает волчиху?

– Где и как говорит Чехов о волчихе? Какие мысли и чувства переживала волчица? О чём думала волчица?

- Что в ней вам понравилось? Докажите текстом.


– Какое чувство вызывает у вас волчиха? Объясни своё отношение к ней.

– Найдите места, где волчиха вызывает особое чувство жалости. Почему ее жалко?

- Докажите словами из текста, что волчица не просто хотела есть, а была зверски голодна?


- Давайте попробуем дать общую характеристику волчице. Какая она? (17 слайд) 

- Как можно озаглавить 1 часть? ( слайд 18)

- Чтение 2 части.

- Ребята, а как вы думаете, как дальше будут разворачиваться события?

- Весной, в марте

- О волчице.

- Волчиха была слабого здоровья, мнительная; Она была уже не молода и чутье у нее ослабело…

- Как интересно Чехов говорит о волчихе, животном злобном и не любимом нами: помнила, соображала, ее мучил голод, она думала. Как и чем прокормить волчат и как их защитить.

– Она заботливая мать.

– Ее жалко. Она голодна сама и любит детей и хочет накормить их. А нечем.

- … грызла лошадиную кость, белую и сухую; ее мучил голод, голова разболелась от собачьего лая, …

- она была голодной, у нее шерсть была клочками, хвост облезлый, уши прижаты, она была худая

- Старая, мнительная, осторожная, голодная, заботливая мать, умная.

 - Голод волчицы  

- Прогнозирование текста.

VII. Домашнее задание

1 мин

А что будет дальше, вы прочитаете дома, составьте план рассказа о Белолобом. Стр.86 задание №6

VIII.Закрепление изученного материала

(Слайд 19)

- Назовите автора изученного произведения

- Назовите жанр изученного произведения

- Действие в рассказе происходило…

- Волчица была…

- У волчицы было…

- А.П. Чехов

- Рассказ

- Весной

- Слабого здоровья, голодной

- 3 волчонка

IХ. Рефлексия деятельности

5 мин.

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Удалось ли нам ее достичь?

-Чем мы сегодня занимались на уроке?

-Чему мы научились на уроке?

-Кто считает, что вы поработали сегодня на уроке хорошо, тот нарисует себе зеленый кружок.

- Кто увидел в своей работе на уроке недостатки, те нарисуют желтый кружок.

-Ну а если вы совсем не поняли тему урока и у вас многое осталось непонятным, то рисуем красный кружок.

- Познакомиться с произведением А. П. Чехова “Белолобый”.  Да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по чтению 3 класс А.П.Чехов "Ванька"

Цель:Познакомить с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»;Работать над навыками чтения, вырабатывать умения работать с текстом;Развивать словарный запас, творческие спосо...

Урок литературного чтения 2 класс А.П.Чехов "Белолобый".

Урок литературного чтения  А.П.Чехов "Белолобый". 2 класс...

Конспект урока литературного чтения 4 класс Тема: А.П.Чехов «Мальчики».

Урок в технологии проблемного обучения УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Урок литературного чтения 4 класс А.П.Чехов "Мальчики"

Технологическая карта урока литературного чтения "Школа России" А.П.Чехов "Мальчики"...

Конспект урока Литературное чтение по теме: "А.П.Чехов "Мальчики"" (УМК "Школа России" , 4 класс)

Цели деятельности учителя: повторить произведение, понять на сколько хорошо учащиеся его понимают, произвести проверку по тексту.Планируемые результатыПредметные:Уметь  отвечать на вопросы п...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....