конспект урока по чтению 3 класс А.П.Чехов "Ванька"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

 

Цель:

  • Познакомить с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»;
  • Работать над навыками чтения, вырабатывать умения работать с текстом;
  • Развивать словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную доказательную речь;
  • формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности;
  • воспитывать добрые чувства.

Задачи:

  • формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для начальной ступени школы;
  • повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;
  • знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;
  • развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;
  • воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_po_rasskazu_a.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по рассказу А.П. Чехова "Ванька". 3-й класс

Цель:

  1. Познакомить с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»;
  2. Работать над навыками чтения, вырабатывать умения работать с текстом;
  3. Развивать словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную доказательную речь;
  4. формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности;
  5. воспитывать добрые чувства.

Задачи:

  1. формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для начальной ступени школы;
  2. повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;
  3. знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;
  4. развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;
  5. воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Учащиеся должны:

Иметь представление о событиях, описанных в рассказе.

Уметь

  1. читать бегло, осознанно, правильно, выразительно,
  2. проявлять готовность к литературному творчеству,
  3. рассуждать о прочитанном,
  4. свободно делиться своими мыслями,
  5. при анализе художественного произведения обращаться к тексту,
  6. отстаивать личную позицию.

Знать

  1. произведения писателей,
  2. позицию автора при характеристике героев.

 

Оборудование:

  1. учебник «Литературного чтения» Л.А.Ефросинина, рабочая тетрадь № 1;
  2. выставка книг А.П.Чехова;
  3. портрет А.П.Чехова;
  4. карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

  1. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

2. Введение в тему урока.

- Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое. Вы услышите отрывки из знакомых произведений и постарайтесь вспомнить название и автора.

а)

«Нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым
Целый день на фабрике колеса 
Мы вертим – вертим – вертим!»
(«Плач детей» Н.Некрасов)

б) «Вечером мальчик спешит к клиентам, доставляет бельё заказчикам. Бежит к фабриканту, бежит к генералу, к помещику в другие дома несётся».  («Школа» Алексеев)

  1. Что объединяет эти произведения? (трудное детство)
  2. В чем заключается трудность? (непосильный труд; должны учиться, а вынуждены работать)
  3. Какие права героев нарушены? (показать книгу «Ваши права»)

Вывод: В этих произведениях рассказывается о трудном детстве детей вашего возраста.

  1. Ребята, вы догадались, о чем пойдёт речь сегодня на уроке? (Ответы детей.)

3. Сообщение темы урока

  1. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Антона Павловича Чехова «Ванька», жизнью и творчеством этого писателя.

(На доске: портрет А.П.Чехова, название рассказа «Ванька».)

4. Подготовительная работа.

а) Сообщение детей о жизни и творчестве А.П.Чехова.

Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и уехал в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон, зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В 1879 году окончив гимназию, он приезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета.

После окончания в 1884 году университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарственной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – Главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова.

б) Выставка книг А.П.Чехова

5. Первичное восприятие текста.

  1. Голод и тяжелая жизнь в деревне вынуждали многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, их отдавали в ученье к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам… О жизни одного из них писал великий русский писатель Антон Павлович Чехов.

(Читает учитель и подготовленные ученики, Ребята следят по учебнику.)

6. Проверка первичного восприятия текста.

а)

  1. Получит ли дед Константин Макарович письмо Ваньки? Почему? (нет адреса)
  2. Какие чувства испытали?
  3. Что взволновало?
  4. К какому жанру относится это произведение? (рассказ)
  5. Докажите.

(Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.)

б) Моделирование обложки

  1. Какое произведение прочитали? Покажите.
  2. Кто автор этого рассказа?
  3. Как озаглавлен рассказ?

7. Чтение и анализ произведения.

  1. Ребята, кому из вас уже захотелось перечитать этот рассказ?

а) Словарная работа.

  1. Давайте познакомимся с трудными словами. Они помогут нам изготовить более точную копию письма.

(Индивидуальное задание накануне: прочитать текст и найти непонятные по смыслу слова. Ребята должны найти значения этих слов в словарях.)

  1. заутреня – служба в церкви, совершаемая рано утром;
  2. образ – икона;
  3. шпандырь – ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге;
  4. людская – помещение для слуг в барском доме;
  5. дворня – дворовые люди, т.е. прислуга – конюхи, повара, прачки и др.
  6. подмастерье – помощник мастера;
  7. клирос – место певчих (хора) в церкви;
  8. сидельцы – продавцы-зазывалы в лавках (магазинах);
  9. восторг – восхищение, подъём радостных чувств;
  10. судорожно – напряженно, порывисто, резко, с болью;
  11. почтительный – уважительный, обходительный, вежливый;
  12. ночь под рождество – церковный праздник;
  13. кадриль – пляска в четыре пары;
  14. кредитом не пользуется – не вызывает доверия.

б) Выборочное чтение по вопросам учителя.

- Я вам буду задавать вопросы, а отвечать вы будите словами, предложениями из текста.

  1. Как звали главного героя?
  2. Сколько ему лет?
  3. К кому он был отдан в ученье?
  4. Прочитайте, как жилось ему у сапожника?
  5. Можно ли сказать, что Ваньке, отданному в ученье к сапожнику, приходится много хуже, чем Петьке из произведения Алексеева «Школа»?
  6. А какие у мальчиков одинаковые проблемы? (одинаковы бесправны, не могут учится)
  7. Из чего же состоит «ученье» Ваньки? (Ваньку не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих; его обижают и над ним издеваются)
  8. Почему же Ванька не ложился спать?
  9.  Найдите и прочитайте отрывок к этой иллюстрации.

Физкультминутка.

в) Работа в парах.

  1. Прочитайте строки из Ванькиного письма деду, где говориться о полном отчаянии мальчика.

«возьми меня отсюда, а то помру»,
«нету никакой моей возможности, просто смерть одна».

г) Самостоятельная работа в тетради «Проталинки».

  1. А задание в тетради поможет нам проверить, какими внимательными вы были?

Вывод: Бедность у крестьян была такая, что им нечем было прокормить своих детей. Чуть бывало, в беднейшей семье исполнится мальчику лет семь или восемь, родители отдают его в город, на фабрику, где за кусок хлеба приходится работать с утра до ночи.

8. Обобщающая беседа.

  1. Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (Учатся, не работают, Живут в семьях и т.д.)
  2. Скажите, а какие права нарушались по отношению к главному герою – Ваньке? (книга «Ваши права»)

Вывод: Родители, государство стараются, чтобы вы выросли настоящими людьми.

  1. А как вы думаете, каким вырастет Ванька? (Грубым, жестоким, живя в такой среде. Весь ужас Ванькиного положения в том, что нет никакой надежды на изменение жизни,)
  2. Чем заканчивается рассказ? (многоточием)
  3. Почему? (Это будущее, и мы знаем, что оно грустное. Чехов не может изменить условия жизни героя, вернуть его в деревню. Жизнь диктует свои законы.)
  4. Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? ( конечно не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)
  5. А моё мнение такое: я бы хотела, чтобы все мечты сбывались. Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают!

9. Итог урока

  1. С творчеством, какого писателя мы познакомились?
  2. Какие моменты из жизни Чехова вам запомнились?
  3. Назовите произведение, с которым познакомились.
  4. Что понравилось вам на уроке?.

10. Домашнее задание

 - Подготовь краткий рассказ о Ваньке Жукове по плану, данному в учебнике на стр. 146

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Чтение слов, предложений с изученными буквами"

Цель данного урока: тренироваться  в  правильном чтении слов и предложений с изученными буквами. Урок проводиться с примененим ЦОР (Г.О. Аствацатуров, Л.Е.Шевченко  «Развитие речи»...

План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс

Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...