Знакомство с буквой Л, л
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Цель урока: создать условия для формирования новых умений (выделять в словах звуки [л] и [л,], обозначать их буквой Л «эль»).

Задачи:

Образовательные: формируем умения

– различать звуки и буквы: буква как знак звука;

– находить слова с заданным звуком;

– моделировать звуковой состав слова: отражать на модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета;

– выделять в словах звуки [л] и [л,] и обозначать их буквой;

– анализировать поэлементный состав печатных (письменных) заглавных и строчных букв;

– читать, писать печатные буквы, слова, предложения.

Воспитательные:

– воспитывать самостоятельность, чувство товарищества, готовности помочь в трудной ситуации;

– формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться  и приходить к общему решению в совместной работе.

Развивающие: развить умения

– ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

– самостоятельно планировать пути достижения поставленной цели,

– осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

– классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;

– строить логические рассуждение, умозаключение (делать выводы).

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_ll.docx52.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема:  Знакомство с буквой  Л, л

Предмет:  литературное чтение (обучение грамоте)

Класс: 1

Учебник: Т.М Андрианова Букварь.

Цель урока: создать условия для формирования новых умений (выделять в словах звуки [л] и [л,], обозначать их буквой Л «эль»).

Задачи:

Образовательные: формируем умения

– различать звуки и буквы: буква как знак звука;

– находить слова с заданным звуком;

– моделировать звуковой состав слова: отражать на модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета;

– выделять в словах звуки [л] и [л,] и обозначать их буквой;

– анализировать поэлементный состав печатных (письменных) заглавных и строчных букв;

– читать, писать печатные буквы, слова, предложения.

Воспитательные:

 воспитывать самостоятельность, чувство товарищества, готовности помочь в трудной ситуации;

– формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться  и приходить к общему решению в совместной работе.

Развивающие: развить умения

– ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

– самостоятельно планировать пути достижения поставленной цели,

– осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

– классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;

– строить логические рассуждение, умозаключение (делать выводы).

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.


Структура и ход урока

п/п

Этап урока

Название ЭОР

(с порядковым номером таблицы из Приложения)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Дети, вам тепло ?

В классе светло ?

Прозвенел уже звонок?

Уже закончился урок?

Только начался урок?

Хотите учиться?

Значит можно садиться.

-Ачему вы хотите научиться ?

 

-А для чего нужно знать буквы ?

-да

-да

-да

-нет

-да

-да

-Хотим узнать новые буквы !

 - Хотим научиться читать!

Коммуникативные: строить высказывание, умение воспринимать информацию.

Познавательные: умение рассуждать, выделять необходимую информацию.

Личностные результаты: умение находить ответ на вопрос: «Для чего нужно знать буквы»

2.

Актуализация знаний и

фиксация

затруднения в деятельности.

Касса букв

Разделите буквы а, о,  у, э, ы,р м, н  на группы.

Объясните способы деления этих букв на группы.

Учащиеся вспоминают, какие  буквы обозначают  согласные и гласные звуки.

Делят  буквы на группы:

1) а, о, у, ы, э

2) р,м,н.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Поработаем в парах: нам необходимо отгадать слова и выложить их звуковые модели. Договоритесь с соседом, кто будет отгадывать загадку первым, а кто вторым.

Первая загадка:

Хитрые плутовки,

Рыжие  головки

Пушистый хвост-краса.

Кто же они ?

          .

Кто догадался, скажите ответ соседу. Только шепотом, чтобы другие ребята не слышали. Выложите вместе ответ с помощью звуковой схемы.

Вторая загадка:

 Горбоносые, длинноногие

Великаны ветвистоногие

Едят траву, кустов побеги

Тягаться с ними трудно в беге..

- А теперь обозначьте первый звук в словах буквой.

- Справились с заданием?

- Почему нет?

Дети договариваются

Дети в парах называют шепотом слово «лисы» и выкладывают схему.

Одна пара за ширмой у доски

Дети в парах называют шепотом слово «лоси» и выкладывают схему.

Испытывают затруднение

Нет.

Не все ребята знают буквы.

Коммуникативные: умение работать в паре, договариваться, высказывать свое мнение.

Познавательные: умение выполнять знаково-символические действия (моделирование).

3.

Постановка

учебной задачи.

 - А как вы думаете, слова  ЛИСЫ и ЛОСИ начинаются с одинаковой буквы?

- Посмотрите вопрос один, а мнений много. Кто же из нас прав?

- Что же нам нужно узнать на уроке?

- Что еще мы будем делать?

- Нет, буквы будут разные. Ведь в первом слове лисы звук [л’] (синяя фишка), а в слове лоси звук [л]  (зелёная).

- А я знаю, что первая буква , в этих словах буква «л»

Узнаем новые буквы, которыми обозначаются твёрдые и мягкие согласные звуки.

Будем учиться читать слоги и слова с новыми буквами.

Регулятивные: умение определять (совместно с учителем) цель деятельности на уроке, принимать и сохранять  учебную задачу, строить предположения.

Познавательные: строить речевое высказывание, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение.

4.

Построение

проекта выхода

из затруднения («открытие»).

Наблюдение над звуками в словах. Характеристика звуков.

- Что мы уже успели сделать?

- Давайте посмотрим на модели, что сделали ребята на доске.

- Какие это слова?

- Какой первый звук  в слове ЛИСЫ?

- Произнесем его.

- Какой это звук? (гласный или согласный; твердый или мягкий; звонкий или глухой)

Докажите.

- Какой первый звук  в слове ЛОСИ?

- Произнесем его.

- Какой это звук? (гласный или согласный; твердый или мягкий; звонкий или глухой)

Докажите.

- А знаете ли вы еще слова, в которых встречается этот звук?

Выделение и нахождение звуков в словах.

- Я буду называть слова, а вы показываете фишку, соответствующую звуку: луна, линия, люстра, люк, лужа .

- Это легко, когда [л], [л,]

  в начале, а теперь в середине: полено, палец, палка, помада (ловушка)

- В другой части слова попробуем поискать звуки [л], [л,]. В начале были? В середине были? Где не были?

Боль, котел, капель.…

- Назовите слова, противоположные по смыслу и начинающиеся со звуков [л] или [л,]: грубый, тяжелый, надуть,

Покажите фишку, соответствующую звуку.

Физминутка для глаз

Обозначение звуков буквой.

- Посмотрите на доску. Модели каких слов мы составляли сегодня?

- Кто может на моем столе найти букву, с которой начинается слово лисы?

Только не показывай ребятам.

- А с какой буквы начинается слово лоси? Кто хочет найти эту букву на моем столе?

- Покажите свои буквы.

- Ребята, что Вы видите?

- А вы согласны, что ребята правильно выбрали нужную букву?

- Давайте проверим. Откроем учебник на странице 37.

- Найдите букву-новичок.

- Правильно ребята выполнили задание?

 - Кто знает, как правильно называется эта буква? Запомним, называется эта буква – «эль». Повторите.

- Сколько звуков на письме обозначает буква «эль»?

Размещение буквы на ЛЕНТЕ БУКВ.

Характеристика звуков и буквы.

- Давайте найдём ей место этой буквы в кассе.

- Расскажите всё о букве «эль» и звуках, которые она обозначает.

- Верным ли оказалось наше предположение о том, что звуки [л] и [л,] обозначаются разными буквами?

- На какие уже изученные буквы она похожа? Чем?

- А на какие предметы похожа буква Л?

-Составьте букву Л из палочек.         

   .

Физминутка

Буквой Л расставим ноги

Словно в пляске, руки в боки

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

Дети отвечают

Дети приводят примеры

,]

,]

Дети приводят примеры

Дети повторяют слово за учителем, фиксируя звук

В конце слова. Дети повторяют слово за учителем, фиксируя звук

Дети подбирают слова, с помощью фишки фиксируют з

лисы,лоси

Один из читающих детей выбирает букву «эль».

Другой ученик выбирает букву.

Дети показывают букву «эль».

Буквы одинаковые.

Ответы детей

Открывают учебник.

Дети показывают

Да

Дети повторяют

Одна буква «эль» может обозначать два звука – [л] и [л,].

Дети ставят букву в свою и в классную кассу.

Эта буква может обозначать как твёрдый, так и мягкий согласный звук. Этот согласный звук звонкий, поэтому в ленте букв «эль» стоит в верхнем ряду.

Нет.

Буква одна. Это буква «эль».

Дети отвечают

Дети высказывают мнение.

Регулятивные:

Умение высказывать предположение и соотносить его с информацией в учебнике.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, умение слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения.

Познавательные:

умение извлекать информацию из схем, иллюстраций

Познавательные:

умение представлять информацию в виде схемы

Чтение слогов и слов

Работа по подгруппам:

1) Читающие дети работают с текстом на с. 37.

2) Остальные дети работают под руководством учителя. читают слоги  в первом, втором третьем   столбике

(Мало-мало)-разное ударение

Дети отвечают на вопрос: Чем похожи буквы Л и А? А чем различаются?

Читают по заданию учителя сначала слоги с твёрдыми согласными, затем с мягкими согласными (комментируют способы чтения).

Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, извлекать и анализировать информацию, делать выводы.

Работа по подгруппам:

1) Читающие дети работают с текстом на с. 37. Рассматривают иллюстрацию к тексту.

2) Не умеющие  читать дети: читают слоги  в  четвертом столбике на с. 37.К первому слову прибавляются слоги.

Весь класс:

Рассмотрите рисунки на с. 37 . Подберите к каждому соответствующее предложение. Прочитайте слова Замените в одних словах букву Р на букву Л, а в других- Л на Р.

- Обсудите в парах и дайте правильные ответы.

В парах читают и пересказывают друг другу.

Познавательные: умение выявлять сущность и особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

5.

Первичное

закрепление с проговари-ванием во внешней

речи.

- А теперь расскажите своему соседу всё о букве «эль» и звуках, которые она обозначает.

рассказывают друг другу

Коммуникативные:

умение работать в паре

6.

Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону.

На доске картинки

1) Составьте звуковую модель слова «олень». Проверьте себя.

2) Составьте звуковую модель слова «ломал». Расскажите о каждом звуке.

Замените фишки известными вам буквами. Где в слове «ломал» стоит буква «эль»?

3) Рассмотрите рисунки на  доске. Выберите картинку с предметом, в названии которого есть [л,]. Проверьте себя.

Дети выполняют задание.

Регулятивные: умение определять последовательности своих действий, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

Познавательные: умение объяснять свои действия, доказывать правильность своей точки зрения.

Коммуникативные: умение использовать свои знания, вырабатывать свои критерии для оценки своей работы.

7.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какую букву сегодня узнали?

- Чем вас удивила эта буква?

- Что вам помогало справиться с заданием?

- Какие задания вам понравились, запомнились?

- Кто доволен сегодня своей работой?

Одна буква «эль» может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный звуки.

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с буквой У у, звуком [у]. Письмо заглавной и строчной букв У у.

урок по обучению грамоте и письму по УМК Перспектива...

Знакомство с буквой В (в). Состав числа 10. Письмо печатными буквами.

Интегрированный урок грамоты по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой.  Цели урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ   -познакомиться с новой согласной буквой;   - учить звуковому ана...

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.

Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

Знакомство с буквой «В, в». Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».

Урок проходил в 1 А классе по образовательной модели «Начальная школа XXI века», учебник «Букварь» Л. Е. Журовой ...