Конспект урока. Звук {йо}.Буква Ё.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте "Звук [йо], буквы Ё,ё"»
Предмет: обучение грамоте (литературное чтение)
Тема урока: Гласные звуки [й' о], ['о], буквы Ё,ё
Цель урока: знакомство детей с буквой Ё,ё, формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем.
Задачи:
- обучающие: производить слого-звуковой анализ слов; обозначать слияние [j’о] буквой ё; объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах; называть особенность буквы ё (обозначать целый слог-слияние — два звука); приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность; наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с ё; делать вывод: если в слиянии после мягкого согласного слышится звук [о], то пишется буква ё; обозначать буквой ё гласный звук [о] после мягких согласных; находить в текстах слова с буквой ё и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких — мягкость предшествующих согласных.
- развивающие: развивать фонематический слух детей, развивать речь детей, развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
- воспитательные: формировать культуру общения, воспитывать интерес и желание читать, прививать навыки работы в коллективе.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу и тихо сели.
– Для чего мы сюда пришли?
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Вводное слово учителя
– Ребята! К нам в гости пришел Снеговик и принес письмо о Деда Мороза.
Я письмо сейчас открою,
Содержание раскрою.
В гости Дед Мороз зовёт
И вопросы задаёт.
Отвечая, не спешите,
Ум, смекалку покажите
И фантазию включите,
Дед Мороза удивите.
На уроке отвечайте
И подарки получайте.
– Как вы думаете, почему Дед Мороз прислал вам письмо?
– Какой праздник приближается? (Новый год)
– Что вы знаете об этом празднике? (встреча Нового года один из самых старинных обычаев. В России начало года 1 января введено Петром 1. До этого этот праздник встречали 1 сентября)
– Вы ждёте в этот праздник подарков от Деда Мороза, а он ждёт ваших ответов. Будьте внимательными, на мои вопросы поднимайте руки и давайте полные ответы. За хорошую работу на уроке все ребята получат подарки от Деда Мороза.
III. Актуализация знаний.
– Какая бывает речь? (устная и письменная)
– Из чего состоит наша речь? (из предложений)
– Из чего состоят предложения? (из слов)
– А из чего состоят слова? (из звуков)
– На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные)
– Что вы можете сказать о согласных звуках? (глухие, звонкие, твердые, мягкие, парные, непарные)
– Что вы можете сказать о гласных звуках? (ударные, безударные)
– Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)
– Что обозначают буквы верхнего ряда? (твёрдость согласных звуков)
– Какую помощь оказывают буквы второго ряда? (смягчают)
– В чём заключается особенность букв я, е? (эти буквы могут обозначать два звука)
– В каких случаях это бывает? (в начале слова, после гласной)
– Как вы думаете, есть ли в русском языке ещё гласные буквы, которые обозначают два звука? (ответ на этот вопрос мы узнаем в ходе урока)
IV. Постановка темы урока
– Отгадайте загадку. Загадает нам загадку Ваня:
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)
– Сколько слогов в слове? (ёл-ка)
– Назовите первый слог?
– Из каких звуков состоит первый слог? (из слияния йо и отдельного звука л)
– Назовите второй слог?
– Из каких звуков состоит второй слог? (из слияния ка)
– Позовите слово, на какой слог падает ударение?
– Составим схему этого слова.
– Ребята, а кто прячется под лапами ёлки, вы узнаете, отгадав следующую загадку. Загадает нам ее Данил.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много
А ниток – ни одной.
– Сколько в слове слогов? (ё-жик)
– Назовите первый слог?
– Из каких звуков состоит первый слог? (йо)
– Назовите второй слог?(жык)
– На какой слог падает ударение? (на 1)
– Составим схему к слову ёжик?
– Какие звуки слышатся вначале слов ёлка и ёжик? Произнесите (йо)
V. Сообщение темы урока
– Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока? (знакомство со звуком (йо) и буквой ё)
– Цель урока: научиться читать слоги и слова с этой буквой.
- И вот ёжик принес вам букв Ё.
– 29 ноября 2013 года букве Ё исполнилось 230 лет!
- Раньше букву Ё писали двумя знаками, но княгиня Екатерина Дашкова предложила заменить двухбуквенное обозначение звука «io» в отечественной азбуке одной новой буквой "Е" с двумя точками сверху. В русском языке около 12500 слов с буквой Ё, из них примерно 150 слов на ё начинаются и около 300 на ё заканчиваются! В городе Ульяновске стоит памятник букве «Ё».
– На что похожа буква ё? Стихи нам прочитают Максим и Кирилл
Е и Ё – родные сестры
Различать сестёр не просто.
Но у буквы Ё две точки
Словно к лесенке гвоздочки.
Буква Е передохнула,
Как тот час же на неё
Пара птенчиков вспорхнула
Получилась буква Ё.
Урок тетушки Совы.
Физкультминутка “Узнай звук”
Приседайте и хлопайте в ладоши в том случае, если слово начинается с буквы ё (ёжик, ёлка, енот, яблоко, ёршик, юла, ежевика, ёмкость, тигрёнок.)
Развитие речи
- Отдохнули немного, теперь пора за работу. А то ёжик уже вас заждался и придумал вам задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим?
И первое его слово: съёжиться. Неужели мы в ежей превращаемся?
- Давайте порассуждаем, когда мы съёживаемся? (Холодно, страшно, прячемся).
- А попробуйте изобразить эту позу. (Дети показывают).
- Никого она вам не напоминает? (Ёжик так делает от страха или холода).
- Вот почему люди так говорят.
- Ну, что же, с первым вопросом вы справились, слушайте второй: почему один лесной куст мы называем ежевикой? Это что, ягода для ежей? (Ответы детей о том, что куст ежевики имеет иголки, как у ёжика, за это сходство ему и дали такое название, ягода, похожая на малину, только черного цвета)
- Молодцы! И второй вопрос одолели! Приступим к третьему, самому сложному. Люди часто говорят: держать в ежовых рукавицах. О каких рукавицах идет речь? Слышали ли вы, дети, такое выражение? (Нет)
- Ну что ж, придётся тогда мне объяснить ёжику, что это за рукавицы, а заодно и вы послушайте. На самом деле ежовых рукавиц не существует, а выражение это мы употребляем, если нам надо кого-то призвать к порядку. Вот приведу вам пример: у нас в классе есть дети, которые не очень стараются хорошо писать и я их за это ругаю, слежу за их работой более пристально, задаю дополнительные задания, т.е. держу в ежовых рукавицах.
VI. Речевая разминка (Упражнение на дыхание)
– Какая красавица раз в году наряжается? У нас тоже есть ёлочка.
– Давайте понюхаем её. (Медленный глубокий вдох через нос, задерживаем дыхание, долгий полный выдох) 3-4 р.
Чтение слогов, слов с доски
БЁ ПЁ ДЁ ТЁ ЗЁ СЁ
ЁЖ ЁЖИК ЁЛКА ЁЛОЧКА
МОЁ ТВОЁ СВОЁ
(Самостоятельное чтение слогов и слов по группам с заданиями)
1-я группа – читают 1-й столбик, слоги, прочитали хором.
– Что общего вы заметили при чтении этих слогов?
– Как произносятся согласные звуки? (мягко)
– Вывод: буква ё смягчает предшествующий согласный
2-я группа – читают 2-й столбик слов.
– Что интересного вы заметили при чтении слов?
– Какой вывод можете сделать? (в начале слова ё обозначает 2 звука)
– Какая орфограмма встретилась в слове ёжик? (жи пиши с и) Произнесём слово ёж.
– Какое опасное место встретилось в слове ёж? (на конце слышится звук [ш])
– Какую букву надо писать?
3-я группа – читает 3-й столбик слов.
– Что интересного заметили? (буква ё, после гл. о)
– Какой вывод можно сделать? (гласная буква ё, стоящая после гласных букв тоже обозначает 2 звука)
– Теперь нам надо поселить нашу букву в наш Буквоград. Подумайте, в какой домик и к каким буквам мы его поселим? (К гласным, к “я”, “е”).
– А под какой буквой? (“о”) Почему? (В букве”ё” есть тоже звук [о] )
– Давайте позовём слова и определим, на какую гласную падает ударение.
Вывод: Буква Ё всегда ударная, обозначает два звука вначале слова и после гласной.
– Послушайте стихотворение (Катя Е. и Катя С.)
- Расскажи-ка, буква Ё,
Как твоё житьё-бытьё?
-Ничего житьё течёт, я ударная всегда!
-Ой-ё-ёй, вот это да!
– Ребята, обратите внимание на слова житьё-бытьё. Произнесите.
Вывод: После «ь» буква ё обозначает два звука.
Значит буква Ё обозначает два звука: в начале слова, после гласной и после ь, в остальных случаях звук «о»
Гимнастика для глаз.
- Ребята, а каких рыб вы знаете на букву ё? А каких морских животных знаете на букву ё?
- Девочки подготовили сообщение про одного морского животного – морского ежа.
1. Морских ежей можно встретить в морях и океанах.
Тело ежей состоит из панциря и иголок. Острые иглы для ежей очень нужны, с их помощью они передвигаются, едят и защищаются от врагов.
Морские ежи едят всё: водоросли, мелких морских звезд и рачков.
2. На теле ежей есть рот с зубами. Острыми зубами соскребают водоросли с камней, пережевывают пищу, а также двигаются.
У ежей есть ножки с присосками, ими они роют норы, и имеются глазки.
Ежи прячутся от врагов в норах, прикрывают себя водорослями или зарываются в песок.
(Варя и Никита)
Ёж морской на дне морском
Пел о ёжике лесном:
- Ах ты, ёж. Братец ёж,
Как без моря ты живёшь?
- Я живу в глуши лесной,
Ёлка – мой дом родной.
VII. Работа по учебнику
Работа с деформированным предложением.
Под, ёжик, жил, ёлкой – на доске.
Чтение текста.
– О ком говориться в тексте? (о ёжике).
– Где был ёжик? (под ёлкой).
– Кто напал на ёжика? (Жучка).
– Что произошло с Жучкой? (наколола нос и отбежала).
– Ребята, а как нужно относиться к ежам? (их нельзя ловить и держать у себя дома, т.к. их дом – лес)
VIII. Рефлексия
– Ребята, с какой новой буквой познакомились?
– Почему она хитрая?
– Что узнали нового?
– Вам понравился урок?
“Ёлочка настроения”
– Наша ёлочка осталась не наряженной к Новому году. Выберите игрушку, соответствующую вашему настроению и повесьте её на ёлочку.
– Красный цвет – радостное, светлое, хорошее настроение.
– Оранжевый цвет – ни грустное, ни веселое.
– Синий цвет – грустное, тоскливое, печальное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока."Звук ц, буквы Цц" 1 класс. Обучение грамоте.
Конспект урока в аспекте формирования универсальных учебных действий....
Конспект урока "Звуки и буквы"
Урок русского языка в 1 классе по УМК "Школа 2100"....
Конспект урока.Звук [ц], буква Ц.ц
Цель: знакомство учащихся с новым звуком и буквой...
конспект урока «Звук [Щ‘] Буквы Щ щ».
В данном конспекте урока раскрываются учебные задачи по обучению грамоте младиих школьников...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Звук [о], буква О
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Звук [о], буква О...
Конспект урока "Звук и буква Жж. Слоги и слова со звуком и буквой Жж. Предложения с данными словами. Чтение предложений и текстов".
Конспект урока...
Конспект урока "Звук и буква. Различение звуков и букв"
Конспект урока по русскому языку в1классе по теме "Звук и буква. Различение звуков и букв".Цель: создать условия для выявления различий в понятиях «звук» и «бук...