Урок по литературному чтению на тему "Разноцветные страницы. Осень"2класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Данный урок является обобщающим по теме "Осень"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по литературному чтению 2 класс | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»
Тип урока: урок - обобщение.
Цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать творческие способности, фантазию, наблюдательность, умения сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд средств художественной выразительности; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные: обобщат знания об изученных в разделе произведениях и их авторах, научатся читать прозаический текст и текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя, различать стихотворный и прозаический текст, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные в отношении использования средств художественной выразительности выражения в лирическом тексте
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: уметь работать в паре(распределять обязанности; выслушивать товарища по группе, отстаивать своё мнение);проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы.
Личностные: самостоятельно оценивают свои достижения.
Образовательные ресурсы: портреты поэтов и писателей, выставка книг поэтов и писателей, иллюстрации на тему осени, запись музыки П. И.Чайковского «Времена года. Осенняя песнь. Октябрь», М. Леграна «Шербунские зонтики», презентация к уроку, карточки – задания, рисунок дерева, кленовые листья.
Ход урока
Ι. Организационный момент. (Слайд №1)
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
ΙΙ. Актуализация опорных знаний.
-Перед вами портреты известных людей. Назовите их и исключите «лишний» портрет. («Лишний» - портрет детского писателя К. Чуковского, произведения этого писателя не изучали в разделе «Люблю природу русскую. Осень»).
-Обратите внимание на выставку книг. Что эти книги связывает с портретами?
(Это произведения поэтов, чьи портреты мы видим)
(Слайд №2)
- Посмотрите репродукции известных картин. Какое время года на них изображено? (Осень)
- Какой раздел мы изучаем на уроках чтения? Все ли произведения этого раздела мы прочитали? Чем же будем заниматься сегодня?
-Какое название вы дали бы уроку? (Высказываются предположения )
(Слайд №3)
III. Постановка учебной задачи.
-Сегодня мы подведём итоги: вспомним, чему научились, что узнали нового, будем учиться правильно формулировать свои ответы, работать в коллективе. Для этого вновь перелистаем страницы учебника, вспомним, какие поэты и писатели описывали осень, прочитаем любимые стихи об этом времени года.
IV. Дыхательная разминка (гимнастика) (Слайд №4)
- Представим, что мы в осеннем лесу. В воздухе пахнет грибами, сырыми листьями, костром…. Сядьте ровно, руки положите на колени:
- вдохнём запах осеннего леса (вдох носом, выдох через рот);
- в воздухе запахло грибами (вдох, задержка дыхания, выдох);
- повсюду пахнет листьями. Возьмите осенний листочек, вдохните носом, задержите дыхание, выдохните сильной струёй воздуха снизу под листочек. Посмотрите, как красиво ваши листочки играют на ветру.
V. Речевая разминка. (Слайд №5)
Произносите скороговорку чётко, выделяя голосом ударные слоги:
Гроздья рябины на солнце горят,
Рябит от рябины в глазах у ребят.
- Как вы прочли скороговорку? Что выделяли? (Выделяли ударные слоги)
- Какую особенность стихотворения вы заметили? (Ритмичность)
- Для чего нужен ритм в стихотворении? ( Передать настроение)
VΙ. Работа по теме урока.
- Беседа с детьми.
– Мы закончили работу над произведениями раздела, и в гости к нам пожаловала сама героиня Осень, ведь именно ей были посвящены стихотворения и рассказы этого раздела. Но в гости к нам пришло две Осени. Угадайте, какие?
Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья.
Зажгла огней рябиновых костер.
То – щедрая красавица
Игриво улыбается
И охраняет всех косым дождем. (Золотая Осень) (Слайд №6)
А это что за девица?
Густым туманом стелется,
Поёт с ветрами песни до зари.
И зябко с ней, и голодно,
В душе тоска и холодно.
Все засыпают, угасают дни. (Осень серая, мокрая, скучная) (Слайд №7)
– Как вы думаете, почему сразу две Осени сегодня у нас в гостях?
2. Работа с карточками. (Слайд №8)
- Прочитайте предложения на ваших карточках, подчеркните те из них, которые описывают раннюю, золотую осень.
На кустах и деревьях пожелтела листва. По дорожкам ветер кружит сухие листья. По небу плывут серые тучи. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Мелкий холодный дождь моросит весь день. Пролетают первые снежинки. Еще цветут поздние цветы. (Слайд №9)
3. Выставка рисунков.
– Вы рисовали осень, посмотрите на свои рисунки. На каких изображена золотая осень, а где – поздняя? Каких рисунков больше? Почему?
4. Работа со стихами. (Слайд №10)
Выразительное чтении стихотворений. (Дети читают наизусть стихотворение, которое больше всего понравилось.)
-О какой осени говорится в этом стихотворении? Какие строки это подтверждают?
VΙΙ. Физкульминутка. (Слайд №11)
(Дети выполняют движения под музыку)
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
VΙΙΙ. Продолжение работы по теме урока. (Слайд №12)
- Работа в парах.
- Поработайте в парах, вспомните характеристики стихотворных произведений.
1 ряд – задание 3 на стр. 82.
2 ряд – задание 4 на стр. 82.
3 ряд – задание на карточках. Соедините название стихотворения с автором.
В. Брюсов «Сухие листья...»
А. Плещеев «Осень наступила, высохли цветы...»
М. Пришвин «Осеннее утро»
С. Есенин «Закружилась листва золотая...»
В. Берестов «Хитрые грибы»
(Слайды №13, 14, 15, 16)
-Посмотрите на задание 3 ряда. Какое произведение можно назвать лишним и почему?
- Чем рассказ отличается от стихотворения? (Рифма, запись по строчкам).
2. Игра «Чьи стихи?» (Слайд №17, 18)
- По нескольким словам догадайтесь, чьи это стихи. Назовите автора.
- Холоднее, грустнее, улетают, блистают, смеётся, проснется. (К.Бальмонт)
- Цветы, кусты, на лугах, на полях. (А.Плещеев)
- Спится, темно, злится, окно. (А.Фет)
- Короткая, дивная, бодрый, паутины, праздной. (Ф.Тютчев)
- Корзиной, березовые, хитрые, под елью, перепутал. (В.Берестов)
- Молчанье, вышине, тишине, шуршанье. (И.Бунин)
- Выполнение теста.
Задание по вариантам.
1 вариант
Фамилия, имя _______________________________________
1. Что соответствует описанию осени?
□ поспела в лесу земляника
□ птицы собираются в стаи и улетают на юг
□ на снегу волчьи и лисьи следы
□ трава выросла высокая-высокая
2. Кто автор этих строк?
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
□ А. Плещеев
□ Ф. Тютчев
□ С. Есенин
□ А. Фет
3. Определи жанр текста "Грибы" (с. 77 учебника).
□ рассказ
□ стихотворение
□ научная статья
□ сказка
2 вариант
Фамилия, имя _______________________________________
1. Что соответствует описанию осени?
□ с огородов и полей убрали последние овощи
□ снег убрал деревья в тёплые шубки
□ весело распевают птицы
□ на лугу расцвели ромашки.
2. Кто автор этих строк?
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
□ А. Толстой
□ А. Плещеев
□ К. Бальмонт
□ В. Брюсов
3. Определи жанр текста М. Пришвина "Осеннее утро" (с. 78-79 учебника).
□ рассказ
□ стихотворение
□ научная статья
□ сказка
IX. Домашнее задание. (Слайд №19)
- Составить небольшой рассказ – сочинение на тему: «Чем мне нравится осень». (Работы оформить на отдельных листочках, можно сделать иллюстрацию.) Можете сами попробовать сочинить четверостишие об осени.
X. Итог урока. Рефлексия. (Слайд №20)
- Чему был посвящён урок?
- Что же мы узнали об осени?
- Чему вы научились?
- Молодцы! Вы справились!
- Давайте нарядим наше осеннее дерево настроения. Раскрасьте осенний листик: если вы справились с заданиями – раскрасьте красным цветом. Если не всё получилось – жёлтым. А если было трудно – коричневым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению "Люблю природу русскую.Осень.Закрепление"
Обобщение знаний по разделу "Люблю природу русскую. Осень"...
Конспект урока по литературному чтению в з классе.Осень в произведениях русских поэтов
Цель: создание условий для эстетического развития учащихся с помощью стихов об осени, музыки и осенних картин. Учебные задачи :...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Осенние листья. Стихи русских поэтов об осени".
Урок по литературному чтению во 2 классе. Л.Ф.Климанова. Литературное чтение. 2 класс....
Конспект урока по литературному чтению Тема: Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения.
Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...
Открытый урок по литературному чтению "М.М.Пришвин "Осеннее утро" 2 класс УМК Школа России
Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов....
Конспект урока по литературному чтению Тема: «Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов»» (3 класс)
Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; развитие правильной связную речи. Планируемые результаты Предметные: - знать авторов и названия рассказов раздела;- знать с...
Конспект урока по литературному чтению "Люблю природу русскую. Осень"
Цели: познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном миреОбразовательные задачи: 1) учить распознавать листья наиболее распростр...