Формирование навыков осознанного чтения на уроках литературого чтения
статья по чтению на тему

Васина Татьяна Петровна

В данной статье учитель называет разнообразные методы, которые можно использовать для достижения осознанности прочитанного, предлагает  различные виды заданий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasina_t.p._forirovaie_navykov_osoznanogo_chteniya.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование    навыков  осознанного  чтения

на   уроках  литературного  чтения

   

Выступление

учителя начальных классов

МАОУ СОШ №22

Васиной Татьяны Петровны

на ШМО учителей начальных классов

2016-2017 учебный год

Формирование    навыков  осознанного  чтения на   уроках  литературного  чтения

   

«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать»
(Д. Дидро)

         Одним из требований, предъявляемых программой  к чтению, является осознанное чтение. Осознанное чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык  является наиболее важным для чтения, т. к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач.

Для этого учитель использует разнообразные методы: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсию, демонстрацию картин, иллюстрации, видеоматериал. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а также обобщающие беседы.

    Осмысленность чтения предполагает  формирование следующих умений:

  1. Выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
  2. Пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
  3. Отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
  4. Определять эмоциональный характер текста;
  5. Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
  6. Опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
  7. Определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
  8. Уметь прогнозировать содержание читаемого;
  9. Осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
  10. Формулировать тему небольшого текста;
  11. Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
  12. Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
  13. Определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
  14. Находить главную мысль, сформулированную в тексте;
  15. Определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

Психологи выделяют несколько уровней понимания текста. Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится.

Следующий уровень характеризуется пониманием «не только того, о чём говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста. Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.

            Исходя из этого, учителю нужно стремиться, чтобы в результате работы на уроке дети не остались на поверхностном уровне восприятия, а поняли бы подтекст произведения, почувствовали авторское начало и определили своё отношение к прочитанному.

          Известны различные виды заданий, направленных на формирование навыка осознанного чтения. Прежде всего, эти задания, связаны с лексической работой над словом, т. к. именно эта работа обеспечивает понимание элементарного смысла произведения. Непонимание прочитанного начинается, как правило, с непонимания значения отдельных слов и выражений, а это ведет к невозможности понять более глубокий смысл произведения. Значение ряда слов и выражений разбирается перед началом чтения произведения на так называемых речевых разминках (речевых пятиминутках). Материал для речевой разминки подбирается учителем в зависимости от темы урока, класса и уровня развития школьников. Так же существуют  задания, связанные с развитием смысловой догадки школьников и умением прогнозировать содержание, жанровую специфику, эмоциональный характер текста перед его чтением и в процессе чтения.

            Задание 1 – понимание смысла слова из общего контекста.

Фрагмент урока: Знакомство с русской народной сказкой «Как аукнется, так и откликнется»:

- Какие слова  из этой сказки тебе не совсем понятны?

- Можно ли догадаться об их смысле по содержанию сказки?

- Попытайтесь объяснить, например, слова:

     не обессудь, потчевать, досада, несолоно хлебала.

Задание 2 – понимание фактического содержания.

Фрагмент урока: Знакомство со статьёй К. Д. Ушинского «Наше отечество»:

- Найди и прочитай ответы на вопросы: почему мы зовём Россию

                   Отечеством, родиной,матерью.

Задание 3 – прогнозирование содержания перед чтением и в процессе чтения.

Фрагмент урока: Знакомство с произведением Б. Заходера «Волчья песня»:

- Прочитай заголовок следующего произведения.

- Подумай, о ком оно.

- Страшное или нет?

- Сказка или рассказ?

Задание 4 – помогает научить детей понимать мотивы поведения персонажей.

Фрагмент урока: Знакомство с произведением Л. Толстого «Косточка».

После чтения рассказа:

- Отчего Ваня заплакал? Выберите правильный ответ.

  1. Ваня испугался.
  2. Ваня рассердился.
  3. Ване стало стыдно и обидно.

Задание  5 – учит понимать подтекст по вопросам и заданиям, на которые нет прямых ответов в тексте.

Фрагмент урока: Знакомство со сказкой С. Козлова «В сладком морковном лесу»

- Как ты считаешь, персонажи этой сказки встретились впервые или нет? Найди слова, которые помогают понять это.

- Перечитай сказку и определи, как относятся друг к другу Медвежонок и Ёжик. Объясни, что помогло тебе догадаться об этом.

На работу над третьим, самым глубоким уровнем понимания, на

осознание того, что важное хотел сказать автор (идея произведения), направлены такие задания.

Задание 6 – подбор к тексту наиболее точной из предложенных пословиц (т.е. той пословицы, которая отражает главную мысль произведения).

Задание 7 – нахождение в тексте «главных» слов произведения.

Например, на уроках знакомства с русской народной сказкой «Два Мороза»; произведением Л. Пантелеева  «Две лягушки».

 Осознанию собственного отношения к прочитанному помогают вопросы типа:

- Ты хотел бы дружить с таким мальчиком? Почему? (Знакомство с произведением В. Драгунского «Не пиф, не паф!»).

- Что бы ты  хотел посоветовать этому персонажу? (Знакомство с произведением Б. Заходера «Петя мечтает»).

   

  Работа над осознанным чтением не ограничивается периодом обучения в начальных классах, она продолжается и остаётся актуальной на протяжении всех лет обучения. Чем старше становятся  учащиеся, тем сложнее и объёмнее  тексты, в текстах закладывается более глубокий смысл, усложняется сюжетная линия и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе по системе В. Л. Занкова. Тема: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы по сказке Сергея Козлова «Чёрный омут».

Разработка урока литературного чтения во 2 классе по системе В. Л. Занкова.  Тема: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы по сказке Сергея Козлова «Чёрный омут». На данном уроке  учащиеся ...

Конспект урока литературного чтения "Народные промыслы в литературе"

Конспект урока построен по технологии развития критического мышления. Работа ведется по учебнику Романовской...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

Конспект урока литературы (чтения) в 4 В классе 2 отделения.

Конспект урока литературы (чтения)  в 4 В классе 2 отделения.                                      ...

Технологическая карта урока литературого чтения

Технологическая карта урока по обучению грамоте с презентацией к уроку. Урок проводится в 1 классе , во втором полугодии. На уроке ипользуются различные формы организации работы: фронтальная, группова...

Доклад на школьном МО: Приемы и методы на уроках литературы, развивающие технику чтения и смысловое чтение

Сформировать навыки чтения – одна из важнейших задач успешного обучения в школе. В. А. Сухомлинский подчёркивал, что без высокой культуры чтения нет ни школы, ни настоящего умственного труда....