Доклад на школьном МО: Приемы и методы на уроках литературы, развивающие технику чтения и смысловое чтение
методическая разработка

Дмитриева Светлана Сергеевна

Сформировать навыки чтения – одна из важнейших задач успешного обучения в школе. В. А. Сухомлинский подчёркивал, что без высокой культуры чтения нет ни школы, ни настоящего умственного труда. 

Чтение – это важнейшее средство формирования мыслительных способностей. Быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад для выступления на школьном МО

Тема: «Приемы и методы на уроках литературы, развивающие технику чтения и смысловое чтение»

     Сформировать навыки чтения – одна из важнейших задач успешного обучения в школе. В. А. Сухомлинский подчёркивал, что без высокой культуры чтения нет ни школы, ни настоящего умственного труда. 

Чтение – это важнейшее средство формирования мыслительных способностей. Быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

 Давайте повторим, что такое техника чтения. Каким может быть чтение, каковы характеристика техники чтения.

  1. Правильное. Такое чтение предполагает чтение без замен букв, без перестановок букв и слогов, соблюдение структуры слова, соблюдение ударения.
  2. Осмысленное – чтение с пониманием прямого смысла и переносного.
  3. Орфоэпичное – чтение с соблюдением нормы произношения:

без «оканья»;

знание законов чтения с шипящими;

оглушение – озвончение;

«что», «его», «тся».

  1. Беглое – чтение с нужной скоростью.
  2. Выразительное – чтение с соблюдением интонации внутри фразы, предложения, текста; чтение с поставленной дикцией: громкость голоса, полетность голоса, скорость и четкость говорения.

      Конечная цель обучения чтению в начальных классах - это ребёнок, читающий правильно, осмысленно, орфоэпично, бегло, выразительно, владеющий навыками пересказа и воспроизведения прочитанного.

     Давайте расшифруем основные составляющие этого определения

• Читать правильно - это значит, читать не заменяя буквы, не переставляя

отдельные буквы и слоги местами.

• Читать осмысленно - это значит, читать, понимая смысл слов и

выражений в прямом и переносном смысле.

• Читать орфоэпично - это значит, читать соблюдая нормы произношения.

Не смешивать их с нормами написания. Читать, соблюдая ударение.

• Читать бегло - это значит читать с определенной скоростью.

• Читать выразительно - это значит, при помощи интонации воссоздавать

в живом слове чувства и мысли, которыми насыщено художественное

произведение. Уметь при помощи голоса раскрывать авторский замысел и

свое личное отношение к содержанию произведения.

• Владеть навыками пересказа- это значит уметь передавать содержание

текста полно, кратко, выборочно в устной или письменной форме.

     Рассмотрим более подробно  факторы, которые влияют на скорость чтения:
уровень речевого развития;

постановка дыхания;

угол зрения; память;

умение артикулировать;

характер текста (содержание, лёгкий или сложный, интересный-неинтересный);

образ слова (шрифт, чёткость напечатанного);

развитие антиципации – умение предвидеть следующие буквы, слова.
    Во время чтения отрабатывать информацию помогают три анализатора: зрительный, речевой, слуховой. От степени развития этих анализаторов зависит и активная познавательная деятельность. Для речевого развития (особенно в 1 классе) нужно использовать игры, которые являются переходным этапом к учебной деятельности.

Смотри не ошибись

Слова на доске: Замок, стрекоза, ваза, забор, коза, замазка, глаза, берёза, занавеска, мимоза.

- Найти слова, начало которых слог ЗА-. Будьте внимательны.
- Найдите слова, в которых слог – ЗА_будет в конце слова. 

Слова из слов

Составьте новое слово их букв предложенных слов:

Дудочка - дочка, удочка                      

Кот – ток                            

Сосна – нос, сон                        

Вдруг – друг              

Василёк – лиса, сила, вёл, вилка

Градусник – град, ус, сани, друг, дар, дуга, гуси.

 Собери слова из букв

Град (друг), Бшакуба (бабушка), Арста (астра), Гинак (книга)

Два колодца

На доске – изображение двух колодцев и вёдер с буквами. Необходимо выбрать ведро, чтобы буква, написанная на нём, подошла к имеющимся буквам на срубе колодца. На каждом колодце должно получиться по четыре разных слова: бак, рак, мак, лак и бук, лук, сук, жук.


У



А



Б



К



Б



К


М



К


Л



К


Р



К


С



К


Л



К


Ж



К


Для регулирования дыхания на уроках используют 
скороговорки. Чтение скороговорок способствует выработке выразительной артикуляции, хорошей дикции, а также развлекает детей. Этой работе необходимо уделять большое внимание с 1 класса. Скороговорку сначала нужно записать на доске и первый раз прочитать учителю обычным темпом, второй раз прочитать быстро, дети слушают, а затем читают с доски. Третий раз прочитать быстро, дети повторяют тоже быстро. Такую работу проводить до тех пор, пока дети не научатся читать скороговорки быстро. 

1.Купила Марусе

Бусы бабуся.
На рынке столкнулась
Бабуся о гуся…
Все бусы склевали
По бусине гуси.

2.Кошка-крошка на окошке

Кашку кушала по крошке.

3.Грачиха говорит грачу:

« Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера».

4.Забавной обезьяне

Бросили бананы.
Бросили бананы
Забавной обезьяне.

5.На горе Арарат

Растёт крупный виноград.

6.Пустили щуку в речку,

Пирог спустили в печку.
вуаа

7.Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.

8.Петя пилил пилой пень.

9.Два дровосека, два дроворуба,

Два дровокола говорили про Лору,
Лариона и Ларину маму.

Для правильной постановки дыхания и развития артикуляции можно проводить такие упражнения:

* упражнение на продолжительность выдоха при произношении [ф], [ш],
[с], [р];


  • повторение слогов (
    ма, мо, му, та, ту, то) + чтение смыслового блока из 2-3 предложений, стихотворение на одном дыхании;

  • произношение отдельных звуков [л], [р], [к], [ш], [ч] и слогов: ла, ру, ко, 
    шу, чи сначала шёпотом, а потом вслух;

  • произношение слов, где легко выделяются согласные (твёрдые и мягкие): 
    лес –лось, тон – тень.

Развитию артикуляционного аппарата помогают и чистоговорки.

Чистоговорки исправляют плохую дикцию, развивают фонематический слух, культуру речи, память.    

Чистоговорки

Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

Оч-оч-оч – наступила ночь.

Ра-ра-ра - Кате спать пора 

Ро-ро-ро – на полу ведро.

Ры-ры-ры – летают комары.

Са-са-са – в лесу бегает лиса.


Со-со-со – У Вовы колесо.

Ос-ос-ос – на поляне много ос.

Су-су-су – было холодно в лесу.

Усь-усь- усь- на лугу пасётся гусь.

Та-та-та – у нас дома чистота.


Ты-ты-ты – сметану съели все коты.

Ти-ти-ти - съем кашу всю почти.

Те-те-те – отложите шитье.

То-то-то – стали мы играть в лото.

Ба-бо-бы – в лесу растут грибы.

Бу-бы-ба - во дворе стоит труба.


Бы-ба-бу – посмотрите все в трубу.
Игры, развивающие память 

БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ

( ) елка тра ( ) а тык ( ) а

СЛОВО ПОТЕРЯЛОСЬ

Детям предлагаются предложения с пропущенными словами. Опираясь на раннее прочитанные, нужно дополнить предложения подходящими по смыслу.

 ЗАПОЛНИ ПРОПУСКИ

В словах, записанных предложений, вставить пропущенные буквы.
Л_ д_ б_льн_. У Л_д_ б_ли_ г_рл_. О_а ч_т_ _ т к_иг_. 

НАЙДИ СЛОВО

Найти и прочитать в тексте слова, содержащие первый слог – ЛИ –: слова, которые можно отнести к данному рисунку, картинке.
    Для того, чтоб процесс обучения проходил результативно, представим себя тренерами, которые добиваются от своих подопечных результатов. Наблюдаем за тем, как ваши ученики принимают все правила обучения. И, конечно, без помощи родителей нам не обойтись. Для этого мы должны объяснить им, что должно быть в конечном итоге, какова их роль в совместном обучении детей. Без отсутствия одной из сторон данного треугольника (Учитель – ребенок – родитель) невозможен оптимальный процесс обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловое чтение. Методы и приемы смыслового чтения

Развитие смыслового чтения у учащикся младших классов....

Основные педагогические приемы и методы проведения урока по ФГОС.

«Возможно ли на каждом уроке реализовывать ФГОС, какие факторы влияют на проведение урока на высоком профессиональном уровне, как заинтересовать ребенка в изучении предмета, как мотивировать детей к у...

Доклад на тему: Основные педагогические приемы и методы проведения урока по ФГОС.

Доклад на тему: Основные педагогические приемы и методы проведения урока по ФГОС....

Доклад "Приемы смыслового чтения в начальной школе"

Доклад содержит информацию о видах и приемах смысловго чтения в начальных классах...

Методы и приемы смыслового чтения при работе с текстом.

Методы и приемы смыслового чтения при работе с текстом. Конспект разработан параллельно с презентацией....

Методы и приемы формирования навыков смыслового чтения

Методы и приемы формирования навыков смыслового чтения...