КТП и рабочие программа по чтению
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Куяново»
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № 1 от 31. 08. 2015 г. Руководитель ШМО_________ /Г.В.Тимиргазина./ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________ /И.С.Ильясова/ 29.08.2014 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ с. Куяново _________ /И.Н.Хайдарова/ Приказ №170 от 29. 08. 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет литературное чтение
Учитель Хайретдинова Ляйсан Тагировна
Учебный год 2015/2016
Класс 2 в
Общее количество часов по плану 100 часов
Количество часов в неделю 3 часа
Рабочая программа разработана в соответствии с программой «Литературное чтение» – концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова (авторы Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. М.: Вентана-Граф, 2012), примерной программой начального общего образования по литературному чтению, созданной на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования начальной школы.
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. для учащихся . общеобразоват. учреждений В 2-х частях. / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).
« 31 » августа 2015 г. ________________
(подпись учителя)
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Основная цель урока литературного чтения в начальных классах - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
3адачи курса «Литературное чтение»:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении (не менее 60–70 произведений разных авторов), так и в виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130–150 произведений). По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор – 10–12 %; русская литература ХIХ века – 15–20 %, отечественная литература ХХ века – 40–45 %, национальная литература (в переводе и на русском языке) – 10 %, зарубежная литература – 20 % учебного времени.
Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствует формированию личностных качеств.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Система духовно – нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета выделяется во 2 классе 100 ч (3ч в неделю).
Содержание программы
Примерная тематика: произведения о Родине; о родной природе; об отношении людей к природе, животным, труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения о добре и зле, кривде и правде.
О нашей Родине (5.ч.): стихи, рассказы, пословицы о Родине, произведения Ф. Савинова, И. Никитина, С. Романовского, С. Прокофьева.
Народная мудрость (5 ч.): песенки, загадки, шутки, считалки, потешки, былины.
О детях и для детей (19 ч.): произведения И Крылова, братьев Гримм, Х.-К. Андерсена, Л. Толстого, С. Баруздина, Е. Пермяка, А. Барто, Н. Носова, М. 3ощенко, В. Сутеева, Л. Пантелеева, А. Гайдара.
Уж небо осенью дышало... (5 ч.): произведения А. Пушкина, Е. Трутневой, Г. Скребицкого, Э. Шима, Н. Сладкова, Н. Рубцова, М. Пришвина, Е. Пермяка.
Снежок порхает, кружится... (18 ч.): произведения фольклора; произведения Н. Некрасова, В. Одоевского, В. Даля, И. Сурикова, И. Соколова-Микитова, Г. Скребицкого, 3. Александровой, М. Пришвина, С. Есенина.
Праздник новогодний (8 ч.): произведения Х.-К. Андерсена, С, Маршака, Д. Гайдара, С. Михалкова.
Произведения о животных (О братьях наших меньших) (14 ч,): произведения фольклора, сказки народов мира; произведения К. Ушинского, В. Жуковского, М. Пришвина, Д Мамина-Сибиряка, А. Плещеева, Н. Рубцова, В. Бианки, К. Паустовского, Р. Киплинга, братьев Гримм.
3арубежные сказки (10 ч.): сказки народов мира, братьев Гримм, Дж. Харриса, Р. Киплинга.
Рассказы, стихи, сказки о семье (Семья и я) (13 ч.): произведения фольклора, Л. Толстого, М. Лермонтова, А. Плещеева, А. Ахматовой, Л. Воронковой, В. Солоухина, С. Михалкова, С. Баруздина.
Весна, весна красная,.. (23 ч.): произведения фольклора, произведения А. Пушкина, В. Жуковского, Ф. Тютчева, Е. Баратынского, А. Чехова, А. Куприна, М. Пришвина, А. Барто, Н. Сладкова, Г. Скребицкого, С. Маршака, Б. Заходера, Э. Шима
Волшебные сказки (Там чудеса...) (7 ч.): русская народная сказка «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, «Кот в сапогах» Ш. Перро.
Резерв (9 ч.).
В классах с высоким темпом работы резервные уроки выделяются по усмотрению учителя для формирования заинтересованности учащихся в расширении и углублении получаемых знаний (проектная деятельность детей по литературному чтению, завершающие нетрадиционные уроки по темам и т.п.) В классах с низким темпом работы эти уроки могyт быть посвящены закреплению и систематизации знаний детей.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения, Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок), выявление их сходства и различий. Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.
Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках, Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя.
Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Круг чтения
Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература; книги-справочники, словари.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина; бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешки, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название
произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказки от лица одного из ее персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы ( «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т.д.). Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков - конкурсов, уроков - игр.
Чтение: работа с информацией
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.
Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев произведений, книг. 3аполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг,
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу обучения во втором классе обучающиеся должны уметь правильно читать текст целыми словами (темп чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся; читать молча небольшие тексты (темп - не менее 70 слов в минуту); пересказывать прочитанный текст по готовому плану; определять тему и жанр прочитанного или прослушанного произведения; читать наизусть 5-6 стихотворений, 1-2 отрывка из прозы; самостоятельно знакомиться с произведением и книгой (выделять фамилию автора, заглавие); самостоятельно отбирать книги для чтения.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
- определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
- понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
- находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
- читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55-60 СЛОВ В МИНУТУ);
- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
- выразительно читать подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон и темп, соответствующие читаемому произведению;
- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
- группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности,
Ученик может научиться:
- понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
- пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
-пользоваться первичным, изучающим И поисковым видами чтения;
-постоянно читать детские журналы и находить в них произведения я к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- различать стихотворный и прозаический тексты;
- определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
- различать пословицы и загадки по темам;
- использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения),
Ученик может научиться:
- осознавать нравственные и этические ценности произведения;
-выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
- моделировать (живые) картинки к отдельным эпизодам произведений;
- рассказывать сказки с присказками;
- создавать истории о героях произведений,
Ученик может научиться,
- делать иллюстрации к изученным произведениям;
-иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений
- выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «народные сказки», «книги о
детях», «Сказки о животных»;
- инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- находить информацию о героях произведений;
- работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
- дополнять таблицы и схемы недостающей информацией,
Ученик может научиться,
- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
- находить информацию о книге в ее аппарате;
- сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.
Планируемые результаты освоения предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметныx, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У второклассника продолжится:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У второклассника продолжится:
1) овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синте3а, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность при3навать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
1З) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У второклассника продолжится:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать В их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
Критерии оценивания
Система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции:
социальную (позволяет установить соответствие личных достижений каждого ученика требованиям программы, познакомить учащихся и их родителей с направлениями и критериями оценивания успехов в учении, опираясь на результаты проверки; учесть все факторы, влияющие на учебно-познавательный процесс и уровень обученности ученика, чтобы наметить перспективу развития его индивидуальных возможностей);
Воспитательную (учитель отслеживает динамику продвижения каждого ученика в обучении и развитии, а также сформированность его личных качеств; система проверочных и контрольных работ выполняет не только контролирующую, но и обучающую роль; вовлечение учащихся в оценочную деятельность снимает у них страх и тревожность, побуждая к решению задач различных видов и поиску ответов даже на сложные вопросы);
Образовательную (учитель определяет уровень усвоения материала, анализирует успехи и просчеты, вносит коррективы в содержание и планирование учебного материала; каждый ученик, зная результат своей работы, знакомится с допущенными ошибками, осознает, что он уже умеет, а что нужно еще повторить или доучить);
эмоционально-развивающую (эмоциональная реакция каждого ученика на полученный результат - радость, огорчение, безразличие - может укрепить его учебную мотивацию или породить неуверенность в себе и нежелание учиться дальше),
объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых второклассниками с предметным содержанием. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по литературному чтению.
Остальные работы подобраны так чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий,
Это:
комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);
литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);
тесты по изученному произведению, теме, разделу;
тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;
диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;
тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);
комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности читательских умений (в конце каждого полугодия);
итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ);
контрольные работы для проверки умений работать с книгой (в конце первого полугодия во 2 классе),
Начиная со второго полугодия во 2 классе, задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии можно определить триадой «3наю, понимаю, могу»,
Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более шести баллов, работа считается выполненной):
«5» - ученик набрал 9-10 баллов;
«4» - ученик набрал 7-8 баллов;
«3» - ученик набрал 5-6 баллов;
«2» - ученик набрал менее 5 баллов,
Для индивидуализации проверки и оценки текущие и контрольные работы даны в трех вариантах, различающихся тремя уровнями сложности, Первый вариант заданий соответствует обязательному минимуму содержания программы и, следовательно, первому уровню ученика, подготовки - Второй и третий варианты включают задания повышенной сложности и соответствуют второму и третьему уровням подготовки.
Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценивать по сумме верных ответов:
«5» - если все задания выполнены верно;
«4» - если выполнено не менее 1/4 всех заданий;
«3» - если выполнено не менее 1/2 всех заданий;
«2» - если выполнено менее 1/ 2 вcex заданий.
Формой проверки литературной эрудиции являются литературные диктанты трех видов:
лексические диктанты предлагают слова и провождают тексты произведений в учебниках.
литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия
Информационные диктанты содержат имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений.
Количество слов во 2 классе - 5-10. Проверка диктантов проводится учащимися самостоятельно, с использованием учебника и учебной хрестоматии.
Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки:
«5» - если в работе нет ошибок;
«4» - если в работе одна ошибка;
«3» - если в работе две ошибки;
«2» - если в работе более двух ошибок.
Во 2 классе проверяются овладение способом чтения целыми словами и словосочетаниями, понимание содержания прочитанного (темп чтения не менее 50 слов в минуту). Время проверки не менее трех минут. О замере времени учащимся не сообщается.
Отметка «5» - ученик читает целыми словами, отчетливо произносит читаемые слова, темп чтения не менее 50 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания, дает полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.
Отметка «4» - ученик читает более 40 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы, верно передает содержание прочитанного (частично при помощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок,
Отметка «3» - ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя,
Отметка «2» - ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».
Технические ошибки: замена и искажение читаемых слов; замена и перестановка букв, слогов, слов; пропуски или добавления слов; ошибки ударения, понимание слова: включает верное объяснение его прямого и переносного значения, значения в данном предложении, тексте.
Понимание текста, проверяется с помощью ответов на вопросы, пересказа, выразительного чтения (показатель целостного восприятия и осмысления текста).
Ошибки понимания: тон и темп чтения не соответствуют содержанию произведения; интонация не соответствует знакам препинания.
Текущая проверка навыка чтения вслух (фронтальная или индивидуальная) осуществляется на каждом уроке. Учащиеся по очереди читают текст по частям в течение 3-5 минут, а учитель по своему экземпляру текста определяет количество слов, прочитываемых каждым учеником за одну минуту. Определяются способ чтения, темп чтения (количество слов), правильность (количество ошибок) и понимание (объяснение слов).
Текущая проверка выразительности чтения включает чтение подготовленного дома текста (отрывка) и выразительное чтение наизусть изученных программных произведений.
Контрольная проверка выразительности чтения проводится в конце четверти, а итоговая - в конце полугодия и года индивидуально. Для проверки подбирается доступный по лексике и содержанию незнакомый текст.
Проверка навыка чтения молча (полное исключение речедвижения) проводится фронтально, индивидуально или с группой учащихся. По команде учителя дети начинают читать предложенный им текст и через две минуты отмечают слово, до которого они дочитали.
Второклассники должны знать наизусть стихотворения и отрывки из произведений классической художественной литературы. Во втором классе - 8-10 стихотворений, 2-3 отрывка из прозы. Навык сформирован, если ученик читает правильно. Понимает прочитанный текст, умеет выразительно читать подготовленное произведение
Литература для обучающихся:
1. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).
2. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях. / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).
Литература для учителя:
- Литературное чтение: 2 класс: Методический комментарий/под редакцией Л. А. Ефросининой. – М.: Вентана – Граф, 2009
- Литературное чтение. Начальная школа. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. В 2-х частях. Часть 1. Для 1-2 классов. / Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXΙ века», 2008
- Пособие «Школа физкультминуток» В.И. Ковалько.
Количество часов: 3 часа в неделю
Всего за год 104 ч
1 четверть 26 ч
2 четверть 24 ч
3 четверть 29 ч
4 четверть 25 ч
Название раздела | № | Тема | Кол. час | Дата | Оборудование | Примеч. | |
календ. | факт. | ||||||
О нашей Родине (5ч) | 1 | Произведения о Родине. В.Савинов «Родина». | 1 | 01.09 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | ||
2 | Стихи о Родине. И.Никитин «Русь». | 1 | 04.09 | ||||
3 | Рассказы о Родине. С. Романовский «Русь». | 1 | 05.09 | Портрет, иллюстрации, книги, словарь. | |||
4 | С. Романовский «Слово о русской земле». | 1 | 08.09 | ||||
5 | С. Прокофьев «Родина». | 1 | 11.09 | Портрет, иллюстрации, книги, словарь. | |||
Народная мудрость (5ч) | 6 | Малые жанры из фольклора. Народная песня «Я с горы на гору шла». | 1 | 12.09 | |||
7 | Былина «Как Илья из Мурома богатырем стал», | 1 | 15.09 | иллюстрации, книги, словарь. | |||
8 | Былина «Три поездки Ильи Мурома». | 1 | 18.09 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
9 | Шутка, считалка, потешка, пословицы. | 1 | 19.09 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
10 | Обобщение по теме. Проверь себя. Внеклассное чтение «Устное народное творчество» | 1 | 22.09 | ||||
О детях и для детей (14 ч) | 11 | А.Барто «Катя» С.Баруздин «Стихи о человеке и его словах» | 1 | 25.09 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | ||
12 | С.Баруздин «Как Алешке учиться надоело», | 1 | 26.09 | Портрет, иллюстрации, книги, словарь. | |||
13 | Е. Пермяк «Смородинка». | 1 | 29.09 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
14 | Н. Носов «Заплатка», Г.Сапгир «Рабочие руки» | 1 | 02.10 | ||||
15 | М.Зощенко «Самое главное» В.Сутеев «Кто лучше?» | 1 | 03.10 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
16 | А.Митта «Шар в окошке». Е.Пермяк «Две пословицы» | 1 | 06.10 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
17 | Л.Пантелеев «Две лягушки» В.Беспальков «Совушка» | 1 | 09.10 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
18 | В.Сутеев «Снежный зайчик». | 1 | 10.10 | Портрет, иллюстрации, книги, словарь. | |||
19 | Н.Носов «Затейники» | 1 | 13.10 | Портрет, иллюстрации, книги, словарь. | |||
20 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» Вн.чт. Русские народные сказки. | 1 | 16.10 | ||||
21 | Братья Гримм «Маленькие человечки», | 1 | 17.10 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
22 | Х.К.Андерсен «Пятеро из одного стручка». | 1 | 20.10 | Портрет, иллюстрации, книги, словарь. | |||
23 | Братья Гримм «Семеро храбрецов». | 1 | 23.10 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
24 | Обобщение по теме. Проверь себя. | 1 | 24.10 | ||||
Произведения о родной природе (5ч) | 25 | А.Пушкин «Уж небо осенью дышало», Г.Скребицкий «Осень», | 1 | 27.10 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | ||
26 | Э.Шим «Белка и Ворон», Е.Трутнева «Осень» | 1 | 30.10 | ||||
27 | Н.Сладков «Эхо» | 1 | 06.11 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
28 | Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки» М. Пришвин «Недосмотренные грибы» | 1 | 07.11 | ||||
29 | Э.Шим «Храбрый Опенок» Обобщение по теме. Проверь себя. Вн.чт. Произведения о природе. | 1 | 10.11 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
Произведения о зимней природе (14ч) | 30 | З.Александрова «Зима» | 1 | 13.11 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | ||
31 | С Иванов «Каким бывает снег» | 1 | 14.11 | ||||
32 | Н. Соколов – Микитов «Зима в лесу» | 1 | 17.11 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
33 | Э. Шим «Всем вам крышка» К.Ушинский «Мороз не страшен» | 1 | 20.11 | ||||
34 | Русская сказка «Дети Деда Мороза» | 1 | 21.11 | Портрет, иллюстрации, книги, словарь. | |||
35 | М.Пришвин «Деревья в лесу». | 1 | 24.11 | ||||
36 | И.Суриков «Детство» | 1 | 27.11 | Портрет, иллюстрации, книги, словарь. | |||
37-38 | В.Даль «Девочка Снегурочка» | 2 | 28.11 01.12 | Портрет, иллюстрации, книги, словарь. | |||
39 | Русская народная сказка « Снегурочка» | 1 | 04.12 | иллюстрации, книги, словарь. | |||
40 | Н.Некрасов «Саша» Вн.чт. Произведения о зимней природе | 1 | 05.12 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
41 | Г.Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует» | 1 | 08.12 | ||||
42 | И. Соколов – Микитов «Узоры на снегу» | 1 | 11.12 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
43 | И. Беляков «О чем ты думаешь снегирь?», | 1 | 12.12 | ||||
Здравствуй, праздник новогодний (4ч) | 44 | С.Михалков «В снегу стояла ёлочка» | 1 | 15.12 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | ||
45 | А.Гайдар «Елка в тайге». | 1 | 18.12 | ||||
46 | С.Маршак «Декабрь», книги С.Маршака. | 1 | 19.12 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
47 | Обобщение по теме. Проверь себя. Вн.чт. Произведения о животных | 1 | 22.12 | ||||
Произведения о животных (16ч) | 48 | Народная песня «Бурёнушка» | 1 | 25.12 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | ||
49 | В.Жуковский «Птичка» | 1 | 26.12 | ||||
50 | К.Ушинский «Кот Васька» Считалка, загадки. | 1 | 29.12 | Портрет, иллюстрации, книги, словарь. | |||
51 | Е. Благинина «Голоса леса» М.Пришвин «Старый гриб» | 1 | 15.01 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
52 | К.Ушинский «Лиса Патрикеевна». | 1 | 16.01 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
53 | П.Комаров «Олененок» | 1 | 19.01 | ||||
54 | В.Бианки «Еж спаситель» | 1 | 22.01 | Портрет, иллюстрации, книги, словарь. | |||
55 | Скороговорки. | 1 | 23.01 | ||||
56 | М.Дудин «Тары - бары» Пословицы, поговорки, загадки. | 1 | 26.01 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
57 | К.Ушинский «Плутишка кот» | 1 | 29.01 | Портрет, иллюстрации, книги, словарь. | |||
58 | Русская народная сказка «Журавль и цапля» | 1 | 30.01 | ||||
59-60 | Русская народная сказка «Зимовье зверей» | 2 | 02.02 05.02 | Портрет, иллюстрации, книги, словарь. | |||
61 | Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про воробья Воробеича и Ерша Ершовича » | 1 | 06.02 | Портрет, иллюстрации, книги, словарь. | |||
62 | Русская народная сказка «Белые перышки» | 1 | 09.02 | ||||
63 | Обобщение по теме. Проверь себя. Вн.чт. Зарубежные сказки | 1 | 12.02 | ||||
Зарубежные сказки (11ч) | 64 | Украинская народная сказка «Колосок»(вн.чт.) | 1 | 13.02 | иллюстрации, книги, словарь. | ||
65-66 | Английская сказка «Как Джек ходил счастье искать» | 2 | 16.02 19.02 | иллюстрации, книги, словарь. | |||
67-68 | Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» | 2 | 20.02 26.02 | ||||
69 | Братья Гримм «Бременские музыканты» | 1 | 27.02 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
70 | Братья Гримм «Бременские музыканты» | 1 | 01.03 | Портрет, иллюстрации, книги, словарь. | |||
71-72 | Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят» | 2 | 04.03 05.03 | ||||
73 | Русская народная сказка «Чудо – чудное. Диво - дивное».
| 1 | 11.03 | иллюстрации, книги, словарь. | |||
74 | Обобщение по теме. Проверь себя. Вн.чт. Произведения о семье | 1 | 12.03 | ||||
Рассказы, стихи, сказки о семье (9ч) | 75 | Л.Толстой «Лучше всех». Произведения фольклора: пословицы, колыбельная песня. | 1 | 15.03 | портреты, иллюстрации, книги, словарь. | ||
76 | М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный» | 1 | 18.03 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
77 | Е. Пермяк «Случай с кошельком» С.Аксаков «Моя сестра» | 1 | 19.03 | ||||
78 | В.Осеева «Сыновья» А.Майков «Колыбельная», пословицы., | 1 | 22.03 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
79 | Л.Толстой «Отец и сыновья» А.Плещеев «Дедушка» | 1 | 25.03 | Портрет, иллюстрации, книги, словарь. | |||
80 | Л.Воронкова «Катин подарок» Ю.Коринец «Март» | 1 | 05.04 | ||||
81 | А.Плещеев «Песня матери» Татарская сказка «Три сестры» | 1 | 08.04 | Портрет, иллюстрации, книги, словарь. | |||
82 | Творческая работа: сочинение рассказа «Мой дедушка». С.Михалков «Быль» | 1 | 09.04 | иллюстрации, книги, словарь. | |||
83 | В.Солоухин «Деревья» С.Баруздин «Салют» Вн. чт. Произведения о весне | 1 | 12.04 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
«Весна, весна красная!...» Произведения о родной природе (11ч) | 84 | Народная песня «Весна, весна красная» А.Чехов «Весной» | 1 | 15.04 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | ||
85 | А.Пушкин «Гонимы вешними лучами», | 1 | 16.04 | ||||
86 | Г.Скребицкий «Весна - художник» Н.Сладков «Снег и ветер» С. Маршак «Весенняя песенка», | 1 | 19.04 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
87 | Э.Шим «Чем пахнет весна» Е.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», Ф.Тютчев «Весна недаром злиться», | 1 | 22.04 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
88 | А.Куприн «Скворцы» Н.Сладков «Скворец - молодец» Н.Сладков «Апрельские шутки» | 1 | 23.04 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
89 | А.Барто «Апрель» Г.Скребицкий «Жаворонок»,Малые жанры фольклора: песенка, закличка,загадки. | 1 | 29.04 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
90 | В.Жуковский «Жаворонок» О.Высотская «Одуванчик» М.Пришвин «Золотой луг» | 1 | 30.04 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
91 | П.Дудочкин «Почему хорошо на свете» Н.Сладков «Весенний гам» А.Барто «Воробей» | 1 | 03.05 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
92 | М.Пришвин «Ребята и утята» Б.Заходер «Птичья школа» | 1 | 06.05 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
93 | К.Ушинский «Утренние лучи» А.Барто «Весна, Весна на улице» Обобщение по теме. Проверь себя | 1 | 07.05 | Портреты, иллюстрации, книги, словарь. | |||
94 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | 1 | 10.05 | ||||
Волшебные сказки (9ч) | 95-97 | «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин | 3 | 13.05 14.05 17.05 | Портрет, иллюстрации, книги, словарь. | ||
98-100 | Ш.Перро «Кот в сапогах» | 3 | 20.05 21.05 24.05 | иллюстрации, книги, словарь. | |||
101 | Проверь себя. Внеклассное чтение. Летнее чтение | 1 | 27.05 | Портрет, иллюстрации, книги, словарь. | |||
102 | Проверь себя. Внеклассное чтение. Летнее чтение | 1 | 28.05. | ||||
103 | Проверь себя. Летнее чтение | 1 | 31.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...
Рабочая программа по чтению 3 класс, составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»
Рабочая программа соответствует ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
- формировать основы знаний из области фонетики и графики: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Цели:- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Основные задачи...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...