Литературное творчество как условие развития творческих способностей.
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Литературное творчество как условие развития
творческих способностей.
Детское литературное творчество – это одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Дети с удовольствием берутся за создание литературных произведений. Их задача передать свой замысел таким образом, чтобы содержание стало понятно другим. Детям надо помочь овладеть средствами сочинения. Письменные работы должны основываться на принципе коммуникативной направленности. Дети должны знать, кому они пишут и с какой целью, т.е. любая работа должна иметь своего адресата. Это могут быть письма, сказки, послания, рассказы, сочинения. Дети хотят, чтобы их работы не только прочитали, но и оценили. Следовательно, в творческой деятельности можно выделить 3 этапа:
1) Формирование замысла.
2) Реализация замысла.
3) Анализ творческой работы.
Смысл детского литературного творчества заключается в том, что оно способствует развитию творческого воображения, обогащает эмоциональную жизнь ребёнка. Литературная деятельность отражает индивидуальность, возможность выразить своё «Я».
У детей необходимо формировать литературоведческие представления: что такое сюжет, основные элементы его развития; изобразительно – выразительные средства языка и их роль в создании образа; способы создания образа персонажа; монолог и диалог, роль пейзажа и т.д.
Развивать речь – значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Сочинения в начальных классах выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий характер. Сочинения бывают коллективные и индивидуальные. По форме - устные, письменные, комбинированные.
Работа над сочинением включает:
- Сообщение темы сочинения.
- Накопление материала (наблюдения, чтение литературы, экскурсии, просмотр фильмов, спектаклей, прогулки, посещение музеев и т.д.)
- Отбор материала, систематизация: беседа, обсуждение, составление плана.
- Лексическая и орфографическая подготовка.
- Речевое оформление (устное составление, рассказывание и обсуждение вариантов текста).
- Самостоятельное оформление материала: составление текста и его запись.
- Самопроверка, исправление ошибок.
- Проверка сочинений учителем.
Анализ и классификация ошибок. Типичные ошибки:
- несоответствие содержания сочинения его теме;
- нарушение композиции построения текста;
- неудачное построение отдельных предложений, неудачная связь между предложениями или отсутствие связи;
- лексические недочёты;
- орфографические и пунктационные ошибки.
Использую разные виды работ:
- Сочинение загадок, считалок, песенок. Опираюсь на фольклор. Анализируя малые фольклорные жанры, знакомлю детей с такими теоретическими понятиями, как рифма, ритм, многозначность слова, метафора, сравнение.
- Сочинение стихов на заданную тему или для конкретного героя, подбор пропущенных рифм, сравнений, эпитетов.
- Сочинения на заданную тему. В данных работах дети часто отходят от темы, теряют общий замысел, сбиваются с одного события на другое или наоборот пишут про одно и тоже. Я на примере сказок, маленьких рассказов показываю, что любое эпическое произведение имеет элементы фабулы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию. Научившись находить элементы фабулы, дети приобретают критерии для деления текста на части и составления плана.
- Сочинения по данному началу. Придумать продолжение и довести до логического конца.
При повествовании необходимо сохранить стиль и атмосферу произведения.
- Дописать известную сказку.
- Сочинение собственных сказок.
- Сочинение рассказа или сказки по пословице.
-Редактирование текста. Этот вид работы предполагает обучение редактированию со всех сторон текста: содержания, структуры, речевого оформления.
- Игры: устное словесное иллюстрирование; игра с именами; игры в ассоциации; игра в сравнения.
- Составление киносценария мультфильма.
- Сочинение в форме письма. В данных сочинениях выражаются эмоциональные переживания детей, их отношение к событиям, которые они описывают. Необходимо научить детей оформлять сочинения в форме письма:
- Приветствие (обращение к конкретному лицу).
- Сообщение (основная часть работы).
- Прощание.
- Подпись. Дата.
Сочинение по картине имеет следующий порядок работы:
- Словарная и терминологическая работа.
- Рассказ о художнике, история создания картины.
- Беседа по картине.
- Словарно-стилистическая работа.
- Составление плана сочинения.
- Устное высказывание по картине.
- Написание сочинения.
- Работа над написанным.
- Анализ творческих работ.
Детские работы обязательно зачитываются, анализируются и выбираются наиболее удачные. Дети сами выбирают работы. Роль учителя – дать критерии оценки и направить рассуждения детей.
Систематическая работа над сочинениями позволит достичь предметных результатов. Учащиеся научатся:
- понимать тему текста и определять её границы;
- отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой;
- прогнозировать содержание текста по его названию;
- озаглавливать текст;
- делить текст на части;
- выделять главную мысль и составлять план;
- выделять ключевые слова, словосочетания и предложения.
В работе использую памятки, которые помогут детям справиться с работой.
Анализ текста.
- Если у текста нет заглавия, дай ему свой заголовок.
- Какова тема текста?
- Какова главная мысль текста?
- Определи тип текста.
- Какова структура текста? Выдели начало и конец текста. Как они связаны между собой? Отметь языковые особенности текста.
- Придумай своё начало и конец текста. Сравни их с авторскими.
- Определи стиль текста.
Основные требования к тексту.
- Соответствие текста теме и основной мысли.
- Полнота раскрытия темы.
- Правильность фактического материала.
- Последовательность изложения (развёртывание содержания по плану). Смысловая связь.
- Правильность выделения абзацев.
Как анализировать текст – повествование.
- Докажи, что это текст – повествование. Назови его признаки.
- Назови тему (о чём?). Раскрыта ли она?
- Определи главную тему (для чего?).
- Определи от какого лица ведётся повествование (от первого или от третьего).
- Назови основные действия.
- Определи части текста. Озаглавь каждую часть.
- Определи начало и конец текста (в тексте – повествовании очень важны первое и последнее предложения). Каков вывод?
- Прочитай заголовок. Как он связан с темой или главной мыслью?
- Каковы особенности использования языковых средств?
Как анализировать текст – описание.
- Найди вступление – представление предмета, объекта.
- Определи выбор признаков. (значимые, их порядок, целесообразность, расположение).
- Определи конец текста – вывод.
- Прочитай заглавие. Соответствует ли оно типу речи, теме, стилю?
- Определи, есть ли в описании элементы других типов речи ( повествования, рассуждения). Для чего они даны?
- Каковы средства связи слов и частей текста?
- Каковы языковые средства?
- Вывод. Общее впечатление от текста.
Как анализировать текст – рассуждение.
- Прочитай текст, определи его части.
- Выдели тезис. Соответствует ли он теме.
- Найди доказательства, определи, достаточно ли их, правильно ли они выбраны. Каков их порядок?
- Прочитай вывод. Соответствует ли он тезису?
- Прочитай заголовок. Он соответствует теме или главной мысли (идее), типу речи, стилю речи?
- Каков общий вывод по анализу текста?
Как написать сочинение.
- Определи тему текста. О чём ты будешь писать?
- Определи основную мысль текста. Для чего текст будет написан.
- Представь, для кого этот текст будет написан.
- Определи тип текста (повествование, описание, рассуждение).
- Выбери стиль речи ( деловой, художественный).
- Составь план, который поможет чётко, последовательно передать твои мысли.
- Собери материал по теме и расположи его последовательно по плану.
- Проверь, как связаны друг с другом предложения, является ли каждое следующее предложение продолжением предыдущего.
- Проверь, правильно ли выбраны языковые средства.
- Напиши первый вариант текста.
- Прочитай написанное, оцени: удалось ли реализовать свой замысел. Что надо исправить, изменить, дополнить в содержании, в использовании средств языка?
- Напиши второй вариант текста.
Результативность работ находится в прямой зависимости от того насколько грамотно организована очерёдность устных и письменных заданий, как выстроена взаимосвязь устной и письменной речи.
Работа по развитию речи – это многогранная систематическая работа, которая направлена на развитие личности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения
Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения....
Деятельностный подход, как условие развития способностей у детей
Доклад на тему: "Деятельностный подход, как условие развития способностей у детей". К докладу имеется презентация....
«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...
«ДЕТСКОЕ РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ».
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:Введение……………………………………………………………..Глава 1 : «Методы, направленные на формирование речевого творчества» ………………………………………………………….1.1 Метод проблемной ситуации……………………………...1....
Развитие креативных способностей младших школьников через литературное творчество.
Развитие креативных способностей младших школьников через литературное творчество.Обобщение опыта работа. (2015 год)...
Учебно-методический материал на тему: "Творчество. Раскрытие талантов и способностей"
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и...