«ДЕТСКОЕ РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ».
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Рязанцева Татьяна Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

Введение……………………………………………………………..

Глава 1 : «Методы, направленные  на формирование речевого творчества» ………………………………………………………….

1.1  Метод проблемной ситуации……………………………...

1.2  Метод ассоциативной теории креативности……………...

1.3  Метод  мозгового  штурма………………………………….

1.4  Метод  синектики……………………………………………

1.5Метод  каталога………………………………………………

1.6Метод контрольных вопросов………………………………..

Глава 2 : «Критерии оценивания уровня развития творческих способностей учащихся»…………………………………………………

Глава 3 : «Приемы, стимулирующие творческие процессы»……….

Глава 4 : «Система упражнений, применяемых для развития речевого творчества»………………………………………………………...

4.1  Работа со словом и предложением……………………………

4.2.Работа с текстом…………………………………………………

4.3 Малые жанры фольклора………………………………………..

4.4 Работа со сказкой…………………………………………………

4.5 Работа со словарями………………………………………………

4.6 Работа над рифмами……………………………………………….

4.7Работа с личным дневником……………………………………….

4.8 Проектная деятельность…………………………………………….

Глава 5 : «Практические советы учителю, начинающему речетворческую деятельность с учащимися»………………………

Глава 6 : «Результаты применения речетворческой работы»……

Заключение ………………………………………………………………..

Список литературы ……………………………………………………….

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_zachet.docx125.38 КБ

Предварительный просмотр:

НОГИНСКИЙ ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

«ДЕТСКОЕ РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ».

(обобщение опыта работы)

Выполнила: Рязанцева Татьяна Сергеевна

(учитель начальных классов МОУ «СОШ №5», г. Электросталь)

Слушатель курсов : «Психолого- педагогическое сопровождение учащихся согласно ФГОС второго поколения»

Группа № 126.

Преподаватель: Дерябкин Алексей Андреевич

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

Введение……………………………………………………………..

  1. : «Методы, направленные  на формирование речевого творчества» ………………………………………………………….

  1. Метод проблемной ситуации……………………………...
  2. Метод ассоциативной теории креативности……………...
  3. Метод  мозгового  штурма………………………………….
  4. Метод  синектики……………………………………………

1.5Метод  каталога………………………………………………

1.6Метод контрольных вопросов………………………………..

  1. : «Критерии оценивания уровня развития творческих способностей учащихся»…………………………………………………

  2. : «Приемы, стимулирующие творческие процессы»……….

  3. : «Система упражнений, применяемых для развития речевого творчества»………………………………………………………...

4.1  Работа со словом и предложением……………………………

4.2.Работа с текстом…………………………………………………

4.3 Малые жанры фольклора………………………………………..

4.4 Работа со сказкой…………………………………………………

4.5 Работа со словарями………………………………………………

4.6 Работа над рифмами……………………………………………….

4.7Работа с личным дневником……………………………………….

4.8 Проектная деятельность…………………………………………….

  1. : «Практические советы учителю, начинающему речетворческую деятельность с учащимися»………………………

  2. : «Результаты применения речетворческой работы»……

Заключение ………………………………………………………………..

Список литературы ……………………………………………………….

Введение:

В настоящее время абсолютной ценностью  личностно- ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую.  

Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, смело высказывающие свои идеи.

К сожалению, общепринятая школьная система   ещё сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же приёмов убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо,   чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил  с аппетитом возникшие потребности   в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества. ( М. Р. Львов)

Современные образовательные программы предполагают развитие речевого творчества, являясь одним из обязательных требований, предъявляемых к ученикам на конец каждого учебного года, но методические и учебные пособия не содержат необходимый материал по речевой креативности, не давая возможности развиваться этим параметрам должным образом, поэтому каждый учитель самостоятельно разрабатывает систему тренировочных упражнений, нацеленных на формирование умений, заложенных в программе, опираясь на общеизвестные методики, помогающие решить следующие задачи:

  • при создании творческих заданий учесть стартовый уровень речевой креативности детей;
  • через творческое задание привить интерес учащихся к любому проявлению творчества;
  • учить детей смело высказывать своё мнение, психологически не бояться быть непонятым окружающими;
  • создание ситуации комфортности и успешности творческой деятельности; повышение уровня самооценки.

Цель работы:    обобщить опыт работы учителей школы и систематизировать эффективные способы, способствующих развитию творческих способностей младших школьников в процессе обучения литературному чтению.

Задачи:

1) Изучить научно-методическую литературу по данному вопросу.

 2) Выявить уровень развития творческих способностей у учащихся младших школьников.

3) Составить систему упражнений, способствующих развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

4) Дать методические рекомендации начинающим педагогам по успешным условиям развития творческих способностей учащихся.

В основе работы по развитию речевых способностей младших школьников лежат следующие методы:

Метод проблемной ситуации:

Объясняется переходом от чисто философского, умозрительного рассмотрения мышления в рамках отношения «рационализм-сенсуализм» к рассмотрению его как приспособительной функции, посредством которой человек решает поставленные «средой» проблемы. То, что «проблему» ставит перед человеком «среда», стало исходным пунктом редуцированного развития всей проблематики творчества. Познание по существу выступает в приспособительной функции. Присущая методу проблемной ситуации тема долженствования, с одной стороны, искусственно стимулирует мыслительный процесс, с другой стороны – ограничивает его конкретными условиями, задавая как бы «потолок» интеллектуальному творчеству.  

Например: - Как козлятам спастись от волка?

Метод ассоциативной теории креативности

Основоположник Mednik (1962). В своей теории доказал: чем более отдалёнными являются идеи, между которыми возникают ассоциации, тем более креативным считается мышление - при условии, что эти ассоциации отвечают требованиям задачи и характеризуются полезностью. Mednik различал три пути креативных решений, основанных на ассоциациях:

•        Через интуитивную прозорливость;

•        Нахождение сходства между отдалёнными элементами (идеями);

•        Опосредование одних идей другими;

Например:  Придумать фантастический рассказ о валенке  и  пуговице.

Метод мозгового штурма

Этот метод создал американский Осборн в конце 30-х годов 20 века. Метод представляет собой групповое решение задач, конференция идей, массовая мозговая атака и т.д.

Цель метода: Формирование у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы; обучение критическому отношению к результатам обсуждения; умение выбирать оригинальное решение задач. Например: Хитрый кот положил около себя сыр и закрыл глаза. Сам не ест и мышам не даёт. Как мышам достать сыр?

Метод синектики (Аналогии )

Разработан Гордоном (США) в 50-е годы 20 века. Синектика  основана на Мозговом штурме при использовании различных видов аналогии.

Цель метода: Представление незнакомого – знакомым, а привычное – чуждым. Например: Вазу с цветами поставили в холодильник. Что при этом чувствуют цветы?

Метод Каталога.

Был разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце (1926), для усиления процесса и развития ассоциаций. Для этого использовался любой текст (ряд иллюстраций), наугад сделанные выборки из него позволяют появиться неожиданным сравнениям. Детям даются вопросы, а ответы они ищут в какой-либо книге. Ответы собираются ведущим вместе с детьми в единую сюжетную линию. По окончанию совместного сочинения любой ребёнок должен уметь рассказать и придумать название.

Предлагаемые вопросы: Жил-был кто? Где он жил?

Метод контрольных вопросов:

Метод предусматривает развитие творческого мышления, последовательно ставя перед учащимися наводящие вопросы, на  которые они охотно отвечают. Работа проводится в диалогической форме.

Например: Дырявый шерстяной носок

                   Как по –  новому можно применить объект?

Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся.

Исходя из понимания термина "творческие способности", которые предполагают стремление ученика мыслить оригинально, нестандартно, самостоятельно искать и принимать решения, проявлять познавательный интерес, открывать новое, непознанное для школьника, мной были выделены следующие критерии уровня развития творческих способностей младших школьников:

  1. Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий.
  2. Мотивационно - потребностный критерий - характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий.
  3. Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.

Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию. (приложение №1)

В соответствии с выделенными критериями и показателями уровни развития творческих способностей младших школьников характеризуются следующим образом:

1. Высокий уровень.

Учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. Работа учителя с учащимися, обладающими высоким уровнем заключается в применении тех приемов, направленных на развитие у них самой потребности в творческой деятельности.

2.Средний уровень.

Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.

3.Низкий уровень.

Учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.

Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

  • познавательные задачи должны способствовать развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, воображения;
  • задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим;
  • система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, необходима специальная система упражнений и заданий, которая позволила шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания.

Работа со словом:

1.«Игра в переводчики» - учащимся даются слова только  в начальной форме. Их задача – изменяя окончания составить согласованный текст. Вспомнить, как изъясняются на русском языке иностранцы.      Примерный текст:

Жил-был дружно два девочка. Одна звал Маша, другой звал Света. Света был три игрушка: зелёный кошка ,красный мяч и маленький собака…

2. «Исправь ошибку».  Работа по устранению смысловых ошибок. Детям предлагается в небольших рассказах (3-4 предложения) найти смысловые неточности, заменяя их уместными словами.     Цель задания – глубже понимать прочитанное.

          Заводы пачкают речную воду.

3.«Перефраз» (об одном и том же, но по- разному). Цель задания- научить подбирать синонимы. Пример: К вечеру резко похолодало.(После обеда неожиданно подморозило)

4.Принцип «Словаря»:

Детям предлагается список существительных, обозначающих конкретные предметы или явления. Данным словам дать подробное определение.

-Представьте себя толковым словарём и дайте толкование слова так, чтобы остальные догадались о каком слове идёт речь.

Детям раздаются индивидуальные карточки со словами, которые им следует  разъяснить:

Пенал-            Сок-                   Компьютер-           лето-

Новый год-    Книга-                 Бабушка-          магазин-

5.Составление загадок из прилагательных (глаголов):

Лиса - дети перечисляют определения, свойственные характеристике лисы:

Носатая, хвостатая,

Очень вороватая,

Рыжая и злющая,

Красивая, хитрющая.

6.«Соединялки» учит составлять как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например, линейка – книга, шляпа – мост, газета – верблюд, солома – телевизор, утюг – трамвай. Вопросы должны быть необычными или смешными.

7. «Определение». Раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашка, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками.

8.«Парад домашних творческих достижений». Даны слова: телефон, цирк, детский сад, торт и др. Одна группа должна дать парадоксальное толкование каждого слова, а другая определяет лучшее толкование слов.

9. «Каждой букве свое место». В строчку записываются буквы, на каждую букву надо придумать слово так, чтобы получилось предложение. Например: Ж Б К О Л Н Д (Жил- был камушек, он лежал на дороге.)

10. «Наращивание». На первой строчке записывается одно слово, на второй – к нему добавляется второе слово, подходящее по смыслу, на третьей – третье и т.д. Например: Синий

Синий автобус

Синий автобус едет

Синий автобус едет быстро.

Работа с предложением, текстом:

1.«Ах, если бы…,ах, если бы…»

Используя метод исключений, детям предлагается решить изобретательные задачи.

«Если б не было зимы…» коллективно дети рассуждают хорошо это или плохо. Рассматривают ситуацию «Вдруг после осени опять настало лето…»

2. «Что важней, что главней?»

Продолжается работа по использованию метода исключений. Главные герои – Луна и Солнце. Кто из них важней и главней? Как обычно, дети утверждают, что Солнце главней.

…Давайте представим такую ситуацию: Что Луна обиделась и улетела в далёкий космос. Осталось одно солнце…Что в этом хорошего?  Плохого?

3. Составление рассказа по готовой концовке:

?

КОНЕЦ

Детям зачитывается отрывок окончания рассказа, по которому им предлагается составить начало.

…Возвращались Великан и Лилипут из Царства Страха  уже друзьям. Ярко светило ласковое солнышко, ветер приятно развивал  им волосы. И всё им теперь было ни по чём! Лилипут сидел в кармане пиджака Великана, зорко обсматривая окрестности. Больше ему нечего бояться, ведь у него есть такой друг! И от этого чувства на душе  становилось спокойно и радостно.

4. Сочинение - большая выдумка:

Предложите учащимся «оживить» неодушевлённые предметы. Дети с высоким уровнем креативности – сами выбирают предмет для одушевления, а для остальных – предлагает учитель: «Что рассказало мне Старое Кресло?»

«О чём задумалась Классная Доска 25 мая?»

5.«Переселение душ»

Пересказ от имени второстепенного героя или животного. Примером может послужить произведение А. Куприна «Сапсан», рассказчиком выступает собака Сапсан. После этого дети рассказывают о своих домашних животных, вспоминают забавные случаи из их жизни. Учитель задаёт ученикам вопрос:

 О чём могло бы рассказать животное человеку? Напишите. Оформите работу в виде письма животного к человеку или обращения к людям братьев меньших.

6. Пересказ от имени второстепенного героя. Эффект замочной скважины.

-Вы оказались свидетелем странного происшествия. Расскажите. Как было дело.

-Из соседней комнаты доносились странные нечеловеческие вопли;

7. «Что важней ?»

Занятие проводится в форме диспута. Когда дети рассядутся на привычную им «Свечку», учитель задаёт вопрос: Что важней: быть умным или богатым ?(Диспут)

8. «Составление текста по опорным словам.» Например: Желтый, жизнь, жираф, жилет.

Использование малых жанров:

1. «Загадка, загадка, открой свою тайну…»

Составление загадок (прозаическая форма, основанная на объяснении смысловой характеристики слова.) Перед началом составления загадок учитель рассказывает о появлении загадок в литературном творчестве. Для этого используйте дополнительный  материал М. Ю. Новицкой «Введение в Народоведение».

 Основные признаки загадки:

  • -предмет не называется;
  • обычно называется другой, похожий на него предмет;
  • показываются основные признаки;
  • рифма; ( если загадка в стихотворной форме)
  • Какой вариант будет являться загадкой?

Я бел, как снег,              Белый, сладкий,

В чести у всех,               Все его любят,

И нравлюсь вам,         Но много сахара есть вредно:

Да во вред зубам.         Зубы заболят!

2.Каталог.  Детям дается пословица, они должны подобрать сказки или стихи ( по желанию), в которых реализуется смысл пословицы. Например: «У страха глаза велики».

3.Ярмарка (сюжетно-ролевая игра). Дети готовят набор поговорок, чистоговорок, скороговорок, которые можно «продать», правильно их произнося или  «купить», повторив скороговорку «продавца».

4.Театр- экспромт. Детям выдаются куклы-перчатки на руку, ученики, подражая интонации данного героя, должны прочитать как можно больше потешек.

Работа со сказкой:

1.Составление сказок по аналогии:

За основу берётся знакомая ученикам сказка. Новая - создаётся по похожему сюжету:

«Репка» - Кто- то что-то посадил и что из этого получилось?- дети, составляют алгоритм своей сказки и пересказывают её.

К «Теремку» ( «Теремок насекомых»; «Теремок морских жителей» и т. д.)

2. Коллективное составление сказочной истории:

Представьте, козлята превратились из глупых и доверчивых в находчивых и смелых . Как могли бы они перехитрить злого волка? Методом «Мозгового штурма» дети предлагают свои идеи. Если они затрудняются, учитель должен направить их в нужное русло.

Например: - Чем козлята могут защищаться? (окружить волка и наставить на него рожки)

  • Записать голос медведя на магнитофон и включить в тот момент, когда волк подойдёт к двери.
  • Установить на входную дверь «глазок»

3. Переделаем сказку. Даются опорные слова: например, петушок, курочки, цыплятки, дед, баба, двор, лиса. Сначала ученики вспоминают, какую сказку напоминают слова, какие слова лишние. На основе лишних слов нужно придумать новые интересные действия в известной сказке.

4.Выворачивание сказки наизнанку. Школьникам предлагается составить и рассказать сказку, используя сказочные слова и выражения о волке, который встретил Красную Шапочку.

5. «Смена караула». Составить сказку, в которой добрые герои стали бы злыми, а злые – добрыми. Например: Красная Шапочка была кровожадной, а Волк – больной и несчастный.

6. Решение сказочных задач.

-Что нужно сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?

-Что может сделать колобок, чтобы и песенка была услышана, и живым остаться?

Работа со словарем:

(в качестве словаря выступает общая тетрадь)

1. Начало оформления «Словаря Поэта».

Подбор рифмы к часто употребительным словам. Дети заносят их в созданный «Словарь». Работа по заполнению словаря строится самостоятельно. Учащиеся сами по мере возникновения идеи записывают рифмы в свои блокнотики. Работа со «Словарём поэта» продолжается во 2-4 классах.

                                            Слон - он; батон; миллион; магнитофон; лимон; вон.

                                Точка – бочка; дочка; ночка; кочка; сорочка; сыночка…

                                Смеётся – клюётся; дерётся; зовётся…

2. «Словарь настроений».

Самостоятельно ученики записывают в свои творческие тетради слова, определяющие различные настроения человека: + и – окраска. (наречия)

Проведите соревнование «Кто больше» подберёт наречий.

3.Используя «Словарь настроений» описать :

А) своё настроение;

Б) на примере литературного произведения  описать настроение главного героя;

В) настроение искусственно одушевлённых предметов, наделённых человеческими качествами;

-Яблоко, которое любило мечтать;

- Ручка, у которой был скрипучий характер;

4.Словарь сказочника. Используя этот словарик, дети сочиняют сказку с нехарактерными героями (капелька дождя, входная дверь).

5.Словарь антропонимов (собственных имен существительных в виде прозвищ, кличек, псевдонимов)

6.Словарь забытых слов. Например: «Родом из СССР»: патифон, галифе, нарком.

Работа над рифмой:

1. Коллективное составление двустиший по готовой рифме (буриме):

На доске записаны пары рифмованных слов, к которым учащиеся подбирают сообща  незатейливый текст. ________сидели                                   _________человечки

________запели                                   __________на печке

2. Смысловой подбор рифмы:

Во вступительной беседе учитель обращает внимание на смысловую окраску рифмы. Приводит примеры стихотворения, где есть рифма, но отсутствует смысл.Дифференцированный подход при распределении заданий: Детям с высоким уровнем – самостоятельное составление стихотворения; остальным – текст с заданием на доске: Жил-был весёлый….(слон)

                                                      Уж очень добрым был…(он)

                                                      Любил кататься на ….(велосипеде)

                                                      И даже забывал он об ….(обеде)

3. Тематическое составление двустиший:

Тема выбирается на усмотрение учителя. Это могут быть: «Весна»; «Новый год»; «Игрушки»; «Мама»; «Школа» и т. д.  Желательно для прослеживания наглядного роста уровня развития словотворчества каждому ученику завести блокнот или тетрадь («Поэтическая тетрадь»), куда будут заносить все свои  творческие работы. Для учеников с низким уровнем развития учителю следует заготовить варианты с «буриме»  --------мягок                  ( игрушка-Хрюшка); (всех – успех)

      -------подарок                (Писать – пять); (цветок – огонек)

4.Загадка в рифмованной форме:

А) метод «договаривания» отгадка содержится в последнем слове стихотворения.

Учитель – начинает, дети – заканчивают.

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно…(карандаш)

Б) смысловая характеристика:

Живёт она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? …(мышка)

Совместное составление загадки для образца:  Возьмите картинку знакомого детям предмета и попросите описать его внешний вид. Когда небольшой 3-4 предложения текст-описание уже готов, коллективно подберите к ключевым словам рифму  и загадка в стихах готова.

Одуванчик:  -похож на шарик,  ножка зелёная, от ветра -  осыпается, растёт повсеместно…

Подбор рифмы:  шар – прошуршал; на ножке - у дорожки, немножко

Возможный вариант:

На зелёной, тонкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

5. Законы «рифмоплётства» Познакомьте детей с двумя основными признаками стихосложения:

  • наличие смысла;
  • наличие рифмы;

Детям предлагаются примеры, им нужно выбрать те, которые являются стихотворениями:

А) В лесу было тихо и спокойно ,.

Вся природа уснула до весны.

Снег большими шапками

Свисал с деревьев.

Б) подбор рифмы.

?                                              ?

?                нок                        ?               щи

Восстановить стихотворение, верно выстроить сроки в стихотворении:

Говорила: «Не дерись!…(3)

Утром рано мама-квочка,(1)

Провожала в класс сыночка,(2)

Не дерись, не петушись…(4)

6. Подбор и «перепутывание» стихотворений:

А) дети самостоятельно подбирают стихотворение (~ 4строчки) и «перепутывают», меняя строчки местами. Затем зачитывают всему классу и коллективно восстанавливают первоначальный вариант.

Б) задание для детей с высоким уровнем речевой креативности:

Расстановка слов на строке:

Восток , горит, пожар, костёр,

Вокзал, портрет, комар, шофёр,

Шоссе, ворона, хорошо,

Горох, мотор и молоко.

7. Работа  над созданием лимерик: Поэзия перевёртышей. Лимерики – стихотворение ни о чём, состоящее из 5 строк, где рифмуются 1-2-5; 3-4. Такие стишки полные бессмыслицы и несоответствия.  На еловой, на макушке                              

Расхихикались старушки.

Они конфеты кушали

И ни кого не слушали.

Так и скачут на макушке

Те весёлые старушки.

8. Составление тематических стихотворений:

Детям самим предлагается выбрать тематику будущего поэтического творения. Обычно они предпочитают темы: 1сентября; времена года; каникулы; Новый Год; день рождения; любимые игрушки. Свои работы дети пишут в творческие блокноты.

9.Составление поэтических сборников:

Сбор сочинённых стихотворений за курс начальной школы. Оформление их в «Поэтический сборник данного класса».

Работа с личным дневником:

Личный дневник является прекрасным упражнением в изложении мыслей, а для учителя лучшим источником знакомства с умственными запросами учащихся.

Личный дневник может оказать большое влияние на развитие ученика. Во-первых, в личном дневнике можно быть предельно искренним, но ведение дневника не стоит превращать в обязательное занятие. Во-вторых, перечитывание дневника имеет почти такое же большое значение, как и запись.

И наконец, ведение личного дневника имеет определенную ценность для развития речи учащихся, так как отдельная дневниковая запись является полноценным текстом и, для того, чтобы создать ее, учащийся должен владеть умениями связной речи.

Возможные темы, требующие оформления в дневнике:

  1. «Когда мне было страшно?»
  2. «Письмо своей будущей дочери.»
  3. «Моя любимая сказка.»
  4. «Поразившая меня картина мира.»

В последнее время получил распространение такой метод работы как:

Творческие проекты:

В начальной школе можно предложить детям следующие темы для исследования:

  1. «Можно ли определить возраст у загадки.»
  2. «Недаром слово молвится?!»
  3. «Энциклопедия одного слова» (коллективный)

Работая по данной системе в течение четырех лет, можно добиться хороших результатов ,каждый ребенок к переходу в среднее звено школы:

 Не боится высказывать свои смелые идеи.

 Легко вступает в обсуждаемую тему     разговора.

 Свободно выражает свои мысли как устно и письменно.

  Приводит веские аргументы к своим суждениям.

 Имеет богатый словарный запас.

 Коммуникабелен.

  Мыслит нешаблонно.

  Уверен в себе, психологически    ориентирован на  успешность любой деятельности.         

Имеет адекватную самооценку.

Все это возможно при соблюдении следующих советов:

Советы учителю  по развитию речевой креативности младших школьников

  • Откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы;
  • Чтобы выдать как можно больше творческих идей, используйте метод “мозгового штурма”;
  • Выслушивайте каждого желающего;
  • Не навязывайте своего мнения;
  • Не давайте отрицательных оценок, говорите: - Интересно! Необычно! Любопытно! Замечательно!
  • Поощряйте возражения детей  педагогу и одноклассникам, но учите возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая своё суждение;
  • Если выделяется лидер и подавляет остальных, старайтесь давать  ему индивидуальные задания, чтобы была возможность раскрыться остальным ученикам.

Таким образом, учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал творчества не остался не востребованным.

Развивать творчество можно следующими путями:

а) применением в учебном процессе методов, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности. Особая роль в этом принадлежит проблемному обучению;

б) включением элементов исследования в различные виды учебной деятельности;

в) приобщением к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях;

г) организацией индивидуальных занятий творческого характера.

Заключение:

Закончить хочется словами великого педагога, литературного творца Л. Толстого, что творчество не является уделом избранных. Оно является уделом всех в большей или в меньшей степени, оно является нормальным и постоянным спутником  детского развития. Типичные особенности детского творчества выясняются лучше всего не на вундеркиндах, а на  обычных нормальных детях!

Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

Приложение №1.

Методика "Наборщик"

Это тест - игра для оценки нестандартного творческого мышления, смекалки, сообразительности школьника. Ребёнку дается слово, состоящее из определенного количества букв. Из этого слова составляются слова. На эту работу затрачивается 5 минут.

Слова должны быть нарицательными существительными в единственном числе, именительном падеже. Слово - околесица.

Признаки, по которым оцениваются работы детей: оригинальность слов, количество букв, скорость придумывания.

По каждому из названных признаков ребёнок может получить от 2 до 0 баллов в соответствии с критериями:

Оригинальность слов: 2- слова необычны, 1 - слова просты, 0 - бессмысленный набор слов.(пример: колесо, колос; лес, лицо; околес, сиц)

Количество букв: 2 - наибольшее количество букв, названы все слова; 1 - использованы не все резервы; 0 - задание не выполнено. Скорость придумывания: 2 -2 минуты, 1-5 минут. 0 - более 5 минут. Соответственно, высокий уровень - 6 баллов, средний -5-4 балла, низкий - 3-1балл.

 Методика «Составь рассказ о несуществующем животном»

Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном фантастическом животном, то есть о таком, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). На выполнение задания отводится 10 минут. Качество рассказа оценивается по критериям и делается вывод об общем уровне развития творческих способностей.

8-10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и написал нечто оригинальное и необычное, эмоциональное и красочное.

5-7 баллов - ребенок придумал нечто новое, что в целом оно не является новым и несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на слушателя определенное эмоциональное впечатление, детали прописаны средне.

0-4 балла – ребенок написал что-то простое, неоригинальное, слабо проработаны детали.

 Методика "Три слова"

Это тест-игра для оценки творческого воображения, логического мышления, словарного запаса, общего развития. Ученикам предлагали три слова и просили их как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ.

Слова для работы: берёза, медведь, охотник.

Оценка результатов:

5 баллов - остроумная, оригинальная фраза (пример: медведь с березы наблюдал за охотником);

4 балла - правильное логическое сочетание слов, но в каждой фразе используются все три слова (охотник спрятался за березу, ждал медведя);

3 балла - банальная фраза (охотник выстрелил в медведя, попал в березу);

2 балла - логическую связь имеют только два слова (в лесу росли березы, в лесу охотник убил медведя);

1 балл - бессмысленное сочетание слов (белая береза, веселый охотник, косолапый медведь).

Вывод об уровне развития: 5-4 балла - высокий; 3 - средний; 2-1 - низкий

 

Методика  “Особенности творческого воображения”

Цель: выявить особенности творческого воображения.

Материал. Отдельные слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.

Ход исследования. Испытуемые записывают слова, затем составляют логически связный рассказ, используя данные слова.

Критерии оценки результатов: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки, логичность изложения.

Методика  “Незаконченный рисунок” (адаптированный тест Поля Торренса)

Цель: исследование уровня развития оригинальности обучающихся.

Материал: листы с незаконченными рисунками.

Ход исследования: получая листы с незаконченными рисунками, испытуемые добавляют к рисункам дополнительные линии, чтобы получились интересные предметы или сюжетные картинки.

Критерии оценки результатов: оригинальность рисунка и названия, сюжетность.

При обработке результатов выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Каждый рисунок следует отнести к одной из категорий ответов и определить баллы за его оригинальность. Если оригинальность не присутствует, то ответ оценивается 0 или 1 баллом для каждой фигуры в отдельности. Остальные ответы оцениваются 2 баллами.

Премиальные баллы за оригинальность ответа: за объединение двух рисунков-2 балла,

за объединение трех-пяти рисунков-5 баллов, за объединение шести-десяти рисунков-10 баллов. Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему заданию.

Литература:

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.: Учебное пособие для студ. Высших учебных  заведений.  – М.: Издательский центр Академия, 2002, -320 с.  
  2. Бунеева Е.В. Уроки детского чтения по книге «В одном счастливом детстве» 3 класс
  3. Волков Б.Е., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2002, 256 с.
  4. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества: Учеб. пособие для студ. сред.  спец. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
  5. Калюшкина А.П. Об опыте работы детского творчества. // Начальная школа, 2000, №12, с. 44-47
  6. Концепция модернизации российского образования на период  до 2010 года // Вестник образования 2002,  №6, с. 10-41
  7. Курбатова Л. Развитие творческого воображения // Обруч, 2000, №6
  8. Львов М.Р, Школа творческого мышления. Учебное пособие по русскому языку для обучения в младших классах. – М.: Издательский центр Академия, 2002. –464с.
  9. Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. ФНМЦ им. Л.В. Занкова, Самара, Корпорация «Фёдоров», 1999.
  10. Павленко Л.Ф. Путешествие в тридесятое царство. Развитие мышления младших школьников средствами работы с малыми литературными формами, Ульяновск: ИПКПРО, 1997.
  11. Прохорова Л.Н. подготовка учителя к работе п развитию креативности  младших школьников // Начальная школа. – 2003, №2, с. 38-42
  12. Симановский А.Е. Развитие творческого мышления детей . -  Ярославль: Академия развития. – 1997
  13. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. – Ярославль: Академия развития. –1996.
  14. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности младших школьников. М. : Издательский центр ВЛАДОС. –2001. – 161с.
  15. Шубинский В.С.Педагогика творческого потенциала у школьников. М.: Просвещение. – 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ителлектуально-речевая среда на уроках русского языка как условие всестороннего развития личности ребёнка

" Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова и не получило навыка распоряжаться им с изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка" К.Д.Ушинский Данны...

Рабочая программа факультативного курса "Развитие речи и детского речевого творчества".

Программа факультативного курса составлена на основе программы Т.А.Ладыженской "Детская риторика. Речь, культура общения" и предназначена для внеурочной деятельности учащихся 4 класса....

Организация детского речевого творчества методом проектной деятельности

       Для развития речевого творчества в своём классе я предложила детям интересное полезное творческое задание  - исследование для всей семьи «Энциклопедия одного сло...

Выступление на семинаре для учителей начальной школы "Развитие речи и детского речевого творчества"

Выступление содержит краткий анализ возможностей учебных программ и учебников УМК "Планета знаний" и развитие речи младших школьников на внеурочных занятиях...

Практико-значимая работа "Образовательная среда школы как психологически безопасное пространство для полноценного развития личности"

В данной работе мы четко сформировали следующие понятия как «образовательная среда», «безопасность», «психологическая безопасность», «психологическое зд...

Программа по внеурочной деятельности " Развитие речи и детского речевого творчества" (2-3 классы)

Программа разработана на основе программы Ладыженской " Детская риторика". Основное внимание уделяется написанию сказок ....