Деятельностный подход, как условие развития способностей у детей
статья по теме
Доклад на тему: "Деятельностный подход, как условие развития способностей у детей". К докладу имеется презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podhod_kak_uslovie_razvitiya_sposobnostey_u_detey.rar | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме: «Деятельностный подход как условие развития у ребёнка познавательных интересов»
Подготовила: учитель начальных классов
МОУ «СОШ села Берёзовая Лука
Духовницкого района Саратовской области»
Липатова Ирина Михайловна.
2012 год.
Цель: 1.Применение деятельностного подхода на уроках в начальной школе.
2.Влияние деятельностного подхода на развитие у детей познавательных процессов.
Слайд №1. Урок есть важнейшее открытие классической педагогики и творческой практики. Ему несколько сотен лет и ещё долгое время он будет служить воспитанию и образованию подрастающего поколения. Однако общественность начала выражать всё более усиливающееся беспокойство по поводу качества развитости и знаний. Уроки стали более походить на схватки учителей с учениками. Когда первые отчаянно пытаются их образумить, а вторые упорно не хотят образумиться. Слайд №2 Личность ребёнка измеряется тем, как он ведёт себя на уроке, в чём и как себя проявляет, с чем приходит на урок и с чем уходит. И надо чтобы они дети и урок любили друг друга. Вот некоторые высказывания из сочинений учеников 7 классов на тему «Здравствуй урок!» я прочитала в книге Ш.А. Амонашвили -Здравствуй урок и давай тут же прощаться. -Что мне делать, урок, если всё время смотрю на часы, когда ты кончишься? -Урок, тебя надо отправить на заслуженную пенсию. - Ты мой мучитель, мой плохой сон, мой испорченный день. -Мне тебя жаль, урок, ты - жертва учителей. Что же он означает? Слайд №3. Заинтересованность учащихся в учебной деятельности, получение удовольствия от достигнутых результатов. Слайд 4. Методологической основой ФГОС второго поколения является системно-деятельностный подход. Понятие системно-деятельностного подхода было введено А.Г Асмоловым с целью интеграции системного и деятельностного подходов, до определенного времени находившихся в оппозиции друг к другу. Прежде всего что же даёт системно – деятельностный подход учителю Слайд №5. Что дает системно-деятельностный подход учителю?
Слайд № 6. Деятельностный подход к обучению предполагает: Слайд №7. Очевидно, что знание, которое ребенок сам «открыл», наглядно для него, доступно и сознательно им усвоено… Включение ребенка в деятельность…активизирует его мышление, формирует у него готовность к саморазвитию». В.В. Давыдов
Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, то, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Это может быть, как создание проблемной ситуации. Ведь как принято любая проблема требует решения. Каковы же пути реализации деятельностного подхода Слайд №9. А)организация работы над понятиями, над закономерностями и правилами по законам учебной деятельности: от мотивации и постановки учебной задачи - к ее решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретенных знаний;
Слайд №10. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели прежде всего это: - создание и постоянное поддержание у детей познавательного мотива; - осознание того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ. Слайд №11. Какие при этом должны быть выполнены действия для приобретения недостающих знаний. «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска, поставить перед детьми какую- то проблему…» «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». Какие же способы мотивации деятельности детей, формирования активной познавательной позиции использую на уроках Слайд №12. 1.Задания, для выполнения которых недостаёт знаний. 2. Заголовки-вопросы. 3. Наблюдения за фактами языка, в том числе за ошибками, для объяснения которых нужны новые сведения. 4. Вопросы, суждения, ошибки персонажей. Проблемные ситуации присутствуют и в учебниках УМК «Начальная школа XXI века» это введение персонажей, которые ведут между собой диалог, высказывая различные точки зрения. Вопросы: «Кто прав?» становятся отправной точкой дальнейшего поиска. К примеру на уроках русского языка при изучении темы : «Речевые ситуации». Где встаёт проблема, как вежливо уметь отказать другу или знакомому, если он просит у тебя книгу, а книга не твоя и ты её не можешь дать. На уроках математике или русского языка упражняемся в поиске и исправлении специально допущенных ошибок. Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и другие задания, представленные в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься. Любое математическое задание ставит ученика перед определенными трудностями, требующими значительного умственного усилия при выполнении мыслительных операций, приводящих к решению. Проблемные задания ставят ученика в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и ощущение трудности, которое, однако, ученик намерен преодолеть. Большая роль в развитии личности отводится игре. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя решают проблемы, выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В учебный материал можно включить содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания. Такие как: отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах, быстрее нарисуй, найди, кто спрятался, найди сходство и различие. Слайд №13. Какой способ позволяет выполнить указанное условие. Это правильная постановка учебной задачи, т.е. создание проблемной ситуации на уроке. Если представить эти возможности, обеспечить их как фактор школьной жизнедеятельности, то образование в корне изменит свое содержание и формы, станет по-настоящему современным и динамичным. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в условиях ФГОС
Данная презентация подготовлена мной к методическому семинару. Основной целью семинара было знакомство учителей-предметников с отличительными особенностями ФГОС. В ней предст...
Программа экспериментальной площадки по теме «Построение об-разовательного пространства обучения на основе деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС»
Программа экспериментальной площадки по теме «Построение образовательного пространства обучения на основе деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС»...
Деятельностный подход как условие развития у ребёнка познавательных процессов
в данной презентации раскрыты теоретические аспекты деятельностного подхода как условия развития у ребёнка познавательных процессов, показана реализация данного подхода на базе УМК "Начальная школа 21...
презентация"Деятельностный подход как условие развития у ребёнка познавательных процессов"
В данной презентации раскрыты дидактические принципы и условия реализации деятельностного подхода как условия развития познавательных процессов...
Системно-деятельностный подход, как условие развития у младших школьников умения применять правила на уроках русского языка.
Учащийся становится подленным субъектом обучения, если активно участвует в учебно-познавательной деятельности....
Урок математики с использованием ИКТ в рамках системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС НОО 3 класс по УМК "Начальная школа 21 века"
Урок отработки умений и рефлексии по теме: "Что узнали. Чему научились" способствует развитию мыслительных операций анализа и синтеза,формирует коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД. Учащ...
Тема самообразования Системно - деятельностный подход в условиях развития ФГОС НОО
Тема самообразования Системно - деятельностный подход в условиях развития ФГОС НОО...