Внеурочная деятельность по литературному чтению для 4-ого класса УМК "Планета знаний" "Клуб литераторов"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Внеурочная деятельность по литературному чтению для 4-ого класса УМК "Планета знаний" "Клуб литераторов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_klub_literatorov_4_klass.docx | 38.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы
«ШКОЛА № 2057»
143390 г. Москва, поселение Кокошкино, пос. Кокошкино, Дачная ул. Дом 3а
тел/факс (8495)847-85-57, E-mail: 2057@edu.mos.ru
ОКПО 06045146, ОРГН 1025003750628, ИНН/КПП 5030032182/775101001
_________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол №____ от «___» ____ 20__г. | Согласована Зам. директора по УВР ________ «___» ____ 20___г. | Утверждена Директором ГБОУ Школа № 2057 Приказ № ____ «___» ____ 20___г. |
Рабочая программа
педагога дополнительного образования
Назиповой Натальи Александровны
«Клуб литераторов»
10 -11 лет
Срок реализации программы: 1 год
Москва
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО в рамках внеурочной деятельности (Общеинтеллектуальное направление) для 4-ого класса. Программа позволяет дифференцировать процесс обучения, проводить работу с одарёнными детьми, которые проявляют интерес к изучению литературного чтения на более высоком уровне.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на осуществление дифференцированного подхода к обучающимся, более углубленное изучение литературного чтения в игровой форме, развитие воображения, творческого и логического мышления, умений лаконично и строго излагать мысль, прогнозировать пути решения заданий, делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли; способствует воспитанию таких качеств, как настойчивость и объективность.
Младшим школьникам свойственна неудержимая любознательность, которую следует поддерживать и направлять. Организация кружка способствует удовлетворению детской любознательности.
Участие детей в работе кружка воспитывает у них общественную активность, которая выражается в помощи учителю, в организации и проведении занятий. Занятия в кружке оказывают серьёзное влияние на повышение интереса к литературному чтению.
Кружок «Клуб литераторов» в процессе своей работы помогает расширению кругозора обучающихся. Кружковая работа содействует развитию у детей мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению лингвистической терминологии, развитию умения делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли.
Организация кружковой работы по данному направлению позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребёнку социального опыта) должно реализовать психологическую функцию (создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учётом уникальности, ценности и непредсказуемости психологических возможностей каждого ребёнка). Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью процесса обучения является не просто усвоение предметов, но также и расширение, усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами этих предметов. Проблема развития комплекса свойств личности ребёнка, входящих в понятие «познавательные способности», быстро не решается. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Поэтому эпизодическое использование так называемых творческих задач не принесёт желаемого результата. Учебные задания включают в себя систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и заканчивая операциями логического и творческого мышления.
Цель: воспитание интереса к литературному чтению как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующим тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины, углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников; расширять литературно-образовательное пространство учащихся начальных классов; формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.
Задачи: способствовать формированию навыков и умений умственной деятельности, развитию познавательных интересов и способностей, памяти, внимания, зрительного восприятия, творческого мышления, языкового чутья, фантазии, формированию познавательных интересов и любознательности; создать условия для обучения решению нестандартных задач, содействовать приучению обучающихся к умственному труду.
МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс рассчитан на 34 часа. Продолжительность каждого занятия 45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• способность к самооценке;
• представление об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов; моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
• регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
• эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
• эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
• познавательная мотивация учения;
могут быть сформированы:
• чувства понимания и любви к чтению и литературным произведениям.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
• читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного (вслух – примерно 90 слов/мин., про себя примерно 120 слов/мин);
• читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного;
• прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
• находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;
• различать последовательность событий и последовательность их изложения;
• пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
• обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию, ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
• создавать краткие аннотации к рекомендованным книгам; составлять рецензии и литературные портреты, подготавливать интервью и репортажи, составлять путевые заметки.
Учащиеся получат возможность научиться:
• составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
• высказывать свое отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
• создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• читать по ролям литературное произведение;
• создавать текст на основе плана;
• придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализа причин происшедшего;
• писать (на доступном уровне) сочинения на заданную тему, отзыв о прочитанной книге;
• создавать сочинения по репродукциям картин из серии иллюстраций.
Учащийся получит возможность научиться:
• создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
• создавать иллюстрации к произведениям;
• работать в группе.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
• определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей и басен;
• выделять слова автора, действующих лиц, Описание пейзажа, внешностей героев, их поступков, бытовые описания;
• вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
• определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
• различать жанры, преимущественно путем сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);
• находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащийся получит возможность научиться:
• делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
• создавать прозаический или поэтический текст, по аналогии используя средства художественной выразительности, включенные в конкретное произведение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
• вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить новые задачи для освоения для усвоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
• самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
• планировать собственную деятельность.
Познавательная
Учащиеся научатся:
• находить нужную информацию;
• выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
• сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
• строить логические рассуждения, включающие определения причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыт.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
• аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке решений;
• точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;
• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
• владеть диалогической формой речи;
• корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Литературное чтение: 200 заданий по литературному чтению для тематического контроля: Литературные игры и творческие задания: 4 класс: к учебникам Э.Э. Кац «Литературное чтение»/ Э.Э. Кац. – Москва: АСТ: Астрель, 2016. – 80 с.: ил.
- Литературное чтение: Рабочая тетрадь для проверки знаний: 3-4-й классы/Российская академия образования; И.С. Хомякова. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 28 [4]с.: ил. – (тематический контроль и оценка в начальной школе).
- Э.Э. Кац, Н.А. Миронова Литературное чтение. Проверочные и диагностические работы 4 класс. М., ACT, Астрель, 2014
Обеспечение ИКТ:
- Интерактивная доска ActivBoard с видеопроектором
№ занятия | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | МАТЕРИАЛЫ | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
1 | Тема произведения. | 1 | С.4-5 | Работать с текстом. Определять тему произведения. Оценивать свою работу. | 1-ая учебная неделя |
2 | Главная мысль текста. | 1 | С.6-7 | Работать с текстом. Определять главную мысль произведения, озаглавливать, находить части. Оценивать свою работу. | 2-ая учебная неделя |
3 | Литературные игры: Портреты русских писателей. Кому принадлежат вещи? | 1 | 6-12 | Узнавать писателей на репродукциях художников. Вспоминать произведения данных писателей, называть героев. По кратким описаниям определять героев прочитанных произведений. | 3-ая учебная неделя |
4 | Сюжет. | 1 | С.8-11 | Работать с текстом. Делить текст на части, оставлять план, задавать вопросы, находить диалоги и читать их по ролям. Оценивать свою работу. | 4-ая учебная неделя |
5 | Особенности теста. | 1 | с.12-14 | Работать с текстом. Определять настроение текста. Оценивать свою работу. | 5-ая учебная неделя |
6 | Эмоциональный рисунок. | 1 | С.14-15 | Работать с текстом. Определять настроение текста. Эмоциональное настроение после прочтения. Оценивать свою работу. | 6-ая учебная неделя |
7 | Выразительные средства. Лексика. | 1 | С.16-19 | Работать с текстом. Находить сравнения, эпитеты, устаревшие слова Оценивать свою работу. | 7-ая учебная неделя |
8 | Жанры (сказки, рассказы, пьесы). | 2 | С. 20-27 | Определять жанры произведений, находить научную информацию, присказку и концовку в сказке, определять особенности волшебной сказки, классифицировать сказки. Оценивать свою работу. | 8-ая учебная неделя |
9 | 9-ая учебная неделя | ||||
10 | Литературные игры: Кто авторы произведений? Кто произносит слова? | 1 | С.13-18 | Определять авторов по названиям произведений, называть другие их произведения, узнавать героев по их репликам. | 10-ая учебная неделя |
11 | Викторина по сказкам А.С. Пушкина. Работа с цитатами и иллюстрациями по сказкам А.С. Пушкина. | 1 | с.30-36 | Повышать интерес к сказкам А.С. Пушкина. Вспомнить понятие «цитата». Соотносить иллюстрации и цитаты из сказок А.С. Пушкина. | 11-ая учебная неделя |
12 | Писатели. Самостоятельная работа. | 1 | С.28 | Соотносить авторов и их произведения, а также жанры, в которых работают писатели, тематику их произведений. Оценивать свою работу. | 12-ая учебная неделя |
13 | Литературные игры: Знаешь ли ты их? О ком идёт речь? | 1 | С.19-24 | Соотносить авторов и их произведения, а также жанры, в которых работают писатели, тематику их произведений. | 13-ая учебная неделя |
14 | Библиографическая культура. Самостоятельная работа. | 1 | С.29 | Познакомить с понятием «библиографическая культура». Вспомнить понятия «иллюстрация», «справочная литература», познакомить с понятием «аннотация». Оценивать свою работу. | 14-ая учебная неделя |
15 | Викторина по басням И.А. Крылова | 1 | С.27-28 | Вспомнить жанр «басня». Повышать интерес к басням И.А. Крылова, вспомнить героев басен. Соотносить иллюстрации с баснями И.А. Крылова. | 15-ая учебная неделя |
16 | Работа с текстом: Ф. Конюхов «Как я стал путешественником». | 1 | С.5-14 | Формирование навыков самостоятельной работы. Планировать собственные действия, выполнять учебные действия в письменной форме, самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы. | 16-ая учебная неделя |
17 | Литературные игры: С одной буквы. | 1 | С.25-26 | Составление викторин с усложнённым заданием (ответы должны быть на одну букву. | 17-ая учебная неделя |
18 | Стихотворение: Рифма. Пропущенное слово. | 1 | с.41-44 | Повышать интерес к чтению стихотворений. Вспомнить понятие «рифма», тренироваться в составлении рифм. Подбирать пропущенные слова в знакомых стихотворениях. | 18-ая учебная неделя |
19 | Стихотворение: Продолжи стихотворение. Акростих. | 1 | С.45-46 | Повышать интерес к чтению стихотворений. Тренироваться в продолжении знакомых стихотворений. Познакомить с понятием «акростих». Тренироваться в сочинении акростихотворений. | 19-ая учебная неделя |
20 | Игры со словами: Сочиняем рассказ. Придумываем сочетания слов. Объясняем их. | 1 | С.47-49 | Тренироваться в сочинении рассказов на заданную тему. Составление словосочетаний и их толкование. | 20-ая учебная неделя |
21 | Игры со словами: Рассказ на одну букву. Игры с пословицами, поговорками, загадками, скороговорками, образными выражениями. | 2 | С.53-60 | Тренироваться в сочинении рассказов с ограниченным набором слов. Повышать интерес к русскому фольклору, объяснять смысл образных выражений. | 21-ая учебная неделя |
22 | 22-ая учебная неделя | ||||
23 | Игры со словами: Кто придумает больше определений. Антонимы и синонимы. | 1 | С.50-52 | Тренироваться в определении указанных слов. Вспомнить понятия «антонимы» и «синонимы». Подбор антонимов и синонимов. | 23-ая учебная неделя |
24 | Работа с текстом: Е. Литвяк «Необычный снег». | 1 | С.15-23 | Формирование навыков самостоятельной работы. Планировать собственные действия, выполнять учебные действия в письменной форме, самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы. | 24-ая учебная неделя |
25 | Викторина: Кто создал картину? Центон. | 1 | С. 37-40 С.29 | Соотносить картины с художниками, подбирать произведения, которые можно проиллюстрировать репродукциями знакомых картин. Познакомить с понятием «центон» | 25-ая учебная неделя |
26 | Литературный портрет. Творческая работа: Портрет моего одноклассника. | 1 | С.61 | Познакомить с понятием «литературный портрет», учить составлять литературный портрет одноклассника. | 26-ая учебная неделя |
27 | Интервью. Творческая работа: Интервью. | 1 | С.62-63 | Познакомить с понятием «интервью», учить продумывать интервью, учит брать интервью.. | 27-ая учебная неделя |
28 | Работа с текстом: «Путеводитель по выставке». | 1 | С.24-34 | Формирование навыков самостоятельной работы. Планировать собственные действия, выполнять учебные действия в письменной форме, самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы. | 28-ая учебная неделя |
29 | Репортаж. Творческая работа: Репортаж. | 1 | С. 64-65 | Познакомить с понятием «репортаж», учить продумывать тему репортажа, составлять репортаж. | 29-ая учебная неделя |
30 | Отзыв. Творческая работа: Отзыв о своём друге. | 1 | С.66-70 | Познакомить с понятием «отзыв», учить составлять отзыв по прочитанным произведениям. | 30-ая учебная неделя |
31 | Путевые заметки. Творческая работа: Составление путевых заметок. | 1 | С. 71-74 | Познакомить с понятием «путевые заметки», учить записывать путевые заметки. | 31-ая учебная неделя |
32 | Работа с текстом: «Анна Киевская», Д. Самойлов «Королева Анна», Н. Тихонов «Над Днепром…» | 1 | С.35-46 | Формирование навыков самостоятельной работы. Планировать собственные действия, выполнять учебные действия в письменной форме, самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы. | 32-ая учебная неделя |
33 | Библиография. Творческая работа: Составление библиографии. | 1 | С.75 | Познакомить с понятием «библиография»», учить составлять библиографии. | 33-ая учебная неделя |
34 | Обобщение по курсу. Викторина «Мои любимые произведения литературы и их герои». | 1 | Самостоятельно и при помощи учителя готовить вопросы к викторине. | 34-ая учебная неделя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по литературному чтению 1-4 классы
Программа представляет собой раздел курса "Литература как предмет эстетического цикла". Курс расчитан на четыре года обучения в начальной школе. Оснавная задача - воспитание эстетически развитого чита...
Внеурочная деятельность по литературному чтению «Знакомство Песочного Человечка с русскими сказками » 1 класс
Внеурочная деятельность является дополнительным к литературному чтению, а именно, как внеклассное чтение. Из - за сокращённых часов литературного чтения, ученики мало читают дополнит...
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературному чтению "В мире книг" 1 класс
составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Рабочая программа внеурочной деятельности " В мире книг" содержит пояснительную записку, тематическое и календарно-тематическое планирование....
Программа внеурочной деятельности по литературному чтению "Я - читатель"
Рабочая программа.КТП...
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования исследовательских умений младших школьников. Дается теоретическое обоснование модели формирования исследовательских умений младших школьников в...
Технологическая карта внеурочной деятельности по литературному чтению для 4 класса
Внеурочная деятельность по литературному чтению...
Программа внеурочной деятельности по литературному чтению "Мои жизненные идеалы"
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми 8-9 лет во внеурочное время. Программа основана на основе литературных произведений Уральских поэтов и писателей, что позволяет прививать у д...