Внеурочная деятельность по литературному чтению «Знакомство Песочного Человечка с русскими сказками » 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

 Кначукова Гузель Ринатовна

Внеурочная деятельность является дополнительным к литературному чтению, а именно, как  внеклассное чтение. Из - за сокращённых часов литературного чтения,  ученики  мало читают дополнительной литературы. Данная программа расширяет куруг чтения младших школьников и является продолжением уроков литературного чтения в 1 - 2 классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО



_________________

Э. Г. Михайлова

Протокол № 1

«27 » 08.  2012г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР


_______________

О. К. Захарова

 

«___»_______2012г.

«Утверждено»

Руководитель

МОУ «Гимназия №36»


_______________

Т.П.Матлина

Приказ № ____

«___»_______2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружок

  «Знакомство   Песочного Человечка

 с русскими  сказками »

1 класс

Учитель: Кначукова Г.Р.,

высшая квалификационная категория

 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № ____ от

«___»_______2012г.

2012- 2013 учебный год

Программа  внеурочной деятельности

«Знакомство   Песочного Человечка

 с русскими  сказками »

Факультативные занятия  курса   «Знакомство   Песочного Человечка

 с русскими  сказками » входит в программу внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Программа адаптирована к ФГОС  НОО и предназначена для обучающихся 1 классов.

        Цель данных занятий: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, программа может и должна готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности

Программа рассчитана на 33 часа за 1 год обучения; 1 час в неделю.

Необходимая значимость данного курса вызвано рядом причин, а именно:

  • количество часов на чтение – всего 2 часа в неделю, за которые невозможно достичь  тех требований и поставленных задач, которые необходимо решить по требованиям ФГОС;
  • перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге.
  • художественная литература является средством эстетического, нравственного  и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной  и творческой активности.
  • В необходимости  развития речи (словарного запаса, грамматического строя). Используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов,  проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.
  •   Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность, путешествия  с Песочным Человечком по миру  русских сказок.

Содержание программы

Знакомство с немецким героем  Песочным Человечком.

Просмотр мультипликационного фильма с участием главного героя Песочного Человечка.

Отправление в путешествие в страну знаний с данным героем и знакомство с русской литературой.  

Знакомство с детской книгой.  Автор, название  произведения. Начальные навыки ориентирования в книге по заглавию, страничке «Оглавление» и иллюстрациям.

Литература и фольклор.

Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре.

Отсутствие автора,  устная передача.

Сюжет. Элементы сюжета: завязка, кульминация, развязка событий.  Домысливание текста.

Герой и его характер.  Характеристика  персонажей, оценка их поступков. Подбор слов определений для характеристики героев. Построение доказательного высказывания.

Жанры литературы.

Общее представление о жанрах: сказка, рассказ, стихотворение,  практическое различение.

Сказка.   Традиционные герои русских народных сказок. Волшебные предметы. Постоянные эпитеты для характеристики героев, событий. природы. Различие народных  и авторских сказок. Особенности чтения и перессказывания сказок.

Основными задачами являются:

  • Формировать у детей интерес к книге.
  • Уметь воспринимать и понимать прочитанный текст.
  • Учить отвечать на вопросы по содержанию.
  • Учить пересказу,
  • Развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
  • Учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла".
  • Развивать выразительность речи,  артистизм и фантазию в процессе инсценировки сказок.

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные

Учащиеся получат возможность для формирования:

-  потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

- восприятия литературного произведения как особого вида искусства.

У учащихся будут сформированы:

- познавательная мотивация, интерес к чтению

- умение пересказывать изученные сказки, произведения устного народного творчества: скороговорки, пословицы,  загадки, считалки.

 

     Предметные

Учащиеся получат возможность научиться:

-  плавному осмысленному чтению целыми словами вслух;

- выразительности чтения;

- понимать особенности  персонажей и передавать их характеры с помощью инсценирования.

      Учащиеся научатся:

   - читать целыми словами;

   - выбирать  книги по их интересам;

   - выразительно пересказывать прочитанное;

   - давать краткую характеристику героям.

Метапредметные

Учащиеся получат возможность научиться:

    - освоению приемов поиска необходимой книги в библиотеке;

-интерпретации текста литературного произведения в творческой деятельности: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование.

Учащиеся научатся:

-  находить нужную книгу на книжных полках библиотеки;

- различать произведения устного народного творчества;

- отличать диалог от монолога;

- задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;

- инсценировать небольшие  произведения:

- определять персонажей и героев;

- давать характеристику персонажам сказок.

Коммуникативные

Учащиеся получат возможность научиться:

-  самостоятельно объединяться в небольшие группы для выполнения поставленной задачи;

- высказывать своё мнение при обсуждении задания;

- самостоятельно выражать своё отношение к  персонажам произведений.

       Учащиеся научатся:

       - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре и группе;

      - соблюдать очерёдность действий;

      - выслушивать партнеров, корректно сообщать о своих несогласиях;

     - задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Литература:   И.Ф. Яценко «Внеклассное чтение».  Издательство: ВАКО, 2007  г.

Произведения и сборники русских народных сказок.

Ладыженская Т. А. Детская риторика  в рассказах и рисунках. 1 класс: в 2 ч.  Т. А. Ладыженская,

Н. В. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И, Сорокина. – М.: Баласс, 1998

                         

Ладыженская Т. А. Уроки риторики в школе: книга для учителя .Т. А. Ладыженская. – М.: Баласс, 2000.

Календарно-тематическое планирование 1 класс  (33ч.)


п/п

Дата проведения

Тема урока
(этап проектной или исследовательской деятельности)

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

 I   четверть

1


7.09.

Знакомство с Песочным Человечком

Просмотр мультипликационного фильма

Знать героя немецких детей.

2-3



14.09.

21.09.


Где живут книги?

Знакомство со школьной библиотекой.

Экскурсия в школьную библиотеку. Запись в библиотеку.

Исследование « Где живут книги?»

Знакомство с правилами поведения в библиотеке, рассматривание, чтение книжек - малышек.

Знать  правила поведения  и приемы ориентирования в библиотеке.

Уметь различать элементы книги : обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация.

4-5


28.09.

5.10.

В гости к сказке

Знакомим Песочного Человечка со сказками  

Курочка ряба. Колобок.

Чтение и пересказ знакомых народных сказок.

Инсценировка этих сказок

Уметь определять характер героев;

 идеи данных сказок

6-7


12.10.

19.10.

Устное народное творчество.

Игры, песенки  и потешки.

Чтение  песенок и потешек.

Игры и хороводы.


 Знать предназначение  песенок и потешек. Уметь играть в группах, в парах. различать песенки и потешки.

8.


26.10.

Приглашаем Песочного человечка на праздник «Посвящения в гимназисты»

Развлекательная программа.

Уметь выразительно рассказывать стихи и 

артистично исполнять роли сказочных героев.

II   четверть

9


9.11.

Устное народное творчество.

Считалки.

Чтение  вслух считалок.

Моделирование обложки. Игры с использованием считалок.

Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному

10-11


16.11

23.11.

Загадай загадку Песочному Человечку.

Устное народное творчество.  Загадки.

Придумай свою загадку.

Чтение  вслух и отгадывание загадок. рассматривание, чтение и изготовление   книжек – малышек.

Уметь читать и отгадывать загадки, анализировать прочитанное.

12-13


30.11

7.12.

Устное народное творчество.

Скороговорки.

Чтение  и произношение  вслух   скороговорок ; воспроизведение  памяти скороговорок, приговорок, дразнилок. Веселые игры- дразнилки.

Знать предназначение  скороговорок.

Уметь читать скороговорки  и произносить их

14-15


14.12

21.12.

С Песочным человечком готовимся к новогоднему представлению.

Чтение стихов, инсценировка сказочных сценок.

Уметь выразительно читать стихи

Уметь передать характер героя сказки

в процессе инсценировки


                                               III   четверть

16-17


11.01-18.01

Устное народное творчество. Сказки.

Русская народная сказка «Репка», «Теремок»

Слушание сказки, понимание содержания.  Моделирование обложки. Драматизация.

Уметь восстанавливать по иллюстрациям последовательность сказки, читать по ролям, инсценировать

короткие сказки.

18-19


25.01.

1.02.

Знакомим Песочного Человечка со сказками о животных.

Настольный театр.

Слушание сказки, понимание содержания.  Моделирование обложки. Драматизация. Игра в театр.

Уметь восстанавливать по иллюстрациям последовательность сказки, комментировать прочитанное, играть в группах, в парах. Умение войти в роль

20-21


8.02

15.02.

Групповая  творческая  работа. Герои сказок в рисунках.

Групповая  творческая  работа «Любимые сказочные герои». Понимание содержания литературного произведения.  Игра «Узнай  сказочного героя»

Уметь пересказывать содержание в рисунке, работать в группах, в парах.

22-23


1.03

8.03.

Организация выставки книг «Любимые сказки»

Экскурсия в библиотеку.

Умение работать с книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление

Знать приемы ориентирования в книге.

Уметь различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация) ; высказывать своё мнение, пересказывать содержание.

IV четверть

24


15.03

Игра- путешествие  по русским народным сказкам. Чтение сказки

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; участие в драматизации .

Уметь участвовать в диалоге: слушать, высказывать свое мнение, доказывать его; уметь войти в роль.

25


22.03

ЗнакоствотПесочного Человечка С первым космонавтом Ю. А, Гагариным

Участие в диалоге с учителем о космосе. Просмотр видеофильма о космосе.

Уметь слушать товарищей, не перебивать их рассказ и дополнять их высказывания

26-27


5.04

12.04.

Знакомство с рассказом

В.Осеева

«Волшебное слово»

Назвать отличительные особенности рассказа и сказки

Уметь характеризовать главного героя и выделить главную мысль произведения.

Уметь читать рассказ без ошибок и целыми словами.

28-29


19.04

26.04.

Чтение рассказов о героях войны.

Знать об участиях детей в В.О. войне, о партизанских движениях

Расспросить родителей, бабушек, дедушек об участниках войны членов их семьи.

30-31


3. 05

10.05.

Сочинение  загадок и сказок.

Сочинение загадок и сказок.

Изготовление книжек-малышек

Знать  отличие загадки от сказки.

Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить

32-33

17.10

24.10

Резерв. Выставка рисунков к изученным произведениям.

Вспомнить изученные произведения, перечитать их и нарисовать рисунок.

Уметь передавать характер героев в рисунке

Тематическое планирование   

2 класс


п/п

Тема урока
(этап проектной или исследовательской деятельности)

Дата проведения


Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала


1

Расскажем Песочному Человечку о самых интересных  книгах, прочитанных летом.

Умение работать с книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление.

Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. Подготовка к рассказу об этой книге.

Знать приемы ориентирования в учебнике.

Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, называть буквы и звуки, выбирать книгу, презентовать книгу

2

Малые фольклорные жанры

Чтение и анализ пословиц, поговорок, песен, загадок и

 т д  

Знать фольклорные жанры. Уметь: читать выразительно, определять тему и главную мысль; высказывать своё мнение.

3

Сказки А С Пушкина

Чтение и анализ сказок  А С Пушкина по выбору

Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному

4

Стихи для детей. Библиотечный урок

Упражнение в технике чтения. Участие в викторине

Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами

5

Сказки русских писателей

Чтение и анализ сказок  по выбору

Уметь читать и анализировать прочитанное

6

Рассказы, сказки, басни Л. Толстого, К. Ушинского

Правильное чтение. Чтение рассказов. Составление выставки

Уметь читать и анализировать прочитанное

7

Стихи русских поэтов об осени.

Отбор и чтение стихов об осени.

Уметь комментировать прочитанное, играть в группах, в парах.

8

Рассказы В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина о животных

Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление игр-самоделок

Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение.

9

Праздник С Песочным Человечком «Золотая осень».

Выступления учащихся перед родителями.

Уметь участвовать в диалоге: слушать, высказывать свое мнение, доказывать его; уметь войти в роль.

10

«Не насытится око зрением, а человек знанием»

Работа со справочниками, энциклопедиями.

Отбор и чтение научно-популярных статей. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы.

Уметь  пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями, читать и комментировать прочитанное, пересказывать

11

Покажем Песочному Человечку современные детские журналы

Выбор и чтение журналов

Уметь  анализировать содержание журнала, презентовать любимый журнал.

12

Проба пера. Составление загадок и сказок.

Сочинение загадок и сказок.

Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить.

13

Сказки дружной семьи.

Проба пера. Составление сказок в семье.

Уметь сочинять сказки, фантазировать.

14-15

В гостях у   Песочного Человечка

Знакомство со сказками немецких писателей.

Учить различать особенности немецких сказок от русских.

16

Сказки и стихи К. Чуковского

Чтение сказок, групповая подготовка выступления-отчёта по плану. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Уметь  работать в группах, составлять текст, формулировать своё отношение к прочитанному

17

Здравствуй, гостья-зима!

Выбор и чтение стихов о зиме. Отыскивание и отгадывание загадок о зиме.

Уметь выбирать произведения по данной теме.

18

Сказки А. Толстого для детей

Чтение сказки «Золотой ключик». Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения

Уметь находить нужную книгу, читать текст, отвечать на вопросы

19

Рассказы Н.Носова

Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок. Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица героя

Уметь инсценировать прочитанное.

20-21

Творчество Э. Успенского

Выбор и чтение книг.

Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы

22

Рассказы В. Драгунского

Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведения

Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном

23

Богатырские сказки. Былины.

Чтение и анализ былин. Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев

Уметь выразительно читать, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного

24

Мамы и мы. Урок-отчёт

Выступление перед родителями

Уметь выразительно читать. выступать перед зрителями

25

Конкурс чтецов. Стихи о весне.

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами

26

«Глаз видит далеко, а ум ещё дальше» Книге о человеке – умельце.

Чтение книг и статей из газет, из интернета о человеке-умельце. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Уметь анализировать прочитанное, уметь соотносить текст и иллюстрации к нему

27

Изучаем космос.

Чтение книг о космосе, о космонавтах.

Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту

28

Сказки Ш. Перро

Чтение сказок Ш. Перро. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь анализировать сказки, находить её особенности.

29

Сказки датского сказочника Ганса Христиана Андерсена

Чтение и анализ сказок. Живые картины.

Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному


30

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь анализировать текст, находить его тему.

31

Вести со всей планеты. Интернет и мы.

Рассказать интересные истории о детях, семье, школе.

Уметь работать с разнообразно литературой

32

Любимые стихи

Выразительное чтение стихотворений. Выступление перед родителями.

Уметь создавать словесную картину, уметь читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию

33

Викторина «Любимые произведения»

Ответить на вопросы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Уметь выразительно читать стихотворный текст, формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному, уметь подбирать к тексту заглавия

34

О чём хочу читать летом

Работать со списком литературы, обсуждение тематики.

Уметь выбрать литературу, высказывать своё отношение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по литературному чтению 1-4 классы

Программа представляет собой раздел курса "Литература как предмет эстетического цикла". Курс расчитан на четыре года обучения в начальной школе. Оснавная задача - воспитание эстетически развитого чита...

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературному чтению "В мире книг" 1 класс

составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Рабочая программа внеурочной деятельности " В мире книг" содержит пояснительную записку, тематическое и календарно-тематическое планирование....

Внеурочная деятельность по литературному чтению для 4-ого класса УМК "Планета знаний" "Клуб литераторов"

Внеурочная деятельность по литературному чтению для 4-ого класса УМК "Планета знаний" "Клуб литераторов"...

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования исследовательских умений младших школьников. Дается теоретическое обоснование модели формирования исследовательских умений младших школьников в...

Презентация к уроку литературного чтения: "Знакомство с учебником" (1 класс, УМК "Школа России")

Презентация к уроку литературного чтения: "Знакомство с учебником" (1 класс, УМК "Школа России")...