Внеурочная деятельность по литературному чтению «Знакомство Песочного Человечка с русскими сказками » 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Внеурочная деятельность является дополнительным к литературному чтению, а именно, как внеклассное чтение. Из - за сокращённых часов литературного чтения, ученики мало читают дополнительной литературы. Данная программа расширяет куруг чтения младших школьников и является продолжением уроков литературного чтения в 1 - 2 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность по литературному чтению в 1 классе . | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО _________________ Э. Г. Михайлова Протокол № 1 «27 » 08. 2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______________ О. К. Захарова «___»_______2012г. | «Утверждено» Руководитель МОУ «Гимназия №36» _______________ Т.П.Матлина Приказ № ____ «___»_______2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружок
«Знакомство Песочного Человечка
с русскими сказками »
1 класс
Учитель: Кначукова Г.Р.,
высшая квалификационная категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № ____ от
«___»_______2012г.
2012- 2013 учебный год
Программа внеурочной деятельности
«Знакомство Песочного Человечка
с русскими сказками »
Факультативные занятия курса «Знакомство Песочного Человечка
с русскими сказками » входит в программу внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Программа адаптирована к ФГОС НОО и предназначена для обучающихся 1 классов.
Цель данных занятий: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, программа может и должна готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности
Программа рассчитана на 33 часа за 1 год обучения; 1 час в неделю.
Необходимая значимость данного курса вызвано рядом причин, а именно:
- количество часов на чтение – всего 2 часа в неделю, за которые невозможно достичь тех требований и поставленных задач, которые необходимо решить по требованиям ФГОС;
- перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге.
- художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности.
- В необходимости развития речи (словарного запаса, грамматического строя). Используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.
- Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность, путешествия с Песочным Человечком по миру русских сказок.
Содержание программы
Знакомство с немецким героем Песочным Человечком.
Просмотр мультипликационного фильма с участием главного героя Песочного Человечка.
Отправление в путешествие в страну знаний с данным героем и знакомство с русской литературой.
Знакомство с детской книгой. Автор, название произведения. Начальные навыки ориентирования в книге по заглавию, страничке «Оглавление» и иллюстрациям.
Литература и фольклор.
Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре.
Отсутствие автора, устная передача.
Сюжет. Элементы сюжета: завязка, кульминация, развязка событий. Домысливание текста.
Герой и его характер. Характеристика персонажей, оценка их поступков. Подбор слов определений для характеристики героев. Построение доказательного высказывания.
Жанры литературы.
Общее представление о жанрах: сказка, рассказ, стихотворение, практическое различение.
Сказка. Традиционные герои русских народных сказок. Волшебные предметы. Постоянные эпитеты для характеристики героев, событий. природы. Различие народных и авторских сказок. Особенности чтения и перессказывания сказок.
Основными задачами являются:
- Формировать у детей интерес к книге.
- Уметь воспринимать и понимать прочитанный текст.
- Учить отвечать на вопросы по содержанию.
- Учить пересказу,
- Развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
- Учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла".
- Развивать выразительность речи, артистизм и фантазию в процессе инсценировки сказок.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные
Учащиеся получат возможность для формирования:
- потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- восприятия литературного произведения как особого вида искусства.
У учащихся будут сформированы:
- познавательная мотивация, интерес к чтению
- умение пересказывать изученные сказки, произведения устного народного творчества: скороговорки, пословицы, загадки, считалки.
Предметные
Учащиеся получат возможность научиться:
- плавному осмысленному чтению целыми словами вслух;
- выразительности чтения;
- понимать особенности персонажей и передавать их характеры с помощью инсценирования.
Учащиеся научатся:
- читать целыми словами;
- выбирать книги по их интересам;
- выразительно пересказывать прочитанное;
- давать краткую характеристику героям.
Метапредметные
Учащиеся получат возможность научиться:
- освоению приемов поиска необходимой книги в библиотеке;
-интерпретации текста литературного произведения в творческой деятельности: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование.
Учащиеся научатся:
- находить нужную книгу на книжных полках библиотеки;
- различать произведения устного народного творчества;
- отличать диалог от монолога;
- задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;
- инсценировать небольшие произведения:
- определять персонажей и героев;
- давать характеристику персонажам сказок.
Коммуникативные
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно объединяться в небольшие группы для выполнения поставленной задачи;
- высказывать своё мнение при обсуждении задания;
- самостоятельно выражать своё отношение к персонажам произведений.
Учащиеся научатся:
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре и группе;
- соблюдать очерёдность действий;
- выслушивать партнеров, корректно сообщать о своих несогласиях;
- задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Литература: И.Ф. Яценко «Внеклассное чтение». Издательство: ВАКО, 2007 г.
Произведения и сборники русских народных сказок.
Ладыженская Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках. 1 класс: в 2 ч. Т. А. Ладыженская,
Н. В. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И, Сорокина. – М.: Баласс, 1998
Ладыженская Т. А. Уроки риторики в школе: книга для учителя .Т. А. Ладыженская. – М.: Баласс, 2000.
Календарно-тематическое планирование 1 класс (33ч.)
№ | Дата проведения | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала |
I четверть | ||||
1 | 7.09. | Знакомство с Песочным Человечком | Просмотр мультипликационного фильма | Знать героя немецких детей. |
2-3 | 14.09. 21.09. | Где живут книги? Знакомство со школьной библиотекой. Экскурсия в школьную библиотеку. Запись в библиотеку. | Исследование « Где живут книги?» Знакомство с правилами поведения в библиотеке, рассматривание, чтение книжек - малышек. | Знать правила поведения и приемы ориентирования в библиотеке. Уметь различать элементы книги : обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация. |
4-5 | 28.09. 5.10. | В гости к сказке Знакомим Песочного Человечка со сказками Курочка ряба. Колобок. | Чтение и пересказ знакомых народных сказок. Инсценировка этих сказок | Уметь определять характер героев; идеи данных сказок |
6-7 | 12.10. 19.10. | Устное народное творчество. Игры, песенки и потешки. | Чтение песенок и потешек. Игры и хороводы. | Знать предназначение песенок и потешек. Уметь играть в группах, в парах. различать песенки и потешки. |
8. | 26.10. | Приглашаем Песочного человечка на праздник «Посвящения в гимназисты» | Развлекательная программа. | Уметь выразительно рассказывать стихи и артистично исполнять роли сказочных героев. |
II четверть | ||||
9 | 9.11. | Устное народное творчество. Считалки. | Чтение вслух считалок. Моделирование обложки. Игры с использованием считалок. | Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному |
10-11 | 16.11 23.11. | Загадай загадку Песочному Человечку. Устное народное творчество. Загадки. Придумай свою загадку. | Чтение вслух и отгадывание загадок. рассматривание, чтение и изготовление книжек – малышек. | Уметь читать и отгадывать загадки, анализировать прочитанное. |
12-13 | 30.11 7.12. | Устное народное творчество. Скороговорки. | Чтение и произношение вслух скороговорок ; воспроизведение памяти скороговорок, приговорок, дразнилок. Веселые игры- дразнилки. | Знать предназначение скороговорок. Уметь читать скороговорки и произносить их |
14-15 | 14.12 21.12. | С Песочным человечком готовимся к новогоднему представлению. | Чтение стихов, инсценировка сказочных сценок. | Уметь выразительно читать стихи Уметь передать характер героя сказки в процессе инсценировки |
III четверть | ||||
16-17 | 11.01-18.01 | Устное народное творчество. Сказки. Русская народная сказка «Репка», «Теремок» | Слушание сказки, понимание содержания. Моделирование обложки. Драматизация. | Уметь восстанавливать по иллюстрациям последовательность сказки, читать по ролям, инсценировать короткие сказки. |
18-19 | 25.01. 1.02. | Знакомим Песочного Человечка со сказками о животных. Настольный театр. | Слушание сказки, понимание содержания. Моделирование обложки. Драматизация. Игра в театр. | Уметь восстанавливать по иллюстрациям последовательность сказки, комментировать прочитанное, играть в группах, в парах. Умение войти в роль |
20-21 | 8.02 15.02. | Групповая творческая работа. Герои сказок в рисунках. | Групповая творческая работа «Любимые сказочные герои». Понимание содержания литературного произведения. Игра «Узнай сказочного героя» | Уметь пересказывать содержание в рисунке, работать в группах, в парах. |
22-23 | 1.03 8.03. | Организация выставки книг «Любимые сказки» | Экскурсия в библиотеку. Умение работать с книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление | Знать приемы ориентирования в книге. Уметь различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация) ; высказывать своё мнение, пересказывать содержание. |
IV четверть | ||||
24 | 15.03 | Игра- путешествие по русским народным сказкам. Чтение сказки | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; участие в драматизации . | Уметь участвовать в диалоге: слушать, высказывать свое мнение, доказывать его; уметь войти в роль. |
25 | 22.03 | ЗнакоствотПесочного Человечка С первым космонавтом Ю. А, Гагариным | Участие в диалоге с учителем о космосе. Просмотр видеофильма о космосе. | Уметь слушать товарищей, не перебивать их рассказ и дополнять их высказывания |
26-27 | 5.04 12.04. | Знакомство с рассказом В.Осеева «Волшебное слово» | Назвать отличительные особенности рассказа и сказки | Уметь характеризовать главного героя и выделить главную мысль произведения. Уметь читать рассказ без ошибок и целыми словами. |
28-29 | 19.04 26.04. | Чтение рассказов о героях войны. | Знать об участиях детей в В.О. войне, о партизанских движениях | Расспросить родителей, бабушек, дедушек об участниках войны членов их семьи. |
30-31 | 3. 05 10.05. | Сочинение загадок и сказок. | Сочинение загадок и сказок. Изготовление книжек-малышек | Знать отличие загадки от сказки. Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить |
32-33 | 17.10 24.10 | Резерв. Выставка рисунков к изученным произведениям. | Вспомнить изученные произведения, перечитать их и нарисовать рисунок. | Уметь передавать характер героев в рисунке |
Тематическое планирование
2 класс
№ | Тема урока | Дата проведения | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала |
1 | Расскажем Песочному Человечку о самых интересных книгах, прочитанных летом. | Умение работать с книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление. Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. Подготовка к рассказу об этой книге. | Знать приемы ориентирования в учебнике. Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, называть буквы и звуки, выбирать книгу, презентовать книгу | |
2 | Малые фольклорные жанры | Чтение и анализ пословиц, поговорок, песен, загадок и т д | Знать фольклорные жанры. Уметь: читать выразительно, определять тему и главную мысль; высказывать своё мнение. | |
3 | Сказки А С Пушкина | Чтение и анализ сказок А С Пушкина по выбору | Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному | |
4 | Стихи для детей. Библиотечный урок | Упражнение в технике чтения. Участие в викторине | Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами | |
5 | Сказки русских писателей | Чтение и анализ сказок по выбору | Уметь читать и анализировать прочитанное | |
6 | Рассказы, сказки, басни Л. Толстого, К. Ушинского | Правильное чтение. Чтение рассказов. Составление выставки | Уметь читать и анализировать прочитанное | |
7 | Стихи русских поэтов об осени. | Отбор и чтение стихов об осени. | Уметь комментировать прочитанное, играть в группах, в парах. | |
8 | Рассказы В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина о животных | Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление игр-самоделок | Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение. | |
9 | Праздник С Песочным Человечком «Золотая осень». | Выступления учащихся перед родителями. | Уметь участвовать в диалоге: слушать, высказывать свое мнение, доказывать его; уметь войти в роль. | |
10 | «Не насытится око зрением, а человек знанием» Работа со справочниками, энциклопедиями. | Отбор и чтение научно-популярных статей. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы. | Уметь пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями, читать и комментировать прочитанное, пересказывать | |
11 | Покажем Песочному Человечку современные детские журналы | Выбор и чтение журналов | Уметь анализировать содержание журнала, презентовать любимый журнал. | |
12 | Проба пера. Составление загадок и сказок. | Сочинение загадок и сказок. | Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить. | |
13 | Сказки дружной семьи. | Проба пера. Составление сказок в семье. | Уметь сочинять сказки, фантазировать. | |
14-15 | В гостях у Песочного Человечка | Знакомство со сказками немецких писателей. | Учить различать особенности немецких сказок от русских. | |
16 | Сказки и стихи К. Чуковского | Чтение сказок, групповая подготовка выступления-отчёта по плану. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | Уметь работать в группах, составлять текст, формулировать своё отношение к прочитанному | |
17 | Здравствуй, гостья-зима! | Выбор и чтение стихов о зиме. Отыскивание и отгадывание загадок о зиме. | Уметь выбирать произведения по данной теме. | |
18 | Сказки А. Толстого для детей | Чтение сказки «Золотой ключик». Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения | Уметь находить нужную книгу, читать текст, отвечать на вопросы | |
19 | Рассказы Н.Носова | Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок. Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица героя | Уметь инсценировать прочитанное. | |
20-21 | Творчество Э. Успенского | Выбор и чтение книг. | Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы | |
22 | Рассказы В. Драгунского | Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведения | Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном | |
23 | Богатырские сказки. Былины. | Чтение и анализ былин. Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев | Уметь выразительно читать, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного | |
24 | Мамы и мы. Урок-отчёт | Выступление перед родителями | Уметь выразительно читать. выступать перед зрителями | |
25 | Конкурс чтецов. Стихи о весне. | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами | |
26 | «Глаз видит далеко, а ум ещё дальше» Книге о человеке – умельце. | Чтение книг и статей из газет, из интернета о человеке-умельце. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | Уметь анализировать прочитанное, уметь соотносить текст и иллюстрации к нему | |
27 | Изучаем космос. | Чтение книг о космосе, о космонавтах. | Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту | |
28 | Сказки Ш. Перро | Чтение сказок Ш. Перро. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь анализировать сказки, находить её особенности. | |
29 | Сказки датского сказочника Ганса Христиана Андерсена | Чтение и анализ сказок. Живые картины. | Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному | |
30 | А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. | Уметь анализировать текст, находить его тему. | |
31 | Вести со всей планеты. Интернет и мы. | Рассказать интересные истории о детях, семье, школе. | Уметь работать с разнообразно литературой | |
32 | Любимые стихи | Выразительное чтение стихотворений. Выступление перед родителями. | Уметь создавать словесную картину, уметь читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию | |
33 | Викторина «Любимые произведения» | Ответить на вопросы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | Уметь выразительно читать стихотворный текст, формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному, уметь подбирать к тексту заглавия | |
34 | О чём хочу читать летом | Работать со списком литературы, обсуждение тематики. | Уметь выбрать литературу, высказывать своё отношение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по литературному чтению 1-4 классы
Программа представляет собой раздел курса "Литература как предмет эстетического цикла". Курс расчитан на четыре года обучения в начальной школе. Оснавная задача - воспитание эстетически развитого чита...
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературному чтению "В мире книг" 1 класс
составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Рабочая программа внеурочной деятельности " В мире книг" содержит пояснительную записку, тематическое и календарно-тематическое планирование....
Программа внеурочной деятельности по литературному чтению "Я - читатель"
Рабочая программа.КТП...
Внеурочная деятельность по литературному чтению для 4-ого класса УМК "Планета знаний" "Клуб литераторов"
Внеурочная деятельность по литературному чтению для 4-ого класса УМК "Планета знаний" "Клуб литераторов"...
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования исследовательских умений младших школьников. Дается теоретическое обоснование модели формирования исследовательских умений младших школьников в...
Технологическая карта внеурочной деятельности по литературному чтению для 4 класса
Внеурочная деятельность по литературному чтению...
Презентация к уроку литературного чтения: "Знакомство с учебником" (1 класс, УМК "Школа России")
Презентация к уроку литературного чтения: "Знакомство с учебником" (1 класс, УМК "Школа России")...