К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
статья по чтению

Гайдарова Алина Ровшановна

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования исследовательских умений младших школьников. Дается теоретическое обоснование модели формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Гайдарова Алина Ровшановна

Аннотация: в статье раскрывается актуальность проблемы формирования исследовательских умений младших школьников. Дается теоретическое обоснование модели формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению.

Ключевые слова: исследовательские умения, внеурочная деятельность, литературное чтение, младшие школьники.

В настоящее время остается недостаточно исследованной проблема формирования исследовательских умений в системе начального образования в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта, не определены критерии и способы оценки эффективности формирования исследовательских умений младшего школьника, а также конкретные пути решения данной проблемы.

Вопросами формирования исследовательских умений младших школьников занимались такие ученые, как Д.Б. Богоявленский,                                  Л.С. Выготский, И.А. Ильницкая, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занковым, Н.А. Менчинская,                              М.М. Скаткин, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.

По мнению А.И. Савенкова, исследовательские умения младших школьников заключаются в видении проблемы, выработке гипотезы, наблюдении, проведении эксперимента, определении содержания понятий, добывании информации, проведении самостоятельных исследований, сравнении, оценке, доказывании правильности точки зрения, составлении внутреннего плана умственных действий, формулировании суждений [2].

П.В Середенко основными компонентами  исследовательских умений считает мотивационный компонент, который формируется под воздействием целей новой деятельности, и содержательный, включающий уже имеющуюся у человека систему умений и навыков [3].

Обращаясь к исследованию А.П. Гладковой, замечаем, что образовательная практика современной начальной школы характеризуется стихийным и бессистемным характером формирования исследовательских умений учащихся. По результатам проведенного исследования автор отмечает, что 56% учащихся имеют низкий уровень сформированности исследовательских умений, у 43% младших школьников наблюдается продуктивный уровень и 1% детей имеет творческий уровень.  Данные показатели отражаются в острых проблемах школьного обучения, а именно в низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы учащихся, их  неспособности регулировать учебно-познавательную деятельность, недостаточной сформированности общепознавательных и логических действий и, как следствие, в школьной дезадаптации [1].

Большим потенциалом для формирования исследовательских умений младших школьников обладает внеурочная деятельность.  Организованная работа именно во внеурочной деятельности заключается в совместном характере деятельности ребенка и педагога, который обеспечивает выбор младшими школьниками направления деятельности, широкий спектр возможностей для проявления познавательной инициативы и способности к решению исследовательских задач, самостоятельности поиска новых способов действия и форм представления результатов, возможности продвижения ребенка по индивидуальной познавательной траектории с опорой на его субъективный личностный опыт,  применении разнообразных организационных форм, методов и средств учебно-исследовательской деятельности ребенка, варьировании содержания занятий с учетом интересов и потребностей детей и их возрастных особенностей.

Потенциал внеурочной деятельности  к формированию исследовательских умений младших школьников заключается в реализации ее функций:

1) образовательная функция заключается в обучении ребенка по дополнительным образовательным программам, получении новых знаний из интересующих его областей;

2) воспитательная – это приобретение и обогащение социального опыта, формирование ценностного отношения к реалиям окружающего мира, создание условий для самоопределения ребенка в окружающем мире;

3) креативная функция имеет цель создать гибкую систему для реализации индивидуальных творческих интересов ребенка;

4) компенсационная связана с восполнением ребенком умений, недостаточно сформированных в учебной деятельности;

5) интеграционная заключается в создании единого образовательного пространства школы;

6) трансформативная, т.е. возможность переноса приобретенных умений на реальные жизненные ситуации [1].

В методике обучения литературному чтению проблема формирования исследовательских умений младших школьников является недостаточно разработанной. Поэтому становится очевидным противоречие между необходимостью формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению и недостаточной разработанностью методических рекомендаций по данной проблеме.

Данная проблема указывает на необходимость разработки модели формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению. Дадим теоретическое обоснование данной модели.

Модель формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению включает три этапа.

Мотивационно-подготовительный этап  заключается в привлечении интереса детей к новому виду деятельности (исследовательской), познанию. Данный этап характеризуется совместным с ребенком определением его интересов, наблюдением по плану, заданному учителем, выставками детских работ, выполнением простейших исследовательских заданий, коллекционированием. Основными функциями педагога на данном этапе являются стимулирование детской любознательности и активности в поиске информации, поддержка и поощрение любых проявлений инициативы и самостоятельности ребенка, укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к учению, желания узнавать новое.

Поисково-деятельностный этап связан с организацией деятельности детей по формированию первоначальных умений исследовательского характера (информационных, поисковых, организационно-практических, рефлексивных) посредством проектирования исследовательских заданий игрового характера. Достижению цели способствуют следующие способы деятельности: эксперименты, мини-доклады, экспресс-исследования, ролевые игры, индивидуальное и групповое выполнение заданий. Основными функциями педагога являются организация совместно-поисковой деятельности, поддержка и поощрения исследовательского поиска обучающегося.

Оценочно-результативный этап, прежде всего, ориентирован на проверку эффективности процесса формирования исследовательских умений младших школьников и самостоятельное применение их детьми в различных жизненных ситуациях. Для активизации самостоятельности и инициативности учащихся в получении ими субъективно-нового продукта, новых способов исследования используется метод проблемно-поисковых ситуаций. Основные функции педагога: создание проблемных ситуаций, диагностика сформированных умений, анализ полученных результатов, формулировка выводов и рекомендаций для педагогов.

Таким образом, формирование исследовательских умений младших школьников является весьма актуальной проблемой в сфере начального образования.  Исследовательские умения, которые формируются на начальной ступени образования, представляющие собой комплекс организационно-практических, поисковых, информационных, рефлексивных умений, представляют собой важную составную частью универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающей его результативность. Лишь поэтапность в организации процесса формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению сможет обеспечить успешность формирования исследовательских умений детей.

Список литературы

  1. Гладкова А.П.  Формирование исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук. – Волгоград, 2013. – 163 с.
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, 2011. – 132 с.
  3. Середенко П.В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – М., 2008. – 39 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательских умений младших школьников на основе проектной деятельности

Данное выступление было представлено на городском семинаре по теме: "Формирование исследовательских умений младших школьников на осове проектной деятельности"...

Статья "Формирование логических умений младших школьников во внеурочной деятельности на занятиях по художественному труду".

laquo;Мы слишком часто даем детям ответы,которые надо выучить,а не ставим перед ними проблемы,которые надо решить».Одной из важнейших задач, стоящих перед учителями начальных классов, педагогам...

Статья на тему "Формирование исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности"

Введение ФГОС НОО требует обновления содержания образования и освоения новых форм организации образовательного процесса. При этом коренным образом меняется роль учителя – он становится соучастни...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ"

В статье раскрыта проблема формирования исследовательских умений школьников во внеурочной деятельности, описываются понятия «исследовательские умения», «внеурочная деятельность»...

Исследовательская работа как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования и...

Особенности управления формированием исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе образования

Особенности управления формированием исследовательских умений младших школьников средствами проектной деятельности в процессе образования...