Программа внеурочной деятельности по литературному чтению 1-4 классы
методическая разработка по чтению на тему

Программа представляет собой раздел курса "Литература как предмет эстетического цикла". Курс расчитан на четыре года обучения в начальной школе. Оснавная задача - воспитание эстетически развитого читателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx66.02 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности

для 1класса…………………………………………………………………..2

Тематический план учебной программы 1 класс………………………...3

Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности

для 2 класса………………………………………………………………….4

Тематический план учебной программы 2 класс………………………...5

Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности

для 3 класса…………………………………………………………………6

Тематический план учебной программы 3 класс………………………..7

Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности

для 4 класса…………………………………………………………………8

Тематический план учебной программы 4 класс………………………..9

Планируемые результаты освоения программы внеурочной

деятельности……………………………………………………………….10

Качества личности, которые могут быть развиты в результате реализации

программы внеурочной деятельности…………………………………..11

Контрольно-измерительные материалы……………………………...…12

Внеклассные мероприятия………………………………………………..22

Список литературы для учителя……………………………………...….32

Список литературы для обучающихся………………………………….32

Пояснительная записка

к программе внеурочной деятельности для 1класса

   Целью образования в начальной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностного ориентированного подхода в обучении и воспитании и постепенного перехода к личностно-деятельностному, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной адаптироваться к условиям новой жизни.

   Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека.

   Произведения устного народного творчества способствуют развитию у детей образного мышления, обогащают их речь.

   Читая пословицы и поговорки, дети усваивают мудрость трудового народа, его многовековой опыт.

   Загадки способствуют развитию сообразительности, умению сравнивать, сопоставлять. Большое воспитательное значение имеют сказки. Их образность, эмоциональность содействуют развитию эстетического вкуса у детей.

   К.И. Чуковский писал о цели сказок: «Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою… Сказочники хлопочут о том, чтобы ребёнок с малых лет научился мыслить, участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путём за узкие рамки эгоценрических интересов и чувств».

    Воспитательной целью лицея является способствование формированию социально-ценностных отношений обучающихся. Одной из основных задач:

приобщить детей к общечеловеческим ценностям, способствовать развитию креативности («творческости») как черты личности.

За основу данной разработки взята программа Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. «Литература как предмет эстетического цикла».

   Цель заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Только эта способность, привитая с раннего детства и доведённая в процессе развития до высочайшего уровня, создавала и будет впредь создавать Бестужевых, Некрасовых, Чеховых, Горьких.

  Эта программа приохотит детей к посильным занятиям наукой, к чтению книг, научит ценить и понимать прекрасное.

   Программа подскажет, не только чему учить, но и как учить. Поэтому она полезна учителям, воспитателям детских садов, родителям, желающим помочь своим детям успешно учиться.

  Программа рассчитана на 33 часа.

  Основными формами учёта знаний являются предметные недели, КВНы, викторины, тесты по прочитанному произведению и итоговое тестирование за весь курс обучения.

Тематический план учебной программы

1 класс

№ п/п

Темы занятий

Кол-во

часов

Ι

Устное народное творчество

10

1.1

Загадки

1

1.2

Загадки о временах года, о птицах, животных, растениях

1

1.3

Сочини сам загадку

1

1.4

Колыбельные песни

1

1.5

Песни, потешки и небылицы

1

1.6

Пословицы и поговорки

1

1.7

Надо ли, чтобы все желания исполнялись? Тема: размышление о жизни

1

1.8

Мой друг. Моя любимая игрушка

1

1.9

Какие черты характера мы ценим в людях?

1

1.10

Н. Носов «Заплатка», В.Осеева «Сыновья»

1

ΙΙ

Литература – искусство слова

6

2.1

Жанры. Язык

1

2.2

Зритель и ролевая игра

1

2.3

Начало сказки

1

2.4

Окончание сказки

1

2.5

Позиция читателя-зрителя, актёра, автора и героя

1

2.6

Мы сочиняем сказки

ΙΙΙ

Театр и литература

17

3.1

Театр. Побасёнка

1

3.2

Настроение читателя

1

3.3

Составление словаря настроений

1

3.4

Словарь настроений

1

3.5

Основное настроение и его оттенки. Радостное настроение

1

3.6

Радостное настроение и его оттенки

1

3.7

Рассказчик-герой

1

3.8

Разные рассказчики в тексте

1

3.9

Зимняя сказка. Праздник читательских удовольствий

1

3.10

«Моя снежинка». Обсуждение детских сочинений

1

3.11

Настроение и его оттенки. Таинственное настроение

1

3.12

Коллективная творческая работа. Зимнее настроение. Снег

1

3.13

Обсуждение детских сочинений

1

3.14

Праздник читательских удовольствий

1

3.15

Большая Родина моя

1

3.16

Москва. Кремль – сердце нашей Родины

1

3.17

Мой родной дом. Моя семья

1

Пояснительная записка

к программе внеурочной деятельности для 2 класса

   Основная задача предлагаемой программы – это воспитание эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нём отражённых.

    В основе всей программы лежит исходное отношение «автор – художественный текст – читатель». Освоение этого отношения – непрерывный процесс практической литературной деятельности самих школьников то в авторской, то в читательской позиции.

    Основные задачи программы, в каждой из выделенных позиций, различны, но все обеспечивают единое литературное развитие ребёнка- читателя.

Первая – понять произведение так, как понимал его сам автор, постараться

             увидеть картину мира «глазами» автора.

Вторая – включить в произведение свой, чужой для автора жизненный и

               культурный контекст, т.е. выработать свою точку зрения на то, что

              изображает и выражает автор, согласиться с ним или вступить в

              спор и увидеть условный мир произведения своими «глазами» –

              «глазами» читателя.

  Обе эти задачи реализуются через специфический диалог между автором и читателем, диалог «заочный», опосредуемый художественным текстом: через «сотворчество понимающих».

     Во втором классе особенно важным становится практическое освоение закона художественной формы как средства выражения мыслей и чувств автора. Это освоение осуществляется путём работы с целостной структурой художественного текста, постепенно усложняющегося. А рабочим материалом служат малые жанры народного творчества: считалка, потешка, скороговорка, загадка, небылица, побасёнка.

   Предлагаемая программа служит лишь основной стартовой площадкой для собственного творчества учителя.

     Программа рассчитана на 34 часа.

Тематический план учебной программы

2 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

І

Введение

2

1.1

Автор – художественный текст – читатель

1

1.2

Точка зрения автора, рассказчика и читателя. Настроение и его оттенки

1

ІІ

Устное народное творчество

8

2.1

Устное народное творчество. История происхождения жанров

1

2.2

Характер героя в оценке рассказчика. «Каша из топора» русская народная сказка

1

2.3

Характер героя в оценке рассказчика. Проблема жанра «сказка». «Айога» нанайская сказка

1

2.4

Ритм – основа искусства

1

2.5

Ритм в искусстве слова

1

2.6

Структура жанра «считалка»

1

2.7

Сочини свою считалку

1

2.8

Обсуждение детских считалок

1

ІІІ

Что такое ритмический рисунок?

9

3.1

Ритмический рисунок в авторской поэзии

1

3.2

Изменение ритмического рисунка, как выразительного средства поэтической речи

1

3.3

Структура жанра «потешка»

1

3.4

Сочини свои потешки

1

3.5

Обсуждение детских потешек

1

3.6

Запись текста как средства выразительности

1

3.7

Структура жанра «скороговорка»

1

3.8

Сочини скороговорку

1

3.9

Конкурс «скороговорителей»

1

ІV

Что такое звуковой рисунок?

15

4.1

Звуковой рисунок в авторской поэзии

1

4.2

Одушевление стихий М. Матерлинк «Синяя птица»

1

4.3

Сравнение жанров «потешка» и «скороговорка»

1

4.4

Структура жанра «загадка»

1

4.5

Сочинение загадок

1

4.6

Обсуждение. Коллективная творческая работа

1

4.7

Звуковой рисунок и сравнение в авторской поэзии

1

4.8

Сравнение и метафора в авторской поэзии

1

4.9

Структура жанра «побасёнка»

1

4.10

Сочини свою побасёнку

1

4.11

Обсуждение детских побасёнок

1

4.12

Что смешит в басне? Басня, сказка, побасёнка, пьеса; их сходство и различие

1

4.13

Структура жанра «небылица»

1

4.14

Сочини свои небылицы

1

4.15

Обсуждение детских небылиц. Наше творчество. Заключительный урок

1

     

Пояснительная записка

к программе внеурочной деятельности для 3 класса

   Основная цель предлагаемой программы – воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении и жизненных явлениях, в нём отражённых.

  Исходным для данной программы можно считать отношение «автор - художественный текст – читатель». Это отношение и осваивается в процессе практической литературной деятельности самих школьников, которые работают то в авторской, то в читательской позиции. Для успешной работы в каждой из этих позиций школьнику нужна и литературно-критическая оценка (т.е. работа в позиции «критика»), и владение законом художественной содержательной формы. Этот закон ребёнок осваивает в позиции «теоретика».

  Перед культурным читателем стоят задачи, разрешимые только через специфически «заочный» диалог между автором и читателем. Работы эстетически развитого читателя заключаются не только в чтении и получении удовольствия, но и постоянном «вычитывании», интерпретации толковании текста, составлении своеобразной «читательской партитуры». То есть позиция «непосредственного» читателя сливается с позицией «критика», работа «критика» нередко становится преобладающей хотя бы на время.

   Работая в позиции «автор-художник», ребёнок сам пытается сочинить литературные и художественные произведения. Эта работа в программе – ведущая. Её следует рассматривать как главное условие широкого литературного развития читателя, реализуя принцип «от маленького писателя – к большому читателю». Авторство нужно ребёнку для развития воображения, эмоционально-эстетической сферы и овладения речью, как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека.

   Работа детей в авторской позиции требует от педагога создания в классе определённых условий. Эти условия не очень сложны, но обязательны. Во-первых, в письменных детских работах творческого характера нельзя оценивать грамотность.

   Можно выпускать журналы «Читательские мнения», «Размышления о жизни», «Наши сочинения».

     Программа рассчитана на 34 часа.

Тематический план учебной программы

3 класс

№ п/п

Темы занятий

Кол-во

часов

Ι

Вводные уроки

7

1.1

Вводный урок. Наше творчество. Обсуждение сочинений

1

1.2

Автор – художественный текст – читатель

1

1.3

«В осеннем лесу». Обсуждение детских сочинений

1

1.4

Точка зрения автора и рассказчика

1

1.5

«Моя любимая книга». Классное сочинение

1

1.6

«Моя любимая книга». Обсуждение детских сочинений

1

1.7

Ритмический рисунок в авторской поэзии

1

ΙΙ

Рифма

14

2.1

Ритм, рифма, звук как средства выразительности

1

2.2

Краски, звуки и запахи осени

1

2.3

«Приметы осени». Классное сочинение

1

2.4

Обсуждение детских сочинений

1

2.5

Акцентное вычитывание лирического стихотворения. И.Бунин «Листопад»

1

2.6

Конкурс чтецов

1

2.7

Выразительные возможности слов «первый» и «последний».

Коллективная творческая работа

1

2.8

«Первый»… «Последний»… Обсуждение детских сочинений

1

2.9

Акцентное вычитывание эпического текста. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» (домашнее чтение)

1

2.10

Проверка домашнего чтения. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

1

2.11

Отзыв о сказке. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Классное сочинение

1

2.12

Выразительные возможности слов «шорох», «шелест», «лепет», «шум»

1

2.13

«Шелест».  «Шум». Классное сочинение

1

2.14

«Шелест».  «Шум». Обсуждение детских сочинений

1

ΙΙΙ

Малые жанры народного творчества

12

3.1

Малые жанры народного творчества. Повторение. Поиграем в угадайку

1

3.2

Считалка. Потешка

1

3.3

Скороговорка. Загадка

1

3.4

Побасёнка. Небылица

1

3.5

Обсуждение детских сочинений в малых жанрах народного творчества

1

3.6

Акцентное вычитывание эпического текста. В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

3.7

Отзыв о сказке. В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Классное сочинение

1

3.8

Отзыв о сказке. Обсуждение детских сочинений

1

3.9

Встреча со сказкой. Праздник читательских удовольствий

1

3.10

Акцентное вычитывание лирического стихотворения. А.А. Фет «Мама! глянь-ка из окошка…»

1

3.11

Отзыв о стихотворении. А.А. Фет «Мама! глянь-ка из окошка…»

1

3.12

Наше творчество. Конкурс весёлых сказочников

1

Пояснительная записка

к программе внеурочной деятельности для 4 класса

   Эта программа начинается в первом классе и рассчитана на все четыре года обучения в начальной школе. Основные принципы и методы, отличающие обучение по данной программе, подробно описаны в «Пояснительных записках» (для 1кл., 2 кл., 3 кл.). Стоит обратить внимание на те новые задачи, которые поставит перед его учениками четвёртый год обучения.

   На протяжении всего четвёртого года обучения продолжается начатое ранее движение «сквозь жанры»: дети выводят законы построения протяжной песни, сказки, народной драмы.

   Овладев такими сложными жанрами устного народного творчества, они уже готовы к работе с разными по жанровому составу произведениями авторской литературы; во-вторых, к усвоению сложнейшего понятия родового деления литературы.

   Введение – и достаточно раннее – понятия «род литературы» имеет чрезвычайно важное значение для становления читателя.

   Изучение народных песен, прежде всего протяжных, позволит «открыть» основные черты лирики; на материале народных сказок «открывается» понятие «эпос»; знакомство с народной драмой «Лодка» позволит ввести понятие «драма».

   Логическим завершением всей этой работы станут уроки, на которых дети сравнивают три произведения с одной и той же тематикой, но относящиеся к разным родам литературы.

   Ещё один вид творческой работы будет введён в четвёртом классе – работа со словом, с его значением и формой.

     Программа рассчитана на 34 часа.

Тематический план учебной программы

4 класс

№ п/п

Темы занятий

Кол-во

часов

Ι

Введение

8

1.1

Вводный урок. Наше творчество. «В осеннем лесу». Обсуждение сочинений

1

1.2

Определение типа текста

1

1.3

М.М. Пришвин «Лесная капель»

1

1.4

Снимаем кино. К.Г. Паустовский (фронтальная проверка домашнего чтения, план пересказа)

1

1.5

Ритмический рисунок в авторской поэзии (повторение)

1

1.6

«Что я чувствую и представляю, когда звучит слово…» (обсуждение сочинений)

1

1.7

Акцентное вычитывание эпического текста. А.П. Чехов «Ванька»

1

1.8

О рассказе А.П. Чехова «Ванька» (классное сочинение- отзыв)

1

ΙΙ

Малые жанры народного творчества

17

2.1

Пословица

1

2.2

Народная песня

1

2.3

Структура жанра «протяжная песня»

1

2.4

Акцентное вычитывание протяжной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно»

1

2.5

Детские песни

1

2.6

Коллективная и индивидуальная творческая работа «Сочините песенки»

1

2.7

Праздник читательских удовольствий. Встреча со сказкой. Театр

1

2.8

Народные сказки: волшебные, бытовые, о животных

1

2.9

Структура жанра «волшебная сказка»

2

2.10

Структура жанра «волшебная сказка»

2.11

Конкурс сказителей волшебной сказки

1

2.12

Творческая работа «В стиле волшебной сказки» (классное сочинение)

1

2.13

Структура жанра «сказка о животных»

1

2.14

Структура жанра «бытовая сказка»

1

2.15

Конкурс сказителей бытовой сказки

1

2.16

Сходство и различие авторской и народной сказки

1

2.17

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

1

ΙΙΙ

Роды литературы. Эпос. Лирика

7

3.1

Эпос. Лирика

1

3.2

Структура жанра «народная драма»

1

3.3

Инсценировка народной сказки «Золотой серпок» коллективная творческая работа

1

3.4

Роды литературы. Эпос. Лирика. Драма

1

3.5

«Весна в моём дворе», «Между мартом и апрелем» (классное сочинение)

1

3.6

«Весна в моём дворе» (обсуждение сочинений)

1

3.7

«Секрет для будущего года» (классное сочинение). Наше творчество. Заключительный урок

1

Планируемые результаты

освоения программы внеурочной деятельности

Освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

  1. владеть навыками сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;
  2. понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
  3. передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
  4. составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
  5. вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитирования;
  6. выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  7. самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
  8. знать название темы и сюжеты 2-3 произведений фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
  9. знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их рассказывать;
  10. знать пословицы, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
  11. уметь полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватить, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, фактами и доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
  12. давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы.

Качества личности, которые могут быть

развиты в результате реализации

программы внеурочной деятельности

  1. развитие речевой культуры, речевых навыков, навыков чтения;
  2. умение постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;
  3. обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении;
  4. творческая деятельность и эмоционально-чувственное отношение к действительности, которая поможет воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Контрольно-измерительные материалы

1класс

  Прочитай текст.

   Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева.

  Утром грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера.

Ответь на вопросы, отметив (۷) верный вариант ответа.

  1. О каком времени года говорится в тексте?

 о  лете   об осени  о весне

  1. Что отцвело в мае?

белые подснежники

душистая черёмуха  

пёстрый ковёр из трав

  1. От какого дерева повеяло приятным ароматом?

берёзы    липы    черёмухи

  1. Когда грянули холода?

ночью    вечером     утром

  1. Куда лёг туман инеем?

на деревья     на землю     на лесную полянку

  1.  Почему молчат птицы в лесу?

потому что боятся застудить горлышко

потому что в лесу тишина

потому что утренний туман лёг инеем на землю

  1. Кто кричит с раннего утра до позднего вечера?

кукушка     сойка     птицы

  1. Какое название больше всего подходит к тексту?

Майское утро.       Утренний туман.    Цветёт черёмуха.

2 класс

   Прочитай текст.

   В сумерках возвращался я из лесу домой, гляжу, по дороге ёж топает. Он тоже меня заметил, фыркнул и свернулся клубком: попробуй,  тронь! Закатил я колючего зверька в кепку, принёс домой и назвал Фомкой.

   В комнате Фомка развернулся, стал углы обследовать, норку искать. Вскоре нашёл за печкой старый валенок и забрался в него. А на этом валенке любил дремать толстый рыжий кот Барин.

   Всю ночь до рассвета кот где-то бродил, а утром вернулся и хотел лечь на валенок, но вдруг почуял что-то неладное, выгнул спину другой, мяукнул и вскочил на середину комнаты. Старый валенок ожил: чихал, пыхтел, фыркал, а в довершение всего из него выкатился какой-то серый колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: теперь Барину спокойной жизни не будет.

   День, другой, третий  кот и ёж сторонились друг друга, а недели через три пообвыкли и помирились. После этого каждый вечер часам к девяти Фомка начинал стучать по блюдцу лапами: молока требовал. На зов ежа являлся кот, и частенько приятели ужинали вместе. Фомка и Барин стали настоящими друзьями.

Ответь на вопросы, отметив (۷) верный вариант ответа.

1.О чём рассказывает в этом тексте?

о том, как живут в лесу ежи

 о том, как кот Барин невзлюбил ежа

 о том, как подружились ёж и кот

 о том, как ёжик напал на кота          

 2. Где произошла встреча кота с ежом?

на дороге     в комнате     в лесу      на крылечке

3. В какое время произошла встреча кота с ежом?

  в сумерках      на рассвете      вечером     ночью

4. Кот испугался и прыгнул на шкаф, потому что:

 он всю ночь до рассвета где-то бродил

 ёжик хотел его ударить

 ёжик, забравшись в валенок, начал чихать, фыркать

 он любил дремать на старом валенке

5. Выбери правильное утверждение.

 Кот и ёж помирились через три дня.

 Фомка никогда не просил молока.

 Сначала рассказчик не верил, что кот и ёж подружатся.

 Кот Барин не любил спать на старом валенке.

6. Как ты понимаешь выражение сторонились друг друга?

 боялись друг друга

 старались не встречаться

 прятались друг от друга

 ссорились друг с другом

7. Укажи, в каком порядке происходили события.    Цифра  1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4.

    Ёж и кот стали друзьями.

1

    Кот испугался ежа.    Рассказчик принёс домой ежа.

    Ёж забрался в старый валенок.

8. Главным образом автор хотел:

рассказать, чем кормить ежей

описать первую встречу кота и ежа

рассказать о том, что ёж и кот могут подружиться

описать поведение лесных ежей в домашних условиях

9. Какое предложение помогает лучше понять основную мысль текста?

Всю ночь до рассвета кот где-то бродил.

День, другой, третий  кот и ёж сторонились друг друга.

Фомка и Барин стали настоящими друзьями.

Со страху кот прыгнул на шкаф.

10. Какое название больше других подходит к истории, рассказанной автором?

Колючая находка.

Как подружились ёж и кот.

Первая встреча.

Старый валенок.

3 класс

Прочитай текст.

НАВОДНЕНИЕ В ЛЕСУ

    С зайцем случилось вот что. Заяц жил на островке среди  широкой реки. Река кругом его островка с треском сбрасывала лёд. В тот день он спокойно спал у себя под кустом.

   Солнце пригревало его, и косой не заметил, как вода в реке стала быстро прибывать. Он проснулся только тогда, когда почувствовал, что шкурка его промокла снизу.

  Вскочил – а вокруг него уже вода. Началось наводнение. Заяц убежал на середину островка: там было ещё сухо.

  Но вода в реке прибывала быстро. Островок становился всё меньше и меньше. Заяц метался с одного конца на другой.

   Так прошли весь день и вся ночь.

   На следующее утро из воды торчал только крошечный кусочек островка. На нём стояло сухое дерево. Заяц бегал кругом его толстого ствола.

    А на третий день вода поднялась уже до самого дерева. Заяц стал прыгать на дерево, но каждый раз обрывался и шлёпался в воду.

   Наконец ему удалось вскочить на толстый нижний сук. Заяц примостился на нём и стал терпеливо дожидаться конца наводнения: вода в реке больше уже не прибывала.

   С голоду помереть он не боялся: кора старого дерева была очень жёсткая и горькая, но всё-таки в пищу ему годилась.

   Ветер качал дерево так сильно, что заяц еле держался на суку. По широкой реке под ним плыли деревья, брёвна, сучья, солома.

   Три дня просидел заяц на дереве. Наконец, вода спала, и он спрыгнул на землю.                                                                                      

        (В. Бианки)

Часть А

Выполни задания, отметив (۷) верный вариант ответа.

1. В какое время года происходили события, описанные в данном тексте?

зимой          весной           летом          осенью

2. Какое явление в природе описано в тексте?

иней           снегопад         ливень        наводнение

3. Кто главный герой произведения? Напиши. _________________

4. Где жил заяц?

в поле под кустом                 на островке среди широкой реки

у реки под деревом               на дереве, стоящем в воде

5. Чего не заметил косой?

как вода в реке стала быстро прибывать

что шкурка  промокла снизу

как он очутился на острове

что островок становился всё меньше

6. Как прибывала вода в реке?

величаво             бурно           быстро           медленно

7. Заяц стал прыгать на дерево, потому что    

надоело бегать по островку

вокруг уже была вода, и ему негде было спастись

захотелось погрызть кору этого дерева

решил там отдохнуть

8. Почему заяц не боялся умереть с голоду, сидя на дереве?

потому что он был не голоден

потому что он спускался поесть

потому что он мог есть кору старого дерева

потому что он взял с собой запасы еды

9. Как заяц дожидался конца наводнения?

терпеливо            трясясь          с нетерпением          со страхом

10. Сколько времени просидел заяц на дереве?

четыре  дня        три дня         два дня         один день

Часть В

1. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения.

    Цифра  1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6, 7.      

Солнце согревало его, и косой не заметил, как вода в реке стала быстро прибывать.

Наконец, вода спала, и он спрыгнул на землю.                                                                                      

А на третий день вода поднялась уже до самого дерева.

Началось наводнение.

1

Заяц жил на островке среди  широкой реки.Островок становился всё меньше и меньше.

Наконец ему удалось вскочить на толстый нижний сук.

2. 1) Закончи предложение.

Река кругом его островка с треском ________________________________

 2) Как называется это явление: ледоход, заморозки, ледостав. Нужное подчеркни.

3. Выпиши предложение, в котором описывается поведение зайца, когда вода быстро прибывала.________________________________________________ _______________________________________________________________

4. Перечисли, что проплывало по широкой реке во время наводнения.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть С

1. Когда тебе особенно было страшно за зайца? Напиши.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как ты думаешь, почему заяц попал в такую ситуацию? Напиши об этом.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговый тест

по литературному чтению за 4 класс

1. На что опирается человек, когда строит планы на будущее?

а) на фантазию, мечты;

б) на советы друзей;

в) на опыт, личную память.

2. Кого богатырь Илья Муромец выпустил из подвала?

а) Елену Прекрасную;

б) тридцать витязей;

в) Добрыню Никитича и Алёшу Поповича;

г) тридцать девушек.

3. В каком возрасте П.П. Ершов написал сказку «Конёк-горбунок»?

а) в 16 лет;     в) в 20 лет;

б) в 18 лет;     г) в 24 года.

4. Чем занимался старик с сыновьями в сказке «Конёк-горбунок»?

а) сеяли рожь;                   в) сеяли пшеницу;

б) пасли лошадей;             г) разводили пчёл.

5. Как А.С. Пушкин называл свою няню?

а) ласточкой;

б) нянюшкой;

в) голубкой.

6. Укажи значение слова «алчный»

а) жадный;           в) скудный;

б) глупый;           г) печальный.

7. О чём договорились Ашик-Кериб и Магуль-Мегери?

а) что он попросит у её отца её руки;

б) что он будет семь лет странствовать в поисках богатства;

в) что он добудет для неё волшебное ожерелье.

8. Кто является автором стихотворения «Листопад»?

а) А.С. Пушкин;              в) И.С. Никитин;

б) И.А. Бунин;                 г) Н.А. Некрасов;

9. Что делала жаба в начале «Сказки о жабе и розе»?

а) отдыхала после удачной охоты;

б) охотилась;

в) купалась.

10. Почему в сказе «Серебряное копытце» девочку назвали Дарёнкой?

а) от слова «дарить»;

б) от слова «драть»;

в) от слова «бурёнка»;

г) от слова «даль».

11. Укажи значение слова «тувалет»

а) комплект дорогой одежды;

б) стол с зеркалом и всеми принадлежностями;

в) набор украшений.

12. Какие сказки ты знаешь?

а) литературные;

б) народные;

в) литературные и народные;

13. Кто написал сказ «Серебряное копытце»?

а) С.Т. Аксаков;

б) В.М. Гаршин;

в) П.П. Бажов;

г) В.Ф. Одоевский

14. Назовите главную мысль «Сказки о потерянном времени»:

а) иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь;

б) настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя;

в) человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

15. Кто является автором рассказа «Главные реки»?

а) В.Ю. Драгунский;

б) Н.Н. Носов;

в) Е.Л. Шварц;

г) В.В. Голявкин.

16. Закончи пословицу «Кто грамоте горазд, тому…»:

а) не пропасть;

б) понадобятся очки;

в) нужно много читать.

17. Где проводил осень композитор Эдвард Григ?

а) на берегу Женевского озера;

б) в лесах около Бергена;

в) на окраине Стокгольма.

18. Какую игру  В. Брюсов называет вечерней?

а) прятки;

б) палочка-выручалочка;

в) лото;

г)жмурки.

19. Укажи значение слова «сайма»

а) рыбацкая стоянка;

б) рыбацкая лодка;

в) рыбацкая сеть.

20. М.М. Пришвин «Выскочка». От какого слова произошло имя собаки?

а) от слова «Бия»;

б) от слова «Байкал»;

в) от слова «виться» (она была очень подвижная).

21. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Почему маме-стрижихе было так трудно?

а) она одна кормила детей;

б) у неё было слишком много детей;

в) её норка была расположена в неудачном месте.

22. С.А. Есенин «Лебёдушка». Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

а) картину заката;

б) картину рассвета;

в) картину жаркого летнего полдня;

г) картину ясной летней ночи.

23. Г.-Х. Андерсен «Русалочка». О чём говорило количество устриц на хвосте Русалочки?

а) о родовитости;

б) о возрасте;

в) о богатстве.

Ответы к тесту.

10а

11б

12в

13в

14в

15а

16а

17б

18б

19а

20в

21а

22б

23а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность по литературному чтению «Знакомство Песочного Человечка с русскими сказками » 1 класс

Внеурочная деятельность является дополнительным к литературному чтению, а именно, как  внеклассное чтение. Из - за сокращённых часов литературного чтения,  ученики  мало читают дополнит...

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературному чтению "В мире книг" 1 класс

составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Рабочая программа внеурочной деятельности " В мире книг" содержит пояснительную записку, тематическое и календарно-тематическое планирование....

Внеурочная деятельность по литературному чтению для 4-ого класса УМК "Планета знаний" "Клуб литераторов"

Внеурочная деятельность по литературному чтению для 4-ого класса УМК "Планета знаний" "Клуб литераторов"...

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования исследовательских умений младших школьников. Дается теоретическое обоснование модели формирования исследовательских умений младших школьников в...

Программа внеурочной деятельности по литературному чтению "Мои жизненные идеалы"

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми 8-9 лет во внеурочное время. Программа основана на основе литературных произведений Уральских поэтов и писателей, что позволяет прививать у д...