Урок по обучению грамоте "Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Крынина Ольга Викторовна

  Урок по обучению грамоте "Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в". Предсталены разработка урока, презентация, вспомогательные видеоматериалы, раздаточные материалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока.


I. Организационный момент.
Поздравляет вас звонок –
Начинается урок!
А девиз у нас такой:
То, что знаешь, не скрывай:
на вопросы – отвечай!

II. Речевая разминка.

Игра-сказка

– Сейчас мы с вами расскажем сказку о весёлом язычке, да не просто расскажем, но и покажем.

– Жил-был весёлый язычок в своём домике. Домик назывался… (рот). 

В домике было две двери (губы и зубы), откройте первую дверцу, потом вторую. Надоело Язычку сидеть в тёмном домике, он решил выйти погулять. Высунул он кончик на улицу, посмотрел, какая погода.

Солнышко греет, решил Язычок позагорать. Лёг Язычок на крылечке и греется.

 Вдруг подул ветер, Язычок замёрз и спрятался в домике. Улёгся в мягкой постельке и заснул.

Выспался Язычок, решил сделать зарядку: потянулся вверх, опустился вниз. Почистил зубки.

Вышел на улицу поискать ребят: посмотрел налево – нет, посмотрел направо – нет, вверх, вниз, побежал кругом и увидел вас.

Он так обрадовался, что защёлкал вот так. Теперь вы, друзья.

III. Мобилизующий этап.
- Сегодня наш урок будет немного необычным. Если вы, прослушав мелодию,  догадаетесь,  кто исполняет эту песенку, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.
2 слайд Звучит музыка из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все»
- Кто к нам сегодня пришел на урок?
3 слайд
- Да, это Винни-Пух. Он не случайно пришел именно в наш класс. Винни  знает, что сегодня мы будем  изучать новую букву и решил помочь нам. Для этого он принес с собой разные   задания. 

IV. Работа над новым материалом.

1. Исследование звуков. Подводящий диалог.
 - А вы знаете, что любит больше всего на свете Винни-Пух? Давайте посмотрим.
4 слайд – вафли, ватрушки, вареники. 
- Если вы определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах, то узнаете тему нашего урока. 
- Итак, с какого звука начинаются слова ватрушки, вафли, вареники?
- Со звука [в].
-Сделаем зв-бук. анализ
слова вафли. Исследуйте этот звук.

Дайте ему характеристику - звук [в] -  согласный, звонкий (произносится с голосом), твердый.
- Давайте посмотрим, чем же еще он любит полакомиться? 
5 слайд – вишня, виноград.
- Сделаем зв-бук. анализ слова вишни.

С какого звука начинаются слова виноград, вишня? (Со звука [в`])
звук [в`] -  согласный, звонкий, мягкий.
- Отгадайте на чём приехал Винни-Пух?
                           Без разгона ввысь взлетает,
                           Стрекозу напоминает.
                           Отправляется в полёт
                           Наш российский  (вертолёт)
6 слайд – изображение  вертолёта
- Назовите ещё виды транспорта, в названиях которых  есть звуки  [в], [в`]. 
7 слайд   вездеход, велосипед, грузовик, автомобиль.

2. Физкультминутка игра. (звуки  [в], [в`]- в начале, в середине, в конце)

          Ворота, сова, ров, вьюга, вода, слава, Вова, улов, жираф, ветер.
   
3. Определение темы и задач урока.
- Вы догадались, почему именно эти продукты и этот вид транспорта  любит Винни-Пух? 
- Попробуйте определить тему нашего урока.
- Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках  [в],   [в’])
 - Тема сегодняшнего урока  «Звуки  [в],   [в’] и буква, которая его обозначает». 
 Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники,  сформулируйте цели нашего урока:
8 слайд

  • познакомиться с … звуком и с новой …;
  • учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;
  • учиться читать … и … с новой буквой.

(Дети, сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают её и формулируют самостоятельно цель урока).

Цель нашей работы такова:

  • познакомиться с новым звуком и новой буквой;
  • учиться отличать новые звук и букву от других звуков и букв;
  • учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

3. Буква В


9 слайд
 – Игра «Подбери слово»  - Что мы можем  подарить Винни-Пуху? Придумайте слова с новыми звуками.

4. Знакомство с новой буквой. 
- Ребята, кто знает, какой буквой обозначаются звуки [в],   [в’]  ? (ответы детей)
10 слайд – изображения букв    В   в (ХАРАКТЕРИСТИКА – лента букв)
- Помогите Вини-Пуху, он не знает, с какой буквы пишется его имя – с маленькой или с большой. Почему с большой? 

11 слайд - Фильм о букве В
12 слайд – задание от Совы.
Она спрятала новую букву среди других букв. Ваша задача –  найти её, зачеркнуть  и посчитать, сколько раз она  встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру.(У каждого учащегося карточка с буквами). Кто же первый справится с этим заданием? Начали. 
    УВМЗРВСЕЖВФОБЬФКВПДРЫВФ
Взаимопроверка.
- Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.
- Сколько раз она встретилась? (5)
- Ребята, Винни-Пух  очень любит путешествовать и особенно любит посещать места, в названии которых встречаются звуки [в],   [в’].
-Давайте посмотрим, куда же нас приглашает Винни-Пух. Это его одно из  самых любимых мест. А может вы и узнаете его.

5. Просмотр  фильма  о Воронеже.

6. Беседа по содержанию фильма.
- Ребята, вы узнали, где мы были?
 - Винни-Пуху очень нравится наш город. А вам нравится? Что особенно нравится? (Ответы детей)
- Что сейчас можно сделать, чтобы наш город был ещё краше? (содержать его в чистоте, не мусорить, убирать возле школы, возле дома, в подъездах, ухаживать за деревцами, не ломать их).
- Вы, ребята пока не многое  можете сделать. А вот когда вырастете и получите профессии врача, строителя, вы сможете принести ещё большую пользу нашему городу.
 - А что нужно для того, чтобы получить профессию? (Надо хорошо учиться)
- Вот сейчас Винни-Пух и посмотрит, кто из вас хочет сделать свой город краше, богаче, лучше. В народе говорят: «Кто много читает, тот много знает». Основная наша с вами задача на уроке чтения – научиться читать, а для этого мы и познакомились с новой буквой, с которой начинается название нашего города и главного героя нашего урока – медвежонка, будем учиться выделять звуки, которые обозначаются этой буквой, читать слоги и слова с буквой «В».
                                        физкультминутка  
7. Работа по иллюстрации учебника.
- Винни-Пух, пролетая на вертолёте над городом, увидел, как мальчишки гоняются за мячом, ему тоже захотелось поиграть. А что это за игра? 
Винни-Пух вместе с нами отправляется на футбольное поле. 
Работа по иллюстрации учебника (стр.68).
- Назовите участников игры.
- Кто забивает мяч?
- Кто стоит в воротах и ловит мяч?

В воротах стоит медведь.



8. Нахождение нужной схемы предложения.
- Сова дала В.П. задание начертить схему к этому предложения.

- Под каким номером Винни-Пух спрятал схему этого предложения? Покажите цифрой. (Карточки со схемами на доске)

    1.  |______       ______  .
    2.  |______       ______       ______        _______    .
    3.  |______       ______       ______    .
- Почему подходит вторая схема?  (Потому что в ней 4 слова)

9. Физкультминутка.

V. Закрепление изученного.

 Работа по учебнику.

Чтение слов, подбор схем к словам. (стр. 69)


Вова                 вот                 ловит         ворота
Слава               твои               лови
1.Самостоятельное чтение слов.
- Прочитайте слова. Найдите слова, где буква «В» стоит в начале слова, в середине.
- Почему слова Вова, Слава напечатаны с большой буквы?
2. Хоровое чтение. Посмотрим, какая мы сплочённая команда.
3. Подбор схемы к слову.
    
- К какому из этих слов (на доске) подходит схема:      
     
http://www.informio.ru/images/urok_ob_gramote_image1.png  ( лови)

 Работа над текстом.
1. Чтение текста учителем.
- Слушайте внимательно. О чём кричали болельщики на футбольном поле?
2. Самостоятельное жужжащее чтение на скорость.
3. Выборочное чтение.
- На сколько вы хорошо и внимательно читали текст, я сейчас проверю.
- Кто стоял в воротах?
- Прочитайте, что кричали болельщики Вове? Славе?
4. Винни-Пух просит победителя прочитать текст ещё раз, обращая внимание на восклицательные знаки, читая предложения с особой силой голоса.

Вывод: Винни-Пуху понравилось играть в футбол. 
- Помогает ли игра в футбол укрепить
здоровье? (Да. Она укрепляет наши мышцы, развивает выносливость, ловкость)
- В спортивных комплексах нашего города работают футбольные и много других спортивных секций, где вы можете провести своё свободное время.

VI. Проверка знаний.
- Винни-Пух хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «В», то и проводит с вами игру «Верю - не верю» (Если согласны, говорим верю, показываем зеленый сигнал, если не согласны с утверждением - говорим не верю, красный сигнал карточки).
1. Буква «В» обозначает согласный звук.
2. Буква «В» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.
3. В слове Винни-Пух буква «В» обозначает твёрдый звук.
4. В слове Вова только одна буква «В».
5. В городе Воронеже нет ни одной спортивной секции.

VII. Итог урока.
- Винни-Пух убедился, что вы усвоили тему урока и можете дружно работать и приобретать новые знания. Он уверен, что в будущем сумеете принести пользу нашему городу, стране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш.

Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш.  Закрепление знаний парных согласных звуков [ж – ш], умение их различать на слух и обозначать буквами Ж, Ш. Продолжение набл...

Опорный план урока по обучению грамоте «Звук [а] и буква Аа, его обозначающая»

Ход урокаI. Организационный момент.Проверка готовности учащимися.II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Фронтальная работаПовторение изученного материала с использованием интерактивной до...

Презентация к уроку по обучению грамоте Звуки г,г,буквы Г,г.

Представлены слайды к уроку по теме Звуки г,г,буквы Г,г....

Конспект урока по обучению грамоте "Звуки [п], [п‘], буквы П, п"

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе  по УМК "Планета знаний"....

конспект урока по обучению грамоте: Звуки [э, йэ].Буква Е,е

Тема урока: Звуки [э, йэ].Буква Е,еЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с буквами Е,е, обозначающая звуки [э, йэ].Планируемые результаты:Личностные: -воспитывать любовь к природе...

Конспект урока по обучению грамоте: "Звуки [л], [л`], Буквы [Л], [л]"

Цели деятельности: Знакомство с буквой, обозначающей согласные звуки [л], [л`]Планируемые результатыПредметные:Знать: графический образ буквы [л]Уметь: различать звуки и буквы [л] и [л`]; определять н...