Конспект урока по обучению грамоте: "Звуки [л], [л`], Буквы [Л], [л]"
учебно-методический материал (1 класс)

Мингазова Алия Вадитовна

Цели деятельности: Знакомство с буквой, обозначающей согласные звуки [л], [л`]

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: графический образ буквы [л]

Уметь: различать звуки и буквы [л] и [л`]; определять на слух ударные и безударные гласные; определять на слух твердость, мягкость и звонкость; читать в схемах и текстах буквенную запись слов по слогам и орфоэпически

Личностные: смыслообразование: связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; знание основных моральных ном и ориентации на их выполнение

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_l_l_bukvy_l_l.docx44.25 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 16.10.18                                                                                        ФИО учителя: Боярина Л.М._________________

Школа: 148         ФИО студента: Мингазова А.В

Класс: 1 «З»                                                                                        ФИО методиста: Солопова Т.В.________________

Кабинет: 223

КОНСПЕКТ УРОКА (Обучение грамоте)

Тема: Звуки [л], [л`], Буквы [Л], [л]

Цели деятельности: Знакомство с буквой, обозначающей согласные звуки [л], [л`]

Планируемые результаты

Предметные: 

Знать: графический образ буквы [л]

Уметь: различать звуки и буквы [л] и [л`]; определять на слух ударные и безударные гласные; определять на слух твердость, мягкость и звонкость; читать в схемах и текстах буквенную запись слов по слогам и орфоэпически

Личностные: смыслообразование: связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; знание основных моральных ном и ориентации на их выполнение

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: Учебник «Азбука», УМК «Перспективная Начальная Школа», 1 класс, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

І. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

3 мин

- Доброе утро, дорогие ребята! Меня зовут Алия Вадитовна. Сегодня я проведу у Вас урок обучения грамоте. Я очень рада видеть Вас, и хочу поскорее  начать работу с Вами. Прошу Вас присаживайтесь.

-Ребята, послушайте скороговорку

В лимане налима ловили для Милы.

Налима нашли мы, поймали налима.

-Давайте проговорим эту скороговорку вместе.

-Кто желает произнести данную скороговорку?

-Ребята, это ведь скороговорка, значит, как ее нужно произносить?

-Верно, ребята. А кто попробует это сделать?

 –Молодцы!

Приветствовать учителя

слушать

проговаривать хором

очень быстро

Р.: саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализации знаний  и мотивация

Словесный: беседа

Практический: работа на карточках

6 мин

-Ребята, а кто-нибудь из вас заметил,  какой звук чаще всего встретился?

-Верно, ребята, а теперь ответьте мне на вопрос: сколько здесь предложений?

-Назовите первое предложение.

-Сколько слов в этом предложении?

-А давайте составим схему этого предложения. Кто пойдет к доске? Хорошо. Всем остальным, я сейчас, раздам листы, на которых Вы будете работать.

-Как обозначается слово «Мила»?

-Как мы обозначим слово «ловили»?

-Так, верно. А кто мне скажет, что такое слово «в»? Как мы его обозначим?

-Кто мне может сказать, про что мы не должны забывать, составляя схему предложения?

С чего начинается предложение?

-И в конце, что мы не забываем ставить?

-Правильно. Ребята, посмотрите на доску. Все ли у вас так? Хорошо, ребята, а теперь назовите второе предложение.

-А сколько слов во втором предложении?

-А давайте составим схему этого предложения. - Кто желает поработать возле доски?

-Ребята, посмотрите на доску. Все ли у вас так?

 -Отлично. А теперь ребята, попробуйте отгадать загадку:

Оружие или растение - выбирай сам.

Выпускает стрелы он и тут, и там.

-На какую букву начинаются эти два слова?

-А хотите узнать, как называются эти слова?

-Об этом  мы с вами узнаем на протяжении нашего сегодняшнего урока.

 [л], [л`]

два

В лимане налима ловили для Милы.

шесть

это слово обозначает предмет, мы обозначаем его красным квадратом

это слово-название действия, мы его обозначим синим цветом

в-слово-помощник, мы его обозначим серым треугольником

с заглавной буквы

точку

Налима нашли мы, поймали налима

пять

лук

на букву л

да

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

ІІІ. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

3 мин

-Ребята, послушайте стихотворение:

Лисицы лают. Глухомань.
Лежит в листве под липой лань.
Линь в глубине холодных вод
Лениво, но легко плывёт.
Луна. Лучится как латунь,
Лягушкой лакомится лунь.
Летит заблудшая пчела.
Легла на лес ночная мгла.

-Ребята, какие звуки звучали чаще в этом стихотворении?

-Верно. Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

-Да. А теперь попробуйте сформулировать цель нашего урока. Как Вы думаете, чем мы с Вами будем сегодня заниматься?

-Верно, ребята.

слушать стихотворение

[л], [л`]

Звуки [л], [л`], Буквы Л, л

познакомимся со звуками [л], [л`] и буквами  Л, л

 будем учиться определять звуки [л], [л’] в слогах и словах

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.: самостоятельное формулирование темы и цели урока.

ІV. Открытие нового знания

Словесный:

беседа

Практический: работа с учебником

8 мин

-Ребята, давайте рассмотрим схему в верхнем левом углу.

-Что это такое?

-Каких звуков?

-Хорошо, а теперь попробуем определить эти звуки в наших словах. Что это изображено?

-Произнесите последний звук? Попробуйте дать ему характеристику.

- А это, что такое?

-Произнесите последний звук? Попробуйте дать ему характеристику

-А теперь сравните звуки [л] и [л`]. В чем разница?

-Так, правильно. Звуки [л] и [л`] на письме обозначаются буквой Л.

 

-Ребята, попробуйте самостоятельно дать характеристику букве Л?

-А теперь, ребята, давайте попробуем сконструировать эту букву. Посмотрите, из каких элементов состоит буква Л?

-Возьмите в руки карандаш и напечатайте. У всех получилось буква Л?

-Отлично.

схема звуков

согласного твердого и согласного мягкого звука

угол

[л]

согласный, твердый, звонкий

уголь

согласный, мягкий, звонкий

звук [л] произносится твердо, а звук [л`] мягко

она имеет два звука: согласный твердый звонкий [л] и согласный мягкий звонкий  [л`]

прямая палочка, поперечная палочка и палочка с закруглением

К.: построение речевого высказывания

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы

Динамическая пауза

1 мин

-Ребята, вы, наверное, устали? Давайте с вами немного отдохнем.

— У оленя дом большой.— складываем руками над головой крышу дома.
— Он глядит в свое окно.— показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку.
— Заяц по лесу бежит.— изображаем бег на месте.
— В дверь к нему стучит.— изображаем стук кулаком в дверь.
— Тук-тук! — стучим правой ногой в пол.
— Дверь открой! — открываем дверь.
— Там в лесу… — показываем большим пальцем за плечо.
— Охотник злой! — изображаем руками ружье.
— Быстро двери открывай,— делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе.
— Лапу мне давай! — выставляем руку вперед ладонью наружу.

Выполнять задание

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

V. Первичное закрепление во внешней речи

Наглядный:

 презентация

Практический: работа со звуко-буквенной схемой

Практический: работа с учебником

7 мин

-Ребята, посмотрите на нижнюю часть страницы 29. Что изображено на рисунке?

Лианы это вьющиеся и ползучие растения 

в тропических лесах. Своими ветвями они 

обвивают стволы и ветви других растений.

-Посмотрите, пожалуйста, сколько букв в слове?

-Какой звук в начале?

-Какой он?

-Что смягчает этот звук?

-Хорошо. Назовите гласные звуки.

-Дайте им характеристику.

-Хорошо. Обратите внимание на второй этаж схемы.

-Что показывают нам условные обозначения? (Синие дуги). Прочитайте его по слогам.

-Замечательно. А теперь обратите внимание на второе слово.

-Кто-нибудь из вас знает, что это за животное?

Лама - южноамериканское млекопитающее из семейства верблюдовых.

-Посмотрите, пожалуйста, сколько букв в слове?

-Какой звук в начале?

-Какой он?

-Хорошо. Назовите гласные звуки.

-Дайте им характеристику.

-Хорошо. Обратите внимание на второй этаж схемы.

-Давайте прочитаем его по слогам.

-Так, хорошо. А теперь ребята переверните страницу. Что это такое?

-Давайте прочитаем их вместе.

-  Сравните слоги в каждом столбике.

-Чем они похожи?

-Чем отличаются?

- Как произносятся согласные в первом и во втором столбике?

- Как произносятся согласные в третьем столбике?

- Какая буква показывает, что звук [л’] читается мягко?

-Для чего нам нужно хорошо уметь читать слоги?

-Вот мы сейчас  с вами и почитаем.

-Какие слова вам непонятны?

лиана

5 букв

[л`]

согласный, мягкий, звонкий

последующий гласный звук [и]

[и], [а], [а]

звук [и] - безударный,[а]-ударный, [а]-безударный

что в этом слове 3 слога

ли-а-на

лама

4 буквы

[л]

согласный твердый звонкий

[а], [а]

первый звук [а] - ударный, второй звук [а] - безударный

ла-ма

звуковая схема слога

читать

все с буквой [л]

произношением

твердо

мягко

[и]

чтобы читать слова

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный:

беседа

Наглядный:

 презентация

Практический: работа со схемой

5 мин

- Итак, ребята, давайте с вами вернемся к картинкам на странице 29.

- Что нарисовано на первой картинке?

-Произнесите первый звук. Попробуйте дать ему характеристику.

-А это что такое? Произнесите первый звук. Попробуйте дать ему характеристику.

Сравните данные звуки. 

А кто сможет мне объяснить, что обозначают слова «люк».

-Так, верно.

-Верно, ребята. А теперь посмотрите на слайд.

-Что это?

-А это?

-Что вы заметили?

-Да, ребята, вы правы. Такие слова называются многозначными. Вы подробнее о них будете говорить, когда станете взрослее.

-Попробуйте составить предложения с этими словами.

-А теперь, ребята, послушайте мои предложения:

Мама режет зеленый лук.

Петя стреляет из лука.

-А сейчас, ребята, я раздам вам конверты, и вы будете в парах составлять эти предложения.0

люк

согласный, мягкий, звонкий

лук

согласный, твердый, звонкий

в слове люк, звук [л`], произносится мягко, а в слове лук звук [л] произносится твердо

Люк – закрывающееся крышкой отверстие, например, на палубе корабля, в полу сцены.

лук

тоже лук

лук (растение)

лук (оружие)

эти слова произносятся одинаково, а значение слов разное

составлять предложения

читать предложения

составлять схемы

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы

Пальчиковая гимнастика

1 мин

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули… (Тянем кисти в стороны.) Покрутили… (Волнообразные движения.) Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились.)

Выполнять задание

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

VII. Включение в систему знаний

Практический: работа с учебником

4 мин

-Ребята, давайте прочитаем предложения в  правом нижнем углу.

-Кто у Ани?

-Кто у Эммы?

-Кто у Алины?

-А что же есть у Лины?

- Что можете сказать о Лине?

-А кто умывал Лину?

-Сколько в этом тексте предложений?

-Самостоятельно составьте схему третьего предложения.

У Ани лама

У Эммы мул

У Алины налим

У Лины малина

Что она мала и мила

Мама

В этом тексте 6 предложений

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: ответы на вопросы, самооценка

2 мин

-Наш урок подходит к концу, давайте подведем итог урока.

-Какова была тема нашего сегодняшнего урока?

-Расскажите, чему учились на уроке

-Расскажите всё, что узнали о звуках [л], [л’].

- Какая буква обозначает звуки [л], [л’].

– А сейчас, ребята, я попрошу вас оценить свою деятельность на уроке своими карандашами.

-Поднимите зеленый карандаш, если вам понравился урок, вы все поняли, вам было легко и интересно на уроке.

-Поднимите синий карандаш, если для вас урок был средним, вы поняли материал, но в процессе работы у вас возникали некоторые трудности.

-Поднимите красный карандаш, если урок вам не понравился,  на уроке вам было скучно и  вы ничего не поняли.

- Спасибо за урок! Мне было очень приятно с вами работать.

Звуки [л], [л`], Буквы Л, л Мы учились различать звуки [л], [л’] и букву Л в словах, учились читать слоги, слова и предложения

Звук [л] - согласный,  звонкий, твёрдый. Звук [л’]- согласный, звонкий, мягкий

Буква Л

-Оценивать свою работу на уроке

П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Звук ш, буквы Ш ш"

Тема:  Звук ш, буквы Ш  ш. Закрепление пройденных букв. Цель: Повторение и закрепление ранее изученных букв. Задачи: 1.Продолжать учить читать  свободно и находить слова с сочетанием ...

Конспект урока по обучению грамоте "Звук [г]. Буквы Г,г

Урок по обучению грамоте в 1 классе...

Конспект урока по обучению грамоте "Звук и буква Д, д".

Урок составлен по УМК "Начальная школа XXI века". В конспекте отражена деятельность учителя, ученика и комментарии к формируемым УУД....

План - конспект урока по обучению грамоте: " Звук [и], буквы И,и."

Конспект  урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема:" Звук [и], буквы И, и". УМК " Школа России"....

конспект урока по обучению грамоте "Звуки [Ж] [Ш] и буквы Ж и Ш. Дикие животные"

Интегрированный урок-повторение по обучению грамоте....

Конспект урока по обучению грамоте " Звуки [з] и [з\']. Буквы З и з

Конспект урока по обучению грамоте " Звуки [з] и [з']. Буквы З и з...