конспект урока по обучению грамоте: Звуки [э, йэ].Буква Е,е
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Георгица Ирина Сергеевна

Тема урока: Звуки [э, йэ].Буква Е,е

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с буквами Е,е, обозначающая звуки [э, йэ].

Планируемые результаты:

Личностные: -воспитывать любовь к природе;

            -проявлять  интерес к предмету, к заданиям учебной книги;

           -формировать культуру поведения в школе;

Предметные: -формировать знания учащихся о том, что буква Е может обозначать два звука в начале слова и после глагола.

-развить фонематический слух, речь, мышление, память, обогащать словарный запас.

Тип урока : открытие новых знаний.

Методы и приёмы обучения:

Объяснительно-иллюстративный метод деятельности; индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник «Азбука», «ШР», 1 класс; учебная презентация.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_14.10.16.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Этапы урока

Методы и приемы

Содержание урока (деятельность учителя)

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный.

- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

-Меня зовут Ирина Сергеевна, сегодня я у вас проведу урок обучения грамоте.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

– Назовите 3 признака гласных звуков? (поются, воздух  не встречает препятствий, образуют слоги)

Приветствовать учителя.

Формулировать полные ответы на вопросы.

2.

Постановка учебной задачи и ее решение.

Игровой: отгадывание загадок

Практический: определение слогов в слове, анализирование схемы.

Словесный:

 произнесение звука.

Практический:  характеристика звука

Словесный: формулировка вывода

Наглядный: рассматривание буквы Е и сравнение печатной буквы с прописной

Отгадайте загадку, чтобы узнать, о чём мы будем с вами на уроке говорить.

-Немытое в рот
Ни за что не возьмёт. —
И ты будь таким,
Как чистюля... (Енот)

-В лесу мороз крепчает, 
В полях метёт метель, 
На праздник нас встречает 
Сверкающая… (Ель)
 

- А когда она не одна, а много, как будем говорить? (Ели)

- Ребята, сколько слогов в слове ели?

- Какой первый? Второй?

- Произнесите еще раз первый слог. Что слышим? (Йэ)

На доске схема слова. (Правило сколько в слове гласных столько и слогов)

Посмотрите внимательно на первый слог в схеме обозначается двумя звукам, а вот на письме принято обозначать не двумя буквами, а одной буквой Е.

Если рядом слышим звуки йэ и э,  значит пишем букву Е. Это и есть тема нашего урока. Сегодня на уроке мы научимся анализировать слова с этой хитрой буквой.

- Произнесем этот звук. Как мы его произносим?

- Какой он? (Гласный) Почему? ( т.к. воздух не встречает препятствий)

Слого-звуковой анализ слов:

-Сейчас мы с вами проговорим хором слова.

Еда, енот, моет, роет. Сколько звуков в букве е вы слышите, когда проговариваем слова? Давайте ещё раз проговорим.

- Понаблюдайте и скажите, в каких случаях мы слышим два звука [йэ] рядом? Проговариваем эти слова.(В начале слова и после гласного звука)

- Посмотрим, что обозначает буква е после согласного. Давайте вместе проговорим слова. Сколько звуков мы слышим? Какой звук мы слышим? Давайте ещё раз проговорим. Какой это звук мягкий или твёрдый?

 Мопед, пистолет.

Так что же обозначает буква е после согласного?

(Мягкость предыдущего согласного)

- Какой вывод мы можем сделать об этом звуке? (Гласный, в начале слова и перед гласной обозначает два звука, обозначает мягкость предыдущего согласного и звук [э])

-На что похожа буква?

Ева гребнем причесалась — 
В нем три зубчика осталось.
 (Г. Виеру)

Е на грядке пригодилась — 
Вместо грабель потрудилась.
 (В. Степанов)

Элементы печатной Е и е.

                       

                ФИЗМИНУТКА

Отгадывать загадки.

Проводить анализ слова.

Произносить звук.

Характеризовать звук.

Формулировать вывод.

Сравнивать букву с различными предметами.

.

Проявлять эмоциональную отзывчивость к веселым заданиям.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Уметь определять учебную задачу изучения данной темы.

Самостоятельно устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

С помощью учителя формулирует собственную точку зрения на предлагаемый материал или ситуацию

3.

Решение частных задач.

Игровой: отгадывание загадки

Словесный: анализ сказки

Практический: чтение слогов

Практический: чтение слов

Практический: чтение слов

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: ответы на вопросы

Практический: чтение слов

Игровой: игра «Хлопни в ладоши»

Игровой: игра «Кто больше запомнит слов»

прослушивание текста и выделение слов с новыми звуками.

Игровой: игра «Добавь букву»

Работа по учебнику, с.72

1. Отгадайте загадку:

Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю. (Емеля)

- Что изображено на картинке? (Эпизод из русской народной сказки “По щучьему веленью”)

- Какое время года изображено?

- Чему удивились и люди, и птицы, и звери?

- Почему мы можем сказать, что они удивились? (По лицу и жестам)

- Какие еще чудеса происходили с Емелей?

- В какое время года произошло это событие?

- Какие еще времена года вы еще знаете? (Часы о времени года)

- Каким образом художник передал красоту зимнего пейзажа?

2. Чтение слогов

В сказочном лесу пошел волшебный дождь. Давайте эти капельки с вами проговорим.

- Итак, 1 ряд прочитает 1 и 2 слоги хором;

2 ряд прочитает 3 и 4 слоги хором, а 3 ряд оставшиеся слоги.

-А теперь давайте вместе прочитаем эти слоги.

- N, прочитай все слоги.

3. Чтение столбиков слов с. 73

-Итак, посмотрите внимательно на слова, кто прочитает слова, обозначающие предмет? (е-ли, со-с-ны)

-А кто найдёт и прочитает слова, обозначающие признак? (е-ло-вы-е,со-с-но-вы-е)

-А кто уже нашёл и прочитает слова, обозначающие действие? (ро-ет, во-ет,ла-ет, ку-са-ет)

Теперь девочки прочитают слова из 1 столбика, а мальчики из 2) Когда буква е обозначает 2 звука? А когда 1?

4. Чтение текста с.73

N, прочитай 1 предложение. Сколько мы слышим звуков в слове ели?(2)Почему?( потому что е в начале слова)

N, прочитай 2 предложение. Сколько мы слышим звуком в слове роет?(2) Почему?(т.к после гласного)

- Каким еще порядок слов может быть в предложении? (Лиса около ели)

5. Знакомство со словами – антонимами с.74

-Ребята, кто знает, как называются слова с противоположным значением? ( антонимы)

1 слово нам дано, давайте хором прочитаем их.

-Какое слово противоположно слову высокие?( низкие) Давайте хором скажем.

- А какое слово противоположно слову толстый? ( худой) Давайте хором скажем.

-А теперь в парах расскажите друг другу эти слова.

N, прочитай все слова.

- Сколько звуков на конце слова обозначает буква “е” в этих словах?

Чтение текста. Лес

N, прочитай 1 предложение,

N, 2 предложение,

N, 3 предложение.

- Какие предложения встретились в тексте? (Повествовательные и восклицательные)

-Ребята, а теперь давайте поиграем. Когда вы услышите, что буква е обозначает 2 звука, то хлопаете в ладоши, а если один звук, то руки перед собой.

Винегрет, ель, пельмени,  есть, егерь, еловый, зевнул, неделя, день, ехал.

Игра «Кто больше запомнит слов из текста» 

«Е» похожа на расчёску,
СдЕлать можЕт всЕм причёску…
Учим, учим букву «Е» —
Вот и выучили всЕ.

Мимо сосен, мимо Елей

Все бежали и летели!

Впереди спешит Енот,

На спине Ежа несет,

За Ежом вздыхая тихо,

Ежевику Ест Ежиха.

Кто бегом, кто Еле-Еле

Шел вперед к заветной цели!

Ёрш в реке махнул хвостом,

С Ёлки крикнул гусь: — Пойдем!

Добавьте букву, чтобы можно было сказать: красивые ....

(леса).

-А теперь замените один слог, чтобы «леса» превратились в жаркое, любимое всеми нами время года.

(лето).

Отгадывать загадки.

Анализировать сказку.

Читать слоги и составлять слова.

Читать слова и отвечать на вопросы по иллюстрации.

Чтение текста.

Формулировать полные ответы на вопросы.

Чтение текста.

Выделять нужные слова.

Запоминать слова с новыми звуками.

Добавлять нужную букву на конце слова

Самостоятельно вносит необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Самостоятельно определяет то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

С помощью учителя находит необходимую информацию

С помощью учителя находит необходимую информацию

Самостоятельно выстраивает иерархию имеющихся знаний

Самостоятельно контролирует и оценивает процесс своей деятельности и его результаты

Самостоятельно извлекает необходимую информацию из прослушанных  и прочитанных текстов 

Самостоятельно или с помощью учителя достраивает, восполняя недостающие компоненты

Самостоятельно или с помощью учителя достраивает, восполняя недостающие компоненты

4.

IV. Рефлексия

Практический: проводят рефлексию.

-Итак, когда буква е обозначает 2 звука? А когда 1 звук?

У вас на столах есть белые листочки, возьмите их и нарисуйте на них круг, а в кругу нарисуйте лицо. Посмотрите на экран, если Вы считаете, что Вы хорошо поработали на уроке, то веселое. Если Вы считаете, что Вы что -то не поняли на уроке, то равнодушное. А если, Вы считаете, что Вы плохо поработали на уроке, нарисуйте грустное лицо. У вас одна минута.

Встаньте те, кто нарисовал веселое лицо. Встаньте те, кто нарисовал  равнодушное лицо. Встаньте те, кто нарисовал грустное лицо.

Ребята, которые нарисовали грустные и равнодушные лица, подумайте над тем, что у вас не получилось. И постарайтесь в будущем не допускать этих ошибок.Ребята, спасибо за урок,  все свободны

Формулировать полные ответы на вопросы.

Оценивать себя.

Умение формулировать собственное мнение, адекватно воспринимать качественную оценку своей работы.

Дата: 14 октября 2016г., пятница                                                                                                                                         Учитель: Юлия Алексеевна

Школа: НОУСОШ №148                                                                                                                                                      Методист: Зубарева Н.С.

Класс: 1 «г»                                                                                                                                                                             Студент: Георгица И.,46 гр.

Урок: 1

Время: 08.00-08.35

Кабинет: 203

Тема урока: Звуки [э, йэ].Буква Е,е

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с буквами Е,е, обозначающая звуки [э, йэ].

Планируемые результаты:

Личностные: -воспитывать любовь к природе;

            -проявлять  интерес к предмету, к заданиям учебной книги;

           -формировать культуру поведения в школе;

Предметные: -формировать знания учащихся о том, что буква Е может обозначать два звука в начале слова и после глагола.

-развить фонематический слух, речь, мышление, память, обогащать словарный запас.

Тип урока : открытие новых знаний.

Методы и приёмы обучения:

Объяснительно-иллюстративный метод деятельности; индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник «Азбука», «ШР», 1 класс; учебная презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Звук ш, буквы Ш ш"

Тема:  Звук ш, буквы Ш  ш. Закрепление пройденных букв. Цель: Повторение и закрепление ранее изученных букв. Задачи: 1.Продолжать учить читать  свободно и находить слова с сочетанием ...

Конспект урока по обучению грамоте "Звук [г]. Буквы Г,г

Урок по обучению грамоте в 1 классе...

Конспект урока по обучению грамоте "Звуки [п], [п‘], буквы П, п"

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе  по УМК "Планета знаний"....

Конспект урока по обучению грамоте: "Звуки [л], [л`], Буквы [Л], [л]"

Цели деятельности: Знакомство с буквой, обозначающей согласные звуки [л], [л`]Планируемые результатыПредметные:Знать: графический образ буквы [л]Уметь: различать звуки и буквы [л] и [л`]; определять н...

Конспект урока по обучению грамоте "Звуки [д], [д\'], буквы Д, д."

Тема: Звуки [д], [д'], буквы Д, д.  УМК "Школа России" 1 класс...

Конспект урока по обучению грамоте «Звуки [т], [т’], буквы Т, т» (1 класс, УМК «Школа России»)

Тип урока: «Открытия» новых знаний.Цель урока:формирование у обучающихся представления о согласных звуках [т], [т’] и способы обозначения звуков буквах Т, т.Дидактические:1. Познаком...