I.Организационный момент.
У меня в руках книга русских народных сказок. Много лет их рассказывали на Руси детям. Я уверена, что каждый из вас может любую из этих сказок пересказать, а некоторые сказки даже рассказать наизусть. Как вы думаете, а почему сказки так любимы у народа?
II.Актуализация знаний.
А когда возникли сказки и кто нам сказки подарил?
- Назовите известных вам сказительниц, уроженок воронежского края.
А кто ещё сказки нам подарил?
- Как мы их называем?
- Назовите известного вам собирателя сказок уроженца воронежского края.
Кого мы называем хранителями сказок?
Можно ли нас назвать хранителями сказок?
Вы правы, ребята. Сказки возникли очень давно и живут с нами до сих пор. Хорошие сказочники славились далеко-далеко за пределами своих селений. Богатейшая фантазия русских сказочников, их безграничное воображение, вера в Добро рождали удивительные, чудесные сказки. И разлетались они по свету, подобно волшебным птицам, касались души людей своими невидимыми крыльями, делая их лучше, чище и добрее. За домашними работами в долгие зимние вечера, при свете лучины, люди слушали сказки, затаив дыхание, точно так же, как и вы сейчас. Перед вами сказочные ворота.
Внекоторомцарстве
Жилибылистарик
|
внекоторомгосударстве
дастаруха
|
Чтобы открыть их, разделите строки на слова. Какие предложения у вас получились?
С зачина сказку начинаем, Ворота открываем, В старину попадаем. III. Интерьер и предметный мир крестьянского жилища. Жили – были дед и баба… Так начинаются многие сказки. А как они жили? В каких домах? Какие вещи их окружали? Дед и баба из сказки, как и вообще русские крестьяне, жили в избе. Это – старинное название деревенского дома. Избы называли также срубами, потому, что их рубили (строили) топорами. Без этого простого плотницкого инструмента в крестьянском хозяйстве никак нельзя. Вот и уважил русский народ топор, сложив по него загадки.
– Подумайте, почему так говорится: В лес идёт – домой глядит, Домой идёт – в лес глядит. Вспомните русскую народную сказку, где упоминается топор. Россия – страна лесная, деревом богатая. Из дерева строили дома, мастерили столы, лавки, полки для посуды, орудия труда и прочие нужные в хозяйстве вещи. Крестьяне любили порядок, и всё в доме «знало своё место». Справа от входа помещалась печь. «Дом без печки – нежилой дом», - говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. От жарко натопленной печи в доме становилось тепло и уютно даже в самую лютую зимнюю стужу. Возле печки в русском доме всегда стояли большие и маленькие чугуны и горшки. - Почему чугунок так называют? - Для чего такой чугунок нужен? Как вы думаете, а какой посуды было больше, чугунков или горшков? Почему? - Какой экспонат может про себя так сказать: «На топтале был, на кружале был, на пожаре был, на базаре был – домой пришёл всех накормил»? - Верно, молодцы. Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскалённой печи не вытащишь. Как вы думаете, с помощью какого предмета это можно было сделать? Покажите, как это делали. - Верно, это делали с помощью ухвата. - А для чего нужна кочерга?
- У простого народа к печи было особое, почтительное отношение. Нельзя было, например, ссориться, ругаться в доме, «а то печь услышит». Русская печь была участницей многих обрядов, сопровождавших жизнь человека от рождения до самой смерти. Где – то тут, возле печи, верили в народе, обитает «он» - дух, охраняющий благополучие дома и живущих в нём людей. Иногда духа так и называли – «запечник», но есть у него и другие прозвища: «суседка», «доможил», «домовой». - Вспомните русские народные сказки, в которых говорится про печь. Напротив печки, наискосок от неё, место Красного угла. «Красный» - значит красивый. Красный угол – самое чистое, светлое и нарядное место во всём крестьянском доме. Здесь на особой полочке – божнице, « где Боги стоят», у верующих крестьян всегда стояли домашние святыни – иконы. Их называли ещё образами. Входя в дом, гость обязательно снимал шапку и крестился на образа, а затем кланялся, приветствуя хозяев. Этим гость показывал, что пришёл в дом с добром, худого не замышляет. Его приглашали «откушать хлеба – соли» и сажали за стол на самое почётное место у икон, рядом с хозяином. - Сейчас прошу вас разделиться на две группы: «Хозяев» и «Гостей».
IV. Встреча гостей. Выступление девочек из ансамбля «Купава» Исполнение народной песни. Девочка в русском костюме приглашает «гостей» за стол:
- По русскому обычаю стол должен стоять в Красном углу, ведь еду – хлеб наш насущный – человеку посылает Бог, а стол – это Его ладонь (подаёт нам дар), или «Сердце матери» – заботится обо всех, старается накормить и напоить. Когда семья собиралась за столом, все сидели чинно, спокойно, ели не торопясь. А если какой – нибудь ребёнок вёл себя шумно, то получал в наказание деревянной ложкой по лбу. Во время обеда вставать было нельзя, даже если вошёл старший по возрасту или почётный гость. Ему кланялись, сидя за столом, и продолжали не спеша есть. Ели раньше из общей миски (блюда). На обеденный стол ставилась большая чаша – одна на всю семью. Размеры её порой доходили до полуметра в диаметре. Трапезу начинали по старшинству. Каждый брал угощение в свой черёд. Верили, что это приведёт к миру и согласию в доме. - Если стол, как сердце матери, то, что же надо делать, чтобы его не обижать, а радовать?
Раньше говорили: «Каков гость, таково ему и угощение». А про какое угощение говорится в загадке?: Черна, мала крошка, Соберут немножко, В воде поварят – Ребята съедят. - А какую кашу вы больше всего любите? Как вы понимаете пословицу: «Всякая каша за себя постоять может»? - Раньше каши готовили и когда гостей встречали, и на праздники. А сейчас давайте вспомним о необычной каше – каше из топора.
V. Разыгрывание сюжета сказки «Каша из топора».
Ведущий: Шёл солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Пришёл солдат в деревню, постучался в крайнюю избу. Солдат: Дома ли хозяюшка? Здоровенько живёте! Хлеб да соль вам! Пустите меня день дневать да ночь ночевать. Ведущий: Услыхала это Хозяйка, заохала: не пустить – в деревне дурная слава пойдёт, пустить – жалко угостить. Была жадная до своего добра. Попрятала всё, что в доме было съестного, а сама решила глухой притвориться и дверь отворила. Солдат: Дай – ка мне, хозяюшка, чего – нибудь поесть. Хозяйка: Вон там, родимый, на гвоздике повесь. Солдат: Аль что голоден гость не чуешь? Хозяйка: Где хочешь, там и заночуешь. Солдат: Коль нечего на стол поставить, так, может топор съесть? Давай топор, я из топора сварю кашу. Ведущий: Что за диво! – думает старуха. Старуха: Дай – ка посмотрю, как он кашу из топора варит. Ведущий: Принесла топор. Солдат положил топор в горшок, налил воды, поставил в печь и давай варить. Варил, варил, попробовал. Солдат: Всем бы кашица взяла, только бы крупы подсыпать. Ведущий: Принесла баба крупу. Солдат варил, варил кашу, попробовал. Солдат: Всем бы кашица взяла, только бы молочка немного подлить. Ведущий: Принесла Хозяйка молока. Солдат варил кашу, помешивал. Солдат: Ах, кабы маслица чуток, совсем бы каша удалась. Ведущий: Принесла Хозяйка маслица. Попробовал солдат кашу и говорит: Солдат: Соли бы щепотку и каша готова. Ведущий: Принесла баба соль. Посолил солдат кашу. Солдат: Ну, старуха, давай теперь хлеба да берись за ложку; станем кашицу есть. Ведущий: Похлебали вдвоём кашицу. Хозяйке всё любопытно – когда топор есть будут. Солдат: (ткнув топор ложкой) Ещё не доварился, сама завтра довари.
-Вот так солдат и сам наелся, и хозяйку накормил, гостей принимать научил. В деревне для гостей ничего не жалели: «Что в печи – всё на стол мечи». VI.Работа в группах. Я предлагаю вспомнить, какие пословицы и поговорки о доме, гостеприимстве вы знаете. Соедините начало и конец пословицы, прочитайте её и объясните смысл. Карточка группы «Хозяева».
Не красна изба углами,
Дом без печки –
Стол – Божья ладонь,
|
а хлеб – Божий дар.
а красна пирогами.
не жилой дом. |
Карточка группы «Гости».
Доброму гостю –
Пошли Бог гостей –
В гостях хорошо,
|
а дома лучше.
особая честь.
и хозяин будет сытей. |
-Молодцы. С этим заданием вы отлично справились. Определить, насколько вы были внимательны на занятии, помогут загадки. Отгадайте их в группах, если не получится, то на помощь приходит другая группа.
Карточка группы «Хозяева».
| Карточка группы «Гости».
| Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.
Железный конь скачет в огонь. | Рогат, да не бык, хватает – да не сыт, людям отдаёт, сам на отдых идёт.
Четыре братца под одной крышей живут. |
VII. Оценка работы групп. VIII. Итог занятия. Сегодня мы запомнили много новых слов. Давайте ещё раз назовём их. Божница Красный угол чугунок Горшок лавка горшок Изба образа Икона Кочерга ухват печь
- Погостили мы с вами в крестьянской избе, но как говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше»! Пора нам в обратный путь собираться. Хозяюшка нас до ворот проводит со словами:
Раньше прощание было долгим: хозяева благодарили гостей, что они их навестили, не забыли, а гости благодарили хозяев за угощение, желали им и впредь жить счастливо. |
Я думаю, что нет на свете ни одного человека, который был бы равнодушен к сказкам, потому что, слушая сказки, мы переносимся в мир чудес, где добро всегда побеждает зло.
Подарили нам сказки создатели и рассказчики народных сказок и былин – сказители. (Соотносят и крепят таблички к доске) - Это Анна Куприяновна Барышникова и Анна Николаевна Королькова. (Портреты) А ещё сказки нам подарили люди, которые ходят и ездят по стране, слушают, записывают, обрабатывают сказки.
Это – собиратели сказок. (Соотносят и крепят таблички к доске) -Известным собирателем сказок является Александр Николаевич Афанасьев. (Портрет)
Это взрослые и дети – все, кто знает народные сказки.
Да, можно.
В некотором царстве, в некотором государстве… Жили – были старик да старуха.
Ответы и предположения учащихся.
Кланяется, кланяется, Придёт домой – растянется.
Топор несли на плече или заткнув за пояс. Лезвие топора смотрело назад.
«Каша из топора»
- Потому что чугунный. - Варить щи и картошку. Я думаю, было больше горшков. Глина более доступный материал, чем чугун.
- О горшке глиняном.
Предположения детей.
- Кочерга нужна, чтобы ворошить угли.
- «Гуси – лебеди», «По щучьему велению».
Дети делятся на группы «Хозяев» и «Гостей» самостоятельно(по желанию).
- «Пойдёмте хлеба – соли покушать, лебедя порушить, пирогов отведать. Гостюшки – голубушки! Покидайте – ка лавочки, умывайте – ка рученьки. Не всякого по имени, а всякому челом бью, хлебом да солью, да третьей любовью».
-Нельзя стучать по столу ложкой или рукой, класть локти на стол, болтать ногами, ругать еду, которую подаёт хозяйка на стол. Даже невкусное блюдо, если его похвалить, станет от этого вкуснее. _ В старину, если роняли кусочек хлеба, то просили у него прощения и целовали. _ Нельзя было разбрасывать недоеденные куски – они будут сохнуть и «сушить» (забирать силу у того, кто хлеб не доел). Поэтому говорили, что «человек с последним куском оставил свою силу».
-Каша! Ответы детей.
Каждая по – своему хороша.
Все происходящие действия проигрываются. Когда «каша» «сварена», горшок достают из печи ухватом и ставят на стол.
Не красна изба углами, а красна пирогами. Дом без печки – не жилой дом. Стол – Божья ладонь, а хлеб – Божий дар.
Доброму гостю – особая честь. Пошли Бог гостей – и хозяин будет сытей. В гостях хорошо, а дома лучше.
Дети отгадывают загадки.
(Печь, кочерга, ухват, стол).
Учитель называет слово, а вызванный ученик показывает предмет.
«Конного гостя провожай до коня, пешего гостя провожай до ворот».
Гости: Благодарствуем на хлебе, на соли. Дай вам, с нашей руки да куль муки. Хозяева: На свидание прощаемся. Хлеб да соль вам. В долгий век и добрый час. Путь вам чистый! Гости: Счастливо оставаться!
|